Статья на онлайн-конференцию "Молодые педагоги". Тема: "Тайм-менеджмент в работе молодого педагога"
статья

Перемитина Ирина Альбертовна

Учитель-это человек, который всё знает и умеет. Вы все -решительны и несгибаемы. Люди, которые успевают не только работать, но и жить. Вы вовремя уходите с работы, причём налегке. Читаете много интересных книг. Любуетесь природой. Очень много времени проводите со своей семьёй. Да? Всё верно? Если так, то дальше меня можете не слушать. Но я, хоть и молодой, но учитель, поэтому я знаю, что это не так.

Рабочий день педагога насыщен событиями – плановыми и внеплановыми. Это и педсоветы, и совещания, и проверка тетрадей, заполнение документации, и составление конспектов, и   конкурсы, и тематические уроки, и… И остальное вы сами дополните, сами всё знаете. И это только часть ежедневных забот учителя. А ведь в этом водовороте нужно еще и уделить минутку каждом ученику.

И снова и снова и день за днём учителя несут сумки с учебниками, методичками и непроверенными тетрадями, вечера проводят у монитора, а члены семьи в это время понимающе вздыхают и кивают головой – Мама учитель. Знакомо, правда?

У меня было примерно то же самое. Опытные-то учителя порой хватаются за голову, а мы- молодые специалисты -вообще мечтаем о сутках, в которых хотя бы 25 часов.

О проблемах, с которыми я столкнусь в школе, я знала. Даже придумала свою тактику, свой метод, выход из ситуации. У меня же аж два выходных! Ведь один из них можно посвятить  работе! Написанию конспектов к урокам на неделю вперед! О, как я ошибалась. Данный метод легко причислим к категориям «Провал». На то есть аж две причины. 1- Субботу потратили на семейные бытовые хлопоты, воскресенье на отдых. В итоге времени хватило только на подготовку к текущим урокам на понедельник.  Выходные так скоротечны! 2-когда я, всё-таки выделила день на конспекты на всю неделю, то очень обрадовалась- ведь разгрузила вечера всей недели! Но уже во вторник я поняла, что рано радовалась.  Все интересные задумки, которые я записала, уже не были такими понятными, яркими и, собственно интересными. И конспекты приходилось подвергать немалой корректировке: что-то прошли, что-то не успели и это надо включить в систему следующего урока.

Быстро наступило отчаяние. Руки схватились за голову, а потом и вовсе опустились.

Советы наставника, прошерстывание интернета дали свои плоды, результаты. Для себя я сделала вывод, что времени всегда хватает тому, кто умеет грамотно его использовать. Так я познакомилась с тайм-менеджментом.

Тайм-менеджмент это технология упорядочения времени, направленная на повышение эффективности его использования. В последние годы он приобретает все большую популярность у нас в стране. Появилось много литературы отечественных и зарубежных авторов и всевозможных курсов по тайм-менеджменту. И здесь надо сказать, что освоение этого искусства позволит педагогу значительно облегчить и разнообразить свою жизнь. Тем более, почему бы не попробовать, ведь обучение чему-то новому – основа основ в профессии педагога. То есть зная некоторые хитрости, мы можем использовать наш временной ресурс как можно более рационально и полезно для нас самих. Задачи ТМ – помочь человеку организовать свое время так, чтобы с меньшими усилиями и в кратчайшие сроки достигать своих целей. Успевать больше, уставая меньше. На первом месте всегда должны быть Вы и главные люди Вашей жизни, - ради этого и стоит работать над собственной эффективностью. От себя отмечу, что тайм-менеджмент основан в основном на планировании. А планирование-привычное для учителей дело.  Сначала тематическое планирование занятий, а затем на его основе осуществляется планирование поурочное, проводится планирование и всех остальных рабочих и домашних дел.

Часто ли у вас бывало, что возвращаясь с работы вы заскочили в магазин за покупками, а вернувшись домой обнаруживаете, что много чего и не купили? Придется бежать еще раз. Почему? Не было списка. Да и думали вы о том, что завтра контрольная, что вредный Иванов опять довёл до белого каления географичку, что на ужин хотели приготовить рыбу, что муж звонил про что-то рассказывал, а вы совсем забыли о чём, что через неделю совещание по итогам четверти… Вывод? Необходимо завести ежедневник. Методично записывать в него все свои дела, даже такие незначительные мелочи, как список покупок. Планирование-одно из важных аспектов тайм-менеджмента. А это значит, что нужно четко планировать даже каждодневные дела. Но прежде всего следует составить перспективные планы (на неделю, месяц или семестр (триместр), полугодие, год). Например, делаем план на неделю. Отмечаем дни занятий, перечисляем: отчет, педсовет, подготовка к классному часу и т.д                                                                   .А уже накануне каждого нового дня педагог подробно расписывает свой план: классы, в которых он преподает, часы занятий, планы уроков, списки книг и дидактических материалов. Также подробно раскрывается информация, необходимая и для других школьных дел.                                                     Аналогичным образом ведется планирование внешкольных (домашних, семейных) дел. С этой целью можно использовать либо тот же ежедневник, либо отдельный блокнот.  Для себя я определила тот же ежедневник. Только важно, чтоб любопытные носы в него не лезли.

