Современный подход к формированию навыков смыслового чтения у младших школьников
статья

Цоктоева Тамара Анатольевна

1986 год… Результаты исследования PISA - Progress in International Reading Literacy Study (Прогресс в Международном исследовании по изучению грамотности чтения) Это международные исследования по мониторингу читательской грамотности детей, которые заканчивают 4-й класс. Тестирование по математике, чтению и естественно-научным дисциплинам: Россия занимает 1-е место по функциональному чтению в мире. 2000 год… Из 32 индустриально развитых стран Россия занимает 28-е место. 2018 год… Прошло чуть больше 32 лет. Сейчас Россия на 34-м месте…

Это было отмечено министром Просвещения РФ Васильевой О.Ю. в интервью «Российской газете» 23 декабря 2018 г. Помимо этого, она отметила, что нынешние школьники плохо владеют функциональным чтением. «Им трудно работать с текстом: понимать содержание, запоминать его, анализировать. Как следствие — могут возникнуть проблемы по остальным школьным предметам, дети начинают проводить за уроками весь вечер», — отметила она.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современный подход к формированию навыков смыслового чтения

у младших школьников»

Эти люди и не подозревают,

каких трудов и времени стоит научиться читать.

Я сам на это употребил 80 лет

и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели.

Гёте

1986 год… Результаты исследования PISA - Progress in International Reading Literacy Study (Прогресс в Международном исследовании по изучению грамотности чтения) Это международные исследования по мониторингу читательской грамотности детей, которые заканчивают 4-й класс. Тестирование по математике, чтению и естественно-научным дисциплинам: Россия занимает 1-е место по функциональному чтению в мире. 2000 год… Из 32 индустриально развитых стран Россия занимает 28-е место. 2018 год… Прошло чуть больше 32 лет. Сейчас Россия на 34-м месте…

Это было отмечено министром Просвещения РФ Васильевой О.Ю. в интервью «Российской газете» 23 декабря 2018 г. Помимо этого, она отметила, что нынешние школьники плохо владеют функциональным чтением. «Им трудно работать с текстом: понимать содержание, запоминать его, анализировать. Как следствие — могут возникнуть проблемы по остальным школьным предметам, дети начинают проводить за уроками весь вечер», — отметила она.

Министр предложила в качестве решения родителям вновь начать читать книжки своим детям вместо выдачи им электронных гаджетов.

Россия оказалась в тройке самых читающих стран, также как Китай и Испания: по результатам онлайн-опроса, который провел международный институт маркетинговых исследований GfK в декабре 2018г., 59% респондентов в РФ читают книги «ежедневно или почти каждый день», либо хотя бы раз в неделю. В Китае доля таких респондентов самая высокая – 70%, в Испании – немного меньше, чем в России – 57%.

По мере приближения к информационному обществу от образования все больше ожидают формирования личности, способной к самореализации, к самостоятельному ответственному решению жизненных проблем, то есть личности, обладающей определенным набором компетенций. «Грамотность – базовая учебная компетенция, позволяющая человеку непрерывно учиться и осваивать новое. Грамотность определяет способность и готовность человека к активному усвоению знаний и их применению в каждодневной жизни». Именно поэтому необходимым требованием к человеку новой эпохи является овладение текстовой культурой, или читательской грамотностью.

В 2007 году в нашей стране разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России». Срок реализации программы – до 2020 года. Цель разработки и реализации Национальной программы в повышении культурной компетентности членов общества за счет:

  • Роста читательской активности;
  • Повышения читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях.

Школы России перешли на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти свое отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоение основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения».

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [2, с. 98].

Очевидно, что развитие умений смыслового чтения у младших школьников должно быть направлено на овладение ими навыками и приемами понимания информации, содержащейся в тексте.

Известный ученый-психолог А. А. Леонтьев так говорил о недостаточной роли школы в формировании читательской грамотности: «…сегодняшняя школа учит в основном технике чтения, но оказалась неспособной учить собственно чтению, смысловому восприятию, адекватному пониманию содержательной стороны целостного текста».

В современном обществе умение школьников читать не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само определение значения слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчиненную смысловой.

Когда учителю следует начинать работать над формированием навыка смыслового чтения? Рассмотрим понятие «смысловое чтение».

Смысловое чтение – это комплексное УУД, такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения:

  • понимать текст;
  • анализировать;
  • сравнивать;
  • видоизменять;
  • генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).

Виды смыслового чтения.

Выделяют следующие виды чтения:

  • просмотровое;
  • ознакомительное;
  • изучающее;
  • рефлексивное.

Просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.

Ознакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.

Изучающее чтение — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.

