Новые педагогические технологии. Пары сменного состава, как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников
статья

Губкина Светлана Анатольевна

"Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества". Г.А. Цукерман

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_po_samoobrazovaniyu.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ковернинская средняя школа № 1»

Выступление на РМО учителей начальных классов по теме:

«Новые педагогические технологии.

Пары сменного состава, как средство формирования коммуникативных УУД  младших школьников»

Подготовила: Губкина С.А.

                                                                                 Дата: 28.08.18г.

Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь,

 связано с освоением формы учебного сотрудничества.

Г.А. Цукерман

В соответствии с ФГОС второго поколения основным результатом образования в начальной школе является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться, способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.

(Слайд 3)

Задача школы сегодня - формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности.

(Слайд 4, 5)

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют изменения образовательного пространства, другого определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Сегодня, когда объем знаний удваивается каждые 3-4 года, современному ученику важно не только усвоить определённый объём знаний, но и освоить УУД, которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний и компетенций, включая умение учиться. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а приобретает характер сотрудничества – совместной работы учителя и учеников в ходе овладения знаний и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся.  Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе всех четырех видов универсальных учебных действий:

Как сформировать универсальные учебные действия? Нельзя научить ребенка общаться, учиться организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию. «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с УУД. Необходимо применять формы работы, способствующие формированию этих умений.

Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе, реализующих задачу формирования общеучебных умений, является пары сменного состава.

(Слайд 6)

Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

(Слайд 7)

Задачи групповой работы:

  • активизация познавательной деятельности.
  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
  • развитие умений успешного общения.
  • совершенствование межличностных отношений в классе.

(Слайд 8)

Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как информационная, коммуникативная, рефлексивная.

Достоинства групповой работы: во-первых, реализуется  принцип деятельности; во-вторых, формируется и повышается учебная мотивация; осуществляемые процессы обучения и воспитания происходят неразрывно  в благоприятном психологическом климате; в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний; снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-либо задач; ученики с низкой учебной мотивацией в группах имеют возможность высказываться чаще, чем обычно, они не бояться говорить и спрашивать. Именно это активизирует их работу и вызывает успех; улучшается психологический климат в классе.

Обогащение содержания образования интеллектуальными умениями и способами творческой деятельности происходит через внедрение новых программ, развивающих технологий, методов.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают работы в парах сменного состава. При организации работы в парах сменного состава каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в парах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно,  парная форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей).

Актуальность темы заключается в том, что задача современного учителя научить учиться, помочь каждому ребенку в полной мере проявить свои способности, развить инициативу и самостоятельность, творческие способности. А поможет в этом организация коммуникативной деятельности, умения работать в парах сменного состава.

Работа в парах сменного состава - один из эффективных механизмов формирования метапредметных универсальных учебных действий.

Парное обучение – это значит, что один ученик обучает другого в процессе диалога.

(Слайд 9)

Виды работы в парах:

  • пересказ;
  • составление текста, плана;
  • решение задач и числовых выражений;
  • проверка;
  • рефлексия.

(Слайд 10)

Работа в парах сменного состава включает умения:

  • устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • обеспечивать бесконфликтную совместную работу в парах сменного состава;
  • переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как задачу через анализ её условий.

(Слайд 11)

Работа в парах проходит несколько этапов: тренировка в парах, обсуждение в парах, самостоятельная работа в парах, проверка собственной деятельности в парах.

(Слайд 12)

Виды пар: статическая пара, динамическая пара, вариационная пара (по А.С. Границкой).

Статистическая пара (пара постоянного состава) – это совместно работающие учащиеся, сидящие за одной партой.

Динамическая пара (пара сменного состава) – это совместно работа четырех учащихся, сидящих за соседними партами и меняющих трижды партнера.

Вариационная пара (пара сменного состава) – это совместная работа четырех учащихся, сидящих за соседними партами и меняющих партнера поочередно.

Работа в парах сменного состава вводится в 1 классе с первых дней обучения. Все знают. Как нелегко бывает современным первоклассникам адаптироваться к школе.

Большое значение в этот период имеют формы организации взаимодействия первоклассников друг с другом. В частности, работа в парах  является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которой является формирование межличностных отношений. Ведь в паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить.

Работа в парах на уроках привлекает младших школьников. Однако, как показывает практика, первый опыт ее организации может быть неудачным  (излишний шум, медленный темп работы учащимися, их неумение действовать совместно), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы.

