доклад "Внеурочная деятельность в начальной школе"
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_vneurochnaya_deyayatelnost_v_nachalnoy_shkole.docx | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по теме:
Внеурочная деятельность в начальных классах.
На современном этапе школьного образования актуальными становятся не только предметные знания, умения и навыки, но и развитие деятельностных компетенций, которые позволяют расширить рамки образовательной программы. С каждым годом можно наблюдать увеличение информационного потока, частью которого является виртуальное пространство. Актуальной проблемой становится умение ориентироваться, находить информацию, умение еѐ применять. В связи с этим меняются задачи современной школы и роль учителя. Учитель становится не единственным источником знаний для обучающегося. Расширение образовательного пространства происходит за счѐт многочисленных интернет-ресурсов с различными сервисами: форумов, блогов, сообществ, творческих галерей. Разработка любого школьного проекта или выполнение письменной работы сегодня, несомненно, сопровождается информацией из интернет-ресурса: для любого обучающегося не составит большого труда найти информацию для доклада, сочинения, реферата, сообщения, задать вопрос специалисту через портал, пообщаться по волнующей теме со сверстниками. В связи с этим возникает проблема сопровождения обучающегося в этом всеобъемлющем виртуальном пространстве, где поиск материала становится хаотичным, бессистемным, сопровождающимся порой не только не нужной информацией, но и вредной для формирующейся молодой личности. Это приводит к потере времени и малой продуктивности учебной деятельности.
Из вышеизложенного видится проблема формирования информационной культуры современного школьника, составляющей которой является не только информационная грамотность, но и этика пребывания в виртуальной среде. На протяжении нескольких лет на базе Открытого молодѐжного университета разрабатывается и успешно реализуется Комплексная образовательная программа, задачей которой является:
∙ обучение IT-компетенциям, соответствующим новым востребованным
профессиям, новым средствам производства и рынку труда;
∙ знакомство с информационной культурой современного общества;
∙ формирование умения работать с виртуальной образовательной средой для повышения эффективности учебной деятельности и умения выстраивать коммуникативные связи в виртуальной среде;
∙ прививание норм этики и культуры поведения в виртуальном пространстве.
Стандарты нового поколения позволяют в рамках школьной образовательной программы вести занятия, направленные на развитие информационной грамотности с погружением в виртуальную образовательную среду уже с 1-го класса во внеурочное время.
В рамках ФГОС внеурочной деятельности отводится особое значение, которое становится неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность понимается как одна из форм организации свободного времени обучающихся, целью которой является расширение образовательного пространства, способствующего определению его интереса, свободному выбору направления и удовлетворению обучающихся в содержательном досуге.
Образовательная программа «Мир моих интересов» Открытого молодѐжного университета направлена на развитие познавательного интереса обучающихся младшего школьного возраста через создание информационно-образовательной среды, предполагающей практико-ориентированный подход. В основу курса положена технология проектно-исследовательской деятельности. Одним из инструментов реализации проектно-исследовательской деятельности является виртуальная образовательная среда, где ребѐнок имеет возможность расширить собственный кругозор на занятии, проверить свои силы в решении заданий повышенной сложности, выполнить мини-проект творческого характера и оценить уровень учебных и внеурочных достижений. Использование медиапродуктов позволит сформировать внутреннюю мотивацию обучающихся к познавательной деятельности, положительно повлияет на развитие функциональной грамотности, способствует развитию рефлексивных способностей, информационно-коммуникативной компетенции. Приобретение навыков работы на ПК в рамках программы становится не целью, а средством достижения образовательных результатов. Развивая познавательную сферу ребѐнка, формируется исследовательские и проектные умения.
К исследовательским умениям относятся:
∙ умение видеть проблемы;
∙ умение выдвигать гипотезы;
∙ умение наблюдать, сравнивать;
∙ умение формулировать вопросы;
∙ умения и навыки проведения экспериментов (мысленных и практических).
Исследование рассматривается как часть проектирования, в процессе которого у детей формируются такие проектные умения:
∙ развитие познавательной активности ученика;
∙ приобретение опыта интеллектуальной деятельности под руководством взрослого;
∙ умение добывать необходимую информацию различными методами (работа с дополнительной литературой, Интернетом);
∙ умение работать в паре, группе; вести диалог, описывать свою деятельность.
