презентация к мастер-классу "Смысловое чтение, приёмы работы с художественным текстом"
презентация к уроку (3 класс)
пРЕЗЕНТАЦИЯ ДОПОЛНЯЕТ МАСТЕР- КЛАСС ПО ТЕМЕ "СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер-класс | 90.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по теме «Работа с текстом произведения»
Составила учитель МОУ Черниговской ООШ
Субарь В.Ф.
1 кв. категория (стаж работы 20 лет)
- Я, очень рада видеть вас на мастер-классе. Хотелось бы, чтобы он оказался для вас интересным, полезным, а главное принёс вам много положительных эмоций, и все остались бы довольны, проделанной работой. Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность, высказывать своё мнение. Надеюсь, что вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вас благодарю.
– Время проведения семинара совпало с замечательной порой года весной. Весна ассоциируется с пробуждением природы. А чтение - это пробуждение сознания ребенка к получению новых знаний, открытий.
- На улице весна, у нас чудесная зелёная поляна, чего не хватает на поляне?(цветов)
- Оживим нашу поляну. На цветах красного цвета напишите ваши опасения, а на цветах жёлтого цвета ваши ожидания от мастер класса.
Слайд 1 Название мастер-класса
Слайд 2 Цель и задачи мастер-класса
Цель: овладение способами обучения младших школьников ведущим приёмам смыслового чтения: диалог с автором и комментированное чтение
Задачи:
- повышение мотивации участников мастер-класса к изучению технологии смыслового чтения.
- актуализировать знания педагогов об этапах работы с текстом, организовать осмысление основных приёмов обучения, обеспечивающих полноценное восприятие и понимание текста учащимися.
-содействовать активизации самообразовательной деятельности участников мастер-класса по проблеме формирования грамотного читателя посредством технологии смыслового чтения
- На столах у вас дорожные карты, которые нам понадобятся в процессе работы.
Слайд 3
Технология смыслового чтения включает
в себя 3 этапа работы с текстом.
1 этап. Работа с текстом до чтения.
2этап. Работа с текстом во время чтения.
3этап. Работа с текстом после чтения.
Поэтому я вам предлагаю выполнить 1е задание
- Найдите у себя на столах «Практикум по технологии смыслового чтения
при организации работы учащихся с художественным текстом» (проставьте буквы)
Установите алгоритм действий учителя при организации работы учеников с художественным текстом (проставьте буквы).
Слайд 4 Практикум по технологии продуктивного чтения
Задание. Установите правильный порядок действий учителя при организации работы учеников с художественным текстом (соедините стрелками, проставьте буквы).
Этапы работы с текстом | Порядок | Действия учителя | ||
До чтения | 1 | А. Рассказывает о писателе | ||
2 | Б. Обсуждает с учениками смысл заглавия | |||
3 | В. Рассматривает с детьми предтекстовую иллюстрацию | |||
Во время чтения | 4 | Г. Выявляет первичное восприятие | ||
5 | Д. Организует первичное чтение в режиме диалога с автором | |||
6 | Е. Проводит обобщающую беседу | |||
7 | Ж. Организует выполнение творческих заданий | |||
После чтения | 8 | З. Предлагает прочитать ключевые слова текста | ||
9 | И. Организует перечитывание текста |
Ключ получим в конце мастер-класса
Слайд 5
1 этап
- Озвучьте пожалуйста этот слайд
- Работа с текстом до чтения
Развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста (по заглавию, фамилии автора, по группе ключевых слов, по иллюстрации)-это … антиципация
-Давайте обратимся к нашим дорожным картам допишите ….
-Данный этап включает в себя прогнозирование, предугадывание, предстоящего текста. Именно на этом этапе должна быть выделена смысловая и тематическая направленность текста, выделение героев по названию текста, фамилии автора, по рисункам с опорой на детский читательский опыт. Давайте отработаем с вами этот этап на примере рассказа Константина Паустовского, а для того чтобы узнать какой рассказ предлагаю расшифровать запись.