Рефлексивное чтение — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

Методы и приемы обучения смысловому чтению.

Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:

Развитие умения анализировать задание.

Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию

Ответы на поставленные вопросы (как письменные, так и устные).

Определение последовательности событий в прочитанном тексте.

Формулирование простых выводов после прочтения текста.

Преобразование прочитанного текста в таблицу.

Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.

Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.

Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.

Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

Этапы формированию умений и навыков смыслового чтения.

Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу. Какие основные этапы нельзя пропускать?

Работа с незнакомыми словами (объяснение незнакомых слов).

Учитель обязательно должен определить, понятен ли детям смысл отдельных слов. Ему необходимо уточнить это во время прочтения, чтобы у учеников сформировался навык самостоятельного выделения незнакомых слов, значение которых необходимо расшифровать. Такие слова можно подчеркивать и искать их трактовку в словаре после прочтения, либо значение объясняется учителем.

Начинающий читатель зачастую отчетливо не осознает, что в тексте есть непонятное для него слово. Такое слово проскальзывает в контексте, оставляя иллюзию понятности. Любой учитель сталкивался с этим явлением, задавая детям вопрос после чтения текста: «Какие слова были непонятны?». Как правило, дети таких слов не называют. Выяснение значений ряда слов из прочитанного текста убеждает, что многие из них остались за бортом понимания. Существующая в школе практика разбора слов, недостаточно эффективна, так как дети иногда не понимают очень простые на первый взгляд слова. Поэтому, не исключая словарную работу перед чтением, у детей важно создать установку на самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и выяснение их значений. В методике обучения пониманию текста делается акцент на том, чтобы каждое непонятное ребенку слово было для него словно красный сигнал светофора, препятствующий дальнейшему движению.

Пример

Виталий Бианки «Заяц, косач, медведь и весна»

Прочитай понятия и толкования слов и словосочетаний. Раскрась пары соответствующим цветом.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2019/01/16/s_5c3eb7e35ad07/1054627_1.jpeg

На первых этапах работы с текстом необходимо прерывать чтение для выяснения непонятных детям слов. Постепенно учащиеся привыкают во время чтения подчёркивать непонятные слова. Затем эти слова обсуждаются: можно ли понять слово из контекста или нужно воспользоваться словарём.

Работа с ключевыми словами.

В любом написанном материале непременно присутствуют ключевые слова, без которых теряется смысл произведения. Учитель должен помочь школьникам найти их и объяснить необходимость применения и смысл, который они несут. Интересна будет работа с ключевыми словами в таком виде: Учитель или ученик читают рассказ, повесть или что-либо другое. Далее педагог спрашивает детей, какие главные слова они могли бы выделить, и записывает их на доске, а дети — в тетради. После этого предлагается воспроизвести прочитанный текст, используя данные ключевые слова. Записывать такие слова можно и по ходу чтения.

Серьезно страдает понимание текста от невнимания к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст.

Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста.

Пример

г. Скребицкий «Белая шубка»

Подчеркни в отрывке из текста слова, которые объясняют, почему автор так назвал свой текст.

Утро было тихое, накануне ночью насыпало много снегу. Лес сделался белый, мохнатый.

В один миг наш зайка в заснеженных кустах исчез.

Вот когда ему белая шубка пригодилась!

Работа со словами-образами.

Получить удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, найденным автором произведения. Знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у читателя, более ярким, полным, объемным, но с начинающим читателем нет необходимости обсуждать литературоведческие понятия, так как не это является главным в понимании, основное внимание нужно уделить обогащению образного ряда с помощью использованных автором художественных средств.

Нужно обращать внимание не только на слова-образы, но и на звуки, части слов, на формы или порядок слов.

Работа с многозначными словами.

Найди хорошо знакомые слова в другом, непривычном, употреблении.

С вилкой или ножом нужно обращаться очень осторожно, потому что они острые.

Горчица была такой острой, что у Вани выступили на глазах слезы.

Алеша простыл и поэтому не пошел гулять с ребятами.

Когда Анна Ивановна вышла в переулок, хулиганов и след простыл.

Работа с фразеологизмами.

1. Замените в предложении выделенные слова фразеологизмами.

Пример

Юля долго спорила с подругой, что подарить Вере на день рождения. Наконец, они договорились (нашли общий язык).

Ученые беспокоятся и предупреждают (бьют тревогу): земле угрожает экологическая катастрофа.

2. Определите, какой фразеологизм подойдет к этому тексту.

Пример

Дача располагалась в живописной роще, в очень удобном месте: рядом (в двух шагах) протекала речка, и до станции было совсем недалеко (рукой подать).