Использование разных способов соорганизации (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая) позволяет сохранить активность детей. При системном использовании парной и групповой работы приобретаются навыки учебного сотрудничества, сохраняется активность детей.
Под информационно-образовательной средой понимается пространство, организуемое всеми участниками образовательного процесса, в которое вовлечены родитель, обучающийся и учитель с использованием УМК (учебно-методический комплект — интерактивный электронный учебник и рабочая тетрадь) и портала «Кувырком» (задачи повышенной сложности, тематический видеоролик, «Это интересно», игра, викторина, пазлы, электронное портфолио).
Предлагаемая программа построена по модульному принципу и рассчитана на внеурочную работу с обучающимися 1 классов под общей тематикой «Знакомство с общими понятиями окружающего мира».
Объѐм программы для 1 класса — 33 часа из расчѐта 2 часа в неделю (1 час работы в классе и 1 час индивидуальной работы дома). Время проведения занятия в классе может варьироваться от 35 до 50 минут.
Основная форма работы учителя во внеурочной деятельности — занятие, предполагающее большую подготовительную и заключительную работу с обучающимися согласно этапам.
Цель
Развитие информационной грамотности как одной из составляющей информационной культуры через создание информационной среды, способствующей формированию базовых IT-компетенций.
Задачи
∙ Повышение учебно-познавательной мотивации.
∙ Углубление знаний по предмету и, как следствие, повышение информационной культуры.
∙ Положительная динамика функциональной грамотности (темп чтения, повышение грамотности, развитие логических операций).
∙ Формирование у обучающихся младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
∙ Приобретение коммуникативных навыков (работа в инициативных группах в рамках общей темы).
Методы обучения
Основная методическая установка программы — деятельностный характер обучения, создание условий для приобретения опыта исследовательской и проектной деятельности, постановки и достижения цели в индивидуальной и групповой работе.
Формы организации учебных занятий
Основной тип занятий —комбинированный, посредством чередования форм организации учебно-познавательной деятельности младших школьников с различными средствами обучения (рабочая тетрадь, портал, электронные образовательные ресурсы, интерактивная доска и т.д.). При проведении занятий используется учебный и познавательный материал разного типа, вида и формы: презентации, интерактивные игры, видеоролики, ресурсы Интернета и т.д. Материалы всех занятий доступны детям и родителям. Задания, предлагаемые учащимся в рамках курса, разнообразны: проблемные, творческие или задания с творческим продолжением (право выбора задания из серии вариативного материала остаётся за учеником).
Используются следующие формы организации деятельности обучающихся:
•фронтальная форма;
•индивидуальная;
•групповая форма;
•коллективная форма.
Фронтальная форма обучения используется на занятиях для словесной инаглядной передачи учебной информации одновременно всем обучающимся иобмену информацией между учителем и детьми.
Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы) необходима для работы с ресурсами Интернета, «Кейсом», выполнениясамостоятельных или тестовых заданий, подготовкииндивидуальных сообщений потеме занятий, создания «Портфолио». Несмотря на высокую степень самостоятельности обучающегося при данной форме обучения, необходимооказание индивидуальной помощи при работе с источниками информации.
Групповая(парная) форма обучения необходима для выполнения группой школьниковдифференцированных заданий, размещённых на портале. Очень важно правильно организовать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).
Коллективнаяформа организации обучения используется, когда созданы условия, при которых учащиеся самостоятельно организуют и проводят фрагменты занятий (лабораторные работы: опыт, эксперимент).
Для актуализации познавательного интереса обучающегося каждый урок начинается вступительным роликом в сопровождении главного героя — «Хэлпика», задающего положительный эмоциональный настрой детей. Формирование компьютерной грамотности на занятии проходит посредством интерактивной игры за ПК, которую можно провести фронтально (с помощью проектора и экрана), показать на интерактивной доске или индивидуально каждому ребенку за ПК. С помощью IT-технологий обучающиеся могут провести лабораторную работу (опыт, эксперимент), выполнить виртуальную поделку (открытку, плакат), что позволяет детям реализовать полученные знания на практике. Для закрепления и углубления знаний на занятии также предлагается интерактивный ролик, сопровождающийся возможностью самопроверки действий ребенка.
