Преемственность начальной и основной ступеней образования в методах и формах проведения уроков в формате ФГОС
методическая разработка

Болдырева Оксана Николаевна

Выступление по теме "Преемственность начальной и основной ступеней образования в методах и формах проведения уроков в формате ФГОС" дополнено презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Болдырева О.Н.,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №5 г. Охи,

зам. директора по УВР в начальной школе

Преемственность начальной и основной ступеней образования в методах и формах проведения уроков в формате системно-деятельностного подхода.

Непрерывность и преемственность в обучении  рассматриваются как факторы, обеспечивающие эффективность образования.

При этом под непрерывностью мы понимаем наличие на протяжении всего обучения последовательной цепи учебных задач, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся вперёд на каждом из последовательных временных отрезков.

Под преемственностью мы понимаем непрерывность на границах различных этапов или форм обучения (детский сад — школа, школа — вуз, вуз — последипломное обучение и т.д.), т.е. в конечном счёте — единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования.

Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей, технологий и содержания образования на протяжении всего образования от детского сада до последипломного и курсового обучения.

Слайд 2. Особенность федеральных государственных образовательных стандартов  (далее – ФГОС) –  их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

         Слайд 3. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

Слайд 4. Однако оно только тогда будет эффективным, если реализующие его педагоги будут принимать и разделять цели образования (зачем учить?),  понимать специфику его содержания (чему учить?) и технологий (как учить?). Этого гораздо легче достичь в дошкольном образовании и в начальной школе, где подавляющее большинство занятий проводит один педагог. В основной школе число педагогов велико, и вероятность того, что все они примут идеи  и будут реализовать их на практике, существенно ниже.  Вот почему было  целесообразно организовывать специальные обучающие семинары для педагогов основной школы, которые проводились  в течение последних трех лет.

Слайд 5. В работе творческой  группы учителей  «Системно-деятельностный подход а образовании» участвовали педагоги школ города и района.  Важно, что на семинарах вместе работали преподаватели разных предметов, что позволило им лучше понять общую специфику  образования.

п/п

Дата проведения

Форма проведения

Количество мероприятий

Количество ОУ, принявших участие в мероприятиях

Количество человек

1

17.11.12

Теоретический семинар «Развивающая система обучения. Развеиваем мифы».

1

5

13

2

25.03.13

Семинар-практикум «Исследовательское обучение и современное образование»

1

5

18

3

05.11. 13

Мастер-класс «Формирование универсальных учебных действий в основной школе»

1

7

20

4

26.03.14

Групповое проектирование  «Урок в системно-деятельностном подходе. Проектирование урока ОНЗ»

1

7

25

5

24.03.15

Мастер-класс «Изменения в  контрольно-оценочной деятельности учителя: критериальное оценивание как одна из техник  формирующего оценивания»

1

7

21

6

31.03.15

Семинар-практикум «Урок общеметодологической направленности»

1

7

24

7

25.03.16

Групповое проектирование «Урок рефлексии»

1

5

21

Повышение компетентности педагогов в условиях реализации инновации осуществлялось сочетанием традиционных и активных форм обучения: лекций, семинаров, практикумов, группового проектирования образовательной деятельности, тренингов, интерактивного взаимодействия.

Педагоги изучили вопросы реализации ООП, принципы развивающего обучения, технологию проведения уроков в деятельностном методе, применение проектно-исследовательской    деятельности, этапы проектирования урока-исследования,  планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы., современные способы оценочной деятельности.

Несомненно, теоретические сведения подкреплялись практикой, учителя работали в составе предметных групп (филологи, историки и т.п.). Задачей  этого этапа было знакомство с учебниками начальной школы, конспектами уроков, технологическими картами уроков и разработка конспектов уроков по учебникам основной школы  в соответствии с предлагаемыми образовательными технологиями. 

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Существенно изменяются функции педагога. Учитель становится «указателем» на дороге, ведущей  к знаниям.