Планирование начинается с постановки целей. Только цель должна быть реальной, конкретной и чётко сформулированной. Хорошо бы примерно представлять, какой результат мы ожидаем. А еще сроки. Сроки не должны быть размытыми. Их лучше ставить конкретными. Однако, ничего кошмарного не случится, если немного срок задержится или наоборот, цель выполнится раньше.  При планировании сложных дел можно разбить цель на отдельные задачи. Например, вы готовитесь к внеклассному мероприятию. Понятно, что в таком случае вам предстоит решить ряд задач: придумать сценарий, провести предварительную работу с детьми (а возможно, и с родителями или с коллегами), подготовить необходимое оборудование. Так что придется продумать и распределить в своем ежедневнике время на выполнение каждой из задач. Некоторые из них могут подразумевать работу на протяжении нескольких дней. Но правильно организовав время, вы сможете облегчить свою работу и сделать ее эффективной.

 

После постановки целей-необходимо разработать стратегию выполнения. Проанализируйте свои сильные и слабые стороны. Кто вы: сангвиник или холерик? Сова или жаворонок? Ваш характер лучше всего известен именно вам. Только вы должны знать когда будете работать более продуктивно. На это время и планирйте львиную долю своих дел. Например, я- вообще не известная науке птица. Потому что рано просыпаюсь, но долго настраиваюсь на работу. Вечером моя голова тоже отказывается думать. То есть пик моей активности приходится на время с 10 утра до 7 часов вечера. Смешанный и не очень работоспособный психотип.

Итак, перед нами список дел на сегодняшний день. Одни из них привязаны к определенному времени, другие — нет. Ясно, что к первым относятся уроки, педсоветы, собрания. А вот вторую категорию дел можно выполнять в любое время. Здесь порой трудно сказать, с чего начать. Но на самом деле этот вопрос решается легко: нужно рассортировать такие дела по степени значимости. Ведь какие-то из них более важные, а какие-то менее.

Рассортируем такие второстепенные дела по буквам.  «А» — это самые важные дела , «Б» — менее важные и т.д.

Не принимайтесь за дело «Б» до тех пор, пока не закончено дело «А».  Когда все дела будут выполнены-вычеркиваем дело из списка. Советую использовать ручки разного цвета или текстовыделители.

Я веду обычный ежедневник. В нем расписываю все известные крупные школьные, домашние и личные дела. Такие как совещания, детские конкурсы, генеральная уборка квартиры, посещение ветеринара с котом, запись к мастеру маникюра. В месячном плане обязательно фиксирую важные даты месяца-праздники, дни рождения, дни прохождения каких-нибудь курсов или семинаров, даты контрольных или проверочных работ. При новых вводных- план, естественно, дополняется.

Обязательно веду ежедневное планирование. В дни вношу опять же первостепенные и второстепенные задачи. Так же я взяла за основу сразу же после урока и без исключения выставлять оценки детям в дневники и заполнять бумажный и электронный журнал. К ежедневному планированию относятся и конспекты уроков. Даже если у вас педагогический стаж такой, сколько я не живу-подготовка к урокам должна быть обязательно. Дети разные, учебники меняются, информация обновляется.

Я пробовала вести планирование через телефон и компьютер. Однако, для себя нашла это не удобным. Проще взять ручку и записать на живую бумагу.

Было бы не плохо обучать… Точнее, не обучать, а стимулировать, показывать на своём примере, что тайм-менеджмент – дело очень полезное. Если в начальной школе родители и учителя стараются организовать полезное время детей, то средние и старшие классы в основном своём предоставленны сами себе. Они же взрослые. Ребята обучаются всему на примере взрослых. Расскажите ученикам, как вы организуете собственное время, покажите им свой ежедневник.

Можно провести с детьми занятия по тайм-менджменту. Как правило, такие занятия приносят весьма положительные результаты. 

Главное самим понять, что грамотное распоряжение своим временем-полезная привычка, которая вам никогда не навредит и принесет только пользу и систематизирует подход к работе и отдыху, который так необходим педагогам.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taym.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-это человек, который всё знает и умеет. Вы все -решительны и несгибаемы. Люди, которые успевают не только работать, но и жить. Вы вовремя уходите с работы, причём налегке. Читаете много интересных книг. Любуетесь природой. Очень много времени проводите со своей семьёй. Да? Всё верно? Если так, то дальше меня можете не слушать. Но я, хоть и молодой, но учитель, поэтому я знаю, что это не так.