Для совместной деятельности обучающегося с родителями дома предусмотрены дополнительные занятия на портале «Кувырком». В дополнительных портальных материалах к каждому занятию размещены:
∙ задания повышенной сложности для данного возраста по каждой теме занятия;
∙ познавательный материал к каждому занятию (три факта из серии «Это интересно»);
∙ онлайн-мероприятия в виде конкурсов, игр, викторин, домашних экспериментов;
∙ небольшие флеш-игры, чтобы ребѐнок мог отдохнуть после занятия;
∙ видеоматериал (ролик), имеющий отношение к теме занятия;
∙ виртуальное электронное портфолио учащегося, куда заносятся результаты входного и итогового тестирования предметных достижений ребѐнка в урочной и внеурочной деятельности. После выполнения одного из разделов образовательного материала открывается часть картинки — пазл, который в дальнейшем, при прохождении всей темы, можно собрать в виде постера и распечатать.
Таким образом, информационно-образовательная среда включает в себя всех
участников образовательного процесса: родитель, учитель (взрослый), обучающийся.
Этапы занятий
1. Организация начала урока.
2. Развивающая зарядка.
3. Актуализация субъектного опыта обучающегося.
4. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
5. Дыхательная гимнастика.
6. Закрепление знаний.
7. Физкультурная минутка.
8. Интерактивная игра по теме занятия за ПК.
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Основной тип занятий — чередование деятельности детей в рабочей тетради с практическими заданиями в интерактивном сопровождении курса.
1. Организационный этап, очень кратковременный, обычно не более двух минут, основная цель этапа — организовать направленное внимание на начало занятия.
2. Развивающая зарядка, способствующая развитию межполушарных связей, абстрактно-логического мышления и т. д.
3. Этап актуализации субъектного опыта обучающегося обеспечивает мотивацию учения школьников и включение их в совместную деятельность. Цель этапа — дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий.
4. Усвоение новых знаний и способов деятельности — этот этап обычно занимает наибольший объѐм времени. Цель данного этапа — сформировать понятие, сформировать представление о…, сформировать способность к работе с… (Р. Г. Чуракова).
5. Дыхательная гимнастика предусмотрена для улучшения самочувствия, снижения утомляемости.
6. Закрепление знаний — этап для самостоятельной работы по материалу: умение
соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; воспроизводить основные идеи нового материала, выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их.
7. Физкультурная минутка. Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ): http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html (Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10).
8. Интерактивная игра по теме занятия. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: обучающиеся самостоятельно
выполняют задания на компьютере, осуществляют их самопроверку, выявляют и корректируют возможные ошибки.
9. Подведение итогов и рефлексия. Проводится для создания положительного эмоционального настроя, стимула к дальнейшей работе, как доказательство успешности и усвоения принципов сотрудничества. Цель данного этапа —
формирование личной ответственности за результаты учебной деятельности.
Гигиенические требования
Использование ИКТ в образовательном процессе требует неукоснительного соблюдения санитарных правил и норм (СанПиН 2.4.2.2821-10),что позволит снизить риски и обеспечить сохранение здоровья младших школьников. Необходимо помнить:
— средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности младших школьников 1–4 классов (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т. п.) не должна превышать 7–10 минут, в тоже время непрерывная работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и с клавиатурой не должна превышать в 1–4 классах 15 минут;
— просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отражѐнного света в 1–2 классах — 10 минут, в 3–4 классах — 15 минут;
— просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отражѐнного света в 1–2 классах — 15 минут, в 3–4 класса — 20 минут.
Планируемые результаты
К концу обучения в начальной школе будут сформированы все универсальные учебные действия: регулятивные (Р), познавательные (П), личностные (Л) и коммуникативные (К).
Заключение.
Развивая познавательную сферу ребенка, формируются исследовательские и проектные умения. Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее,научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативными.
Таким образом, реализуя программу «Мир моих интересов» на ступени начального общего образования во внеурочной деятельности наша школа решает следующие задачи:
-развитие личности школьника, становление его мировозрения;
-развитие самостоятельности и творческих способностей обучающихся через включение их в проектную деятельность, в том числе с использованием виртуальной образовательной среды;
-духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Доклад на МО учителей начальных классов "Проектная деятельность в начальной школе"
В докладе раскрывается роль метода учебных проектов, описываются этапы внедрения данного метода в начальной школе, описывается характер взаимодействия учителя и учеников и роль родителей в организации...
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".
Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....
Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» «Проектная деятельность - как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе
Выступление на Республиканской научно – практической конференции«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения»на тему: «Про...
«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»
laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...