Слайд 6 (Барсучий нос)
-Скажите судя по названию рассказа можем определить о ком будет этот рассказ?
Слайд 7
-А кто такой барсук? (фото, слайд)
- Что вы знаете о барсуке?
Слайд 8
- А теперь обратите внимание на иллюстрации к рассказу.
-Глядя на иллюстрации, вы можете предположить, о ком будет этот рассказ?
- Какое время года изображено, почему вы так решили?
-Какое значение вложил автор в слово нос? Ни лапа, ни хвост, а именно нос, и почему именно барсучий.
- О том совпали ли ваши предположения с задумкой автора вы узнаете после прочтения рассказа. Именно этот этап повышает интерес ребёнка к чтению. Дети по своей природе любопытны им становится интересно, а прав ли я, угадал ли я, и ребёнок невольно становится не только читателем, а превращается в соавтора.
Слайд 9
2 этап Работа во время чтения.
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).
Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста.
На этом этапе текст может быть прочитан частями, учителем или хорошо читающими учащимися, просмотр диафильма с иллюстрациями для глубокого погружения в текст.
Слайд 10
По технологии смыслового чтения словарная работа может быть на любом этапе урока, как перед чтением, так и по ходу чтения.
- Я предпочитаю словарную работу проводить перед чтением
- По ходу чтения встретятся незнакомые слова попробуем их объяснить (если вызовет слово затруднение обратимся за помощью к словарю)
вереск-
деготь-
чёлн-
пуд-
- Чёлн- небольшая лодка выдолбленная из ствола дерева (прикрепить картинку)
-Дёготь –тёмная, вязкая жидкость с резким запахом. Получают дёготь путём сухой перегонки из бересты)
- Вереск-растение, от 20-100см, растёт преимущественно по болотам и в хвойных лесах
-Пуд-старинная русская мера веса равная 16кг
Слайд 11
- Предлагаю обратиться к дорожным картам у каждого в дорожной карте (отрывок текста)-но вместо прочтения можно предложить просмотр диафильма рассказа, а к отрывкам мы будем обращаться по ходу работы: 1ч у 1гр, у 2гр-2ч, у 3гр -3ч.
Просмотр диафильма 1-ой части.(до слов
- О каком времени года говорится в рассказе? (об осени)
-Автор использует, средства художественной выразительности какие?
- Приём сравнения, олицетворения, эпитеты (крепить на доску)
- Обратимся к отрывку 1й части (1гр, первых 3 абзаца)
- Что с чем сравнивает Паустовский (Воду, казавшуюся чёрной с дёгтем; глаза ершей с маленькими лунами; зубы щуки с иглами)- это какой приём?
- Приведите пример олицетворения. (Звёзды шевелились и дрожали)
- Как понимаете, выражение «шевелились и дрожали низкие звёзды". (Наверное шевелились ветки деревьев, сквозь которые были видны звёзды или так казалось от движения воздуха).
- Найдите эпитеты (синий густой воздух, низкие звёзды)
- Зачем автор так много использует средств худ. выразительности (Чтобы показать красоту русской природы)
– Где происходят события?( На рыбалке)
- Какую рыбу ловили рыбаки?(ершей, окуней, плотву)
- О чем эта часть? Как её озаглавим? (1. Осенняя рыбалка на озере)
(до дрожали низкие звёзды)
Просмотр диафильма.
– Почему люди всё время поддерживали огонь в костре?(диких зверей отпугивает костёр, волки воют)
-В какое время суток происходит событие?(Вечером, когда темно)
-Что освещает людей? (освещает костёр)
-Как называется приём пищи вечером?(Ужин)
- Озоглавьте эту часть (2. Ужин у костра)
2часть
Просмотр диафильма
- Кто, кроме взрослых был у костра?
- Почему автор много внимания уделяет мальчику?
- Как автор относится к мальчику?
- Кто такой выдумщик? (фантазёр, шутник) подберите синонимы воспользуйтесь словарём)
– Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал»? (был любознательным, наблюдательным, терпеливым, фантазёром)
– Подумайте, о чем эта часть и как мы её озаглавим?
