Роль учителя – дефектолога в организации совместной работы педагогов по коррекции нарушений развития у детей с РАС
презентация к уроку

Романова Светлана Юрьевна

Материал включает доклад и презентацию по организации совместной работы педагогов ресурсного класса по коррекции нарушений развития у детей с расстройством аутистического спектра в период адаптации 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.8 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.88 МБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД  1 Тема СЛАЙД 2

Свое выступление я хочу начать с рассказа о необыкновенном человеке. Ее зовут Соня Шаталова. Она имеет расстройство аутистического спектра, не умеет разговаривать, может совершать только монотонно-однообразные движения, полностью отстранена и неконтактна. Соня не посещала детский сад. В дошкольном возрасте врачи вынесли ей диагноз: "Глубокая умственная отсталость". Так было до тех пор, пока у семилетней Сони не оказалась ручка, а мама не прикоснулась в этот момент к Сониной руке. И Соня начала писать.

СЛАЙД 3

Да, оказалось, что Соня умеет читать и писать, у неё абсолютная грамотность, фотографическая память и непостижимые познания о нашем мире. Соней много чего написано: стихи, сказки, дневники, афоризмы. Вы видите их на экране. Это было написано Соней в возрасте 7 лет. Здесь над каждой строчкой можно думать и размышлять.

СЛАЙД 4

Некоторые врачи очень долго не могли в это поверить. Сложно увидеть в ребёнке, который может издавать только невнятные звуки, часами кричит и даже не может самостоятельно ложку донести до рта что-то разумное. Это было в  2000 году. Ее маме пришлось столкнуться с множеством проблем и испытаний, связанных с развитием девочки.

СЛАЙД 5

С 1 сентября 2016 года Федеральный государственный образовательный стандарт образования отвечает новым социальным запросам, предлагая детям с ограниченными возможностями здоровья стать активными участниками образовательного процесса. Каждый ребенок, не зависимо от диагноза, того или иного нарушения развития, имеет право обучаться в общеобразовательной школе. В соответствии с этим меняется и позиция школы в работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.

На сегодняшний день мы убедились, что на смену классической форме школьного образования пришли новые формы.  Одной из таких форм стало создание в нашей школе ресурсного класса – класса для детей с расстройствами аутистического спектра

СЛАЙД 6

Сегодня мы хотим поделиться опытом организации совместной работы по коррекции нарушений развития у детей с расстройством аутистического спектра в период адаптации.

Чтобы обеспечить единство в работе всех педагогов ресурсного класса была выработана следующая система деятельности:

СЛАЙД 7

1 направление. Проведение совместного тестирования

В настоящее время в отечественной педагогике и психологии остро стоит проблема диагностики и оценки функциональных навыков у детей с РАС.

Ее актуальность обусловлена необходимостью разработки для каждого ребенка индивидуальной коррекционно-образовательной программы, способствующей его социализации, повышению уровня социальной адаптации, развитию и результативному обучению. Разработка таких программ возможна только на основании точных данных об уровне развития детей, которые выявляются путем использования специальных оценочных методик.

СЛАЙД 8

Методики, применяемые в работе с детьми, имеющими РАС, должны обеспечивать детальную оценку всех основных функциональных сфер, что связано, главным образом, с всеобъемлющим характером данного нарушения и неравномерностью в развитии различных функциональных областей и навыков.

Одной из таких методик, получивших широкое распространение в зарубежных странах в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, в т.ч. с расстройствами аутистического спектра, является методика оценки базовых речевых и учебных навыков  (ABLLS-R)

СЛАЙД 9

Это один из самых подробных тестов по оценке навыков ребенка, который охватывает 544 навыка, что позволят детально определить психолого-педагогический профиль ребенка.  Важная особенность ABBLS-R состоит в том, что данный тест не является диагностическим инструментом. В нем не проводится сравнение полученных результатов с возрастными нормами, типичным психическим развитием или с другими лицами. Это объясняет отсутствие возрастных критериев для проведения тестирования.  Тестирование преследует три взаимосвязанные цели:

- Определение речевых, языковых и учебных навыков, которые отсутствуют у данного ребенка.

- Составление индивидуальной программы развития (ИПР) по результатам тестирования.

- Определение эффективности обучения ребенка согласно его ИПР и оценка динамики развития данного ребенка с помощью повторного тестирования.

