Обобщение опыта работы по теме "Групповая форма работы как средство формирования коммуникативных УУД"
статья

Сидорова Наталья Ивановна

Обобщение опыта работы по теме "Групповая форма работы как средство формирования коммуникативных УУД"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.docx31.24 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

         Одной из важнейших целей начального образования является формирование универсальных учебных действий на уроках. Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными.   Приоритетной целью школьного образования - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать `архитектором и строителем` образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.  В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Групповая работа на уроке – форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога.   Во время групповой работы на уроках русского языка и литературы развиваются практически все виды УУД. Коммуникативные УУД – адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач прояснение непонятного с помощью вопросов, умение пользоваться диалогом, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций, осуществление взаимного контроля и взаимопомощи в сотрудничестве. В связи с этим одним из наиболее эффективных способов формирования коммуникативных умений на уроках русского языка является, на мой взгляд, организация групповой деятельности, где ребенок вооружается навыками самостоятельности, становится в позицию исследователя, является равноправным участником обучения. Именно в групповой деятельности обучающийся учится спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний.

I.Информационный блок

           Актуальность данной работы заключается в том, что она отвечает потребности учителя воспитать ученика, умеющего учиться, обучить детей умению спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением, формы учебного сотрудничества». Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

Новизна опыта. Практика показывает, что групповые методы работы обеспечивают систематический характер обучения, логически правильную целесообразную подачу материала, создают атмосферу сотрудничества, сопереживания, интереса к предмету, позволяют обучающемуся поверить в свои силы, возможности, способствуют духовному развитию личности, обеспечивают развитие устной и письменной речи, её эмоциональности. Применяемые методики позволяют интенсифицировать обучение детей, предполагают гармоничное развитие, активную, самостоятельную работу учащихся. Они обеспечивают связь обучения с жизнью детей, трудом, игрой.  

        Источник новизны – модернизация и адаптация к условиям общеобразовательной школы уже известных методов, форм, приемов, средств обучения и воспитания, при тесном контакте учащихся с учителями и родителями.

           Ведущая идея моей педагогической деятельности: расширение возможностей, обучающихся для усвоения программного материала и улучшение межличностных отношений через применение групповой формы работы на уроках.

II.Технология опыта

        Цель данной работы: показать организацию групповой деятельности учащихся начальных классов на уроках как способ формирования коммуникативных умений.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

1) выявление специфики групповой деятельности при формировании коммуникативных умений на уроках в начальной школе;

3)  подбор педагогических приемов для реализации групповой деятельности;

4) выявление и создание условий для внедрения групповых форм обучения в практику работы (разработка заданий с различными способами подачи нового материала, уроков с элементами группового обучения);

5) проведение диагностики, позволяющий проверить результативность коммуникативных умений учащихся.

        Теоретической базой опыта являются научные разработки ведущих педагогов и психологов. Этой теме посвящена исследовательская разработка С.Т.Танцорова ''Групповая работа в развивающем обучении''. Большую роль групповым формам обучения отводит А.Б.Воронцов ''Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова''. Данной проблемой в педагогике занимаются Давыдов В.В., Цукерман Г.А.. Все, кто использует данную форму организации учебной деятельности, отмечают ее высокую эффективность. По определению Е.Н. Щурковой, групповая деятельность – это “организованное взаимодействие двух или более индивидов как совокупного субъекта с миром, объединенных единой целью и совместными усилиями по ее достижению”. Прекрасный помощник при организации групповой работы – книга Г. А. Цукерман «Введение в школьную жизнь».

           Групповая работа на уроке – это очень интересная и любимая учениками форма работы. Очень часто, ученик, оказавшись наедине с каким-либо заданием чувствует неуверенность в себе. Но когда он член команды, неуверенность отступает, а интерес, подогреваемый соучастниками действия, служит отличным стимулом для понимания. Групповая работа – это способ совместного решения проблем, во время которого каждый находит себя. Исследования и наблюдения показали, что результаты совместной работы оказываются более высокими по сравнению с выполнением работы каждым учеником в отдельности. При этом результаты получаются при меньшей затрате времени, чем в случае предоставления возможности каждому выполнять это же задание индивидуально.

        Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.

        Основная цель групповой работы – активное включение
каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

        Задачами групповой работы являются:

  1. активизация познавательной деятельности;
  2. развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
  3. развитие умений успешного общения;
  4. совершенствование межличностных отношений в классе.

       Технологический процесс групповой работы выглядит следующим образом.

1) Подготовка к выполнению группового задания.

а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

б) Инструктаж о последовательности работы.

в) Раздача дидактического материала по группам.

2) Групповая работа.

а) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

б) Распределение заданий внутри группы.

в) Индивидуальное выполнение задания.

г) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

д) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).

е) Подведение итогов группового задания.

3) Заключительная часть.

а) Сообщение о результатах работы в группах.

б) Анализ познавательной задачи, рефлексия.

в) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

         Групповая форма работы имеет ряд достоинств:

1) повышается учебная и познавательная мотивация учеников;

2) снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач;

3) в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу;

4) развивается у учащихся умение слушать и слышать своих одноклассников, умение возражать и доказывать свои доводы;

5) рационально распределяется учебное время;

6) вырастает чувство ответственности за проделанную работу;

7) дифференцируется работа в классе;

8) улучшается психологический климат в классе.

          Недостатки и трудности организации групповой работы на уроке:

1) групповой работе надо сначала научить;

2) организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий;

3)некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников;

4) для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный.

          Существует несколько способов формирования групп:

1)  На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.

2) Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.

3)  Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.

