Методические рекомендации к организации внеурочной работы в начальной школе.
методическая разработка

Курбатова Евгения Владимировна

 

Данные методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного стандарта по специальности среднего профессионального образования 050146 «Преподавание в начальных классах» и 050715 «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Они предназначены для учителей начальных классов, которые могут использовать данные рекомендации для дополнения своих знаний в области гигиенических требований во внеурочной работе в начальной школе, а также для организации внеурочных занятий с соблюдением данных рекомендаций во избежание несчастных случаев и поломки технического оборудования, для достижения максимально комфортной среды для обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka.docx30.44 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Магнитогорский педагогический колледж»

Отделение школьное

Кафедра психолого-педагогических дисциплин и частных методик

Гигиенические требования к организации внеурочной работы в начальной школе

Методические рекомендации к организации внеурочной работы в начальной школе

Магнитогорск, 2018г.

Печатается по решению Методического совета

                                                                         Магнитогорского педагогического колледжа

Данные методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного стандарта по специальности среднего профессионального образования 050146 «Преподавание в начальных классах» и 050715 «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Они предназначены для учителей начальных классов, которые могут использовать данные рекомендации для дополнения своих знаний в области гигиенических требований во внеурочной работе в начальной школе, а также для организации внеурочных занятий с соблюдением данных рекомендаций во избежание несчастных случаев и поломки технического оборудования, для достижения максимально комфортной среды для обучающихся.

Составители:

 Курбатова Е.В. – студентка педагогического колледжа.

Рецензенты:

Курбатова Е.В. – студентка педагогического колледжа.


Содержание

Введение        4

Методические рекомендации        5

 


Введение

Многие учителя игнорируют соблюдение гигиенических норм, которые основываются на возрастных и психологических особенностях учащихся начальной школы. Часто они закрывают глаза на грязные парты и полы, забывают о важности периодического проветривания помещения, что так необходимо для протекания жизни в пределах класса, ибо свежий воздух сказывается на уровне работоспособности учащихся. Учителя забывают, что беспорядок, и расположение ненужных для уроков предметов в классе, способствует рассеиванию внимания, а также возможным нарушениям дисциплины. Конечно, иногда, многие изъяны в обеспечении чистоты в кабинетах лежат на вине самой школы, так как покраску стен и ликвидирование в них трещин учитель не может обеспечить самостоятельно, однако, бороться с этим, чтобы создать благоприятные условия для себя и работы детей, обязан.

Из-за не соблюдения гигиенических требований можно столкнуться с нарушением здоровья учащихся, их мозговой деятельности, с ослаблением психологических и физиологических функций, что обязательно скажется на успеваемости. Именно поэтому, чтобы обеспечить благоприятное протекание внеурочного занятия, следует соблюдать гигиенические требования к организации внеурочной работы.

Исходя из этого, мною были созданы следующие методические рекомендации для грамотной организации внеурочной работы младших школьников в соответствии с гигиеническими требованиями.

Данные методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного стандарта по специальности среднего профессионального образования 050146 «Преподавание в начальных классах» и 050715 «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Они предназначены для учителей начальных классов, которые могут использовать данные рекомендации для дополнения своих знаний в области гигиенических требований во внеурочной работе в начальной школе, а также для организации внеурочных занятий с соблюдением данных рекомендаций во избежание несчастных случаев и поломки технического оборудования, для достижения максимально комфортной среды для обучающихся.


