Образовательная среда школы для детей с нарушением зрения: традиции и современность
статья

Левада Анна Николаевна

В материале отражены основные направления организации образовательной среды для детей с нарушением зрения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная среда школы для детей с нарушением зрения: традиции и современность на примере ГБОУ школы-интерната № 1 им. К.К.Грота г.Санкт-Петербурга.

Одной из важных задач государственной политики в области образования и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование.

 Решение этой задачи невозможно без создания специальных условий для получения образования всеми детьми с учетом их психологических и физических особенностей. Должа быть создана среда, комфортная  физически и эмоционально для детей с ОВЗ, адекватная их общим и особым образовательным потребностям.

Образовательная среда - совокупность образовательного процесса, особенностей его организации, а также его программно-методического, учебно-материального, материально-технического, психолого-педагогического, медико-социального обеспечения (предметно-развивающей среды, ТСО, медицинского сопровождения, питания ).

В результате в образовательных учреждениях, должны создаваться условия, гарантирующие возможность:

• достижения освоения основной образовательной программы;

• адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы, и родителей (законных представителей);

• индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;

• целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;

• выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;

• включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научнотехническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;

 • взаимодействия в едином образовательном пространстве общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы в целях продуктивного использования накопленного педагогического опыта обучения детей с ОВЗ и созданных для этого ресурсов (там же).

В нашей школе учатся слепые и слабовидящие дети. Всего их 363. Больше всего учеников в основной школе 172, в начальной школе -139, в старшей школе 52 человека.

Обучение осуществляется как по вариантам для детей с сохранным интеллектом, среди которых 129 слепых и 152 слабовидящих, так и по вариантам для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), таких у нас 82 человека.

Структурные подразделения:

  • Библиотека
  • Детский дом.

Сейчас в нем живут 18 воспитанников (находится в отдельно стоящем здании, внутри оборудованы спальные комнаты, душевые, учебные комнаты, кухня, гостиная. Условия проживания детей максимально приближены к домашним условиям, с ребятами постоянно находится воспитатель.

  • Отделение дополнительного образования детей (ОДОД)
  • Отделение Коррекционно-развивающего обучения и социальной реабилитации для детей с ТМНР (КРОиСР)

Здание нашей школы является типовым и построено давно, соответственно все, что касается адаптация здания и территории , обеспечения архитектурной доступности разрабатывается и реализуется силами школы.

Вокруг здания организованы тактильные дорожки, с разной фактурой покрытия, разбит небольшой «Сад ощущений», с мостиком, прудом и тактильными дорожками.

На территории школы есть небольшой стадион, где в теплое время года проводятся занятия физкультурой, соревнования. Зимой вокруг этого стадиона проходит лыжня. Также есть спортивная площадка с тренажерами.

Внутренние помещения школы также адаптированы для детей с нарушением зрения. Маркированы ступени, лестничные пролеты. В столовой того чтобы дети лучше ориентировались в декоре использованы контрастные цвета, пола, стен  и других зон. Кроме того в столовой стоят круглые столы, они более безопасны для детей и эстетически выглядят привлекательно.

Для отделения КРОиСР используются различные вспомогательные средства передвижения для детей с ОВЗ.

В процессе обучения используются традиционные тифлотехнические средства прибор Брайля, грифели, прибор Школьник, прибор Клушиной. В классах для слепых- стандартные одноместные парты с бортиком, рассыпная касса букв, колодка шеститочия. Мы убеждены, что использование этих приборов является необходимым элементом обучения т.к. только пишущий и читающий человек максимально концентрируется на изучаемом материале.

Безусловно, в нашей школе используются и современные тифлоприборы, помогающие ребенку с нарушением зрения составить наиболее полную картину об окружающем мире, почувствовать свою независимость и самостоятельность.  Это электронные видео увеличители, читающие машины, протативные видео увеличители.

Что же относится к Организационно-методической составляющей образовательной среды?

Это разработка АООП, увеличение сроков обучения (4 доп. класс),

разработка СИПР, возможность обучения в классе детей с ТМНР,  сопутствующими заболеваниями.

Традиционным для нашей школы является:

Поддержание достойного уровня знаний учащихся (успешное участие в ГИА)

Основная форма обучения – урок, соответствующий по структуре и содержанию ФГОС.

Использование традиционных методик обучения детей с нарушениями зрения.

Наличие современных учебников, напечатанных увеличенным шрифтом и учебников, напечатанных шрифтом Брайля и их соответствие.

