Учебно-методический материал
учебно-методический материал

Алексеева Людмила Петровна

Область профессиональной деятельности выпускников: обучение и воспитание детей в процессе реализации образовательных программ начального общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «окружающий мир»

на 4 четверть 2019-2020 учебного года

Челябинск, 2020

Дата

Тема и тип урока

Планируемые результаты

Виды деятельности уч-ся

Формы контроля

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

УУД

01.04.2020

Проект «Мои  домашние питомцы».

Особенности жизни домашних животных.

Р: предвосхищать результат, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок (уход за домашними питомцами).

П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели.

К: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения, строить понятные для партнёра высказывания; слушать собеседника.

Научатся описывать своего домашнего питомца по плану. Выполнят рассказ по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой.

Фронтальный опрос

Проект

02.04.2020

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?  

УОНЗ

Правила поведения в природе.

Взаимосвязь цветов и бабочек.

Р: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: последствия деятельности людей в природе, место и роль человека в биосфере.

П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии цветов и бабочек, о необходимости сохранения природного окружения.

К: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать собеседника.

Научатся узнавать изученные природные объекты.

Научатся уметь объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы).

Получат возможность научиться формулировать правила поведения в природе.

Фронтальный опрос

Тест

08.04.2020

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? 

УОНЗ

Правило поведения в природе.

Какие звуки природы есть в лесу.

Р: различать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (безопасное поведение человека на природе), использовать установленные правила при контроле способа решения.

П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии лесных звуков.

К: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Научатся определять лесных жителей по звукам, которые они издают, передавать голосом звуки леса.

Научатся объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину.

Получат возможность научиться: оценивать свое поведение в лесу; формулировать правила поведения в природе; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Фронтальный опрос

Тест

09.04.2020

Зачем мы спим ночью?

УОНЗ

Значение сна в жизни человека.

Правило подготовки ко сну.

Р: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (поиск решения поставленной проблемы).

П: извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы.

К: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Научатся оценивать правильность своей подготовки ко сну.

Научатся делать выводы о значении сна в жизни человека.

Получат возможность научиться на основе наблюдений рассказывать о сне животных; определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе;

Фронтальный опрос

Тест

16.04.2020

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

УОНЗ

Различать овощи и фрукты.

Что такое витамины и какие бывают витамины витамины  .

Р: предвосхищать результат; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии и значении овощей и фруктов в питании человека.

К: строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимный контроль.

Уважительное отношение к иному мнению, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Научатся различать овощи и фрукты, группировать их.

Выполнять правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.

Получат возможность научиться находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В, С с жизнедеятельностью организма.

Фронтальный опрос

17.04.2020

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

УОНЗ

Правильное использование средств личной гигиены

Р: формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную (правила гигиены).

П: извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы.

К: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Научатся формулировать основные правила гигиены.

Обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение;

Фронтальный опрос

Самостоятельная работа

22.04.2020

Зачем нам телефон и телевизор?

УОНЗ

Различие средств связи и средств массовой информации

Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П: извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о современных средствах связи.

К: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, задавать вопросы.

Научатся различать средства связи и средства массовой информации.

Объяснять назначение радиоприемника, телевизора, газет и журналов.

Получат возможность научиться пользоваться средствами связи при вызове экстренной помощи.

Научатся обосновывать необходимость интернета.

Фронтальный опрос

Тест

23.04.2020

Зачем нужны автомобили?

УОНЗ

Значение автомобилей.

Различие основных видов автомобилей.

Р: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о видах наземного транспорта, об автомобиле и его назначении.

К: строить понятные для партнёра высказывания; строить монологическое высказывание.

Научатся классифицировать автомобили и объяснять их назначение.

Получат возможность научиться называть по рисунку-схеме устройство автомобиля;

Фронтальный опрос

Самостоятельная работа

29.04.2020

Зачем нужны поезда?

УОНЗ

Значение поездов.

Различие основных видов поездов.

Р: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели.

К: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Научатся классифицировать поезда в зависимости от их назначения.

Рассказывать об устройстве железной дороги.

Получат возможность научиться сравнивать старинные и современные поезда.

Фронтальный опрос

30.04.2020

Зачем строят корабли?

УОНЗ

Значение судов.