3. Составьте диалог, используя фразеологизмы:

Пример

- Ты вчера долго решал задачу по физике?

- Да, очень долго. А ты сразу решил?

- Я долго … (ломал голову), но без помощи старшей сестры ничего не смог сделать.

Рассказ по предложению.

Прочитай предложение, подумай и составь по нему небольшой рассказ. Принцип составления рассказа – разворачивание текстовой информации.

Пример

И тогда я почувствовал такую досаду и так рассердился, что бросил этот дневник за книжный шкаф, который стоял у нас в классе.

Близилось родительское собрание. Мама сказала, что если с отметками у меня все хорошо, то в субботу пойдем в парк. А у меня была двойка по пению. Я очень не хотел, чтобы Мария Ивановна ставила эту двойку в дневник, потому что тогда прощай парк. И когда Мария Ивановна собирала дневники, я свой ей не отдал. На большой перемене мы с мальчишками побежали в спорт. Зал смотреть новее тренажеры. Когда мы вернулись, то я увидел, что дневник мой лежит на парте и двойка в нем стоит как миленькая. Оказывается, Наташка, моя соседка по парте, увидела мой дневник, решила, что я нечаянно забыл отдать его на проверку, и отнесла дневник классной. И тогда я почувствовал такую досаду и так рассердился, что бросил этот дневник за книжный шкаф, который стоял у нас в классе.

Применение метода «диалог с автором текста».

Диалог с автором текста происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Если говорить о целенаправленном использовании этого метода в учебных целях, его можно разделить на несколько этапов:

  • ищем то, что не очень понятно в тексте и формулируем вопросы;
  • прогнозируем ответы на возникшие вопросы и прогнозируем дальнейшее содержание текста;
  • самопроверка (проверяем свои предположения, сверяя их с текстом).

Методисты считают метод «диалог с автором текста» наиболее значимым на этапе до чтения (работа с заголовком) и по ходу чтения текста, так как он активизирует процессы, участвующие в понимании. После такого диалога читателю намного проще перейти к анализу тех мыслей и чувств, которыми автор хотел поделиться с читателем, создавая свое произведение.

Прогнозирование содержания текста по заголовку настраивает читателя на восприятие текстовой информации.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.

Пример

Рассказ А.П. Гайдара «Совесть».

Урок начинается с размышлений учащихся над смыслом названия произведения: когда мы говорим о совести? Наверное, тогда, когда кто-то совершил не очень благовидный поступок. Что-то в этом поступке заставляет нас насторожиться, подумать, почему так произошло. По совести, ли поступил человек? Должен ли он был поступить иначе? Почему в некоторых ситуациях людей называют бессовестными? Эти и подобные вопросы появляются, когда читатель пытается предугадать, предвосхитить изложение событий в тексте, т.е. думает над тем, что ему предстоит узнать при знакомстве с произведением.

Далее идет первичное прочтение текста. Это очень ответственный момент на уроке, т.к. именно при первом знакомстве с текстом в процессе постепенного погружения в него возникает масса вопросов, на которые хочется найти ответ в самом произведении. Как это реально может происходить на диалоговом уроке?

Начало произведения: «Нина Карнаухова не приготовила урока… и решила не идти в школу».

После чтения этого эпизода сразу возникает вопрос: почему? Почему не приготовила урока? Почему решила не идти в школу? Естественно следует цепочка предположений: не приготовила урока, потому что болела голова, поленилась, не справилась с заданием, слишком поздно села за уроки и т.п.; решила не идти в школу, потому что …

«Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу».

После прочтения эпизода возникает естественный вопрос: как чувствует себя человек, который что-то делает украдкой? Видимо, очень неуютно. Он весь находится в напряжении, возникает желание стать невидимкой. Когда что-то делаешь украдкой, становится стыдно. Наверное, и Нина, украдкой пробираясь в рощу, чувствовала себя неважно. В такой момент человека невольно жалеешь. Самому совсем не хочется быть на его месте.

Пусть дети на какое-то время, выдвигая свои предположения, сравнивают себя с героем произведения. Это им поможет в дальнейшем глубже понять данную ситуацию, детальнее ее проанализировать.

На этом этапе младшие школьники эмоционально оценивают ситуацию, соотносят ее со своим жизненным опытом. Это происходит при чтении каждого эпизода. На данном этапе пока нет анализа текста в полном смысле слова. Ведь это первое чтение, но оно осуществляется на диалоговом уроке путем постепенного «погружения» в текст, в процессе «разговора с автором текстом».

Дети должны уметь самостоятельно находить скрытые в тексте вопросы, делать остановки в чтении, когда появляются возможности для прогнозирования дальнейшего содержания.

