Групповые технологии обучения, как средство развития коммуникативной функции учащихся.(обмен опытом)
материал

Широкова Елена Дмитриевна

             Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы. В последнее время отмечается низкий уровень коммуникативной компетентности детей, которое находит своё отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе. В связи с этим новая система образования в условиях ФГОС ставит задачу воспитания научить сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнёра, свободно, чётко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obmen_opytom_na_shmo_logopedov.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи городского округа Подольск Московской области»

Обмен опытом на ШМО учителей-логопедов

Групповые технологии обучения, как средство развития коммуникативной функции учащихся.

Подготовила: Широкова Е.Д.,

учитель начальных классов

Подольск 2019г.

ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ (обмен опытом)

              В.К.Дьяченко, известный российский педагог и психолог, автор множества трудов по коллективным способам обучения, считает уместным сочетание различных форм групповой работы – групповую, парную и индивидуальную.

              Групповая технология обучения - это технология обучения в совместной деятельности. Она является составной частью личностно-ориентированного подхода, концепции развивающего обучения в начальной школе.

             Главные цели – формирование навыков совместной деятельности учащихся и активизация учебного процесса по предмету.

             Я стала использовать эту педагогическую технологию потому, что в процессе групповой работы учащиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы. В последнее время отмечается низкий уровень коммуникативной компетентности детей, которое находит своё отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе. В связи с этим новая система образования в условиях ФГОС ставит задачу воспитания научить сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнёра, свободно, чётко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

              Перед использованием технология группового обучения была мной изучена, опробована на более сильных учащихся.

              Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

-  задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

             Руководителей групп и их состав подбираю по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

             Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

Процесс групповой работы проходит три стадии:

1) Подготовка к выполнению задания (формирование групп, инструктаж по выполнению будущей работы, постановка проблемы, раздача дидактического материала).

2) Групповая работа (знакомство с материалом, планирование работы в группе, распределение задач внутри группы, индивидуальная работа с материалом, обсуждение индивидуальных результатов работы в группе, подведение общих итогов работы всей группы).

         Важным процессом групповой работы является обсуждение, которое состоит из нескольких этапов:

  • 1 этап: выдвижение каждым участником своих гипотез, изложение своей позиции, от остальных участников требуется терпение, уважение к чужой точке зрения.
  • 2 этап: обсуждение высказанных гипотез.
  • 3 этап: выработка группового решения, которое рождается в процессе критической оценки предложенных вариантов и выбора общего.
  • 4 этап: обсуждение итогов работы группы.
  • 5 этап: обсуждение процесса работы.

3) Заключительная часть (подводятся итоги работы всех групп, делается общий вывод, анализируется достижение поставленной цели).

            Групповая форма обучения предъявляет высокие требования ко мне, как к учителю. Учитель, прежде всего, должен хорошо владеть дисциплиной учащихся. Такая форма обучения требует особых организационных усилий. Работа групп должна находиться в поле зрения учителя. Учитель должен поощрять учащихся к совместной работе. Необходимо в совершенстве освоить методику определения заданий для групповой работы, умело направлять деятельность учащихся. В ходе этой работы надо тщательно следить за ходом сотрудничества учеников в разных группах, за их поведением в разных ситуациях учебного процесса. Учитель должен выступать в роли арбитра во всех спорах, направляя учебную деятельность в поступательном развитии. Учителю необходимо следить за тем, какое положение занимают в группах учащиеся с низкими учебными возможностями. Их необходимо включать в активную деятельность при изучении нового материала. Учителю необходимо побуждать учеников к взаимной проверке сделанного.  Взаимная проверка, собеседования всегда вызывают столкновения разных точек зрения. Это способствует основательному разбору содержания учебного материала.  

            Чаще всего в своей педагогической практике использую следующие формы групповой работы:

- создание групп для проведения различных учебных занятий и внеклассных мероприятий (математические викторины, уроки-путешествия, ролевые игры и т.д.)

- создание небольших групп (парная работа) при подготовке творческих работ или участия в конференциях (написание доклада или реферата и др.)

- работа по рядам в классе, состязания мальчиков-девочек, групп по схожим точкам зрения и т.д.

Основными достижениями в применении данной технологии являются:

1. Развитие коммуникативных способностей обучающихся (умение слышать других, строить свой ответ, подбирать аргументы, четко и лаконично формулировать свои мысли).

2. Взаимное интеллектуальное, эмоциональное обогащение учащихся в группах.

3. Развитие навыков работы в группах, прививается чувство локтя, взаимопонимание и взаимная поддержка.

4. Обмен способами учебной деятельности.

5. Активизация самостоятельной познавательной деятельности учеников.

6. Формирование навыков работы с различными источниками информации для решения поставленных перед группой задач.

Трудности в использовании технологии:

- для эффективного проведения групповых занятий педагог очень хорошо должен знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе);

- необходимость постоянных занятий  с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.);

- трудность воспитания и сохранения дисциплины в группах и в рамках всего учебного занятия;

- дополнительные затраты времени на подготовку групповой работы (особенно трудно бывает разделить обучающихся класса на группы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Групповые технологии как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников"

Статья содержит практические примеры использования групповых технологий на уроках литературного чтения по теме: "Творчество И.А.Крылова"...

Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха

Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....

Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха

Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....

Мастер-класс "Групповые формы обучения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Мастер-класс предназначен для учителей начальных классов. В данной разработке раскрываются сикреты успешной групповой работы с первых дней обучения; примеры из своей практике....

Обобщение опыта работы по теме "Групповая форма работы как средство формирования коммуникативных УУД"

Обобщение опыта работы по теме "Групповая форма работы как средство формирования коммуникативных УУД"...

Технология наставничества как средство развития коммуникативной грамотности в начальной школе.

Технология наставничества как средство развития коммуникативной грамотности в начальной школе....