Важным элементом социализации, а в нашем случае и компенсации недостатков развития и проблем учащегося является внеурочная деятельность.

Коррекционные занятия проходят в специально оборудованных кабинетах, их перечень соответствует ФГОС ОВЗ.

ОДОД- это различные кружки и секции, работающие в нашей школе. Стоит отметить, что когда наши ребята, в рамках занятий в ОДОД участвуют в разных конкурсах,  то всегда виден очень высокий уровень подготовки и профессионализм. Они побеждают не потому, что они инвалиды, а благодаря своим способностям и трудолюбию. И последний и новый из конкурсов, которые были организованы и проведены в нашей школе – Жар-птица.

Учащиеся школы могли продемонстрировать свои способности в любом виде творчества.

На базе школы функционирует Детское Общественное Объединение _ Остров свободы. Детское общественное объединение «Остров Свободы» было основано в 2013 году. Это детская общественная организация, объединяющая учащихся 7-12 классов школы-интерната. Цели детского объединения - помочь детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализации детских интересов. проводят творческие мастер классы для учеников начальной школы, пишут сценарии и снимают видеоролики о деятельности объединения, учатся анализировать и аргументировать цели и задачи для социальных проектов («Сдай батарейку – спаси ежика», «Усы, лапы, хвост»). Ребята, благодаря этому объединению стали более активными, инициативными, не стесняются показывать свою заинтересованность, им интересно жить.

Социальные партнеры – фактор успешной социализации инвалидов.

У школы есть социальные партнеры, с большинством из которых мы сотрудничаем много лет.

Государственный Эрмитаж Прошлое на кончиках пальцев.

Относительно недавний проект «Дорогой сердца к ИСААКИЮ»

Специалистами музея, которые  получали первичные консультации по работе с инвалидами по зрению в институте им. Р.Валенберга и в библиотеке для слепых им. Шелгунова, освоены три основных метода: вербальный, тактильный и шагодинамический.

В последнем случае наши учащиеся меряют шагами пространство собора, что помогает осознанию ими грандиозности сооружения. Не так давно появился новый проект «Почитай мне книжку». Одним из нашими постоянных партнеров является Государственная библиотека для слепых и слабовидящих города Санкт-Петербург. А также наши ученики и педагоги с удовольствием участвуют в любых

Для успешной психологической адаптации ребенка и помощи ему в сложных ситуациях в нашей школе организована работа ПМПконсилиума, проводится разработка индивидуальных образовательных маршрутов. Увеличилось количество специалистов, работающих с детьми, появились новые должности (ассистент и тьютор)

Несмотря на определенные успехи и достижения у в нашем ОУ есть и проблемы:

Наша школа не вошла в программу «Доступная среда», все делаем мы сами, школа, то есть невозможно сразу закупить все  необходимое оборудование и максимально адаптировать здание школы для детей с нарушением зрения.

Молодые специалисты, даже получив высшее образование, не имеют должного уровня теоретической подготовки практических навыков работы с детьми. Сложно найти учителя- предметника.

Недостаточно развита система ранней помощи детям с нарушением зрения. Дети приходят неготовые к школе, родители, часто даже не представляют, каких высот, даже в бытовом плане может достичь их ребенок.

Коллективная работа над решением всего комплекса проблем является необходимым условием успешной организации обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации специальной поддержки детям с нарушениями зрения в условиях школьного обучения

Постоянный рост числа детей, имеющих зрительные нарушения функционального характера, и необходимость оказания им коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной поддержки привели к тому, что за о...

Применение опорных схем на уроках русского языка в школе для детей с нарушением зрения.

Применение опорных схем на уроках русского языка в школе для детей с нарушением зрения....

«Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе образовательного учреждения для детей с нарушением зрения». с презентацией

В данной публикации говорится об использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе образовательного учреждения для детей с нарушением зрения....

Организация и проведение урока в коррекционной школе для детей с нарушением зрения

Проект: "Повышение квалификации учителей в области тифлопедагоки"...

Методы и приемы развития ощущений, как процесса познания окружающей среды у детей с нарушениями зрения.

В данной статье Вы можете найти информацию об организации обучения детей с нарушением зрения в России и за рубежом....

Проект "Формирование социально-психологической готовности к обучению в школе у детей с нарушениями зрения посредством обучения линейной графике (в процессе коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога)"

В публикации представлен Проект, раскрывающий содержательные  и организационные аспекты  коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога, направленной на формирование социально-п...