Задача учителя в начале обучения диалогу с автором текстом – останавливать чтение тогда, когда в тексте есть прямой или скрытый вопрос и организовывать вероятное прогнозирование, а по ходу чтения – проверку прогнозов детей. Главное – научить видеть существенную информацию в тексте и не задавать поверхностных вопросов.

Развитие читательского воображения.

Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым воображением. Развитие читательского воображения предполагает работу как над воссоздающим, так и над творческим воображением.

Тренироваться «включать» воображение следует на небольших текстах, содержащих 1-2 образных элемента, которые легко воссоздаются. Постепенно количество таких элементов можно увеличивать, переходя к воспроизведению целых картин. Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками.

Какие методические приемы могут активизировать воображение читателя?

Эффективными будут словесное и графическое рисование, особенно на материале тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы. Это относится к лирическим стихам, текстам, насыщенным сложным психологическим анализом либо с обилием пейзажных зарисовок.

Огромную роль играет и работа с иллюстрациями профессиональных художников, их рассматривание и анализ.

Составление диафильма, сценария мультфильма, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера будет также способствовать «пробуждению» воображения.

Не следует забывать о значении таких приемов, как инсценирование или драматизация, как отдельных эпизодов, так и всего произведения. При этой работе детям придется не раз перечитать текст, обращая внимание на детали художественного пространства и времени, портретные характеристики, описания поведения героев.

По возможности нужно обращать внимание начинающего читателя на то, как автор с помощью слов помогает нам не только «увидеть» картины художественного мира, но и «услышать» звуки природы, человеческого голоса, «вдохнуть» аромат леса или теплого летнего вечера.

Для развития творческого воображения можно использовать такие задания: придумай своих героев, свои приключения, другой конец для произведения.

Обучая работе с текстом, можно формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии:

  • если рассмотреть, как напечатан текст, можно легко отыскать книги со стихами;
  • по фамилии автора можно предположить тематику и жанр произведения;
  • иллюстрации помогают различать сказки и рассказы;
  • заголовок помогает понять тему и главный смысл книги;
  • сколько в книге произведений, и какие именно, можно узнать по оглавлению или содержанию.


Уже в период обучения грамоте следует уделять внимание и совершенствованию технической стороны чтения и параллельно работать над смысловой его стороной. Ребенок должен понимать, зачем он читает. На данном этапе учитель озвучивает ребенку цель чтения. Читаю, чтобы узнать новое слово, понять его смысл, построить с ним словосочетание. Понять смысл одного предложения, небольшого текста – это первые шаги по выработке навыка смыслового чтения.

Но на данном этапе начинаются первые трудности при работе с текстом.

Возникает проблема: ребенок правильно читает все слова в предложении, но не понимает его смысла.

Одна из вероятных причин: читая предложение, он встретился с трудным для восприятия словом и переключил свое внимание на него. Процесс же понимания на момент прервался.

На своих уроках я предлагаю следующий вид работы. Перед чтением текста обучающиеся прочитывают столбик слов, имеющих одинаковое начало или конец (при этом читают его несколько раз: медленно, убыстряя темп, громко, тихо и т.д.). Предвидя, какое слово станет для детей «затруднительным» для понимания, я сначала даю его полное описание, часто в сопровождении с рисунком, фотографией, а затем прошу найти это слово в столбике.

Например: аэроплан, аэросани, аэростат, аэропорт, аэродром.

Летательный аппарат с корпусом, наполненным газом, который легче воздуха. (аэростат)

Поняв значение слова, дети приступают к прочтению текста и его осмыслению.

Безусловно, обучение смысловому чтению проходит на всех учебных предметах.

Из личного опыта работы на уроках литературного чтения

Основным приемом, обеспечивающим развитие читательской компетентности является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда ребенок откроет в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Виды работ с текстом делю на два этапа прочтения: первичный и вторичный. Например, после первичного прочтения использую чтение - «спринт». На максимальной скорости, читая «про себя», обучающиеся ищут ответы на заданные вопросы. Использование на уроках чтения разнообразных видов работ над текстом влияет на развитие интереса к чтению.

Часто возникает следующая проблема: невнимательное отношение к формулировкам заданий приводит учеников к выполнению какого-то "своего задания", зачастую останавливаются на этапе списывания текста.

