«Создание психологического комфорта на уроках в начальной школе»
статья (4 класс)

Ганчева Светлана Николаевна

Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Которые являются соединением обучения и психологического развития: сохраняют психическое здоровье учащихся, помогают развивать способности личности, эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятный психологический климат на уроке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание психологического комфорта

на уроках в начальной школе»

 «Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая у меня в руках бабочка живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая - выпущу» Мудрец, подумав, ответил «Все в твоих руках».

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».

Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют ли теплом. Во многом это зависит от нас, от учителей.

Ведь школа - это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам.

К сожалению, дети XXI века не могут похвалиться крепким здоровьем. У них наблюдаются: утомляемость, понижение зрения, слабое физическое здоровье, негативный эмоциональный фон.

Современные младшие школьники в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры, мало двигаются, чаще всего сидят. Игры на свежем воздухе заменились компьютером. И как следствие - дети приходят в школу, не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.

Учитель должен создать условия психологического комфорта на уроке.

Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Которые являются соединением обучения и психологического развития: сохраняют психическое здоровье учащихся, помогают развивать способности личности, эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятный психологический климат на уроке. 

На своих уроках, я использую различные приёмы и методы для повышения уровня учебной мотивации и создания психологического комфорта.

Важный момент – это настрой на урок, психологическая установка, создание положительного настроя на работу.

Например:

  1. Прием «Улыбка».

Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, золотыми листьями, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красотой осенней природы и у вас появилось хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.

  1. Игры - «Комплименты» и «Пожелание на день».

- Где дети, глядя в глаза, друг другу, желают что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются.

- Или высказывают друг другу пожелания на сегодняшний день.

3. Гимнастика для глаз

Комплексы включают в себя следующие упражнения:

 - Моргание;

 - Зажмуривание;

- Перемещение взгляда в разных направлениях (вправо-влево, вверх- вниз, по кругу, по диагонали и т.д.), глаза при этом могут быть открыты или закрыты;

 - Рассматривание далеких и близких объектов.

4. Физминутки для рук, например, пальчиковая гимнастика способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность коры головного мозга; развивает психологические способности: мышление, память, воображение; снимает тревожность.

5. Интересное стихотворение, также поднимет детям настроение и желание работать на уроке. Например:

Добрый день, добрый час.
Как я рада видеть вас!
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.

Для поддержания психологического комфорта

На этап выполнения задач урока использую прием

  • «Сравни предметы».

Где ученики находят общие и отличительные признаки предмета. Эти умственные действия помогают им научиться анализировать, обобщать, делать выводы.

В течение урока я стараюсь создать ситуацию успеха, которая формирует у ребят веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать своё продвижение вперед.

В целях поддержания положительного эмоционального фона, снятия напряжения, стимулирования интереса к учебному предмету, я использую разнообразные мультфильмы, книги – всё то, что оживляет общение на уроке, притягивает внимание, устанавливает обратную связь между мной и учениками, и таким образом повышаю учебную мотивацию.

  • Большую роль играют Физминутки

После них ребята становятся более активными, сообразительными, у детей появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Также значимым на уроке является стимулирование и поощрения детей

На моих уроках часто звучат следующие слова:

Молодец! Умница! Удивительно! Отлично! Поздравляю! Я горжусь тобой! Ты помог другому! Ты постарался! Ты делаешь большие успехи! Я верю в тебя! Я знала, что ты сможешь это делать! С каждым днём у тебя получается всё лучше!

В своей работе я стараюсь делать комфортными не только уроки, но и внеклассные мероприятия (экскурсии, культпоходы, классные часы, участие в конкурсах). Эти виды общения не должны напоминать урок, иначе школьники будут избегать этих мероприятий, рассматривая их как принудительное продолжение уроков.

- В конце урока необходимо попросить ребенка оценить свою работу. Это может быть выражено как словесно (например, сегодня я узнал…, было интересно…, было трудно…, я выполнил задания…, мне захотелось…),  так и в виде картинок, отражающих его эмоциональное состояние. Такими картинками могут служить обычные смайлики. Это поможет учителю оценить и скорректировать психологическое состояние ученика.

- Таким образом, можно сделать следующий вывод:

Очень важно на уроке создать положительный эмоциональный тонуc, атмосферу доброжелательности, которая позволяет снимать невзгоды. Необходимо в работе с детьми присутствие ситуации успеха, которая формирует у ребенка уверенность в себе.

Константин Дмитриевич Ушинский писал, что в классе должны царствовать серьёзность, допускающая шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический комфорт на уроках в начальной школе. Статья.

Чтобы ребёнок развивался не только интеллектуально, но и нравственно( т. е. как личность), учителю необходимо создать психологический комфорт на уроках....

"Психологический комфорт на уроках в начальной школе"

 Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его ...

Приёмы создания психологического комфорта на логопедических занятиях в школе

Материал содержит опыт работы учителя-логопеда по созданию психологического комфорта на логопедических занятиях в школе....

Создание психологического комфорта на уроках в начальной школе.

Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?  Необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных услов...

Создание психологического комфорта на уроках в начальной школе.

Задача учителя  создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых з...

Тема: «Создание психологического комфорта на уроке – путь к лучшему усвоению знаний»

Одним из важных факторов на уроке я считаю создание учителем психологического комфорта для обучающихся, как путь к лучшему усвоению знаний. Ребёнок, придя в школу, попадает в совершенно новые для...