Методические рекомендации

Гигиенические требования к организации внеурочной работы в начальной школе

Итак, методические рекомендации по выполнению гигиенических требований следующие:

  1. Должны учитываться особенности организации внеурочной деятельности планируемой на основе интересов и потребностей младших школьников. Внеурочная работа, которую организует учитель, будет намного интереснее и привлекательнее, если она будет включать в себя пожелания учащихся, т.е. ту тематику, которая близка ученикам. Благодаря такому взаимодействию повысится уровень продуктивности, заинтересованности и инициативности обучающихся на внеурочных занятиях. Учитель должен учитывать особенности организации такой внеурочной деятельности, т.е. как и с помощью каких материалов она будет организована и проведена, какие трудности могут возникнуть и что нужно запланировать так, чтобы эти трудности можно было преодолеть учащимся. Всё это повысит влечение обучающихся к внеурочным занятиям, дисциплинирует их, а формируемые ЗУН во внеурочной деятельности достигнут качественных результатов.
  2. Продолжительность любого внеурочного занятия должна составлять не более 45 минут, где присутствует смена видов деятельности. Занятие должно быть гибким, правильно организованным в связи с учетом динамики работоспособности младших школьников. Переключение с одного вида деятельности на другой обеспечивает возобновление нормальной деятельности коры головного мозга и восстанавливает работоспособность. Учитель должен подбирать такой материал и организовать такую разнообразную деятельность учащихся, чтобы это отвечало их возможностям, уровню знаний, психологическим и возрастным особенностям, среди которых значимая особенность – невозможность удерживания произвольного внимания на длительный промежуток времени и быстрая утомляемость. Всё это учитель должен соблюдать во избежание возникновения утомления у учащихся и рассеивания их внимания.
  3. Во время каждого внеурочного занятия, спустя 15-20 минут от его начала, учитель должен использовать физкультурные паузы. Проводить физкультминутки целесообразно в тот момент, когда наблюдаются первые признаки утомления у школьников (рассеивание внимания, частая смена поз, отвлечения). Упражнения физкультминуток (пауз) должны быть направлены на активизацию позных мышц (наклон туловища, вращения головой), мышц нижних конечностей  ( приседания, тыльные и подошвенные сгибания стоп). Сидячая поза самая вредная для здоровья: сдавлены легкие, хуже работают сосуды, питающие головной мозг, сжат шейный симпатический ствол. Полезное действие на функции организма оказывает изменение рабочей позы во время внеурочного занятия. Соблюдение физкультурных пауз залог не только качественного усвоения материала, но и здоровьесбережения учащихся на внеурочных занятиях.  
  4. Рассаживание учащихся за свои места во время внеурочной деятельности должно осуществляться с учетом состояния их здоровья и текущей успеваемости. Во время организации того или иного занятия учителю нужно тщательно продумать расположение рабочих мест, постановку парт таким образом, каким это необходимо при той или иной форме работы с обучающимися. Целесообразно сажать на первые парты учащихся, имеющих проблемы со зрением и слухом, а также учащихся, которые имеют проблемы в успеваемости и нуждаются в помощи и контроле учителя. Всё это способствует сохранению здоровьесбережения обучающихся.
  5. Расстояние между партами должно составлять около 60 см, расстояние между рядом парт и наружной продольной стеной не менее 50 см, расстояние от последних парт до стены, противоположной классной доске, не менее 70 см, расстояние от демонстрационного стола до учебной доски не менее 100 см, расстояние от первой парты до учебной доски не менее 240 см. Учитель должен строго отслеживать  расстановку мебели в учебном кабинете не только во время уроков, но и во время проведения внеурочной работы, прививать учащимся правила эксплуатации мебели в учебном кабинете. Это способствует сохранению материального обеспечения класса, а также здоровьесбережения обучающихся, т.к. благодаря правильной расстановке парт каждый учащихся сидит свободно за своим рабочим местом, а также исключается риск оказания пагубного влияния на зрительные функции учащихся.
  6. Во время проведения внеурочных занятий в учебном кабинете должен быть соблюден определенный температурный режим воздуха не менее 18 - 24 С° для благоприятного климата. Учебный кабинет должен проветриваться учителем во время каждой перемены, до и после проведения внеурочного занятия, особенно, если запланировано несколько занятий. Разрешается также во время занятий открывается одно окно с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5 С° и скорости движения ветра не более 2 м/с. Соблюдение проветривания и регулирования температурного режима в учебном кабинете способствует улучшению работоспособности обучающихся.
