«Игровая технология на уроках русского языка» (из опыта работы)
статья


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13

г. Пугачёва имени М.В. Ломоносова Саратовской области»

 «Игровая технология на уроках русского языка»

(из опыта работы)

Учитель начальных классов

Соколовская Т.М.

                                 2018 г.

 «Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

В настоящее время в связи с переходом на ФОГС второго поколения особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам.  Проводятся различные конкурсы, олимпиады, чемпионаты. Это говорит о том, что принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствиям социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка.

Цель игровых технологий – приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт.

Девиз моей педагогической деятельности: «Учение без принуждения».

Задача – сделать процесс обучения занимательным, создать у детей ситуацию успеха, переживание радости познания, облегчить преодоление трудностей в усвоении большого и сложного учебного материала.

Что такое игра?

По определению, игра – это вид деятельности направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. (толковый словарь С.И. Ожегова)

По теории развития познавательного интереса Т.И. Щукиной и теории активизации учебной деятельности школьников Т.И Шамовой педагогическая игра обладает существенными признаками – четко поставленной целью обучения, соответствующим ей педагогическим результатом и характеризуется учебно-познавательной направленностью.  

Игровые технологии используются для решения следующих задач:

- активизация познавательного интереса;

- развитие коммуникабельности;

- создание условий для творческого самовыражения;

- развитие памяти, внимания, мышления, воображения;

- конструктивное общение в составе социальной группы;

- создание позитивного психологического климата в коллективе.

Игровые технологии – самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению.

Игра требует от участников сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, любознательность, вырабатывает учение быстро ориентироваться, находить правильные решения, создает ситуацию азарта, поиска, вызывает стремление помочь своей команде.

Данная технология интересна мне самой, и это побуждает меня придумывать больше интересных и разнообразных игр при изучении русского языка.

Сегодня я вам расскажу о том, какие игры применяю в работе. Я хочу поделиться с Вами, каким образом обучаю детей тонкостям родного языка, а тем самым развиваю интерес и любовь к предмету.

При изучении «Фонетики» с целью различения твердых и мягких согласных звуков можно использовать интересную игру «Соберем букет».

Соберите в букет цветы, в которых есть хотя бы один мягкий звук. (Цикорий, гладиолус, гвоздика, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, лютик)

Несколько шуточных вопросов потребуют знания алфавита. У учащихся вырабатывается умение различать звук и букву.

- Что стоит посередине земли? (БУКВА М)

-Чем кончается лето и начинается осень? (буква О)

- Из названий каких двух букв можно приготовить пищу? ( «К» и «Ш»)

- В каких словах по СТО согласных? ( СТОл, СТОн, СТОй, СТОп)

- Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)

- Есть в реке и в озере, а в воде нет; есть в огурце и арбузе, а в дыне нет. Что это?( «Р»)

- Во время грозы мы наблюдаем молнию и гром. А что вы слышите между ними? («И»)

Вставь пропущенные гласные так, чтобы получились слова.

Мскв, врбй, крндш, стлц.

Прочитайте стихотворения В.Суслова и отгадайте, кто какие звуки не выговаривает.

Мимо сада не спеша

Шли четыре малыша.

-Поиглаем, что-ли в плятки?

-Луссе в мясик на плоссятке?

- Вот плидумал! Под  говою

Лучше в вунки поиглать!

«В плятки?»

«В вунки?»

Что такое?

Ничего не разобрать?

 (Ответ: первый малыш не выговаривает «Р», второй – шипящие звуки, а для третьего трудны «Р» и «Л».)

Прочитайте известную фразу «Друт гормид, а лень бордид»

Найдите ключ к шифру и расшифруйте эту фразу.

 (Все парные по глухости- звонкости звуки заменены на свои пары.)

Такие игры учат мыслить, сопоставлять, развивают языковое чутье, фонематический слух.

Следующая группа игр –это лексические игры.

