Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе
материал

Крузина Евгения Александровна

В презентации раскрыт современный подход к формированию навыков смыслового чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1слайд Тема

ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Начать своё выступление хотелось бы с  высказывания российского математика Льва Дмитриевича Кудрявцева.

2 слайд

«Результат обучения оценивается не количеством сообщённой информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию»

Л.Д.Кудрявцев

Согласно Федеральному образовательному стандарту начального общего образования, одним из основных результатов образования становится умение учиться. Исходя из этого, основное внимание уделяется формированию универсальных ученых действий.

3 слайд

Через смысловое чтение формируются все УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.

4 слайд

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

В своей работе я применяю различные приёмы, которые дают эффективные результаты в данном направлении. Вот некоторые из них:

5 слайд

  • «Чтение в кружок»

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Дети  по очереди читают текст, слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

  •  «Чтение про себя с вопросами»

Цель: формирование умений вдумчивого чтения.

Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы.

  • «Чтение с остановками».

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут  быть  направлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка".

6 слайд

  • «Чтение с пометами» или этот приём ещё называют Инсерт

Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

  1. Учитель дает ученикам задание написать на полях или на полоске бумаги, которая прикладывается сбоку от страницы, значками информацию по следующему алгоритму:

V

Знакомая информация

+

Новая информация

--

Я думал (думала) иначе

?

Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

2. Или можно предложить заполнить таблицу

3.  На начальном этапе  таблицу можно сократить до трех колонок: "Знаю", "Хочу узнать", "Узнал".

7 слайд

  • Таблица ЗХУ

Уже знаю

Хочу узнать

Узнал на уроке

 

 

 

Первая колонка заполняется на стадии актуализации знаний, вторая – непосредственно при работе с тексом, а третья на этапе рефлексии.

  • 8 слайд «Чтение с составлением сравнительной таблицы, схемы».
  • Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.

Ель

Лиственница

Отношение к свету

теневыносливая

светолюбивая

Форма шишки

конусовидная

округлая

Расположение хвоинок

одиночное

пучками

Продолжительность жизни хвоинок

5-7 лет

1 год

9 слайд

Окружающий мир «Источники энергии

10 слайд  «Взаимообучение»

Психологи отмечают, что выучить новое легче всего, когда объясняешь это другим (то есть, играешь роль учителя). На этом принципе построен и прием взаимообучения. Учащиеся получают одинаковый текст, разбитый на абзацы. Они изучают его самостоятельно, отмечая трудные места и подготавливая вопросы по каждому абзацу.     Затем начинается работа в группах (или в парах). Учащиеся по очереди объясняют остальным членам группы свою часть текста. Остальные могут задавать вопросы, требовать уточнений и пояснений. Потом учащиеся меняются ролями.

11 слайд

«Вставить пропущенные (недостающие слова)» 

12 слайд

Верные – неверные утверждения

Предлагаем ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Далее, работая с текстом, выясняют, какие утверждения были верными.

Тема: «Почва»

Поиграем в игру «Верные-неверные утверждения»

У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Утверждения:

1. Ветер может разрушить горы.

2. Опавшие осенью листья вредят почве.

3. 1см почвы образуется за 300 лет.

4. Норы животных, живущих в почве, разрушают её.

5. Растения участвуют в образовании почвы.

6. Почва и камень родственники.

7. Почва – наша кормилица.

Далее учащиеся знакомятся с текстом и выясняют насколько они  были правы.

13 слайд

  • «Синквейн».

Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном,  главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову текста.

Слово «синквейн» в переводе обозначает « пять строк». Форма написания  по алгоритму:

  1. Первая строка заключает в себе одно слово, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь.
  2. Во второй строке - два слова, которые дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета.
  3. Третья строчка образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.
  4. Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, выражающих личное отношение автора к описываемому предмету.
  5. В пятой строке – одно слово, синоним к первому, характеризующее суть предмета.

14 слайд.

Приёмы работы с составленным планом

Заключение

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Крузина Е.А. МБОУ г.Шахты «Лицей №6» Учитель нач . классов

Слайд 2

«Результат обучения оценивается не количеством сообщённой информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию » Л.Д.Кудрявцев

Слайд 3

Чтение в составе УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте результатов

Слайд 4

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Слайд 5

«Чтение в кружок» «Чтение про себя с вопросами » «Чтение с остановками »

Слайд 6

«Чтение с пометами » Инсерт

Слайд 7

«Таблица ЗХУ»

Слайд 8

«Чтение с составлением таблицы, схемы» Ель Лиственница Отношение к свету теневыносливая светолюбивая Форма шишки конусовидная округлая Расположение хвоинок одиночное пучками Продолжительность жизни хвоинок 5-7 лет 1 год

Слайд 9

«Чтение с составлением таблицы, схемы»

Слайд 10

« Взаимообучение »

Слайд 11

1. Имя существительное – это ______, которая отвечает на вопросы ______ или _____ и обозначает ______. 2. На вопрос кто? отвечают ______ имена существительные, на вопрос что? отвечают ______имена существительные. « Вставить пропущенные (недостающие слова) »

Слайд 12

« Верные-неверные утверждения» 1. Ветер может разрушить горы. 2. Опавшие осенью листья вредят почве. 3. 1см почвы образуется за 300 лет. 4. Норы животных, живущих в почве, разрушают её. 5. Растения участвуют в образовании почвы. 6. Почва и камень родственники. 7. Почва – наша кормилица. 1 2 3 4 5 6 7

Слайд 13

« Синквейн » 1. Чтение. 2. Приятное, увлекательное. 3. Развивает, помогает, интересует. 4. Чтение расширяет наш кругозор. 5. Знание. 1. Осень. 2. Таинственная, печальная. 3. Опадают, темнеет, холодеет 4. Очень холодное время года. 5. Скучная пора. « А. С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало»

Слайд 14

Приём «Разверни информацию» (пересказ по плану, простому, вопросному, цитатному, рисованному). Приём «Рассыпанный план» (расставить пункты плана в соответствии с сюжетом). Приём «Сопоставление» (к картинному пункту плана подобрать фрагменты текста). Приём «Проталинки» (в плане пропустить пункты, предложить ученикам восстановить его). Приём «Логическая цепочка» (нарушив последовательность плана, пропустив одно звено или перепутав цепочку, предложить ученикам исправить ошибку). «Приёмы работы с составленным планом»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: "Приёмы обучения осознанному чтению на уроках в начальной школе"

Некоторые приёмы работы над осознанностью чтения на уроках литературного чтения  и математики в начальных классах....

ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. (методическое пособие)

Цель данного пособия - помочь учителям начальных классов организовать осмысленное чтение на уроках литературного чтения, русского языка,  окружающего мира, математики и др. В пособии приводятся п...

Презентация. ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с по...

ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ на уроках литературного чтения

В данной статье представлен опыт работы по формированию смыслового чтения на уроках литературного чтения....

Использование приёмов смыслового чтения на уроках в начальной школе

В данной статье представлен опыт работы по формированию смыслового чтения на уроках в начальной школе....

Мастер - класс по теме "Использование технологий смыслового чтение на уроках в начальной школе" приём интеллект-карта

Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг. В данной публикации рассматривается новый подход к обучени. чтению...

Мастер - класс по теме "Использование технологий смыслового чтение на уроках в начальной школе" приём интеллект-карта

Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг. В данной публикации рассматривается новый подход к обучени. чтению...