Создание психологического комфорта на уроках в начальной школе.
статья

Маслова Наталья Александровна

Задача учителя  создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых знаний, тогда  будет происходить саморазвитие личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_psih_komf.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Создание психологического комфорта на уроках в начальной школе.

       Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу . Задача учителя  создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых знаний, тогда  будет происходить саморазвитие личности.

       Свою работу в 1 классе начинаю традиционно  с изучения личности ребёнка, условий жизни учеников, знакомства с семьёй, её проблемами. На основе педагогического наблюдения составляю на каждого ученика «Психолого-педагогическую карту» Эта карта включает в себя все уровни социализации ученика в деятельности и общении. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке необходимо для того, чтобы учащийся ощущал себя на занятиях комфортно  и учился с удовольствием. Ведь если человек занят делом, которое действительно нравится, результаты будут самыми наилучшими.  Начальным этапом конструирования ситуации успеха стало  формирование благоприятного социально-психологического климата в межличностных отношениях. Старалась смотреть на педагогическую или другую ситуацию глазами ученика, чтобы понять мотивы его поступков, причины затруднения.  С помощью «Экрана настроения»  в 1 классе наблюдала за эмоциональным состоянием детей. В конце учебного дня ребята раскрашивали на листочке кружок цветом, соответствующим настроению.

    Хочу выделить технологические приёмы взаимодействия учителя и учащихся, направленные на осуществление успеха в учебной деятельности:

1. Эмоциональное поглаживание (особенно для сомневающихся).     В течение всего урока я часто произношу слова: «хорошо», «отлично», «молодец», «умница». В конце концов, ребенок поверит учителю и станет принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку. Да, я «молодец», да, я «умница». Я заслужил эти слова, и все время буду доказывать, что я «молодец»!   . 
2. Упреждающий контроль Заранее предупреждала о предстоящей проверке знаний, советовала, как подготовиться.

3. Содержательное оценивание.

4. Я в тебя верю.  (Оптимистическая гипотеза).

5. Позитивное рецензирование. Перечень достоинств работы, но с соблюдением чувства меры, чтобы ученик не переоценил свои возможности.

6. Скорая помощь. Разумная помощь при выполнении задания слабыми учениками.

7. Отсроченная отметка. Постановка более высокого балла за ответ, но при некоторых условиях.

8. Похвала. Хвалю исполнителя, критикую исполнение.

9. Престижная отметка. Иногда ставлю только ту отметку, которую желал получить ребёнок. (Например, при проверке знания таблицы умножения)

10. Обращение к ребёнку только по имени.

11. Опора на психические особенности личности ребёнка. Хвалила детей за то, что у них лучше получается: одних за быстроту реакции, скорость выполнения задания, других  за сосредоточенность, вдумчивость, ответственность.

12. Поощряла стремление к самовыражению и самореализации в творческих делах.

13. В начале каждого урока сообщала детям, какие нам предстоят важные дела. Иногда план урока, если это нужно, писала на доске. Старалась, чтобы записи познавательных задач по своим формам вызывали у детей интерес. Иногда предлагала выбирать, с какого задания начнём урок.

14. Когда урок проходил особенно напряжённо, в познавательной борьбе, я чувствовала внутреннее удовлетворение, то в конце урока выражала детям благодарность, объясняла им, чему они меня научили.

15. Просила оценить урок, какие задания больше всего понравились, какие нет, почему; у кого какие возникли проблемы; что они хотят посоветовать мне.

16. Если урок прошёл неудачно, то признавалась перед детьми, что наш урок не был таким содержательным, увлекательным, при возможности объясняла причину. Сообщала, какие у меня были пожелания к ним.

17.Часто обращалась к детям с просьбой помочь мне: подготовить задания (кроссворды, вопросы), найти произведения на такую-то тему, такого-то автора для наших будущих уроков, составить сообщение.

18. При оценке работы ребёнка особое значение придавала:

- стараниям, упорству, труду, которые были потрачены при выполнении задания независимо от того, справился он с ним или нет;

- достигнутому успеху,

-его отношению к учению;

-его личным позициям, точкам зрения;

-его возможностям достичь большего успеха.

19. Поощряла в каждом ребёнке: смелость ума, умение сомневаться, разумный риск, стремление к самостоятельности, готовность защищать свою точку зрения, обдумывание, постановку сложных вопросов, пытливость, любознательность, самоконтроль, стремление находить и исправлять свои ошибки.

20. Старалась придать общественную значимость успехам ребёнка:

- говорила об этом детям как о радостном для всех событии;

-при всех поздравляла ребёнка с успехом, жала ему руку в знак уважения;

-сообщала родителям  как и в чём ребёнок порадовал нас всех, какую трудность он преодолел, какой добрый и честный поступок он совершил.

Использовала методику недописанного тезиса:

- Мне на уроке хорошо, когда …

- Мне на уроке плохо, когда …

    У детей в основном наблюдалась связь с отметками. Отметки рождают в них тревожность, страх перед оценкой.  В целях правильного понимания школьниками успеха в учении дополняла и корректировала отметочные стимулы содержательным оцениванием, которое позволяло отметить конкретные достижения или неудачи ученика, объяснить их причины, развернуть дальнейшую перспективу.  Я делаю всё, чтобы мои ученики воспринимали изученное на уроках, как полезное и во всех отношениях приятное занятие.  В этом - залог успеха. Чтобы достичь цели ситуации успеха, учителю необходима улыбка и добрый взгляд, интерес к каждому ученику. Результат доброжелательных, доверительных отношений в условиях психологической комфортности :для ребенка-это выравнивание личности, сохранение психического здоровья ; для педагога –удовлетворенность ,видимый результат в лице счастливых и благодарных учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический комфорт на уроках в начальной школе. Статья.

Чтобы ребёнок развивался не только интеллектуально, но и нравственно( т. е. как личность), учителю необходимо создать психологический комфорт на уроках....

"Психологический комфорт на уроках в начальной школе"

 Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его ...

Приёмы создания психологического комфорта на логопедических занятиях в школе

Материал содержит опыт работы учителя-логопеда по созданию психологического комфорта на логопедических занятиях в школе....

Создание психологического комфорта на уроках в начальной школе.

Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?  Необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных услов...

Тема: «Создание психологического комфорта на уроке – путь к лучшему усвоению знаний»

Одним из важных факторов на уроке я считаю создание учителем психологического комфорта для обучающихся, как путь к лучшему усвоению знаний. Ребёнок, придя в школу, попадает в совершенно новые для...

«Создание психологического комфорта на уроках в начальной школе»

Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Которые являются соединением обучения и психологического развития: сохраняют психическое здоровье учащих...