 И он должен:

-помогать ученикам получать новую информацию;

-исправлять неправильную информацию, оказывать академическую помощь, когда это необходимо;

-организовывать процесс групповой работы;

-демонстрировать партнерский стиль взаимоотношений;

-обеспечивать обратную связь, создавать и поддерживать положительный психологический климат в группе;

- способствовать успешной социализации учащихся.

Слайд 6. Меняется стиль деятельности учителя на уроке.

Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:

1.Определение темы учебного материала.

2.Определение дидактической цели темы.

3.Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

4.Продумывание структуры урока.

5.Обеспеченность урока.

6.Отбор содержания учебного материала.

7.Выбор методов обучения.

8.Выбор форм организации педагогической деятельности

9.Оценка знаний, умений и навыков.

10.Рефлексия урока.

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:

Слайд 7.

1.Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.

2.Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).

3.Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.

4.Сообщение нового материала.

5.Решение учебной задачи.

6.Усвоение новых знаний.

7.Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).

8.Закрепление изученного материала.

9.Обобщение и систематизация знаний.

10.Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).

11.Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.

12.Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Слайд 8. Требования  к современному уроку

  • Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока
  • Учитель выступает в роли организатора, а не информатора
  • Обязательная рефлексия учащихся на уроке
  • Высокая степень речевой активности учащихся

Слайд 9. Требования к заданиям на уроке

  • Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер
  • Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке.

Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод.

Слайд 10.

В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы:

  1. фронтальная - предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя.
  2. индивидуальная – предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности.
  3. групповая - учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах.

Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.

Метод - способ профессиональной совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения образовательно-воспитательных задач.

В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:

  1. Методы организации и осуществления учебных действий и операций (учебно-познавательной деятельности). К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.
  2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.
  3. Методы контроля (устный, письменный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.

Слайд 11. – 12. Критерии и показатели реализации учителем системно-деятельностного подхода в формах и методах проведения урока.

Формы организации познавательной деятельности уч-ся

Критерии и показатели оценки деятельности  учителя на уроке 

Оценка

в баллах

Уровень

работы

учителя

Работает с классом  фронтально на всех этапах урока

1-2

Низкий

Использует парную или  групповую работу уч-ся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает формы коммуникативного взаимодействия уч-ся в парах или группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи

3-4

Средний

Организует учебное сотрудничество детей совместно – распределенную  деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе

5-6

Выше

среднего

Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета

7-8

Хороший

Исходит из того, что каждый уч-ся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану.  Учитель работает попеременно с разными группами уч-ся, дифференцируя их по уровню  знаний

9-10

Высокий

                                      5.Методы обучения

На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и  наглядные методы обучения

1-2

Низкий

Применяет современные и наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии ; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст- в таблицу, таблицу- в график , диаграмму)

3-4

Средний

Организует самостоятельную работу уч-ся, которая проверяется ими по эталонам

5-6

Выше

среднего

Применяет интерактивные методы обучения, поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное  обучение, внутрипредметную  и  межпредметную интеграцию

7-8

Хороший

Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ, урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии  формирования критического мышления

9-10

Высокий

Как бы ни был эффективен семинар, но полученные на нём знания и умения должны быть подкреплены практически. Обучающий семинар есть лишь звено, хоть и важное, в решении проблемы преемственности. Поэтому было бы целесообразно   дополнять обучающий семинар проводимым через 1—2 недели практическим семинаром с посещением уроков, разработанных в рамках обучающего семинара. В этом случае учителя, проектирующие уроки по новой технологии, увидят своими глазами результаты собственной деятельности, воплощённые их коллегами.

Таким образом, проведение обучающих семинаров позволяет педагогам на практике познакомиться с современными образовательными технологиями и попрактиковаться в разработке уроков на их основе. Это может быть первым шагом в реализации идей Федерального государственного образовательного стандарта. Однако для этого работа должна быть продолжена как в виде семинаров с просмотром подготовленных уроков, так и в постоянном мониторинге за деятельностью педагогов — участников семинаров. Каждый из них в течение оставшейся части учебного года может разрабатывать и давать уроки с использованием новых технологий ,  совершенствуясь в их овладении и готовясь к работе по ФГОС.