При изучении , детям нравится отгадывать загадки. Давайте и мы попробуем их отгадать:

Право, я прическа – чудо.

Заплести меня не худо.

И на лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом.   (коса)

Я и приправа хорошая к столу

И в цель могу пустить певучую стрелу. (лук)

Таким образом у ребят в игровой форме формируется умение определять лексическое значение слов.

Игра «Собери фразеологизмы»

Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова шесть фразеологических единиц. Соберите их за одну минуту.

Семь пятниц на неделе.

Как кот наплакал.

Мастер на все руки.

Клевать носом.

Бежать сломя голову.

Считать ворон.

В результате подобной работы речь учащихся обогащается, расширяется кругозор.

Игра называется «Назови фразеологизм, изображённый на картинке».

Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)

Спустя рукава (небрежно, кое-как)

Как курица лапой (небрежный почерк)

Море по колено (ничего не страшно)

Подберите фразеологизмы

Подбери фразеологизм, в которых упоминаются изображения животных. (Показываются рисунки с изображениями животных.)

  1. Ползет, как черепаха.
  2. За двумя зайцами...; Трусливый, как заяц.
  3. Топает, как слон.
  4. Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга

Игра «Аукцион» предлагается для 2-4 классов.

В этом конкурсе побеждает тот, кто последним назовёт фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.

Покупать кота в мешке; волка ноги кормят; куры не клюют; комар носа не подточит; когда рак свистнет; мартышкин труд; подложить свинью; кот наплакал; первая ласточка; умирающий лебедь; надуться как мышь на крупу; хорош гусь; упрямый осёл; носиться как курица с яйцом и др.

Игра «Я работаю волшебником»

Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например, преврати строчную букву в заглавную букву (имена нарицательные в собственные).

Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), маленький .винтик (механик Винтик), много огурцов (Петя Огурцов), котёнок беленький (Серёжа Беленький).

Игра «Аплодисменты»

Дети хлопают в ладоши, если услышат слова, которые отвечают на вопросы что делать? Что сделать? Книга, летать, прочитать, голубой, нежный, любить.

Игра «По щучьему велению»

Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.

Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой чу-щу» и др. 

Игра «Помоги Пете Ошибкину»

Например: в слове вьюга Петя Ошибкин написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в- перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется твердый знак. Согласны ли вы с Петей?

Игра «футбол»

Ученик приглашается к доске - «встает на ворота», класс учащихся всегда имеет в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.

 «Перевертыши», или «Шифровальщики» (сточки из стихотворений, названия сказок, книг)

Ваша Маша тихо смеется. - Наша Таня громко плачет.

Ты ненавидишь мою коровку. – Я люблю свою лошадку.

Король под фасолью. – Принцесса на горошине.

Падающий деревянный генерал.- Стойкий оловянный солдатик.

Пес без босоножек.- Кот в сапогах.

Великолепный индюк. – Гадкий утенок.

Квадратик. – Колобок.

Синяя бейсболка. – Красная шапочка.

Солнечный принц.- Снежная королева.

 «Угадай-ка» (игра с подсказками)

Живет в море…. Бывает на эстраде… Видна в ночном небе… (звезда).

Был такой  композитор…  Растет на дереве…. Выпал из тетради… (лист)

Ее можно брать… У всех она своя… Самая большая у Эвереста … (высота)

Бывает толстый и тонкий… Бывает научный и детский… Есть такой… «Крокодил» (журнал).

Такие игры обогащают словарный запас, воспитывают стремление к самосовершенствованию.

При изучении «Словообразования» детям нравится игра     «Ромашка»

         

Образуйте и запишите однокоренные слова, прибавляя к ним приставки.

Игра «Третий лишний»

 Найдите лишнее слово, обоснуйте свой выбор.

Желток, железо, желтый

Носильщик, нос, носатый

Часовщик, часть, час

Печурка, печать, печка

Циркуль, цирк, циркач.

Ребята любят шарады «Составь слово».