Различие основных видов судов.

Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о водном транспорте; осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

К: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.

Научатся классифицировать корабли в зависимости от их назначения.

Получат возможность научиться рассказывать об устройстве корабля по рисунку-схеме.

Фронтальный опрос

 Тест

06.05.2020

Зачем строят самолёты?

УОНЗ

Значение самолетов.

Различие основных видов самолетов.

Р: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

П: извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы.

К: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

Научатся классифицировать самолеты в зависимости от их назначения.

Получат возможность научиться рассказывать об устройстве самолета по рисунку-схеме.

Самостоятельная работа

07.05.2020

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

УОНЗ

Правил поведения в автомобиле, поезде и железной дороге.

Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о соблюдении правил безопасности на различных видах транспорта.

К: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Научатся обобщать сведения о транспорте, обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте.

Рассказывать о правилах безопасного поведения в автобусе, троллейбусе, трамвае.

Фронтальный опрос

13.05.2020

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

УОНЗ

Правил поведения в самолете и на корабле.

Виды спасательных средств.

Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о правилах безопасности на водном и воздушном транспорте.

К: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Научатся правилам безопасности и спасательным средствам на корабле и в самолете.

Узнают виды спасательных средств на корабле и самолете.

Фронтальный опрос

Тест

14.05.2020

Зачем люди осваивают космос?

УОНЗ

Луна, спутник.

Зачем космонавты летают в космос.

Для чего нужны искусственные спутники земли.

Р: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели.

К: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Научатся рассказывать об освоении космоса человеком; моделировать экипировку космонавта.

Узнают, что такое спутник, увидят изображения как он выглядит.

Получат возможность научиться высказывать предположения по вопросам учебника, проводить самопроверку; отвечать на итоговые вопросы.

Фронтальный опрос

Самостоятельная работа

20.05.2020

Почему мы часто слышим слово «экология»?

УОНЗ

Экология.

Чему учит экология.

Взаимосвязи человека и природы.

Р: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

П: извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы;

К: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

Научатся приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой.

Узнают взаимосвязь природы и человека, научаться приводить примеры.

Получат возможность научиться оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них.

Фронтальный опрос

21.05.2020

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и  зачем?». Презентация проекта «Мои домашние любимцы».

Обобщение всех знаний и понятий

 Р: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

П: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели.

К: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учи-теля; согласовывать свои действия с партером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Научатся публично выражать свои мысли; обсуждать выступления учащихся. Раскрывать соответствующую тематике информацию и фотоматериал.

Получат возможность научиться использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности, обсуждать коллективные результаты. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Тест

Проект


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебно-методический комплекс « Перспективная начальная школа »

Слайд 2

Основная идея УМК « Перспективная начальная школа» Оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого , то в роли обучающего , то в роли организатора учебной ситуации.

Слайд 3

Содержательные линии индивидуального развития 1) формирование познавательных интересов школьников и их готовности к самообразовательной деятельности на основе учёта индивидуальных склонностей к изучению той или иной предметной области;

Слайд 4

2) развитие умственных способностей , творческого мышления ; воспитание чувства уважения к эрудиции и предметной компетентности ; 3) воспитание социально-психологической адаптированности к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе; 4 ) воспитание физической культуры младшего школьника ;

Слайд 5

5 ) формирование эстетического сознания младших школьников и художественного вкуса ; 6) социально-нравственное воспитание школьников: развитие природных задатков сочувствовать и сопереживать ближнему, формирование умения анализировать собственные эмоциональные переживания и состояния и переживания других людей .

Слайд 6

Основное содержание УМК «Перспективная начальная школа» складывается из образовательных областей филология математика и информатика искусство естествознание и обществознание музыкальное образование

Слайд 7

Основные принципы концепции УМК « Перспективная начальная школа» 1. Принцип непрерывного общего развития каждого ребёнка предполагает ориентацию содержания начального образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребёнка.

Слайд 8

2. Принципы прочности и наглядности. Через рассмотрение частного к пониманию общего, от общего, т.е . от постигнутой закономерности, к частному, т.е . к способу решения конкретной учебной задачи . 3. Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей ‒ формирование у обучающихся привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня и др.

Слайд 9

Типические свойства методической системы Комплектность предусматривает единство установки формирования общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации, умение делового общения . Методический аппарат всех учебников отвечает системе единых требований.

