Методические разработки по экспериментальной теме: Формирование основных механизмов слухового и слухоречевого анализа у слабослышащих, глухих, кохлеарно-имплантированных учащихся с сопутствующими диагнозами с целью накопления слух
методическая разработка (3 класс)

 

                     Методические разработки

по экспериментальной теме:

 

Формирование основных механизмов

слухового и слухоречевого анализа

у слабослышащих, глухих, кохлеарно-имплантированных учащихся

с сопутствующими диагнозами

 с целью накопления слуховых образов окружающих звуков, слов, пассивного и активного словаря

путём использования новых технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ СКОШИ №52

МОСКВА

                     Методические разработки

по экспериментальной теме:

Формирование основных механизмов

слухового и слухоречевого анализа

у слабослышащих, глухих, кохлеарно-имплантированных учащихся

с сопутствующими диагнозами

 с целью накопления слуховых образов окружающих звуков, слов, пассивного и активного словаря

путём использования новых технологий.

Сурдопедагог

Гуденко Людмила Владимировна 

Секция: центр слухоречевой реабилитации.

Тема экспериментальной работы:

      Формирование основных механизмов слухового и слухоречевого анализа у слабослышащих, глухих, кохлеарно-имплантированных учащихся с сопутствующими диагнозами с целью накопления слуховых образов окружающих звуков, слов, пассивного и активного словаря путём использования новых технологий.     

 

      Объект:  учащиеся 3 класса «В» ЗПР.

     1.В. Ксения.

К.И.-порог восприятия соответствует тугоухости 1-2 степени. Вторичная задержка психоречевого развития.

     2. К. Анастасия.

Сенсоневральная тугоухость 4 степени справа, глухота слева.F.84.8

     3.Ш. Юлия.

Двухсторонняя сенсоневральная тугоухость 4 степени, ДЦП, симптоматическая эпилепсия в стадии ремиссии.

     4.М. Валера.

Двухсторонняя сенсоневральная тугоухость 4 степени, F.84.8,

СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

                   учащийся 2 класса «Б» .

      1.Т. Вадим.

 Двухсторонняя сенсоневральная тугоухость 3 степени, ПЭП.

      Цели:

-создание оптимальных условий для достижения учащимися ситуации успеха ;

-развитие умения обнаруживать разные звуки, различать их, запоминать и связывать с определёнными предметами и действиями;

-накопление в памяти учащихся слуховых образов окружающих звуков, звуков речи, наиболее часто используемых слов и фраз, необходимых в разных ситуациях общения;

     - расширение опыта слушания  различных  звуковых  и     шумовых источников;

            Задачи:

           Образовательные:

-тренировать правильно произносить звуки в самостоятельной речи и при чтении; уметь вычленять из речевого материала слова на изучаемое правило орфоэпии;

 - формировать навык воспроизведения  и опознавания ритмического рисунка слова (с помощью отхлопывания, а также знака в виде дуги и знака ударения).

   Коррекционно-развивающие:

-развивать остатки слуха с помощью ИСА;

-тренировать слуховую и слухоречевую память и слуховое внимание;

-развивать слуховой анализ звуков и речи,а также восприятие и различение речевых и неречевых звуков;

-развивать понимание речи на слухозрительной и слуховой основе и собственную речь;

-развивать навыки речевого общения.

   

     Воспитательные: 

-воспитывать у ребенка культуру речевого общения;

-воспитывать интерес к знаниям;

       Система  работы  по развитию  слухового  восприятия  в  специальной    коррекционной   школе  требует  индивидуального  подхода  к  каждому  учащемуся .  Следует особо   отметить большое разнообразие  слуховых  возможностей  детей  даже  в  пределах  одного  класса.  Одни  из  них  слышат  шёпот  у  ушной  раковины,  другие – без  аппарата  воспринимают  речь  на  небольшом  расстоянии,  третьи – на  значительно  большем.  Есть ученики,  слышащие  только  неречевые  звуки  или  отдельные  низкочастотные  фонемы.

         В отличие  от  других  общеобразовательных  предметов  специфика  слуховой  работы – это  не  только  сообщение  ученикам  новых  знаний,  а  развитие  определённых  способностей,  навыков,  которыми  школьники  смогут   воспользоваться  вне  занятий.  Это  требует  необходимых  условий  при  обучении:

  • использование  определённого  типа  электро – акустической  аппаратуры  (стационарной  или  индивидуальной);

          -     дозированного  усложнения  предъявляемого речевого  материала;

             -    определённого  речевого  оформления  реакции  ребёнка.

Слуховые  центры  мозга  человека  должны  уметь  анализировать  речь  как  звуковые  сигналы,  поэтому  ему  нужно  обнаруживать,  различать  и опознавать  различные  речевые  сигналы - фонемы,  слоги,  слова,  фразы.

Кроме  того,  в  его  памяти  должны  храниться  слуховые  образы  этих  сигналов.

Особое  внимание  нужно  уделять развитию  восприятия  звуков  окружающей  среды,  бытовых  звуков,  голосов  животных,  музыкальных  инструментов.