На примере своей школы могу отметить существующую практику взаимодействия методических объединений учителей предметников и учителей начальной школы в части посещения уроков учителей начальной школы учителями основной. Это позволяет учителям-предметникам заранее познакомиться со своими будущими учениками – увидеть их возможности в привычной и комфортной для них обстановке. В ходе  обсуждения посещенных уроков педагоги начального и основного звена уточняли  свои позиции и требования, предъявляемые к ученикам.

Слайд 13.

Положительное воздействие на установление преемственности оказали разработка и проведение учителями основной школы и педагогами начальной школы совместных уроков в 3 – 4-х классах. Учителя начальной школы  выступали  в качестве консультантов в процессе освоения проектирования  уроков в формате  системно-деятельностного  подхода педагогами основной школы, а педагоги основной школы – консультантами в нюансах своего предмета.

Сложились три варианта взаимодействия учителей:

1. Готовит и проводит урок только учитель основной школы, а учитель начальной школы предоставляет информацию о классе, теме, даёт отдельные советы

2. Учителя начальной и основной школы готовят вместе конспект, а проводит урок только учитель основной школы

3.Оба учителя готовят и проводят урок вместе, распределяя между собой эпизоды урока, поддерживая друг друга в течение всего урока

На этом этапе  педагоги разных ступеней образования, делая общее дело, как раз и могут почувствовать себя командой единомышленников, уточнить и скорректировать свои позиции. В свою очередь учителя начальных классов могут увидеть стиль работы учителей  основной ступени образования, узнать характер их требований, методы и приемы работы.

В ходе опроса учащиеся давали высокую оценку данным урокам, у них повысилась мотивация к обучению в пятом классе, снизилась тревожность у родителей,  переход на новую ступень обучения стал более подготовленным и психологически комфортным.

Схема  анализа урока в рамках деятельностного подхода

     1. Была ли создана учителем в начале урока ситуация успеха? В чем  она выражалась? И какими средствами реализовывалась?

     2.  Какими  средствами  пользовался   учитель  для  создания   учебной  ситуации, которая привела к постановке учебной задачи:

  • использование известных знаний, способов работы детей;
  • формы организации учебной работы учащихся;
  • создание условий для активной (пассивной) позиции ученика;
  • позиция учителя и его роль на данном этапе;
  • использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки)    для создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности).

     3. Возникла ли в результате  разворота логики учителя нужная задача  у детей или нет?

            Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса  (в любой форме: графической, знаковой, словесной).

     4. Уровень  владения детьми  способностью вести  учебную дискуссию как на уровне  группы, так  и на  уровне класса:  умение детей аргументировано говорить,  ставить  вопросы  на понимание,  выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов.

     5.  Соответствовали  ли  формы  организации коллективно-распределенной деятельности  поставленным  целям  урока? 

            Какой уровень владения методикой организации  коллективной  работы  учащихся  на  уроке  у  учителя?

            Были ли созданы необходимые условия для работы в парах, в группах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни на уроках по физической культуре как средство достижения личностных результатов, реализующая интеграцию начальной и основной ступени образования в условиях внедрения ФГОС»

      Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех ...

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

Выступление на МО по теме "Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС"...

«Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС»

В данной статье содержится материал, раскрывающий важность преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС....

Технология организации преемственности между начальной и основной ступенями образования.

Реализация алгоритма "Восемь шагов" (планируемые результаты, трудности и пути их преодоления)....

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

Адаптация учащихся пятых классов при переходе их из младших классов в среднее звено школы. Из опыта работы....

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.

Вопрос о преемственности между начальной и средней школой далеко не новый, он был актуален всегда. Актуален он и сегодня.  Поскольку преемственность между начальным и основным общим образованием ...

«Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС».

Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО» Преемственность – это последовательна...