4)  Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.

        Разные способы формирования групп, их достоинства и недостатки, а также способы коррекции последних, представлены в таблице. (Приложение №1) Количество участников группы зависит от возраста и решаемой задачи. Для начальной школы – это 4-5 человек.

Групповые формы работы можно использовать на разных этапах урока

1)Этап актуализации знаний (при выполнении устной работы);

2)На этапе закрепления и повторения (при проведении самостоятельной работы);

3)На этапе открытия новых знаний (при реализации проблемных ситуаций);

4)При подведении итога урока (при выполнении обобщений и формулировки выводов).                                                                                                                           

           После формирования групп обязательно обсуждаются правила работы в группах. (Приложение № 2)

            В выборе ролей в группах, здесь есть много вариантов.  Можно остановится на пяти основных, при этом роль командиров попытаться отдать на первоначальном этапе более скромным учащимся, а сильных учеников поставить на менее кричащие роли. (Приложение№ 3) Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей.

Учитель во время групповой работы может: контролировать; организовывать; оценивать работу; участвовать в работе группы; предлагать участникам разные варианты решений; выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

Не следует делать при организации групповой работы: нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе   работать; разрешить индивидуальное место ученику, который хочет работать один; нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представят «продукт» своего труда; нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

        В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы

III.Описание технологии опыта

             Организацию групповой работы на своих уроках начинаю уже в первые дни обучения в первом классе с парной работы. Парная работа учит умению взаимодействовать: планировать совместную деятельность, договариваться о способах разделения обязанностей, соотносить свои действия с действиями партнёра.

        Такая работа очень полезна: она повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища. А это способствует прочному усвоению знаний, развитию навыков самоконтроля, самооценки.

             Виды заданий для парной и групповой работы, которые я использую на своих уроках.  (Приложение №4)

        При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определённых условий у детей разного школьного возраста происходит рост их учебной активности. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания. В таких условиях организации учебной деятельности дети    осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми.

            В своей работе я использую приемы организации групповой работы младших школьников на уроках. (Приложение №5)

            К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на группы. Например, в это может быть урок-путешествие, интегрированный урок, коллективный проект. (Приложение №6)

        При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определённых условий у детей разного школьного возраста происходит рост их учебной активности. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания. В таких условиях организации учебной деятельности дети    осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми.

IV. Результативность опыта

            Исходя из вышеизложенных методологических и теоретических положений, была проведена диагностика. Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия. Методики «Рукавички» (Г.А. Цукерман), «Ковер» (Р.Овчаров). (Приложение №7) В эксперименте участвовали учащиеся 1 «а» класса в количестве 14 учащихся в течение трех четвертей 2022-2023 учебного года. (Приложение №8) Как видно из данных таблицы, у младших школьников за этот период повысился средний и высокий показатель уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.

Заключение

            Таким образом, объединение учащихся в группы способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. В группе ребятам предоставлена возможность оценивать деятельность группы и самого себя, высказать свое мнение, послушать мнение других, у них вырабатывается умение работать именно в команде, младшие школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия.

        Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе.

        Поэтому считаю использование группового метода в образовании и воспитании детей обоснованным и своевременным.

VI. Список литературы.

1.БухалкоН.И. Групповая работа на уроках русского языка во 2-м классе / Н.И. Бухалко// Начальная школа плюс и До и После. – 2008. – № 4.

2.А.Б.Воронцов. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. – М.,2000

3.Кудряшова, Т.Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г.Кудряшова, О.В.Чиханова // Начальная школа плюс До и После. – 2007. №3.

4.Кузнецова, И.В., Почему нужно работать в группах? / И.В. Кузнецова // Начальная школа плюс До и После. – 2002. – № 11.

5.И.В.Носова. Особенности работы в малых группах. – ж.''Начальная школа плюс до и после'',№6 – 2004 г., стр. 69

6.И.В.Перепелица, И.И.Куксгаузен. Метод коллективного взаимообучения при работе по Образовательной системе ''Школа 2100''. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №11 – 2003 г., стр.

7.Савушкина, Т.П. Аспекты группового обучения младших школьников / Т.П. Савушкина Завуч начальной школы. – 2008.–№ 4.

8.С.Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: ПЦ ''Эксперимент'', 1997

9.Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем образовании. Рига, 1997

10. Цукерман, Г.А., Зачем детям учиться вместе?/ Г.А. Цукерман. – М.: Просвещение,1985.

11.Цукерман Г.А., Поливанова К.П. Введение в школьную жизнь. –М.: Московский центр качества образования, 2010.

12. О.В.Чиханова. Групповая форма организации урока введения нового знания. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №2 – 2003 г., стр.36

Сидорова Наталья Ивановна

МБОУ«Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменные творческие работы как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка (из опыта работы)

В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью различных видов письменных творческих работ....

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Групповые формы работы как средство формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

У учителей начальных классов большой популярностью пользуется методическая тема "Групповые формы работы". Будучи слушательницей курсов в АППО( у Абдулаевой О.К.),имела возможность свести воедино обили...

Обобщение опыта работы по теме "Методы, приемы и средства формирования учебной самостоятельности младших школьников"

В рамках внедрения ФГОС данный материал будет полезен учителям, работающим по различным УМК....

«Групповые формы работы как средство формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий»

Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий для формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стесните...

Обобщение опыта работы по теме «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»

Обобщение опыта работыпо теме «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»...

Мастер-класс "Групповые формы обучения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Мастер-класс предназначен для учителей начальных классов. В данной разработке раскрываются сикреты успешной групповой работы с первых дней обучения; примеры из своей практике....