Доклад "Проектная деятельность в начальной школе".
материал

Широкова Елена Дмитриевна

               Одной из главных задач современной начальной школы является создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. В рамках ФГОС необходимо не просто вооружить знаниями ученика, а научить добывать эти знания. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. Проектная деятельность является именно такой деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet_2017.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

               

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи городского округа Подольск Московской области»

Доклад на педсовет

Проектная деятельность в начальной школе

Подготовила: Широкова Е.Д.,

учитель начальных классов

Подольск 2017г.

                  Одной из главных задач современной начальной школы является создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. В рамках ФГОС необходимо не просто вооружить знаниями ученика, а научить добывать эти знания. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. Проектная деятельность является именно такой деятельностью.

              Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

             Проект – план, замысел, в результате осуществления которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д.

 

             Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам.

            Цель учебного проекта в начальной школе - развитие личности детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

             Роль учителя, организующего проектно-исследовательскую деятельность, состоит не столько в преподавании, сколько в создании условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.

            В учебном процессе учителя начальной школы используют в основном три типа проектов : творческие, игровые, информационные.

            Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника, альбом или брошюра. На выставке представлены в основном творческие проекты на темы: «Азбука», «Мой домашний питомец», «Сочиняем загадки о зиме», «Моя семья» и др.

            Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях. например, игры, направленные на изучение правил дорожного движения,

           Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, ее анализ, обобщение и представление для широкой аудитории. Информационные проекты организовывались нашими педагогами на темы: «Мой любимый писатель», «Творчество Э.Успенского» и др.

 

          По профилю знаний педагоги организуют монопроекты, т.е. проходят в рамках одного предмета.

          По  уровню контактов обычно это внутриклассные – проекты, проводимые в одном классе.

          По числу участников чаще всего организуют индивидуальные проекты

          По продолжительности выполнения в начальной школе используют краткосрочные проекты

         (1 урок, максимум 3-6), в основном большую часть проектов учащиеся доделывают дома с родителями,

          т.к. урочного времени на это часто не хватает.

       

 Организация проектной деятельности в начальной школе.

Начиная работу над проектами, педагоги продумывают следующие вопросы:

-Какими учебными и вспомогательными источниками информации можно обеспечить работу? (фонд библиотеки, энциклопедии, хрестоматии, сборники, периодическую печать, Интернет и т.п.).

-Какие виды деятельности возможны в работе? (проведение анкетирования, опрос, наблюдение; работа индивидуально, в парах, в группах).

-Какова доля самостоятельности ученика, в чем он может проявить инициативу? И др.

         

При работе над проектом используют следующие этапы:

        Погружение в проект.

На данном этапе выбирается тема проекта. Озвучивается цель. Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Предлагаемый проект должен быть обязательно интересен детям.

 

       Организационный этап.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы. Главная цель - дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. На этом этапе обговаривается поиск информации (в каких источниках).

       Информационно-операционный этап.

Это реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Примером деятельности учащихся на данном этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, подбор фотографий и т.д.

      Оценочный этап.

На данном этапе учащиеся презентуют свой проект обычно в виде рассказа (доклада). Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают вопросы докладчику. Данный этап проекта очень важен, поскольку он дает возможность продемонстрировать свои достижения, пополняет знания учащихся.

Естественно, что защита проекта всегда публична, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей. По итогам защиты поощряются не только те, кто хорошо проводил свою защиту, но и в особенности те дети, кто задавал умные, интересные вопросы. Особое внимание хочется обратить на то, что учителя начальной школы не допускают присуждения мест за проект. В начальной школе поощряется каждый ученик, участвовавший в выполнении проекта.

Успешное осуществление проектной деятельности в начальных классах возможно только при тесном сотрудничестве ученика, учителя и родителей. Каждая из участвующих сторон играет определенную роль в совместной работе.

Заключение.

          Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных, коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогом, с другими людьми. В процессе работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка, активизируется мыслительная деятельность.

          Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому незаменим. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Доклад на МО учителей начальных классов "Проектная деятельность в начальной школе"

В докладе раскрывается роль метода учебных проектов, описываются этапы внедрения данного метода в начальной школе, описывается характер взаимодействия учителя и учеников и роль родителей в организации...

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» «Проектная деятельность - как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе

Выступление на Республиканской научно – практической конференции«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения»на тему: «Про...

«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»

laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...