Так, когда же лучше начинать обучение в парах?

Чем привлекательна эта работа?

И что дает она каждому ребенку?

Организация парной работы, конечно же, имеет свои особенности. С первых дней организации такой работы необходимо вводить правила совместной работы:   (Слайд 13)

  • работать дружно;
  • быть внимательными друг к другу, вежливыми;
  • вовремя оказывать помощь;
  • вводить правило этики совместной работы (как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять);
  • водить особенный знак, который показывает, что пара с заданием справилась, называется « домик», «ромашка».
  • так постепенно у детей появляется навык работы в паре. Дети учатся внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовятся к ответу (для ребенка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать.
  • ребенок чувствует себя комфортно, он может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться, свободно сидеть, передвигаться по классу.

(Слайд 14)

«Лицом к лицу» (Слайд 15, 16)

«Плечом к плечу» (Слайд 17, 18)

(Слайд 19)

Функции учителя:

  • контроль, управление и передача знаний в соответствии с запросами конкретной пары;
  • помощь в диалогическом взаимодействии учащихся в паре;
  • эмоциональная поддержка пар.

В первом классе могут быть предложены следующие задания:

  • Раскрасить предметы так, чтобы они были одинаковые: (мяч, варежки, сюжетные картинки).
  • Заштриховать предметы одинаково (тут должен совпадать и цвет, и направление штриховки).
  • Устный счет в парах (тут возможно два варианта работы: либо учитель сам заранее готовит карточки и карточки с ответами, по которым дети будут проверять друг друга; либо детям заранее предлагается дома самим подготовить эти карточки для следующего урока).
  • Также детям можно предложить раскрасить картинку при этом выполнять устные вычисления. Какая пара быстрее?

Постепенно переходим к обсуждению в парах. Что значит обсуждать в парах? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их. Задайте друг другу по два вопроса по прочитанному или услышанному тексту и ответьте на них, используя слова, записанные на доске - ПОЧЕМУ? ДЛЯ ЧЕГО? ЧТО? Те вопросы, на которые дети не могут ответить в парах, разбираются фронтально.

Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. А в более узком кругу сверстников - стеснительные дети начинают говорить. При такой работе зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.

Парную работу можно рассматривать как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений.

В заключение несколько советов учителям по организации работы в парах сменного состава:

  • нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
  • следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
  • парная работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
  • нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

Считаю, что такой вид работы делает урок более интересным, живым, воспитывает у детей сознательное отношение к учебному труду, активизирует мыслительную деятельность, дает возможность многократно повторять материал, помогает учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам  задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.

Систематическое и методически правильное применение работы в парах сменного состава в начальной школе развивает способности ученика самостоятельно добывать знания в процессе обучения (задавать вопросы и самому на них отвечать, формулировать проблемы и искать пути их решения, приводить убедительные доводы, опираясь на конкретные факты), совершенствует процессы восприятия, осмысления, понимания информации, тренируя способности к само - и взаимооценке. Ведь истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими, в процессе их диалогического общения.

Исследования психологов показывают, что учащийся со средним уровнем активности говорит на уроках (по делу) только 7 минут в день. В атмосфере, характерной для групповой деятельности, эта цифра увеличивается в разы.

(Слайд 20)

Детям отдаём мы всё на свете,

Отдаём от сердца, не взаймы.

Лишь бы только дети,  наши дети

Были бы людьми,

Стали бы людьми.

(Слайд 21)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой метод обучения младших школьников как средство формирования коммуникативных компетенций.

Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Образовательный процесс получил в настоящее время новое направ...

Презентация "Технология КСО как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников".

Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых....

Педагогический проект "Сочинение как средство формирования коммуникативных компетенций младших школьников"

Аттестационная работа , основана на опыте работы по УМК "Перспективная начальная школа"...

Работа в паре сменного состава как средство формирования универсальных учебных действий у учащихся начальной школы

Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий учащихся...

«Использование игровых педагогических технологий на уроке литературного чтения в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий»

В статье рассматривается применение игровых технологий на уроке литературного чтения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР....

Обобщение опыта работы по теме самообразования. "Новые педагогические технологии. Пары сменного состава, как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников"

Развитие индивидуальности, создание необходимых условий для саморазвития, самовыражения, возможность реализовать себя в познании. Сочетание различных компонентов образовательного процесса....