(3. Маленький выдумщик)
- Как вы думаете, что произойдёт дальше?
Просмотр диафильма до последнего абзаца
-Дочитайте последний абзац)
-Кто первый обнаружил присутствие маленького зверька?
- Почему барсук прибежал к костру? (манил вкусный запах картошки)
- Зачитайте, как вел себя барсук в присутствии людей. (От слов "Через полчаса..." до слов "сделал шаг к картошке")
- Как вы думаете, почему барсук попал в такую ситуацию? (подвело любопытство)
Работа в парах (малых группах) по карточкам. (2ч. предпоследний и последний абзац)
- С опорой на текст вставить пропущенные слова. (впишите в карточку)
- Зачитать отрывок о том, как было больно барсуку? (предпоследний абзац)
Проверим
1 вариант: Барсук …..и с отчаянным воплем …..обратно в траву. Он ……. и …. на весь лес, ……кусты и ……от негодования и боли.
2 вариант:
Зачитать, как повели себя обитатели леса и реки (последний абзац)
Без времени … испуганные лягушки, ….птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ….пудовая щука.
- Найдите в последнем абзаце приём сравнения (как пушечный выстрел, ударила пудовая щука)
– О чём говорится в этой части. Как мы её озаглавим? (4. Барсук у костра)
Просмотр 3части
– Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика? (Любопытный, чувственный)
- Из каких строк видно, что барсуку было очень больно? – Зачитайте.(Потом он сел и заплакал
-Какие глаголы подобрал автор, чтобы передать боль барсука.(заплакал, стонал, облизывал, просил)
- Какие чувства к зверьку у вас появились? (Сострадание, жалость, огорчение, боль за обожжённый нос)
- Как лечился барсук?
-Барсук был один?
- А кто же это мог быть? (брат, друг)
- Зачем автор рассказал, что барсук был не один?
- Как вёл себя второй барсук?
- Как это характеризует второго барсука?
(Может быть благодаря сородичам звери выживают, потому что более старые передают опыт более молодым)
– О чём говорится в этой части?
– Как мы её озаглавим?
(5 Барсук лечит свой нос)
- Как вы думаете вылечился барсук? (Посмотрим дальше)
Просмотр последней части.
– Почему автор узнал барсука?
–Как мы озаглавим эту часть? (6. Встреча через год)
- Скажите от чьего имени ведётся рассказ? (от имени автора, от 1 лица)
-Найдите сравнение в этой части. (гремящих как жесть стрекоз)
- Как вы понимаете словосочетание пудовая щука (тяжёлая, большая, 16кг)
Именно на этом этапе очень мотивированный вид работы как разговор с автором.
-Что такое на ваш взгляд разговор с автором? (Задать вопросы, спросить его о чём-то)
- Мы подошли к следующему виду работы (Свой вопрос автору, напишите в своей дорожной карте).
- Озвучьте ваши вопросы?
-Кто желает быть автором и ответить на вопрос?
Слайд 12
Следующий вид работы, пока ещё бурлят эмоции я предлагаю примерить каждой группе шляпы
Группа которой досталась красная шляпа обсуждает вопрос (Какие чувства у вас вызывает данный рассказ?)
Жёлтая шляпа – (Что положительного отметили в рассказе)
Чёрная шляпа –( Что не понравилось в рассказе)
Слайд 13
3 Этап.
Работа с текстом после чтения
Возвращение к 1му этапу
-Почему рассказ называется «Барсучий нос»?
- Что этим хотел подчеркнуть автор?
(Какие пословицы приходят на ум?)
- Где разворачиваются все события? Кто пострадал?
- Совпали ли ваши предположения с тем, что вы предлагали перед чтение рассказа, когда ещё не знали содержания
-Назовите главную мысль рассказа (Никогда нельзя забывать об осторожности, как бы любопытно не было)
-Что хотел донести до нас автор (Любить природу, бережно относиться, мир природы очень хрупок)
-Чему учит рассказ? Не быть слишком любопытным
-Кто главный герой рассказа? (барсук)
- Вам понравился рассказ?
