Гигиеническая организация урока (статья)
статья

Панькова Клавдия Александровна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gigiena.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Панькова Клавдия Александровна

Учитель начальных классов

МОУ Мало – Куналейская СОШ

Гигиеническая организация урока

Состояние умственной работоспособности школьников и эффективность учебно-воспитательного процесса во многом зависит от правильной с гигиенических позиций организации урока.

Гигиенические требования к организации урока  предусматривают: рациональное чередование и продолжительность различных видов деятельности школьников, нормирование объема учебного материала, целесообразную структуру урока, правильный темп работы, применение наглядных средств, учет индивидуальны физиологических и психологических особенностей детей, создание оптимальных условий окружающей обстановки в классном помещении и прочее.

Необходимо учитывать, что уже само начало урока – школьный звонок, построение между рядами парт, приветствие учителя, настороженное внимание школьников к сигналу педагога «садитесь» - создает определенный очаг возбуждения в коре головного мозга, что обеспечивает готовность к напряженной умственной работе. Изо дня в день повторяется определенный порядок комплекса действий, и это в свою очередь экономит силы и время учащихся, помогает быстрее настроиться им на рабочий ритм. В процессе многочисленных исследований было установлено, что существует определенная динамика умственной работоспособности школьников в течение урока. Это динамика имеет закономерную периодичность: вхождение (врабатывание) в работу, оптимальная умственная работоспособность, снижение работоспособности (вследствие накопления утомления после проделанной работы). Установлено, что принципиальная схема остается верной для всех возрастов, но длительность каждой фразы различна в зависимости от характера деятельности, общего состояния организма и других причин. В начале урока у школьников происходит перестройка всей деятельности организма, особенно коры головного мозга, от свободной с содержанием игрового момента деятельности к активному серьезному умственному труду.

Следует учитывать, что период врабатывания у школьников, особенно младших классов, который, поэтому урок необходимо сразу же начинать с учебных занятий: Учителю нецелесообразно тратить много времени на разбор с учениками вопросов, не относящихся непосредственно к обучению (причины шума, об отсутствующих и д.р.) так как в этих случаях задерживается готовность учащихся начинать учебные занятия, сокращается период оптимальной умственной работоспособности, нарушается темп работы. Не смотря на то, что в начале урока у большинства детей отмечается относительно высокая, функциональная работоспособность нервных клеток коры головного мозга, наличие фактора постепенности вхождение организма и работу несколько снижает общую продуктивность умственной деятельности в этот период. К тому же разные дети имеют неодинаковый по продолжительности период вхождения в работу, что объясняется различием типов их высшей нервной деятельности. Ученикам, входящим в работу медленнее, чем другие одноклассники, не следует в начале урока слишком быстро задавать вопросы и требовать от них быстрых ответов. Как правело, эти ученики запаздывают с ответом. Большое значение для нормального проведения урока имеет его начало. Вяло начатый урок без должного эмоционального подъема, идущего от учителя, приводит к тому, что быстро воцаряется скука, дети словно «вянут», а некоторые из них сразу же начинают отвлекаться.

В то же время напряженное и быстрый темп урока могут оказаться сверхсильными раздражителями для центральной нервной системы детей, они не справляются с быстро меняющимися требованиями учителя, их внимание попеременно включается и выключается, происходит быстрое накопление утомления.

Таким образом, в обоих случаях (слишком медленный и слишком быстрый темп урока) учебная активность большинства детей быстро падает, и продуктивность занятий оказывается низкой.

Период наилучшей продуктивности умственной деятельности учащихся – середина урока. Это время рациональнее использовать для наиболее ответственной и трудной части урока – для изложения нового учебного материала. Последняя треть урока менее продуктивна, чем первые 30 минут. Усвоение нового учебного материала в этот период идет, как правило, труднее. В связи с этим последние 15 минут урока лучше использовать для проверки усвоения и закрепление уже пройденного материала.

Недопустимо затягивание одной части урока за сокращения другой. Нарушение гигиенической структуры урока приводит к неравномерному напряжению в работе учащихся. Темп урока должен быть примерно одинаков.