В нашем классе тестирование проводится в начале и в конце учебного года

Основное внимание в тесте уделяется базовым учебным навыкам, определяющим способность ребенка к дальнейшему обучению. Это позволяет выявить ранее неизвестные пробелы в навыках ученика, без развития которых он не сможет продолжить обучение в тех или иных областях. Например, если у ребенка нет навыка имитирования действия с аналогичными предметами или моделирования по визуальному образцу, то это осложнит его дальнейшее обучение бытовым и профессиональным навыкам. 

СЛАЙД 10

Каждая шкала ABLLS-R состоит из субтестов – отдельных заданий, которые соответствуют специфическому навыку. Владение каждым навыком оценивается по шкале от 0 (полное отсутствие данного навыка) до 1, 2 или 4 в зависимости от задания. Все пункты теста описаны единообразно и включают номер задания, четыре шкалы баллов для данного навыка, название задания, цель задания, вопросы об овладении ребенком данным навыком, примеры реакций (если в этом есть необходимость), критерии для определения баллов, а также раздел для комментариев.  Для каждого задания существует 4 шкалы баллов для результатов, где верхняя  шкала – результаты первичного тестирования, а шкалы, расположенные ниже, предназначены для последующих повторных тестирований того же ребенка.  

СЛАЙД 11

- Результаты ABLLS-R представляются в виде наглядной схемы, которая позволяет быстро оценить уровень развития навыков ребенка, а также его прогресс во время повторных тестирований

СЛАЙД 12

2 направление. Организация учебного процесса ресурсного класса

Структура теста подразумевает, что отдельные пункты тестирования будут преобразованы в цели индивидуальной программы развития с сохранением тех же формулировок.

На основе полученных данных педагогами ресурсного класса под руководством заместителя директора школы разрабатывается индивидуальная коррекционная программа, осуществляется постановка наиболее актуальных целей работы с ребенком. При этом рекомендуется ориентироваться на готовность ребенка к освоению того или иного навыка, а не просто выбирать задания самого низкого уровня, с которыми он не справился.  

СЛАЙД 13

Как правило, для индивидуальной программы выбираются 20-30 целей на основе тестирования по ABLLS-R. Рекомендуется выбрать 15 шкал теста, которые являются приоритетными для развития данного ребенка, и выбрать по 1-2 цели из каждой шкалы. Авторы теста рекомендуют избегать чрезмерного количества образовательных целей, так как это сократит время индивидуального обучения и затруднит усвоение навыков. Рекомендуется сделать упор на базовые навыки, которые связаны с развитием речи, а также с навыками, помогающими эффективнее обучаться в будущем. Те навыки, которые будут формироваться на индивидуальных занятиях, учитель-дефектолог расписывает в индивидуальной части образовательной программы с указанием критериев, определяющих, когда ребенок усвоит каждый навык. Индивидуальные занятия проводятся тьютором. Мы предлагаем вашему вниманию фрагмент проведения индивидуального занятия тьютора с учениками ресурсного класса.

ФИЛЬМ   СЛАЙД 14

3 направление. Организация учебного процесса общеобразовательного класса

Учитывая тот факт, что учителям общеобразовательных школ необходима помощь в создании специальных условий для учеников с РАС, учитель-дефектолог оказывает помощь в адаптации образовательных программ и учебных материалов. Он определяет навыки, которые являются наиболее важными для ученика в данный момент, и вносит их в адаптированную образовательную программу ребенка. Адаптированная образовательная программа одновременно реализуется всеми специалистами, принимающими участие в работе с учеником.

С каждым учеником работает команда специалистов, и в разное время ученика могут сопровождать разные члены этой команды. Очень важно, чтобы вне зависимости от того, кто на данный момент находится рядом с ребенком, уровень требований, подсказок и поддержек, методов и приемов оставался одинаков.

СЛАЙД 15

 В заключении своего выступления я хочу сказать...