Слайд 10

Инструментальность ‒ создание условий для выражения детьми двух равноправных точек зрения, для работы с несколькими источниками информации. Интерактивность ‒ прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки.

Слайд 11

Отличительные особенности УМК «ПНШ» максимальное размещение методического аппарата , включая организационные формы работы, в корпусе самого учебника ; использование единой системы условных обозначений во всем УМК ;

Слайд 13

систему перекрестных взаимных ссылок между учебниками ; использование единых сквозных героев (брата и сестры); пошаговое введение терминологии и мотивированное её использование.

Слайд 14

Основные методические особенности УМК «ПНШ» УМК по каждому учебному предмету включает в себя: учебник, хрестоматию, Тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя. УМК «Перспективная начальная школа» выпускает издательство «Академкнига/Учебник».

Слайд 15

УМК «Перспективная начальная школа» включает в себя предметные линии учебников : Русский язык Азбука. Авторы: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Русский язык. Авторы: Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А. Литературное чтение. Автор: Чуракова Н.А. Математика . Автор: Чекин А.Л. Информатика и ИКТ (2-4 классы). Авторы: Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Окружающий мир. Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А .

Слайд 16

Основы религиозных культур и светской этики (4 класс). Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Авторы: Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И. Изобразительное искусство. Авторы: Кашекова И.Э., Кашеков А.Л. Музыка . Авторы: Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Технология . Авторы: Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б. Физическая культура. Авторы: Шишкина А.В., Алимпиева О.П., Брехов Л.В.

Слайд 17

Обложки учебников по математике для 1 класса (в 2 частях), Чекин А.Л. Учебники

Слайд 18

Хрестоматии, тетради для самостоятельных работ по учебным предметам Обложки: 1. Литературное чтение. Хрестоматия. 1 класс ( Чуракова Н.А.); 2. Русский язык. Тетрадь для самостоятельных работ. 1 класс ( Гольфман Е.Р.); 3. Окружающий мир. Проверочные работы в тестовой форме. 1 класс ( Чуракова Р.Г., Кудрова Л.Г.).

Слайд 19

Методические пособия Обложки: 1. Математика. Методическое пособие. 1 класс (Чекин А.Л.); 2. Русский язык. Методическое пособие. 1 класс ( Чуракова Н.А., Гольман Е.Р.); 3. Окружающий мир. Методическое пособие. 1 класс (Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебно-методический комплекс «Школа России»

Слайд 2

мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; реальная возможность достижения личностных , метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования; постоянно обновляющаяся , наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы. УМК «Школа России» ‒ это:

Слайд 3

Учебно-методический комплект для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Научный руководитель комплекта ‒ Андрей Анатольевич Плешаков , кандидат педагогических наук . В качестве единого целостного данный комплект работает с 2001 года. Это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальных классах. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения. УМК «Школа России»

Слайд 4

Российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества . Её основа ‒ это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы, их исключительная ценность и значимость. Главная концептуальная идея программы «Школа России»

Слайд 5

приоритет воспитания в образовательном процессе; личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения; сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования. Принципы УМК «Школа России»

Слайд 6

проектная и исследовательская деятельность; технология проблемного обучения (элементы); информационные (компьютерные) технологии ; игровые технологии ; здоровьесберегающие технологии. Технологии реализуемые в УМК «Школа России»

Слайд 7

1. Личностно-развивающий характер образования с приоритетом духовно-нравственного развития ребёнка . 2. Граждански-ориентированный характер образования , предусматривающий воспитание ребёнка гражданином своей страны, развивающий чувства гражданственности и патриотизма . Обобщающими характеристиками содержания комплекта являются следующие:

Слайд 8

3. Глобально-ориентированный характер образования , отвечающий новым задачам образования в эпоху глобализации. 4. Экоадекватный характер образования с приоритетным вниманием к проблемам экологической этики, воспитанию любви и бережного отношения к природе. Обобщающими характеристиками содержания комплекта являются следующие:

Слайд 9

Обучение грамоте и чтению Русская азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Русский язык (2 линии ) Авторы: Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Литературное чтение. Автор Климанова Л.Ф . УМК «Школа России» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников:

Слайд 10

Математика . Авторы: Моро М.И. и др. Окружающий мир. Автор Плешаков А.А. Изобразительное искусство (2 линии ) Авторы: Неменская Л.А . ( 1 класс и 4 класс); Коротеева Е.И. (2 класс); Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. (3 класс). Авторы: Шпикалова Т.Я. (1 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. (2 класс и 4 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Величкина Г. А. (3 класс). УМК «Школа России» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников:



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Структурные элементы рабочей программы

Наличие

(да/нет)

Титульный лист

наименование образовательной организации

да

название Рабочей программы учебного предмета (предмет, класс, уровень образования)

да

сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета (Ф.И.О., занимаемая должность, квалификационная категория)

да

год разработки Рабочей программы учебного предмета, курса

да

Пояснительная записка

перечень нормативно-правовых документов, которые использовались при разработке Рабочей программы учебного предмета, курса

да

наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана Рабочая программа учебного предмета, курса

да

цели и задачи Рабочей программы учебного предмета, курса

да

Общую характеристику учебного предмета, курса

структура учебного предмета

да

содержание учебного предмета

да

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

предметная область, к которую входит данный учебный предмет

да

место и роль учебного предмета в обучении

да

количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса в неделю, за учебный год, за уровень образования

да

сроки реализации Рабочей программы учебного предмета, курса

да

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

ценностные ориентиры начального образования

да

обоснование тематики содержания Рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей

да

Результаты освоения учебного предмета, курса

личностные результаты освоения учебного предмета русский язык

да

метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык

да

предметные результаты освоения учебного предмета русский язык

да

Содержание учебного предмета, курса

перечень и название разделов учебного предмета

да

необходимое количество часов для изучения раздела

да

содержание учебного раздела

да

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

перечень разделов, тем, последовательность их изучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

да

количество часов, выделяемое на изучение каждого раздела и каждой темы

да

вид занятий (теоретические или практические, количество часов)

да

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

учебно-методическая литература

да

технические средства обучения

да

цифровые образовательные ресурсы

да

Система оценки достижения планируемых результатов

характеристика всех видов контроля

да

 

Выводы:

Данная рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании в РФ» (2012), концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010), Федеральным государственным образовательным стандарт начального образования (2010), Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.

В рабочей программе есть все структурные компоненты, которые расположены в правильной последовательности. Рабочая программа имеет оформление, соответствующее данному виду учебной документации. В 2018 году школа прошла аккредитацию.



Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Начальная общеобразовательная школа №95 города Челябинска»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

 «  »  ______ 2019г.

Директор Емельянова Л.А

«  »   ______     2020г

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РУССКИЕ УМЕЛЬЦЫ»

Направление: Художественно – эстетическое

Авторы рабочей программы:

Вид: художественное творчество

Возраст детей: 9-10 лет

Алексеева Людмила Петровна

Срок реализации: 2020/2021 учебный год

Челябинск, 2020

Пояснительная записка

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры.  Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Одним из самых древних видов народного искусства является художественная роспись. 

Дымковские игрушки, Гжельский фарфор  вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Филимоновские игрушки, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен.

Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

В ходе кружковой работы, учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, расширят свои знания в области декоративно -  прикладного искусства и освоят технологию нескольких росписей.

Цель: формирование и развитие основ художественной культуры у ребенка через декоративно – прикладное искусство посредством русской народной росписи

Задачи:

  1. Расширить представления детей о видах русской народной росписи  
  2. Углубление эстетического отношения детей к творчеству, предоставление возможности для развития инициативы
  3. Раскрытие творческого потенциала каждого ребенка
  4. Развитие мелкой моторики рук

Планируемые результаты:

Личностные:

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии

Метапредметные:

  • освоение художественной культуры средствами декоративно-прикладного искусства
  • формирование способности оценивать результаты творческой деятельности

Познавательные:

  • формирование начальных знаний по композиции и орнаменту
  • умение различать виды росписей

Сроки реализации программы «Русские умельцы» рассчитаны на 1 год, 68 часа, 2 часа в неделю.

Программа рассчитана на младший школьный возраст: 9-10 лет.

Содержание занятий

Раздел 1. «Дымковская расписная глиняная игрушка»

Тема 1. Знакомство с русским народным промыслом (1ч.)

Беседа об  истории происхождения и особенности расписной игрушки. Рассматривают иллюстративный материал и экземпляры настоящей дымковской игрушки.

Тема 2. Элементы росписи (1ч.)

Тренируются в  создании основных элементов росписи дымковской  игрушки, орнаментальных и сюжетных мотивов.

Тема 3. Дымковская Индюшка (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности дымковской расписной игрушки «Индюшка». Начинают рисовать дымковскую игрушку.
  2. Рисуют Дымковскую расписную игрушку «Индюшка».

Тема 4. Дымковский Петух (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности дымковской расписной игрушки «Петушок». Начинают рисовать дымковскую игрушку.
  2. Рисуют дымковскую расписную игрушку «Петушок».

Тема 5. Дымковский Козел (2 ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности дымковской расписной игрушки «Козел». Начинают рисовать дымковскую игрушку.
  2. Рисуют дымковскую расписную игрушку «Козел».

Тема 6. Дымковский Конь (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности дымковской расписной игрушки «Конь». Начинают рисовать дымковскую игрушку.
  2. Рисуют дымковскую расписную игрушку «Конь».

Тема 7. Дымковская Барыня (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности дымковской расписной игрушки «Барыня». Начинают рисовать дымковскую игрушку.
  2. Рисуют дымковскую расписную игрушку «Барыня».

Тема 8. Подготовка выставки «Дымковская игрушка» (1ч.)

Дорабатывают рисунки, размещают их исходя из орнаментальных и сюжетных мотивов, а так же цветовой гамме на стенды. Украшают стенды.

Тема 9. Выставка «Дымковская игрушка» (1ч.)

Выставляют готовые работы. Подводят итоги по пройденному разделу.

Раздел 2. «Гжельская роспись по фарфору»

Тема 1. Знакомство с русским народным промыслом (1ч.)

Беседа об  истории происхождения и особенностях гжельской росписи. Рассматривают иллюстративный материал и экземпляры настоящей гжельской росписи по фарфору.

Тема 2. Элементы Гжели (1ч.)

Рисуют основные элементы гжельской росписи: капелька, мазок с тенью, бордюр.

Тема 3. Гжельская роза (2ч.)

  1. Поэтапно выполняют рисунок гжельской розы.
  2. Отрабатывают навык «теневой мазок».

Тема 4. Гжельская птица (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности гжельской расписной птицы. Начинают выполнять рисунок.
  2. Поэтапно выполняют рисунок гжельской птицы.

Тема 5. Гжельская ваза (2ч.)

  1. Рассматривают иллюстрации ваз, обсуждают особенности композиционного строя. Придумывают композицию и форму для своей вазы.
  2. Выполняют рисунок гжельской вазы.

Тема 6. Гжельское блюдце (2ч.)

  1. Рассматривают иллюстрации блюдец, обсуждают особенности композиционного строя. Придумывают композицию и форму для своего блюдца.
  2. Выполняют рисунок гжельского блюдца.

Тема 7. Гжельская деревня (2ч.)

  1. В парах придумывают эскиз для композиции «Гжельская деревня» на формате А3.
  2. В парах создают композицию «Гжельская деревня» на формате А3.

Тема 8. Подготовка к выставке «Гжельская роспись» (1ч.)

Дорабатывают рисунки, размещают их исходя из орнаментальных и сюжетных мотивов на стенды. Оформляют стенды.

Тема 9. Выставка «Гжельская роспись» (1ч.)

Выставляют готовые работы. Подводят итоги по пройденному разделу.

Раздел 3. «Филимоновская игрушка»

Тема 1. Знакомство с русским народным промыслом (1ч.)

Беседа об  истории происхождения и особенности расписной игрушки. Рассматривают иллюстративный материал и экземпляры настоящей филимоновской игрушки.

Тема 2. Элементы росписи (1ч.)

Тренируются в  создании основных элементов росписи филимоновской  игрушки, орнаментальных и сюжетных мотивов.

Тема 3. Филимоновский петушок (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности филимоновской игрушки «Петушок». Начинают рисовать филимоновскую игрушку.
  2. Рисую филимоновскую игрушку «Петушок».

Тема 4. Филимоновский конь (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности филимоновской игрушки «Конь». Начинают рисовать филимоновскую игрушку
  2. Рисую филимоновскую расписную игрушку «Конь».

Тема 5. Филимоновский всадник (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности филимоновской игрушки «Всадник». Начинают рисовать филимоновскую игрушку
  2. Рисую филимоновскую расписную игрушку «Всадник».

Тема 6. Филимоновская крестьянка (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности филимоновской игрушки «Крестьянка». Начинают рисовать филимоновскую игрушку
  2. Рисую филимоновскую расписную игрушку «Крестьянка».

Тема 7. Подготовка к выставке «Филимоновская игрушка» (1ч.)

Дорабатывают рисунки, размещают их исходя из орнаментальных и сюжетных мотивов на стенды. Украшают стенды.

Тема 8. Выставка «Филимоновская игрушка» (1ч.)

Выставляют готовые работы. Подводят итоги по пройденному разделу.

Раздел 4. «Городецкая роспись по дереву»

Тема 1. Знакомство с русским народным промыслом (1ч.)

Беседа об  истории происхождения и особенностях городецкой росписи по дереву. Рассматривают иллюстративный материал и изделия, выполненные в технике городецкой росписи.

Тема 2. Элементы росписи (1ч.)

Тренируются в  создании основных элементов городецкой росписи, орнаментальных и сюжетных мотивов.

Тема 3. Городецкие цветы (2ч.)

  1. Поэтапно выполняют рисунок городецкого розана: подмалевок, теневка, оживка.
  2. Поэтапно выполняют рисунок городецкой купавки и ромашки: подмалевок, теневка, оживка.

Тема 4. Городецкая фазан (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности городецкой птицы «Фазан». Начинают рисовать городецкую птицу.
  2. Рисую городецкую птицу «Фазан».

Тема 5. Городецкая петух (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности городецкой птицы «Петух». Начинают рисовать городецкую птицу.
  2. Рисую городецкую птицу «Петух».

Тема 6. Городецкая павлин (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности городецкой птицы «Павлин». Начинают рисовать городецкую птицу.
  2. Рисую городецкую птицу «Павлин».

Тема 7. Городецкий Вороной конь (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности городецкого «Вороного коня». Начинают рисовать городецкого коня.
  2. Рисую городецкого «Вороного коня».

Тема 8. Городецкая деревня (2ч.)

  1. В парах придумывают эскиз для композиции «гороецкая деревня» на формате А3.
  2. В парах создают композицию «городецкая деревня» на формате А3.

Тема 9. Подготовка к выставке «Городецкая роспись» (1ч.)

Дорабатывают рисунки, размещают их исходя из орнаментальных и сюжетных мотивов на стенды. Оформляют стенды.

Тема 10. Выставка «Городецкая роспись» (1ч.)

Выставляют готовые работы. Подводят итоги по пройденному разделу.

Раздел 5. «Хохломская роспись по дереву»

Тема 1. Знакомство с русским народным промыслом (1ч.)

Беседа об  истории происхождения и особенностях хохломской росписи по дереву. Рассматривают иллюстративный материал и изделия, выполненные в технике хохломской росписи.

Тема 2. Элементы росписи (1ч.)

Тренируются в  создании основных элементов хохломской росписи, орнаментальных и сюжетных мотивов.

Тема 3. Хохломская травяная роспись (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности травяной росписи. Начинают расписывать рисунок солонки.
  2. Расписывают рисунок солонки травяной росписью. Изучают прием «рисование тычком»

Тема 4. Хохломская птица «Жар – птица» (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности хохломской птицы «Жар – птицы». Начинают рисовать «Жар - птицу»
  2. Рисую хохломскую птицу «Жар – птица».

Тема 5. Хохломская бабочка (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности хохломской бабочки. Начинают рисовать бабочку.
  2. Рисую хохломскую бабочку.

Тема 6. Хохломская рыба (2ч.)

  1. Детально разбирают каждый элементы и особенности хохломской рыбы. Начинают рисовать хохломскую рыбу.
  2. Рисую хохломскую рыбу.

Тема 7. Подготовка к выставке «Хохломская роспись» (1ч.)

Дорабатывают рисунки, размещают их исходя из орнаментальных и сюжетных мотивов на стенды. Украшают стенды.

Тема 8. Выставка «Хохломская роспись» (1ч.)

Выставляют готовые работы. Подводят итоги по пройденному разделу.

Мониторинговая карта

Критерии

Показатели

Инструментарий (диагностические средства)

Сроки проведения

Личностные результаты

Прогнозируемый результат:

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
  • овладение навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий

Прогнозируемый эффект:

  • обретение чувства гордости за искусное мастерство русского народа
  • развитие наблюдательности и фантазии

Выставка «Дымковская игрушка».

Выставка «Гжельская игрушка»

Выставка «Филимоновская игрушка»

Критерии оценивания работ:

  1. Соответствие тематике
  2. Полная заполняемость листа формата А4 и А3
  3. Ритмичность в изображении элементов
  4. Соответствие цветовой гамме
  5. Удачное композиционное решение
  6. Соблюдена техника выполнения элементов росписи

Октябрь

Декабрь

Февраль

Метапредметные

Прогнозируемый результат:

  • мотивация учащихся в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства
  • формирование способности оценивать результаты творческой деятельности, собственной и одноклассников

Прогнозируемый эффект:

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах росписи
  • умение обсуждать и анализировать художественную деятельность с позиции творческих задач темы занятия, с точки зрения содержания и средств его выражения

Выставка «Городецкая роспись»

Выставка «Хохломская роспись»

  1. Соответствие тематике
  2. Полная заполняемость листа формата А4 и А3
  3. Ритмичность в изображении элементов
  4. Соответствие цветовой гамме
  5. Удачное композиционное решение
  6. Соблюдена техника выполнения элементов росписи

Апрель

Май

Методическое оснащение

1) Для учащихся

Обязательная литература:

  1. Вохринцева, С.В. проект Планета знаний Раскраска Гжель 1 / С.В. Вохринцева. – М.: Страна фантазий, 2001. – 20с.
  2. Вохринцева, С.В. проект Планета знаний Раскраска Дымковская игрушка / С.В. Вохринцева. – М.: Страна фантазий, 2001. – 20с.
  3. Вохринцева, С.В. проект Планета знаний Раскраска Городецкая роспись / С.В. Вохринцева. – М.: Страна фантазий, 2001. – 20с.
  4. Вохринцева, С.В. проект Планета знаний Раскраска хохлома / С.В. Вохринцева. – М.: Страна фантазий, 2001. – 20с.

Дополнительная литература:

  1. Вохринцева, С.В. проект Планета знаний Раскраска Гжель 2 / С.В. Вохринцева. – М.: Страна фантазий, 2001. – 20с.
  2. Вохринцева, С.В. проект Планета знаний Раскраска  Россиночка Гжельская роспись  / С.В. Вохринцева. – М.: Страна фантазий, 2001. – 20с.
  3. Вохринцева, С.В. проект Планета знаний Раскраска  Россиночка Дымковская роспись / С.В. Вохринцева. – М.: Страна фантазий, 2001. – 20с.
  4. Вохринцева, С.В. проект Планета знаний Раскраска  Россиночка Городецкая роспись / С.В. Вохринцева. – М.: Страна фантазий, 2001. – 20с.

Интернет ресурсы:

 FISHKI.Net - М.: Режим доступа WWW.URL: https://fishki.net/1923921-stili-russkoj-rospisi.html - 08.05.2019

2) Для учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по истории (технологическая карта урока "День народного единства" + учебная презентация + доп. материал к уроку) 4 класс

Тема:  «День народного единства»Цели деятельности учителя:1)     содействовать формированию у детей представления о новом государственном празднике – День народного единства; ...

Учебно-методический комплект (конспект урока+учебный материал) Тема:«Россия в ХХ веке. События начала века.»

Цель: узнать о событиях в России ХХ века.Планируемые результаты:Личностные УУД:·          Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положитель...

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация+учебный материал) для 3 класса. Тема: "Трёхзначные числа".

Предмет: Математика.Класс: 3Тема урока: Трёхзначные числа.Цели урока: создать условия для повторения изученного ранее материала и формирования новых знаний.Планируемые результаты:·...

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация+учебный материал) для 3 класса. Тема: "Изменение глаголов по временам".

Предмет: Русский язык.Класс: 3Тема урока: Изменение глаголов по временам.Цели урока: познакомить учащихся с изменением глаголов по временам, закрепить знания глагола.Планируемые результаты:·...