  7. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. "Естественное и искусственное освещение". Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Светопроёмы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели. За качеством состояния регулируемых солнцезащитных устройств следит учитель. Их использование должно быть рациональным, т.е. использоваться тогда, когда это необходимо для эксплуатации средств ТСО или классной доски. При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть в пределах нормы не ниже 300 лк. для предотвращения ухудшения зрения учащихся и дискомфорта.
  8. Учебная доска, изготовленная из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, должна хорошо очищается влажной губкой, быть износостойкой, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие, а также высоту нижнего края над полом в 85см. Учебная доска обязательно должна иметь лотки для задержания меловой пыли и хранения таких материалов, нужных для проведения внеурочной деятельности, как мел, тряпки, цветные мелки и магниты, держатели для чертежных принадлежностей. Крепления учебной доски обязательно должны плотно держать каждую из двигающихся частей доски во избежание травм учащихся. Учебная доска должна регулярно очищаться от предыдущих записей на ней учащихся или учителя. Классная доска также должна быть оснащена дополнительным источником искусственного света – софитами, которые устанавливаются над ней. Используя их рационально учитель улучшит качество проведения внеурочного занятия, а также это способствует сбережению зрения учащихся.
  9. Так как внеурочная работа может содержать в себе элементы творческой деятельности по изобразительному искусству и художественному труду, то в кабинете должна быть предусмотрена раковина – мойка, которая устанавливается в зоне правого переднего угла кабинета. Раковина – мойка должна снабжаться холодной и горячей водой, иметь исправный слив, находиться в рабочем состоянии, чтобы не принести неудобства и не нанести вред при ее эксплуатации учащимся.
  10.  Внеурочная работа в группах продленного дня должна учитывать возрастные и психологические особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями и быть организованной в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования детей. Младшие школьники нуждаются в разнообразном количестве наглядных пособий, этим самым они лучше понимают и осваивают учебный материал, а привлекательные формы и методы организации внеурочных занятий способствует повышению интереса, занятости среди учащихся внеурочной деятельностью. Соблюдение всего этого учителем способствует достижению результатов освоения основной образовательной программы на занятиях внеурочной деятельности  учащимися, повышению уровня качества образования и успеваемости.
  11.  Во время планирования внеурочных занятий и их организации учителем должна продумываться  эстетическая сторона оформления учебного кабинета. Учитель четко должен представить и отметить те материалы, которые необходимы для тематики данного занятия, подготовить их и расположить в классе так, чтобы они были в зоне видимости для всех учащихся. Следует также отслеживать и убирать в места хранения те материалы и методические пособия, которые не нужны по истечению внеурочного занятия, чтобы избежать их испорченности, потери или травм учащихся при их неверной эксплуатации. Благодаря этому учитель не только избежит захламленности учебного кабинета, но и также поддержит благоприятную и безопасную среду для обучающихся.
  12.  При использовании средств ТСО и ИКТ учителю следует помнить, размещенные во время внеурочных занятий в кабинете ноутбук или компьютер, колонки, мультимедийный проектор и экран должны эксплуатироваться целесообразно, т.е. тогда и только тогда, когда это необходимо и находиться в исправном состоянии. Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с экраном на внеурочных занятиях не должна превышать 5-10 минут, т.к. это соответствует санитарно – гигиеническим требованиям к интерактивным средствам обучения в 1-4 классах начальной школы. Соблюдение этих норм способствует грамотной организации внеурочного занятия, а также здоровьесбережению учащихся, т.к. любое чрезмерное использование технических средств оказывает негативное влияние на зрение обучающихся.
