Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у младших школьников.
проект на тему

Гофман Надежда Петровна

В работе раскрывается технология продуктивного чтения, методы и приемы формирования смыслового чтения у обучающихся начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Кафедра дошкольного и начального образования

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у младших школьников.

ВЫПОЛНИЛА:

Гофман Надежда Петровна,

МБОУ «Общеобразовательная школа №14»

город Мончегорск


 РУКОВОДИТЕЛЬ:

Игнатович Инна Игоревна,

 к.п.н., доцент кафедры  ДиНО

Мурманск

2017

Содержание

Введение …………………………………………………………………..2

  1. Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у младших школьников…..….………………………………………………… ...4
  1. Смысловое чтение – как понятие.        
  2. Технология продуктивного чтения
  3. Методы и приемы формирования смыслового чтения в начальной школе

Заключение ………………………………………………………………13

Литература……………………………………………………………… 14

Приложение………………………………………………………………15

Введение

          В современном обществе умение школьников читать не может сводиться  лишь к овладению техникой чтения. Чтение - это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. такое качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

          Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»[6. С.6] 

          Без чтения нет учения. Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.  

          Планируемые результаты освоения программного материала средствами смыслового чтения разработаны на основе системно-деятельностного подхода и определяют как уровень актуального развития этого навыка(выпускник научится), так и его ближайшую перспективу(ученик получит возможность научиться) прописаны в наших рабочих программах.

 Посредством смыслового чтения  на каждом уроке школьники учатся добывать, понимать и преобразовывать учебную информацию, представленную в различных формах. Так смысловое чтение вначале выступает как предмет обучения, а затем становится результатом и средством обучения и развития детей.

   Учитывая важность данной работы, определена цель проекта – выявить наиболее эффективные технологии формирования смыслового чтения у младших школьников.  

Отсюда вытекают следующие задачи:

  1. Проанализировать педагогическую литературу по данной теме.
  2. Определить эффективные методы и приемы работы по формированию смыслового чтения.
  3. Раскрыть некоторые приемы работы на уроках.

Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у младших школьников…..….…………………………………………………

  1. Смысловое чтение – как понятие.

          В «Примерной основной образовательной программе начального образования» под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [3, С. 47]

             Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вычитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

             Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок. Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.

             Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

  • В личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
  • В регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
  • В познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
  1. Технология продуктивного чтения

               Технология продуктивного чтения направлена на формулирование собственной позиции, умения адекватно понимать собеседника (коммуникативные УУД), умения извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию (познавательные УУД),умение работать по плану, алгоритму (регулятивные УУД), формулировать оценочные суждения(личностные УУД).
Теория формирования типа правильной читательской деятельности в том виде, как её описывает Н.Н.Светловская, обеспечивает последовательность естественных для любого читателя шагов при самостоятельном чтении книг, включение его в «общение» с автором. Технология продуктивного чтения - это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

          Авторы  программ  литературного чтения Р.Н.  Бунеев,  Е.В.Бунеева

и О.В.Чиндилова  творчески переработали  методику  продуктивного  чтения,    разработанную    профессором  Н.  Н.  Светловской,    и  создали  технологию  формирования  типа  правильной  читательской  деятельности  или  технологию  продуктивного  чтения. [5. С.15]

Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:

1. Работа с текстом до чтения (антиципация, постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе).

Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

2. Работа с текстом во время чтения (первичное чтение текста, использование приёма "активный читатель", перечитывание текста, беседа по содержанию в целом).

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.

3. Работа с текстом после чтения (концептуальная (смысловая) беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся), тестовые задания, контрольно-измерительные материалы.

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.

Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.

Не только последовательность шагов в процессе чтения обеспечивает успешность использования данной технологии. Крайне важным является диалоговый характер чтения текста (ребёнком, взрослым).

Первичное чтение, обеспечивающее максимально возможное для конкретного читателя погружение в текст, - вот задача, которую необходимо решать при работы с текстом. Диалог с автором через текст и комментированное чтение рассматриваются как ведущие приёмы обеспечения понимания основных смыслов текста, «погружения» в текст читателей.

Для организации диалога читателей с текстом необходимо учить младших школьников ставить вопросы к тексту во время чтения, выдвигать предполагаемые ответы на эти вопросы, проверять себя по ходу чтения.

Главная задача педагога - помочь ребёнку осознать, откуда и как рождаются вопросы (к иллюстрации, к тексту и пр.), увидеть их логику, чтобы даже в отсутствие взрослого он смог самостоятельно осмысливать прочитанное. Вопросы подтекстового уровня составляют большую долю вопросов при анализе текста. Отвечая на них, учащиеся делают свои первые текстологические открытия, уточняют догадки о смысле произведения, и это становится основой для дальнейшей беседы о его идее.