Рабочий день педагога насыщен событиями – плановыми и внеплановыми. Это и педсоветы, и совещания, и проверка тетрадей, заполнение документации, и составление конспектов, и   конкурсы, и тематические уроки, и… И остальное вы сами дополните, сами всё знаете. И это только часть ежедневных забот учителя. А ведь в этом водовороте нужно еще и уделить минутку каждом ученику.

И снова и снова и день за днём учителя несут сумки с учебниками, методичками и непроверенными тетрадями, вечера проводят у монитора, а члены семьи в это время понимающе вздыхают и кивают головой – Мама учитель. Знакомо, правда?

У меня было примерно то же самое. Опытные-то учителя порой хватаются за голову, а мы- молодые специалисты -вообще мечтаем о сутках, в которых хотя бы 25 часов.

О проблемах, с которыми я столкнусь в школе, я знала. Даже придумала свою тактику, свой метод, выход из ситуации. У меня же аж два выходных! Ведь один из них можно посвятить  работе! Написанию конспектов к урокам на неделю вперед! О, как я ошибалась. Данный метод легко причислим к категориям «Провал». На то есть аж две причины. 1- Субботу потратили на семейные бытовые хлопоты, воскресенье на отдых. В итоге времени хватило только на подготовку к текущим урокам на понедельник.  Выходные так скоротечны! 2-когда я, всё-таки выделила день на конспекты на всю неделю, то очень обрадовалась- ведь разгрузила вечера всей недели! Но уже во вторник я поняла, что рано радовалась.  Все интересные задумки, которые я записала, уже не были такими понятными, яркими и, собственно интересными. И конспекты приходилось подвергать немалой корректировке: что-то прошли, что-то не успели и это надо включить в систему следующего урока.

Быстро наступило отчаяние. Руки схватились за голову, а потом и вовсе опустились.

Советы наставника, прошерстывание интернета дали свои плоды, результаты. Для себя я сделала вывод, что времени всегда хватает тому, кто умеет грамотно его использовать. Так я познакомилась с тайм-менеджментом.

Тайм-менеджмент это технология упорядочения времени, направленная на повышение эффективности его использования. В последние годы он приобретает все большую популярность у нас в стране. Появилось много литературы отечественных и зарубежных авторов и всевозможных курсов по тайм-менеджменту. И здесь надо сказать, что освоение этого искусства позволит педагогу значительно облегчить и разнообразить свою жизнь. Тем более, почему бы не попробовать, ведь обучение чему-то новому – основа основ в профессии педагога. То есть зная некоторые хитрости, мы можем использовать наш временной ресурс как можно более рационально и полезно для нас самих. Задачи ТМ – помочь человеку организовать свое время так, чтобы с меньшими усилиями и в кратчайшие сроки достигать своих целей. Успевать больше, уставая меньше. На первом месте всегда должны быть Вы и главные люди Вашей жизни, - ради этого и стоит работать над собственной эффективностью. От себя отмечу, что тайм-менеджмент основан в основном на планировании. А планирование-привычное для учителей дело.  Сначала тематическое планирование занятий, а затем на его основе осуществляется планирование поурочное, проводится планирование и всех остальных рабочих и домашних дел. 

Часто ли у вас бывало, что возвращаясь с работы вы заскочили в магазин за покупками, а вернувшись домой обнаруживаете, что много чего и не купили? Придется бежать еще раз. Почему? Не было списка. Да и думали вы о том, что завтра контрольная, что вредный Иванов опять довёл до белого каления географичку, что на ужин хотели приготовить рыбу, что муж звонил про что-то рассказывал, а вы совсем забыли о чём, что через неделю совещание по итогам четверти… Вывод? Необходимо завести ежедневник. Методично записывать в него все свои дела, даже такие незначительные мелочи, как список покупок. Планирование-одно из важных аспектов тайм-менеджмента. А это значит, что нужно четко планировать даже каждодневные дела. Но прежде всего следует составить перспективные планы (на неделю, месяц или семестр (триместр), полугодие, год). Например, делаем план на неделю. Отмечаем дни занятий, перечисляем: отчет, педсовет, подготовка к классному часу и т.д                                                                   .А уже накануне каждого нового дня педагог подробно расписывает свой план: классы, в которых он преподает, часы занятий, планы уроков, списки книг и дидактических материалов. Также подробно раскрывается информация, необходимая и для других школьных дел.                                                     Аналогичным образом ведется планирование внешкольных (домашних, семейных) дел. С этой целью можно использовать либо тот же ежедневник, либо отдельный блокнот.  Для себя я определила тот же ежедневник. Только важно, чтоб любопытные носы в него не лезли.