Гигиенически целесообразно в последнюю заключительную часть урока несколько уменьшить напряжение внимания учащихся.

В плане самого урока следует непременно оставлять несколько последних минут для объяснения задания на дом и для проверки условия вновь изученного. Давать задания на дом после школьного звонка, как известно, запрещено «Уставом школы», задерживать детей после звонка нецелесообразно и по той причине, что их внимание в это время уже переключено на последующее действие – перемену (звонок как значительный условный раздражитель ориентировочную реакцию, к тому же проявляется выработанный у детей рефлекс на время).

В процессе учебных занятий у школьников активно работают различные анализаторы: слуховой, зрительный, обонятельный и д.р. центры которых находятся в различных отделах коры головного мозга. Чередование видов учебной деятельности приводит к тому, что в период работы одного отдела мозга другие в это время отдыхают. Обычно во время урока большая нагрузка падает на слуховой анализатор, меньше – на зрительный и почти нет нагрузки на анализаторы осязания, обоняния вкуса. Между тем многочисленные наблюдения показывают, что новый материал школьниками усваивается лучше, если при восприятии его работают сразу несколько анализаторов. Поэтому, когда используются наглядные пособия и проводятся наблюдения и опыты, процесс усвоения знаний происходит при одновременном участии нескольких анализаторов, что создает условия для более продуктивной деятельности коры головного мозга, а это в свою очередь улучшает условие и закрепление изучаемого материала.

Ушинский по этому поводу писал «Педагог, желающий, что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен заботиться о том, чтобы как можно органов чувств – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже если возможно обоняние и вкус приняли участие в акте запоминания». Без практических и лабораторных работ, без использования различных карт, схем, планов и фотографий, без наблюдения изучаемых явлений вне отрыва от живой и не живой природы, техники, практики жизни учебные предметы устанавливаются учащимися с большим трудом и без всякого интереса.

Для работоспособности учащихся на уроке большое значение имеет также форма обращения учителя к детям, тональность и высота его голоса. А.С.Макаренко неоднократно советовал педагогам тщательно подбирать слова и выражения для воздействия на детей, находить верный тон и соответствующие модуляции голоса в обращении к ним. Речь учителя не должна быть ни отрывистой, короткой, ни черезчур длинной. Лишние словесные разъяснения вызывают, как правило, торможение в коре головного мозга, в результате чего снижается усвоение учебного материала.

Чёткий и достаточно громкий голос привлекает внимание учащихся и является для них раздражителем вызывающих возбудимость коры больших полушарий головного мозга. Эту возбудимость учитель может поддерживать на протяжении длительного времени разнообразной интонацией своего голоса. Слишком громкая (крикливая) или слишком быстрая речь, также как и повышенный в течении всего урока тон учителя, является раздражителем, довольно быстро вызывающим у учащихся утомление. Однако и очень тихий голос учителя, который является чрезвычайно слабым раздражителем для коры головного мозга, не оказывает нужного действия, так как в этом случае наблюдается «минимальная» сила агента, ниже которой он не может функционировать в качестве условного «раздражителя». (Павлов И.П.)

Подмечено, что при внезапно наступившем перевозбуждении большинства учащихся класса, тихий, спокойный голос учителя как «новинка обстановки» может вызвать раздражение в определенных клетках коры головного мозга, а вокруг очага возбуждение, по закону отрицательной индукции, торможение. В результате будет достигнуто необходимое в этот момент внешнее торможение – класс успокоится. При перевозбуждении учащихся на уроке можно проводить и «минутки тишины».

Наблюдения показывают, что на некоторых уроках чуть ли не половина времени уходит на многочисленные замечания о должном поведении. Нередко словно осенний монотонный дождь монотонно звучит голос учителя: «Тише, тише ш – ш – ш.» однако частые однообразные раздражители не приводят к желаемому результату. Они могут в лучшем случае только усыпить школьников, да и то не тех, кто действительно мешает занятиям на уроке.