- Хотели бы вы познакомиться с другими произведениями Паустовского?
- У К. Паустовского была трудная и интересная жизнь. Я предлагаю вам интересные вопросы из биографии может кто-то знает ответы, а если нет, то это останется д-з
Зачитаем 1 вопрос
Найдите интересные факты о К. Паустовском
- Какой любимый предмет в школе был у К. Паустовского?
Ответ: ____(география)_______________
- Про 100 рублей? _(подрабатывал в юном возрасте в московском трамвае кондуктором. Проучил нахального пассажира, который предлагал за проезд 100 руб. купюру)
- Что случилось с братьями К. Паустовского? Погибли во время войны в один день, в разных сражениях.
- Какие рассказы К.Паустовского вы знаете или хотели бы прочитать______________________________________________.
- Закончи цитату К.Г. Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из ______________ ____________»(новой книги)
-На этом этапе не обойтись без творческого задания
1гр- сочиняет стихотворение по опорным словам
2гр- измените в рассказе самое страшное или печальное на весёлое и шутливое.
3гр- Напишите 4 предложения, отражающие моменты ПОПС-формулы:
П – позиция – «Я считаю, что…
О – обоснование своей позиции – «Потому что…»
П – пример – «Я могу это доказать на примере…»
С – следствие, вывод – «Исходя из этого я делаю вывод о том, что…»
Слайд 14
– В начале мастер-класса вы выполняли практикум по технологии смыслового чтения. Ознакомьтесь с ключом к нему. Я уверена, что все вы ответили правильно.
В дорожных картах у вас есть слово Отзыв. Напишите что вы думаете о сегодняшнем мастер- классе.(1,2 предложения)
– Возвращаемся на цветочную поляну. Поднимите руку у кого опасения не прошли (спасибо), если же страхи и опасения улетучились я с вашего позволения сорву в корзину красные цветы.
Примите от меня благодарность
За Вашу работу — спасибо,
Чтоб было в делах вдохновенье,
А сердце полно позитива!
Я так Вам признательна, честно,
Желаю успеха во всем,
Работы всегда интересной,
Пусть жизнь бьет счастливым ключом!
Спасибо за внимание!
Спасибо за работу!
Сравнения: "вода казалась черной, как деготь", с глазами, похожими на две маленькие луны", "мелкими, как иглы, зубами", , "облака, похожие на горы розового снега", "нос, похожий на свиной пятачок","гремящих, как жесть, стрекоз", "как пушечный выстрел, ударила пудовая щука"
эпитеты - синий густой воздух, низкие звезды, морской шум, с пронзительными глазами, оловянную плотву, разноцветных окуней
олицетворения – шевелились и дрожали низкие звезды., картошка шипела.
Практикум по технологии смыслового чтения
Задание. Установите правильный порядок действий учителя при организации работы учеников с художественным текстом (проставьте буквы).
(А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И)
Этапы работы с текстом | Порядок | Исправления | Действия учителя | |
До чтения | 1 | А. Рассказывает о писателе | ||
2 | Б. Обсуждает с учениками смысл заглавия | |||
3 | В. Рассматривает с детьми предтекстовую иллюстрацию | |||
Во время чтения | 4 | Г. Выявляет первичное восприятие | ||
5 | Д. Организует первичное чтение в режиме диалога с автором | |||
6 | Е. Проводит обобщающую беседу | |||
7 | Ж. Организует выполнение творческих заданий | |||
После чтения | 8 | З. Предлагает прочитать ключевые слова текста | ||
9 | И. Организует перечитывание текста |
Дорожная карта мастер-класса по теме
«Работа с текстом произведения»
1Этап.
Работа с текстом до чтения
1)Развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста (по заглавию, фамилии автора, по группе ключевых слов, по иллюстрации)-это ____________________
2 Этап.