Корень тот же , что и в слове СКАЗКА,

Суффикс тот же, что и в слове ИЗВОЗЧИК,

Приставка та же, что и в слове РАСХОД.

Корень мой находится в ЦЕНЕ.

В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.
Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.

В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень,
Суффикс в СОБРАНИИ встретите вскоре,
В слове РАССКАЗ вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки пойдете.

В результате подобных заданий у учащихся формируется умение определять состав слова, выделять нужные морфемы, различать однокоренные слова, лучше усваиваются способы образования слов.

При изучении раздела «Развитие речи» часто использую игру «Серпантин одной фразы». В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения. Учитель предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.

Например:

1-й -  Я читаю книгу.

2-й – Я читаю интересную книгу.

3-й - – Я читаю интересную книгу по вечерам.

 4-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.

5-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие.

Игра  «Разведчики».

1) Хороши,  чисты  русские  снежные  зимы.

2)  Скрылись    подо   льдом    большие    и   малые    реки.

3) Необыкновенны  русская  зима,  яркие  зимние  дни,  лунные  ночи!

4) Крепок  ночной  мороз,  потрескивают  в  лесу  стволы  деревьев.

5) Зайцы   ночами  бегают  по  полям,  откапывают  хлебную  озимь,  оставляют  на  снегу  путаные  следы.

Задание:  Найти  за  1  минуту  как  можно  больше  слов  с  безударной  гласной  в  корне слова,  проверяемой  ударением.Игровые технологии я использую в 1-2 классах. Моя задача, как учителя сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе и как самостоятельное учебное занятие: уроки-игры, уроки-соревнования.

Игра. «Сквозные буквы».

- - Н - -

По этой формуле, подставив вместо черточек буквы, ребятам необходимо в течение пяти минут составить как можно больше слов.

Банка, банан, венок, вынос, гонки, гений, денек, донос, жених, канат, конек, монах, щенок, финка.

Конкурс «Пожелание».

 На экране помещаются буквы. Из каждого ряда необходимо удалить повторяющиеся буквы. Задача участников- правильно и быстро собрать пожелание соперникам.

АОБООУАДА

ИПЬРТПЕИР

ЭПВФЭСФПЕ

ВЮЛГВДЛАЮ

ЖЗСУУЧЖАЗ

ОАСАОТАЛО

ГЦИДВГЦЫД

(Будьте всегда счастливы

Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания. После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте еще поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

Использовать игровые технологии можно не только на любой ступени обучения.

Я стараюсь, как можно чаще дарить детям такую радость. Когда у ребенка глазки горят и результат виден, то и работать хочется.

Предлагаемые методические приемы могут быть использованы  педагогами разных специализаций: логопедами, воспитателями детских садов, учителями начальных классов, педагогами коррекционных школ.

Если игра не ради игры, а осмысленный учителем методический прием обучения грамотности, если, играя, дети обогащают себя знаниями, совершенствуют навыки и умения, преодолевая игровые трудности, - это не потерянное время, что полностью подтверждается словами

 В. Сухомлинского, вынесенными в эпиграф моего выступления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках русского языка

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными каждый урок. Дидактические игры  активизируют мыслительную деятельность ...

Игровые технологии на уроках русского языка для формирования творческого мышления младшего школьника.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. Развитие игрового сюжета параллельно осн...

Письменные творческие работы как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка (из опыта работы)

В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью различных видов письменных творческих работ....

Научно-исследовательская работа "Использование игровых технологий на уроках русского языка"

Научно-исследовательская работа "Использование игровых технологий на уроках русского языка"...

Использование современных педагогических технологий (игровая технология) на уроке английского языка (из опыта работы)

В данной статье предлагаются варианты игр, которые используются на уроках английского языка в начальной школе. Кропотливой работой на каждом уроке я стараюсь довести до сознания детей, что изучение ин...

Игровая технология на уроке литературного чтения (из опыта работы)

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения  способствуют развитию творческих способностей обучающихся на уроке....