Другой метод поддерживания дисциплины на уроке – резкие внезапные окрики учителя, которые иногда сопровождаются к тому же стуком по столу или хлопаньем в ладоши. При этом учитель вряд ли учитывает, что громкие окрики являются чересчур сильными раздражителями для коры головного мозга детей. Вызывая ответную реакцию, они на краткое время тормозят возбужденные участки головного мозга, но если их повторять часто и одинаково, приводят, в конце концов, к общему торможению. Школьники в таких случаях перестают обращать внимания на гневные реплики и замечания учителя. Необходимо обращать внимание и на профилактику переутомления учащихся на уроке. Утомление учащихся в процессе учебных занятий, как известно, развивается в основном под влиянием комплексного воздействия двух основных факторов: длительного статистического напряжения (ввиду необходимости поддержания рабочей позы) и непосредственного умственной деятельности.

Своевременное переключения учащихся на активный отдых во время занятий, как показали исследования, существенно повышает их умственную работоспособность. Еще Ушинский рекомендовал физкультпаузы (выполнение физических упражнений) за партами или в проходе между ними при утомлении и понижении работоспособности учащихся. Он неоднократно подчеркивал, что 2-3 минуты, затраченные на физические упражнения во время уроков, значительно повышают эффективность усвоения школьниками учебного материала. Вместе с тем исследование показали, что небольшая физическая нагрузка в процессе занятий стимулирующее влияние на высшую нервную деятельность учащихся, повышая их работоспособность. Поэтому минута активного отдыха, - это десятки минуты более полноценной работы и устойчивого внимания на уроке.

На каком уроке, и в какой момент проводить физкультпаузу, решает сам учитель. Наиболее целесообразно такие паузы делать при появлении у школьников признаков усталости, т.е. когда дети становятся вялыми и не спокойными. Чаще всего в младших классах это проявляется уже на втором – третьем уроках.

Следуя заранее составленному плану урока, излагая новый материал с применением различных приемов стимулирования учебной деятельности, вовлекая весь класс в работу, педагог должен следить за реакцией учащихся.

Если у большинства учащихся будут замечены признаки накопившегося утомления, то в этот момент следует устроить физкультпаузу.

Для детей наиболее труден начальный период обучения в школе, охватывающий первое учебное полугодие. В этот период даже по сравнению со вторым учебным полугодием, под влиянием занятий наблюдается наиболее высокий процент неблагоприятных изменений  функционального состояния центральной нервной системы, резкое снижение учебной активности школьников через 25-30 минут после начала урока. Поэтому в 1-м классе физкультпаузу рекомендуется проводить на каждом уроке.

В начальных классах после продолжительного письма рекомендуется гимнастика пальцев рук (ритмическое сжатие в кулак, разгибание пальцев) с одновременным декламированием (тихо) стихов хором.

Во время уроков можно проводить и «минутки тишины». Эта форма отдыха (лучше при закрытых глазах) применяется для снятия умственного напряжения или перевозбуждения детей. Итак, в рациональной организации (с гигиенических позиций) уроков заложены большие возможности сохранения умственной работоспособности учащихся в течение длительного времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гигиенические критерии рациональной организации урока

Материал будет полезен для родителей, для того чтобы родители ознакомились с гигиеническими критериями и нормами организации урока....

Статья:"ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ"

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социа...

Статья "Особенности организации уроков развития речи в 1 классе"

Данная статья рекомендована для учителей начальных классов, учителей логопедов, работающик как в условиях массовых школ, так и коррекционных школах V вида....

Статья на тему:" Особенности организации урока в начальной школе в связи с требованиями ФГОС".

Статья на тему:" Особенности организации урока в начальной школе в связи с требованиями ФГОС"....

Статья. Санитарно - гигиенические требования к организации урока с использованием компьютера в начальной школе.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на фи...

Методическая статья ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Как сохранить здоровье всех участников учебного процесса? Как организовать  уроки литературного чтения в начальной школе так, чтобы они носили здровьесберегающий характер? На эти и другие вопросы...