  13.  Мультимедийные материалы, подобранные учителем, должны отвечать возрастным, психологическим особенностям учащихся класса, а также подбираться с учетом особенностей здоровья некоторых обучающихся, у которых наблюдаются проблемы со зрением или слухом. При планировании и организации внеурочного занятия учитель должен чётко отобрать материал таким образом, чтобы при его освоении у учащихся не возникло проблем. Если есть учащиеся, имеющие проблемы со зрением, то учитель при использовании наглядных средств должен учесть размер шрифта и иллюстраций, их сочетание с фоном. Если есть учащиеся, имеющие проблемы со слухом, то учитель при использовании аудио и видео материалов должен учесть нужную частоту и громкость звука. Благодаря этому внеурочное занятие, весь учебно – воспитательный процесс, будет осуществлен в соответствии с санитарно – гигиеническими нормами, а зрение и слух учащихся будет сбережен.
  14.  Чистота полов, парт, подоконников и стульев должна быть предусмотрена перед каждым внеурочным занятием в связи с санитарно – гигиеническими требованиями. Перед внеурочной работой следует осуществить уборку помещения, а именно мытье парт, протирание подоконников и учительского места, подметание пола в учебном кабинете. Соблюдение этого способствует созданию благоприятной среды и исключения риска развития аллергических реакций на пыль  у обучающихся.
  15.  Предусматривается негустое озеленение класса. Однако, запрещается размещение цветов на подоконниках, т.к. это способствует загораживанию попадания в учебный кабинет естественного света. Цветы должны быть размещены в переносные цветочницы высотой 65 - 70 см от пола или в подвесные кашпо на стене в конце кабинета, которые должны быть из качественных материалов и также качественно установлены. Растение не только способствуют оснащению кислородом помещения, но и успокаивают своей окраской глаза учащихся. Исключается размещение цветущих, ядовитых или неизвестных типов растений, которые могут причинить вред здоровью учащихся. Всё это способствует сохранению здоровьесбережения обучающихся.
  16.  По задней стене класса-кабинета рекомендуется устанавливать секционные шкафы для учебного оборудования, на передней стене - доску и часть постоянной экспозиции. На боковой стене, противоположной окнам, рекомендуется экспонировать сменные стенды. Секционные шкафы должны быть включены во влажную уборку кабинета и также обтираться изнутри и снаружи после каждого внеурочного занятия во избежание скопления пыли и грязи. Если на внеурочном занятии используются и размещаются стенды, плакаты и т.п. и они находятся за стеклом, то перед каждой меной этого стенда и плаката перед внеурочным занятием учитель должен обеспечить влажное протирание специальными моющими средствами стекол, а также убедиться в их целостности и сохранности, в отсутствии в стекле трещин или осколков. Всё это способствует сохранению здоровьесбережения обучающихся.
  17.  Целесообразнее всего внеурочную работу реализовать в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п., так как  использование разнообразных форм внеурочных занятий  положительно отражается на заинтересованности в воспитательном процессе и на усваивании того или иного материала детьми.
  18.  Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы. Эти помещения также должны быть обдуманы и подготовлены заранее учителем. При посещении расположенных рядом со школой центров, домов культуры и стадионов по время внеурочной деятельности с учащимися в очередном порядке должен быть проведен инструктаж по технике безопасности. Это способствует воспитанию стойкого интереса к внеурочной работе, здоровьесбережению обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Методические рекомендации содержат подробную технологию подготовки и проведения читательской конференции, а также несколько сценариев проведения читательских конференций и обсуждений детских книг....

Методические рекомендации по организации обучения гимнастике учащихся начальных классов «Техника и методика основных упражнений по гимнастике»

Данный материал могут использовать учителя физической культуры при изучении раздела "Гимнастика"...

Методические рекомендации по организации и проведению недели начальной школы

Материал содержит методические рекомендации по организации и проведению недели начальной школы...

Методические рекомендации по организации воспитательной работы в условиях введения ФГОС НОО

Управление системой здоровьеформирующего воспитания в условиях внедрения ФГОС...

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...

Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся начальной школы

В рекомендациях сформулированы единые подходы к ведению и проверке ученических рабочих  тетрадей и тетрадей для контрольных работ....

Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности младших школьников

Подробные рекомендации по организации младших школьников внеурочной деятельности...