  1. Методы и приемы формирования смыслового чтения в начальной школе

            В целях личностного и познавательного развития обучающихся и достижения социально желаемого результата становления разных видов чтения на всех  уроках используются следующие приёмы и способы работы:
1) анализ учебных заданий, инструкций, развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, понимать и принимать смысл задания и «переводить» каждое задание в самоинструкцию, в алгоритм действий;

2) вычитывание и обобщение информации,  перевод информации в таблицы, диаграммы, рисунки, схемы, чертежи и т.п.

3) выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы); высказывание своей точки зрения; приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст.

Рассмотрим несколько методических приемов, которые можно использовать на любом уроке.

1. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы 
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.  

2. Приём «Составление краткой  записи  задачи»  
Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.

3. Приём  «Составление вопросов к задаче»  
Анализ информации, представленной в объёмном тексте  математической задачи, формулировка  вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все   имеющиеся  данные;  останутся   не использованные данные; нужны дополнительные данные.

4.  Приём  «Вопросы к тексту учебника»  

Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в паре.
5. Приём «Учимся задавать вопросы  разных типов» – « Ромашка Блума»  Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяются  на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.

Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».

6. Приём «Инсерт»  
Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие. Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал; 
+ – новое;  – думал иначе; ? – не понял, есть вопросы.

2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Уже знал (V) Узнал новое (+)  Думал иначе  (–)   Есть вопросы (?)

Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь  мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию  умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

7. Приём  «Кластер»  
Кластеры используются для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки),  с ним связанные. Наполняют  эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.

8. Приём «Ключевые слова»  
Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.

9. Приём  «Верные и неверные утверждения»  
 Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+»,  не верно – «-».
10. Приём «Верите  ли вы…» 
Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. 
Проводится в начале урока, после сообщения темы.

11.  Приём «Синквейн»  
Развивает умение учащихся   выделять    ключевые   понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания  и проявлять творческие способности. Структура синквейна:
Существительное (тема). Два прилагательных (описание). Три глагола (действие). Фраза из четырех слов  (описание). Существительное (перефразировка темы).

             Успешность освоения речемыслительными  навыками  смыслового чтения оценивается с помощью контрольно-измерительных материалов, составленных на основе предметных и метаппредметных  знаний и умений. На основе этих материалов составляются школьные итоговые комплексные работы, составлены комплексные работы  «Центра Развития Молодёжи» автора Титаренко, которыми мы пользуемся  и Всероссийские проверочные работы.

          Чтобы  учащиеся успешно справлялись с этими заданиями, необходимо начинать работу по развитию разных видов смыслового  чтения  с 1 класса на уроках и во внеурочной деятельности.

Приведу примеры такой работы на уроках математики, технологии и во внеурочной деятельности работа сс текстом  в 1 классе в послебукварный период  на кружке «Как хорошо уметь читать».    (Приложение)

              Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач. Значительное место занимают в этой системе текстовые задачи. Они необходимы для того, чтобы сформировать у учащихся важные для обыденной жизни знания, а на их базе - умения и навыки, связанные с решением постоянно возникающих проблемных ситуаций.

   На этапах работы с текстовыми задачами   я использую такой прием как « кластер ( англ. грозди)» - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке,  позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». В 1-2 классе эта работа проводится коллективно под руководством учителя, в 3 классе- 4 классе используется парная, групповая и индивидуальная работа в зависимости от темы и цели урока.

       При работе над кластерами следует соблюдать следующие правила:

1) Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2) Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3) Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Разбивка на кластеры используется как на этапе  актуализации знаний так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения тем или формой систематизации информации по итогам прохождения материала:

 Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме). Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме). Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). Прием «кластера» можно использовать  на любом уроке, особенно на окружающем мире.

 

Заключение

        Ученые установили, что на успеваемость школьников влияет более двухсот факторов. Фактором номер один является овладение навыками осознанного чтения. Смысловое чтение – это путь решения познавательных, регулятивных, коммуникативных задач, поиск нужной информации, её интерпретация, самоконтроль, формирование собственной точки зрения.              Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом направленная на формирование навыков смыслового чтения, является приоритетной задачей в работе учителя начальных классов.

 При формировании  смыслового чтения  выступают не только художественные произведения, но и текстовая и нетекстовая информация учебников, дополнительной литературы  по всем учебным дисциплинам  в начальной школе.

Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно порекомендовать  учителям   следующее:

  • выбирать наиболее рациональные      виды чтения для усвоения  учащимися нового материала;
  • формировать у учащихся интерес  к чтению путем внедрения  нестандартных форм и методов работы с текстом;
  • определять характер   деятельности   различных      групп     учащихся   при работе с учебником;
  • предвидеть     возможные     затруднения    учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;
  • повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их  продвижения вперед;
  • организовывать     различные  виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;
  • обучать      самоконтролю и     самоорганизации    в различных  видах

Литература

  1. Апальков В. Г. «Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций» [Электронный ресурс].  Режим доступа:www.gazpromschool.ru/teachers/
  2. Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс. Режим доступа: URL: www.school 2100.ru
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2013. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
  4. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя //Начальная школа -  2003, № 1. С. 11-18   
  5. Чтение – вот лучшее учение.  Периодическое  издание муниципального  автономного учреждения информационно-методический центр г. Томска. [Электронный ресурс].  Режим доступа: imc.tomsk.ru
  6.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. минобрнауки.рфдокументы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf

Приложение

Испоьзование приема «кластер» на уроке математики во 2 классе.

Задача:   «У лодочной станции было 15 яхт. Когда несколько яхт вышло в море, осталось 8 яхт. Сколько яхт вышло в море?»

Последовательность действий при построении кластера проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) необходимо написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной задачи.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются   с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

        Задание   на уроке  «Технологии» в 3 классе. Тема «Архитектура. Чтение чертежа». Задание  выполняется в рабочей тетради самостоятельно. Проверяется умение находить и использовать нужную информацию,  представленную на чертеже и условных обозначениях.

  • На с. 17 учебника прочитайте чертеж. Определите, что на нем изображено, масштаб, название, размер деталей, материал, последовательность сборки изделия. Вставьте пропущенные слова, закончите предложения, в пустых окошках нарисуйте линии.

На чертеже изображена_______________________________________________.

Масштаб изделия на чертеже______________________________.

Развертка коробочки состоит из деталей:

_____________________________________________________ - шт.

_____________________________________________________ - шт.

_____________________________________________________ - шт.

Длина деталей________________________________________ - мм

                         ________________________________________ - мм

                         _______________________________________ - мм

Ширина деталей______________________________________ - мм

                             ______________________________________ - мм

                            _______________________________________- мм

Материал для работ_______________________________________________________.

Линии на чертеже и их назначение

        Основная линия видимого контура

                                                                                                                  Осевая линия

                                                Вспомогательная линия для выполнения эскизов                                                                                                            

                                                              Линия сгиба

                                                            Линия невидимого контур

                                                           Место намазывания клеем      

Порядок сборки записывают в виде словесного плана, используя слайдовый план в учебнике.

На занятии кружка «Как хорошо уметь читать» в 1 классе детям предлагается  текст и к нему несколько заданий.

  1. Прочитай рассказ  

Кролики
Вот клетка. Там сено, кормушка и поилка.
В клетке живут кролики. Мама и детки. Пара малышей чѐрные, как мама.
Остальные пять – рыжие. Крольчиха грызѐт капусту и ест овѐс. Крольчата спят, прижимаясь друг к другу. Они ещѐ маленькие. Мать кормит их молоком. Кролики растут быстро. Скоро им будет тесно в одной клетке.
* Проверяется умение осознанно читать текст с целью приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.

  1. Кто находится в клетке? Ответь предложением из текста. Спиши это предложение. Сверь свою запись с текстом. Если надо, исправь.

* Проверяется умение понимать и принимать учебную задачу, письменно отвечать на поставленные вопросы с помощью выборочного списывания. Проверяется умение безошибочно списывать и проверять написанное, сверяя с текстом

3. Какого цвета крольчиха? Обведи номер правильного ответа.
1) белая   2) рыжая   3) чѐрная
* Проверяется умение находить и использовать нужную информацию, представленную в тексте
4. Подумай, откуда в клетке берётся корм. Запиши свой ответ.
* Проверяется умение высказывать устно и письменно оценочные суждения и свою точку зрения
4а  Проверь свою запись, читая слова по слогам.
* Проверяется умение находить и исправлять ошибки в собственном письме, а также предотвращать возможные ошибки в последующих письменных работах путём слогового проговаривания

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка осознанного чтения у младших школьников с умственной отсталостью

Доклад на ШМО учителей начальных классов. В работе раскрывается понятие осознанного чтения в психолого-педагогической литературе, описывается процесс формирования навыка осознанного чтения и особеннос...

Как формировать навык смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения

О трудностях, которые младшие школьники испытывают в процессе обучения, с тем, что дети не владеют навыком осмысленного чтения. Поэтому важнейшая задача учителя начальных классов – организовать ...

Современный подход к формированию навыков смыслового чтения у младших школьников

1986 год… Результаты исследования PISA - Progress in International Reading Literacy Study (Прогресс в Международном исследовании по изучению грамотности чтения) Это международные исследования п...

"Приёмы формирования навыков смыслового чтения у младших школьников"

  На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и...

Формирование навыка смыслового чтения у младших школьниках на основе научно-познавательного текста на уроках окружающего мира.

В данной статье  говорится о формировании навыка смыслового чтения у младших школьниках на основе научно-познавательных текстов на уроках окружающего мира. Приводятся методы и приемы  технол...

Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у младших школьников

Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у младших школьников...