Научить  узнавать  бытовые  звуки  легче,  чем  речь.  Но  научившись  их  узнавать,  ученики  начинают  ориентироваться  в  окружающей  ситуации.  Дети  осознают,  что  звуки  несут  информацию,  и  они  могут  научиться  слушать.  У  учащихся  появляется  положительная  мотивация  для  занятий  по  развитию  слухового  восприятия.

Накопление  слуховых  образов  неречевых  звучаний  окружающей  среды  позволяет  быстрее  дифференцировать  звуки  на  две важных  категории:  «РЕЧЬ» - «НЕ  РЕЧЬ». 

Ученики со  слуховой  депривацией  должны  уметь  находить  соответствие  между  слуховыми  образами  неречевых  звуков  и, впоследствии,  звуков  речи  с  теми,  которые  хранятся  в  их  памяти.  Кроме  этого  описанный  процесс  должен  происходить  быстро,  что  необходимо  для  хорошей  разборчивости  речи  при  восприятии  на  слух.  Для  наших  учащихся   это  является  основой  овладения  новыми  словами.

При  систематической  работе  по накоплению  в  памяти  новых  слуховых  образов  достигается:

  • развитие  слухо-речевой  памяти;
  • накопление  пассивного  словаря;
  • развитие  диалогической  речи;
  • развитие  связной  речи;
  • развитие  речевого  дыхания  на  основе  слухового  контроля;
  • развитие  навыков чтения  и  понимания  прочитанного.

Использование  компьютеров  со  звуковой  платой  и  громкоговорителем  при  демонстрации  неречевых  звучаний  по  различным  темам  повышает  интерес  детей  к  занятиям  и  повышает  их  результативность.  

         Создавая  занятие  в  виде  презентации,  учитель  имеет  возможность  творчески  построить  это  занятие  или  серию   занятий  по  развитию  слухового  восприятия . Также  это  даёт   возможность  построить  работу  по  развитию  слуха  детей  таким  образом,  чтобы  на    занятиях  перед  ребёнком  возникала  интересная  для  него  задача,  появлялось  желание  решить  её,  и,  главное,  он  был  бы  способен  сделать  это.

Продуманный  отбор речевого  материала  и  видов работ способствует формированию  мышления  ребёнка,  его  развитию.  Принципы  отбора  речевого  материала  следующие:

-  речевой  материал  должен  отвечать  задачам    формирования  устной  речи;

-  служить  средством  развития  речевого  слуха;

-  содержать  в  себе  весь  отрабатываемый  речевой  материал:  слова,  словосочетания,  фразы,  тексты.

-  речевой  материал,  предлагаемый  учащимся  на слух,  должен  быть  связан  с  организацией  их  деятельности  в  кабинете учителя  по  РСВ  и  ФП,  и  с  изучением  определённой  темы.

Работая  над  экспериментальной  темой,  часть  времени  занятия  по  РСВ  и  ФП  отдаётся   развитию  речевого  слуха,  а  часть  -  неречевого.  Целесообразно  выполнение  того  или иного  задания  малыми  группами  по  (2 – 3  человека).  В  первую  очередь  опрашиваются  дети,  которые  испытывают  наибольшие  трудности  в  его  выполнении  и  не  могли  бы  ориентироваться  на  ответы  лучше  слышащих  детей.  По  просьбе  учителя  лучше  слышащие  дети  могут  помогать  товарищам.

При  изучении  темы  «Домашние  животные»  учениками  прослушивались  голоса  животных,  дети  их  опознавали,  отвечали  на  вопросы,  слушали  короткие  рассказы  об  этих  животных.

 Источником  звука  являлся  звуковой  коврик,  в  котором  заложены  программы  по  воспроизведению  неречевых  звучаний,  а  также  беседы  по  этой  теме.

 С  данным  пособием  очень  результативна  работа  учеников  парами  и  малыми  группами.

     Как  итог  экспериментальной  работы,  4  мая   в

  1. классе  «В»  была  проведена  речевая  конференция  по  теме «Весна»  в  форме  презентации.

  Традиционные  приёмы  проведения  речевой  конференции  сочетались  с  новыми  технологиями:  представлением  учебного  материала  на  интерактивной  доске.  

После   обсуждения  с  учащимися  темы  «Весна»

правильные   ответы  детей  при  помощи  анимации  выделялись  на  доске.

Ребята  отгадывали  загадки  о  весенних  месяцах.  С  помощью  анимации  подтверждалась  правильность  отгадок.

Тем  самым, главные  моменты  темы,  необходимые  для  прочного  усвоения  материала  детьми  со  сложной  структурой  дефекта,  закреплялись  при  помощи  последовательности  и  наглядности.

Стихотворения  русских  поэтов  о  весне,  которые  читали  учащиеся,  также  проецировались  на  экран.

Это  позволяло  каждому  ребёнку  воспринимать  стихотворение  выступающего  не  только  на  слуховой,  но  и  на  слухо-зрительной  основе.