Предлагаю разрешение проблемы следующим образом: ввести шкалу самоконтроля, которую мы с детьми назвали «Шаг за шагом». Дети читают текст упражнения со всеми заданиями к нему. Далее определяют количество глаголов, побуждающих к выполнению действий, не забывая просмотреть внутри текста особые значки (цифры). Если заданий 3, то дети чертят шкалу и отмечают на ней 3 точки. Во время пошагового выполнения заданий, точки превращаются в крестики. Если обучающийся ставит крестик, а задание не выполняет, мне легко определить номер невыполненного задания, а значит и номер крестика. В таком случае обвожу крестик красными чернилами, т.е. «сигнализирую». Получив тетрадь, обучающийся сам легко определяет, какое задание не было выполнено. Важно, чтобы предложенная работа по разрешению проблемы давала положительные результаты. Родители отмечают результативность такой работы. Их дети более внимательнее стали относиться к выполнению заданий.(слайд 14)

На уроках русского языка сама создаю проблемную ситуацию, которая требует от обучающихся поискового чтения, которое осуществляется на основе выборочного и просмотрового чтения.

Так, при изучении темы «Запись географических названий» ставлю перед обучающимися проблему: найти среди данных слов (Ж/ж игули, В/в олга, Г/г олубое) имена собственные. Ребята выбирают только 2 слова (Жигули, Волга), т.к. им понятна смысловая сторона этих слов. Но затем я даю детям текст, из которого узнают, что слово «Голубое» тоже может стать именем собственным. Вывод о том, когда это может произойти, делают самостоятельно. Читая текст, обучающиеся не только разрешают поставленную проблему, но и знакомятся с информацией о своем родном крае.

Также проблема может возникнуть и на уроках математики: ученик не понимает текстовую задачу, неверно ведет рассуждение в процессе решения.

Предлагаю разрешение проблемы следующим образом. В первом классе предлагаю родителям в помощь алгоритм действий при работе над разными видами задач (с вопросами и словами для рассуждения). Систематическое использование этого алгоритма приводит к его запоминанию и самими учениками. В третьем классе при решении задач, например, на нахождение четвертого пропорционального, мои ученики используют чертежный инструмент, линейку, которая помогает им правильно вести ход рассуждения и выбирать нужный знак действия в решении. Рассуждение всегда ведется от главного вопроса, который сигнально выделяется красным карандашом. На уроках активно используем работу в парах. При такой работе ученики рассуждают вместе, учат друг друга, исправляют. Результатом станет снижение количества обращений за помощью ко взрослым, т.к. дети приучат себя к самостоятельному рассуждению. А также увеличится количество обучающихся, которые перестанут бояться решать задачи повышенной трудности.

Материал к урокам я обязана готовить так, чтобы мои ученики слушали его с интересом и вниманием, а потом бы хотели самостоятельно прочитать дополнительный материал по изучаемой теме. В проведении урока мне помогают сами дети, подбирая информацию по предстоящей теме в различных книгах и энциклопедиях, а я, часто путешествуя, могу дополнить ее лично прочитанной информацией и впечатлениями от увиденного.

Каких результатов достигнут обучающиеся при сформированности навыков смыслового чтения?

Сформированность навыков смыслового чтения просматривается в результатах предметных конкурсов разных уровней «Кириллица», «Ребус», «Лисёнок», «ЭМУ-Эрудит», а также предметных олимпиад.

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает по завершении каждого года обучения выполнение обучающимися итоговой диагностической работы. Эта работа позволяет увидеть, какие УУД хорошо сформированы, а какие требуют особого внимания и дальнейшей работы. После написания нескольких работ можно отследить уровень сформированности универсальных учебных действий, как у отдельных учащихся, так и у всего класса в целом. Регулярная работа с текстом позволяет своевременно устранить проблемы в смысловом понимании текстов разных жанров.

Итак, мы видим, что смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте результатов.

Моя задача, как учителя начальных классов, создать условия для перехода учащихся с уровня «обучения чтению» на новый уровень – «чтение для обучения», подготовив детей к обучению в основной школе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный подход к формированию навыка смыслового чтения

«Люди перестают мыслить,когда перестают читать»(Д. Дидро).         Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять...

Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у младших школьников.

В работе раскрывается технология продуктивного чтения, методы и приемы формирования смыслового чтения у обучающихся начальной школы....

Современный подход к формированию навыка смыслового чтения

Современный подход к формированию навыка смыслового чтения·         Морозова Янина Сергеевна,  учитель начальных классовРазделы: Преподавание в...

Современный подход к формированию навыка смыслового чтения.

Современный подход к формированиюнавыкасмыслового чтения....

"Приёмы формирования навыков смыслового чтения у младших школьников"

  На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и...

Тезисы к выступлению по теме : " Современный подход к формированию навыков смыслового чтения"

Тезисы к выступлению по теме : " Современный подход к формированию навыков смыслового чтения"...

«Современный подход к формированию навыка смыслового чтения на уроках в начальной школе»

Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов...