Духовно - нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации УМК "Перспективная начальная школа"
статья

Свищева Инна Алексеевна

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svishcheva_i.a.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно - нравственное воспитание младших школьников

в условиях реализации УМК

"Перспективная начальная школа"

     Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация со «знаниецентристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.

Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Оно предусматривает связь в единстве  урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.[2]. Данная работа эффективно представлена УМК «Перспективная начальная школа».

Основные типические свойства УМК «Перспективная начальная школа» несут в себе значительный воспитательный потенциал:

- комплектность предусматривает формирование умений работать с несколькими источниками информации (в т.ч. Интернет), умений делового общения (работа в парах, малом и большом коллективе);

- инструментальность обусловливает самостоятельную деятельность детей посредством использования словарей, справочников, хрестоматий на уроке и за его пределами в индивидуальной, парной, групповой работе;

- интерактивность способствует организации деятельности ребенка за рамками урока методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации), посредством переписки или обращения к компьютеру. УМК выстраивает систему интерактивного общения со школьниками посредством систематического обмена письмами между ними и героями учебников;

- интеграция обеспечивает формирование у школьников представлений о целостной картине мира, объединяя естественно-научное и гуманитарное знание, работу на уроке и за его пределами. [2].

Вспомним, на каких основных принципах построен данный комплект:

  1. Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка;
  2. Принцип целостности образа мира;
  3. Принцип практической направленности;
  4. Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников;
  5. Принципы прочности и наглядности;
  6. Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.

  И именно принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предполагает ориентацию содержания начального образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия обучения, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах деятельности.

При реализации задач воспитания заслуживает внимания логика построения некоторых содержательных линий индивидуального развития младшего школьника УМК «Перспективная начальная школа»:

- воспитание социально-психологической адаптированности к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе: готовности брать ответственность на себя; принимать решение и действовать; работать в коллективе ведомым и ведущим; общаться в коллективе сверстников, со старшими и младшими по возрасту; обоснованно критиковать и адекватно реагировать на критику; оказывать помощь другим; объяснять и доказывать собственное мнение;

- воспитание физической культуры: осознания ценности здорового образа жизни, понимания вреда курения, алкоголя и наркотиков, повышения осведомленности  в разных областях физической культуры, развития навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- формирование эстетического сознания и художественного вкуса: способности видеть и чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту произведений художественной культуры;  

- социально-нравственное воспитание: формирование чувства любви и уважения; развитие чувства сострадания и сопереживания ближнему; формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и переживания других людей; воспитание  уважения к чужому мнению; обучение правилам поведения в обществе и семье; ознакомление с этическими нормами, их культурно-исторической обусловленностью и формирование осознанного понимания их ценности и необходимости.

   УМК «Перспективная начальная школа» большое внимание уделяет развитию личностных качеств, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию детей. Конкретно это выражается в умении детей соотносить на основе  моральных норм свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); в умении анализировать нравственный аспект своих поступков (чувство гордости за совершение хорошего поступка, ответственность за их выполнение). Данная позиция позволяет выполнить требование Стандарта в части единства урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Важнейшей составляющей содержания образования УМК стала система ценностных отношений обучающихся к себе, к другим участникам образовательного процесса, к самому образовательного процессу и его результатам.

«Перспективная начальная школа» предлагает сравнительно новые формы проведения учебных занятий, которые, кроме познавательных задач,  решают специфические задачи. Например, учебный поход в лес, поле, парк, заповедник обеспечивает нравственно-этическую ориентацию, формирование умений школьников работать с дополнительными информационными источниками путем непосредственного изучения явлений окружающего мира. Другой пример: заседание школьного клуба предусматривает формирование умений делового общения, способствует нравственно-этической ориентации. В ходе усвоения содержания курса формируются умения, связанные с активным участием в диалоге при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.[3].

Определены основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- воспитание нравственных чувств и этического сознания;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).[2].

     Как урочная, так и внеурочная деятельность  по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должны дать следующие результаты:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма

Личностные результаты: -ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

Предметные результаты: -элементарные представления о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина.

            2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Личностные результаты: - начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, - нравственно-этический опыт взаимодействия  детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- уважительное отношение к родителям, к старшим и  младшим детям;

         3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, жизни

Личностные результаты: - ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям, трудолюбие;

- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества;

-потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

-мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Предметные результаты: - элементарные представления о различных профессиях;

      4.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Личностные результаты: - ценностное отношение к природе и первоначальный опыт эмоционально-нравственного отношения к природе;

- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Предметные результаты: - элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России.

      5.Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание)

Личностные результаты: - первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире и в поведении, поступках людей; первоначальный                                  опыт самореализации в различных видах творческой деятельности и умение выражать себя в доступных видах творчества;

Предметные результаты: - элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

     Неограниченные возможности для реализации и развития духовно-нравственного потенциала школьников имеет предмет «Литературное чтение», автор Н.А. Чуракова . Основная нравственная идея учебников: это идея необходимости «осторожного», внимательного и бережного отношения к окружающему миру: людям (каждый из которых - чудо и тайна), животным и растениям, а также вещам (в которых скрыта невидимая простому глазу поэзия, но которую можно научиться видеть). Содержание учебников направлено не только на накопление знаний, умений, навыков, но и на развитие познавательной, волевой, эмоциональной сфер младшего школьника. Очень нравится, как авторы построили работу над произведениями и текстами, когда после каждой главы или отрывка даются задания или вопросы к прочитанной части. Все ситуации общения героев интриги учебников УМК демонстрируют единство мира ценностей детей и взрослых, чувство взаимного уважения, потребность в общении друг с другом, способствуют формированию духовно-нравственных ценностей человека.

Система заданий, ориентированных на формирование

 личностных УУД

(Литературное чтение (1 класс), учебник Н.А. Чураковой)

Самоопределение

Система заданий, ориентирующая младшего школьника оказывать помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач. Задания типа «Помоги Маше (Мише) объяснить (подтвердить, доказать, определить, ответить на вопрос» с.5,9,13,17,22,34,41,46,47,48,67.

Смыслообразование

Стихотворные тексты, в которых в шуточной форме обсуждаются серьезные проблемы родительской любви и взаимоотношений мамы и детей: В. Лунин «Целыми днями» (с.52), Э. Успенский «Разгром» (с.53).

Тексты, посвященные тайне особого зрения (способности видеть не глазами, а сердцем): И. Токмакова «В одной стране» (с.57), С. Козлов «Туман» (с.58-59), С.Воронин «Необыкновенная ромашка» (с.60-63).

Контроль  (и самоконтроль) процесса и результатов учебной деятельности

Сквозные герои внешней интриги Маша и Миша высказывают разные точки зрения, каждая из которых имеет право на существование: их суждения взаимно дополняют друг друга. Эти суждения не противоречат друг другу и не носят оценочного характера. Детям дается возможность ответить на вопрос «А как думаешь ты?» (с.10,12,13,16,37,46,47,67,69,70).

Среди произведений особое место занимают сказки.

Сказка – универсальный способ разговора с детьми на духовные темы. То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. При чтении сказки очень важно обратить внимание на то, какой духовный смысл заложен в ней. Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать, а учиться радоваться за других. Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен нравственный урок, который дети  постепенно воспринимают, когда вместе со мной многократно возвращаются к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит младших школьников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказка «Теремок», учит дружить и т.д. Нравственное, моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, потому что нравственность изначально заложена в их сюжетах. В1 классе мы уже говорили с ребятами о сказках «Лиса и заяц», «Колобок» , «Репка», «Теремок». Перед вами фрагмент урока.(Это 2 урок по теме «Сказка-цепочка».)

    Благодаря возможностям УМК «Перспективная начальная школа»  духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся  интегрируется в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают учебное содержание, уклад школьной жизни, многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.

Список литературы

1. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», Москва, «Просвещение», 2011 год.

2. «Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения», Москва, «Академкнига/Учебник»,2011 год.

3.«Программы по учебным предметам», Москва, «Академкнига/Учебник»,2011 год.

4.Литературное чтение. Методическое пособие под редакцией

Р.Г. Чураковой, Москва, «Академкнига/Учебник»,2012 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно - нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации УМК "Перспективная начальная школа"

выступление на 2 Всероссийских Аксиологических чтениях "Духовно-нравственное воспитание молодежи и  младших школьников"...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Цель моей работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для форми...

Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса младших школьников, нами разработана Программа на год «Нравственное воспитание  младшего школьника», в основе её использую...

Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС по программе «Гармония». "

Тема основана на идее народного воспитания известного русского педагога, Константина Дмитриевича Ушинского.Заключается она в том, что " как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов всл...

Курсы повышения квалификации «Духовно-нравственное воспитание детей в условиях реализации программы «Социокультурные истоки»

Курсы повышения квалификации «Духовно-нравственное воспитание детей в условиях реализации программы «Социокультурные истоки»...

Самообразование учителя начальных классов: «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФАОП НОО»

В работе представлен материал по самообразованию учителя начальных классов Соловьевой Е.А. по духовно-нравственному воспитанию младших школьников с ОВЗ (нарушение слуха)....