 Также,  раскрывая  тему  «Весна»  учащиеся  попутно  знакомились  и  с  творчеством  великих  русских  поэтов.

Текст  стихотворения  был  иллюстрирован  соответствующим  теме  пейзажем,  что  также  способствовало  наилучшему  восприятию  и  усвоению  материала.

После  представления  учениками  выученного  материала,  детям  было предложено  вспомнить  о  времени  года,  следующем  за  весной.  Ребята  вспоминали  о  летнем  отдыхе,  рассказывали,  чем  будут  заниматься  на  предстоящих  каникулах.

Все  ответы  детей  также  при  помощи  анимации  были  выведены  на  экран  и  обобщены.

Таким  образом  был  закреплён  словарь  по  теме  «Летние  каникулы».

Следующий  этап  работы  непосредственно  относился  к  экспериментальной  работе  по  восприятию  учащимися  неречевых  звучаний.

Ученикам  была  предложена  картина  по  теме  «На  море».  

Рассматривая  картину,  дети  предполагали,  какие  звуки  можно  услышать  на  морском  берегу.

После  этого  им  было  предложено  послушать  эти  звуки  в  связи  с  отдельными  эпизодоми  картины.  

Учащиеся  запоминали  неречевые  звучания,  а  после  каждый  звук  опознавали  вне  его  связи  с  картиной.

Этой  работе  предшествовала  подготовка  на  занятиях  по  РСВ. Учащиеся  слушали  различные  неречевые  звучания  по  многим  темам:  «Домашние  животные»,  «Поход»,  «На  улице»  и  другие,  а  также  различные  бытовые  шумы,  не  объединённые  какой-либо  темой  (см.  приложение).

Развитие  у  учеников   умения  прислушиваться,  связывать  звук  с  каким-либо  действиям,  природным  явлением  и  т.п.  заставляет    различать  и  опознавать  различные  речевые  сигналы - фонемы,  слоги,  слова,  фразы.

Итогом  этой  работы  является   формирование  устной  речи   слабослышащих,  глухих,  кохлеарно-имплантированных учащихся с сопутствующими  диагнозами.

 Итоги  экспериментальной  работы  следующие  :

-   развитие слухового восприятия  у детей со сложной

структурой дефекта, используя моделирование ситуаций

на  материале  комплектов  Лего-Лакта;

  • развитие  слухового восприятия неречевых звучаний с последующим включением этого слухового опыта в составление актуального для учащихся текста и диалогов по предложенной теме;
  •  накопление слухового опыта, знаний  в понимании речи  на слухо-зрительной и слуховой основе  и использовании устной речи в общении;
  • умение  воспринимать на слух  неречевые звучания и соотносить их с жизненными ситуациями;
  •  уточнение слуховых образов, расширение опыта слушания различных звуковых источников;
  • обогащение  словарного  запаса  и  закрепление  навыка        грамматически  и  фонетически  верного оформления предложений.  

Дидактический материал и оборудование:

-учебники по общеобразовательным предметам для 2-х классов по русскому языку, развитию речи,  литературному чтению, окружающему миру;

-образовательные порталы интернета;

-компьютерные учебные мультимедийные программы:

-мультимедийная программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно» (авторы Г.О. Аствацатуров, Л.Е. Шевченко);

-мультимедийное учебное пособие  «Образовательная коллекция»: «Развивающие игры.Логика. Внимание. Память.»

-мультимедийное учебное пособие – серия игр «Умный ребёнок» разработка Кузнецова А.В.)

-   записи бытовых шумов, голосов животных и птиц, звучаний музыкальных   инструментов;

- записи неречевых звучаний по темам: «На кухне», «В походе» и другие;

   

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка речевого материала для активизации речевой практики для 1 дополнительного класса слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных учащихся

В разработке представлен речевой материал, инструкции и варианты работы над ритмико-интонационной стороной речи   для 1 дополнительного класса слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно импла...

Учебно-методическая разработка "Проблемная ситуация - одна из основных понятий проблемного обучения на уроках в начальной школе"

Проблемная ситуация - это особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта, возникающий у учащихся при выполнении заданий, которые побуждают найти новые знания или способы действий.Типы проб...

Методическая разработка занятия на тему: "Формирование здорового образа жизни у младших школьников".

Сохранение и укрепление здоровья детей. Эффективные формы и методы формирование знаний о здоровом образе жизни у младших школьников....

Методическая разработка урока русского языка по теме «Подробное изложение с языковым анализом текста» УМК « Школа России», 3 класс

Тема: Подробное изложение с языковым анализом  текста Тип: Изучение нового материалаЦель урока: развивать умения передавать содержание текста после языкового анализа  текста  с опо...

Методическая разработка: Технологическая карта урока русского языка для 4 класса "Синтаксический анализ предложения"

Методическая разработка урока по русскому языку для 4 класса "Синтаксический анализ предложения"...

Методическая разработка: Технологическая карта урока русского языка для 4 класса "Синтаксический анализ предложения"

Методическая разработка урока по русскому языку для 4 класса "Синтаксический анализ предложения"...