Эти дети немного другие. И это надо помнить. И это надо забыть…

Помнить потому, что эти дети погружены в свой внутренний мир и отрешены от внешнего. Забыть – потому,  что они такие же, как все. Просто дети

СЛАЙД 16


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Романова Светлана Юрьевна учитель – дефектолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37 г.Белгорода» «Роль учителя – дефектолога в организации совместной работы педагогов по коррекции нарушений развития у детей с РАС»

Слайд 2

Соня Шаталова

Слайд 3

ВЕТЕР – воздух, который не любит покоя. ДУША – это пустота в человеке, которую он заполняет Богом или Сатаной. МУДРОСТЬ – мера между «мало» и «много». МУЗЕЙ – консервы времени. МЫСЛЬ – самая мощная после любви сила в мире. Смелость ума оформлять словами образы. То, что отличает мир от хаоса. НАУКА – познание, основанное на сомнении. Система познания, в которой нет места вере. УХО – ловушка для звуков у живых существ. ЧЕЛОВЕК – такое живое существо, у которого есть разум, речь, умелые руки и способность решать, как всё это использовать. ЭССЕ – эмоция, выраженная как мысль. Соня Шаталова, 7 лет

Слайд 5

Инклюзивное образование Термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах Процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех

Слайд 6

Команда ресурсного класса

Слайд 7

Особенности аутичных детей Пути решения стереотипное поведение; чрезмерная психомоторная возбудимость; трудно устанавливают эмоциональный контакт с внешним миром; трудно выражают собственные эмоциональные переживания и понимают состояния других; стараются избегать каких-либо нововведений в свой жизненный порядок и, таким образом, активно этому сопротивляются; задержка и нарушение коммуникативной функции языка ( мутизм );

Слайд 8

Методика оценки базовых речевых и учебных навыков ( ASSESSMENT OF BASIC LANGUAGEAND LEARNING SKILLS REVISITED, ABLLS-R)

Слайд 9

Области оценки A. Сотрудничество и эффективность поощрений B. Визуальное восприятие C. Рецептивный язык D. Моторная имитация E. Вокальная имитация F. Обращение с просьбой G. Называние H. Интравербальная речь I. Спонтанные вокализации J. Синтаксис и грамматика K. Игры и досуг L. Социальное взаимодействие M. Групповое обучение N. Правила класса P. Генерализация навыков Q. Чтение R. Математические навыки S. Графические навыки T. Правописание U. Одевание V. Навыки приема пищи W. Уход за внешним видом X. Использование туалета Y. Навыки крупной моторики Z. Навыки мелкой моторики

Слайд 10

Пример задания из теста ABLLSSR

Слайд 11

Таблица мониторинга теста ABLLS-R

Слайд 12

Для успешной инклюзии детей с аутизмом необходимо :

Слайд 13

При обучении необходим нестандартный подход: Учет особого темпа работы и трудности в организации внимания детей с РАС; Устройство школьной жизни с тщательно продуманным функциональным пространством класса, рабочего места; Устойчивый порядок занятий.

Слайд 14

Сравнение вариантов АООП Результаты освоения АООП АООП - 1 АООП - 2 АООП - 3 АООП – 4 (СИПР) Личностные результаты Соответствуют ФГОС НОО Отличаются от N , акцент на жизненные, социальные компетенции Отличаются от N , акцент на жизненные, социальные компетенции Отличаются от N , акцент на жизненные, социальные компетенции Метапредметные результаты Соответствуют ФГОС НОО Соответствуют ФГОС НОО за исключением коммуникативных УУД Не предусматри ваются Не предусматри ваются Предметные результаты Соответствуют ФГОС НОО Практически полностью соответствуют ФГОС НОО Упрощенные и альтернативные цели Упрощенные и альтернативные цели

Слайд 15

Эти дети немного другие

Слайд 16

Благодарю за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя-дефектолога в организации помощи детям с РАС в условиях психолого-педагогического центра

Дети с РАС относятся к сложной категории детей, нуждающихся в коррекционной помощи. Как им помочь максимально, ничего не упустив?...

Программа учителя-дефектолога для обучающихся с умеренной, тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности и для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Программа учителя-дефектолога направлена на развитие жизненной компетенции благополучателей (детей с интеллектуальной недостаточностью и детей с ТМНР), позволяющей достичь максимальной самостоятельнос...

Доклад- презентация на ШМО классных руководителей. на тему: « Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике правонарушений среди подростков на основе дифференцированного подхода»

Каждому педагогу известно, что дети отличаются друг от друга характером, способностями, интересами. У каждого из них - свои мысли и мечты, симпатии и предубеждения. Среди ребят выделяются яркие, сложн...

Роль учителя-дефектолога в социализации учащихся с нарушением интеллекта.

Роль учителя-дефектолога в социализации учащихся с нарушением интеллекта....