Работа с текстом во время чтения
а)чтение, прослушивание или просмотр д/ф
1
Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.
Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, как деготь.
Там мы ловили разноцветных окуней, вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.
Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды.
У нас на стоянке горел костер. Мы жгли его весь день и ночь напролет, чтобы отгонять волков, — они тихо выли по дальним берегам озера. Их беспокоили дым костра и веселые человеческие крики.
Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей.
Картошка жарилась на сковороде, от нее шел острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.
б) Свой вопрос автору.
Вопрос. _____________________________________________?
3 Этап.
Работа с текстом после чтения
а) обсуждение
б) творческое задание
Отзыв_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
орожная карта мастер-класса по теме
«Работа с текстом произведения»
1Этап.
Работа с текстом до чтения
1)Развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста (по заглавию, фамилии автора, по группе ключевых слов, по иллюстрации)-это ____________________
2 Этап.
Работа с текстом во время чтения:
а)чтение, прослушивание или просмотр д/ф
2
С нами был маленький мальчик. Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночевки в лесу и холод осенних рассветов. Гораздо лучше нас, взрослых, он все замечал и рассказывал. Он был выдумщик, этот мальчик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. Каждый день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины и переправлялись при свете ночной небывалой радуги. Мы делали вид, что верили ему.
Все, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над черными озерами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен.
Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. Мы притихли. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке, — кто знает, что это мог быть за зверь!
Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазами. Наконец показалась полосатая шкурка.
Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.
Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, но я опоздал: барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос…
Запахло паленой кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.
На озере и в лесу началось смятение: без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.
б) Работа в паре (на карточке)
в) Свой вопрос автору.
Вопрос. _____________________________________________?
3 Этап.
Работа с текстом после чтения
б) обсуждение
в) творческое задание
Отзыв_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дорожная карта мастер-класса по теме
«Работа с текстом произведения»
1Этап.
Работа с текстом до чтения
1)Развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста (по заглавию, фамилии автора, по группе ключевых слов, по иллюстрации)-это ____________________
2 Этап.
Работа с текстом во время чтения
а) чтение, прослушивание или просмотр д/ф
3
Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожженный нос. Я не поверил.
Я сел у костра и спросонок слушал утренние голоса птиц. Вдали посвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах — мшарах, тихо ворковали горлинки. Мне не хотелось двигаться.
Мальчик тянул меня за руку. Он обиделся. Он хотел доказать мне, что он не соврал. Он звал меня пойти посмотреть, как лечится барсук. Я нехотя согласился. Мы осторожно пробрались в чащу, и среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень. От него тянуло грибами и йодом.
Около пня, спиной к нам, стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожженный нос. Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький барсучок. Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами.
Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.
Через год я встретил на берегах этого озера барсука со шрамом на носу. Он сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз.
Я помахал ему рукой, но он сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники.
С тех пор я его больше не видел.
б) Свой вопрос автору.
Вопрос. _____________________________________________?
3 Этап
Работа с текстом после чтения
а) обсуждение
б) творческое задание
Отзыв________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме: «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом»
Материал составлен для проведения мастер-класса для учителей начальных классов, чтобы познакомить с «Технологией критического мышления через чтение и письмо» и подробно рассмотреть некоторые вид...
Развитие выразительности чтения младших школьников в процессе работы с художественным текстом
Развитие выразительности чтения у младших школьников в процессе работы с художественным текстом...
РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ
РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ...
Методические приёмы работы с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературного чтения в начальной школе
Представленные методические приёмы помогут учителю организовать литературоведческую пропедевтику и разнообразить работу с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературн...
презентация к мастер-классу "Смысловое чтение, приёмы работы с художественным текстом"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОПОЛНЯЕТ МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ "СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ"...
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Подготовка к РДР и ВПР. Развитие функциональной литературной грамотности...
Приёмы понимания смысла художественного текста на уроках литературного чтения в начальных классах
В статье рассматривается опыт, который показывает, что необходимы новые технологии обучения. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знан...