Планирование начинается с постановки целей. Только цель должна быть реальной, конкретной и чётко сформулированной. Хорошо бы примерно представлять, какой результат мы ожидаем. А еще сроки. Сроки не должны быть размытыми. Их лучше ставить конкретными. Однако, ничего кошмарного не случится, если немного срок задержится или наоборот, цель выполнится раньше.  При планировании сложных дел можно разбить цель на отдельные задачи. Например, вы готовитесь к внеклассному мероприятию. Понятно, что в таком случае вам предстоит решить ряд задач: придумать сценарий, провести предварительную работу с детьми (а возможно, и с родителями или с коллегами), подготовить необходимое оборудование. Так что придется продумать и распределить в своем ежедневнике время на выполнение каждой из задач. Некоторые из них могут подразумевать работу на протяжении нескольких дней. Но правильно организовав время, вы сможете облегчить свою работу и сделать ее эффективной.

После постановки целей-необходимо разработать стратегию выполнения. Проанализируйте свои сильные и слабые стороны. Кто вы: сангвиник или холерик? Сова или жаворонок? Ваш характер лучше всего известен именно вам. Только вы должны знать когда будете работать более продуктивно. На это время и планирйте львиную долю своих дел. Например, я- вообще не известная науке птица. Потому что рано просыпаюсь, но долго настраиваюсь на работу. Вечером моя голова тоже отказывается думать. То есть пик моей активности приходится на время с 10 утра до 7 часов вечера. Смешанный и не очень работоспособный психотип.

Итак, перед нами список дел на сегодняшний день. Одни из них привязаны к определенному времени, другие — нет. Ясно, что к первым относятся уроки, педсоветы, собрания. А вот вторую категорию дел можно выполнять в любое время. Здесь порой трудно сказать, с чего начать. Но на самом деле этот вопрос решается легко: нужно рассортировать такие дела по степени значимости. Ведь какие-то из них более важные, а какие-то менее.

Рассортируем такие второстепенные дела по буквам.  «А» — это самые важные дела , «Б» — менее важные и т.д.

Не принимайтесь за дело «Б» до тех пор, пока не закончено дело «А».  Когда все дела будут выполнены-вычеркиваем дело из списка. Советую использовать ручки разного цвета или текстовыделители.

Я веду обычный ежедневник. В нем расписываю все известные крупные школьные, домашние и личные дела. Такие как совещания, детские конкурсы, генеральная уборка квартиры, посещение ветеринара с котом, запись к мастеру маникюра. В месячном плане обязательно фиксирую важные даты месяца-праздники, дни рождения, дни прохождения каких-нибудь курсов или семинаров, даты контрольных или проверочных работ. При новых вводных- план, естественно, дополняется.

Обязательно веду ежедневное планирование. В дни вношу опять же первостепенные и второстепенные задачи. Так же я взяла за основу сразу же после урока и без исключения выставлять оценки детям в дневники и заполнять бумажный и электронный журнал. К ежедневному планированию относятся и конспекты уроков. Даже если у вас педагогический стаж такой, сколько я не живу-подготовка к урокам должна быть обязательно. Дети разные, учебники меняются, информация обновляется.

Я пробовала вести планирование через телефон и компьютер. Однако, для себя нашла это не удобным. Проще взять ручку и записать на живую бумагу.

Было бы не плохо обучать… Точнее, не обучать, а стимулировать, показывать на своём примере, что тайм-менеджмент – дело очень полезное. Если в начальной школе родители и учителя стараются организовать полезное время детей, то средние и старшие классы в основном своём предоставленны сами себе. Они же взрослые. Ребята обучаются всему на примере взрослых. Расскажите ученикам, как вы организуете собственное время, покажите им свой ежедневник.

Можно провести с детьми занятия по тайм-менджменту. Как правило, такие занятия приносят весьма положительные результаты. 

Главное самим понять, что грамотное распоряжение своим временем-полезная привычка, которая вам никогда не навредит и принесет только пользу и систематизирует подход к работе и отдыху, который так необходим педагогам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание работы социального педагога с семьей. ( из опыта работы Вислобоковой С.И.) ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

«Ребенок –зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях  отражается нравственная  чистота матери и отца».  В.А. Сухомлинский...

план работы педагога-наставника с молодым педагогом

Данный материал содержит цель, задачи, план работы с молодым специалистом....

«Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога» ( из опыта работы «наставник- молодой педагог»)

Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности – всегда есть главное в моей педагогической деятельности. И это я стараюсь привить своим коллег...

Статья Вестник БГУ "Образование.Личность. Общество" по теме: АКТУАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

Вопрос профессиональной адаптации молодых учителей обретает особенную значимость на современном этапе реформирования общества и системы образования.     Система образования в наше ...

Организация работы молодого педагога

Совершенствование профессионального мастерства молодых специалистов...