ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (RESEARCH IN EDUCATION YOUNGER STUDENTS)
опыты и эксперименты

Бяшарова Наталья Николаевна

Аннотация: Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - самая важная практическая задача современного образования. Овладение этими важными когнитивными инструментами – залог успешности детской познавательной деятельности. Под общими исследовательскими умениями и навыками подразумеваем: умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умения и навыки наблюдения; умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала; умения и навыки работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byasharova_statya_issledovatelskaya_rabota.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В ОБУЧЕНИЕ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(RESEARCH IN EDUCATION YOUNGER STUDENTS)

Бяшарова Н.Н.,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Утевка

Byasharova N. N.,

State budgetary educational institution of the Samara region secondary school

"Educational centre" C. Utevka

Аннотация: Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - самая важная практическая задача современного образования. Овладение этими важными когнитивными инструментами – залог успешности детской познавательной деятельности. Под общими исследовательскими умениями и навыками подразумеваем: умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умения и навыки наблюдения; умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала; умения и навыки работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.

Ключевые слова: проблема, гипотеза, умозаключение, исследование, исследовательская деятельность, исследовательская активность, исследовательское поведение, исследовательское обучение.

Annotation: Teaching students the special knowledge, and the development of their General skills required in research search, the most important task of modern education. Mastering these important cognitive tools – the key to the success of children's cognitive activity. Under General research skills mean the ability to see problems; the ability to ask questions; ability to make predictions; the ability to define the concepts; the ability to classify; skills and observation skills; skills for conducting experiments; the ability to draw conclusions and reasoning; skills of structuring the material; skills of working with text; the ability to prove and defend their ideas.
Key words: problem, hypothesis, conclusion, research, research, research activity, exploratory behavior, research training.

           Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет пересмотреть роль и значение исследовательского обучения.  С полной уверенностью можно отметить, что наша педагогика ориентирована на применение исследовательских методов обучения в практике. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Постоянно проявляемая исследовательская активность – естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения. [1] В этот период происходит процесс саморазвития, ведь главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать  и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Уже основательно отошли репродуктивные  методы обучения, но не стоит их рассматривать как нечто ненужное. Ведь не каждый ребёнок всё открывает сам. Но с учётом современных возможностей образования и психологических особенностей наших детей использование исследовательских методов обучения даёт большой образовательный эффект. «Исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически не регламентированной… Она значительно более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации». [2]

          Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - самая важная практическая задача современного образования. Овладение этими важными когнитивными инструментами – залог успешности детской познавательной деятельности. Эффективное использование ребёнком специальных знаний, общих умений и навыков исследовательского поиска можно рассматривать как индикатор познавательной потребности. Под специальными исследовательскими знаниями следует понимать специфические знания о проведении исследований и действии механизмов исследовательского поиска. Под общими исследовательскими умениями и навыками подразумеваем: умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умения и навыки наблюдения; умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала; умения и навыки работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи. [4]

          Одним из самых сложных этапов учебно-исследовательской работы с младшими школьниками в методическом отношении является момент первичного  включения учащихся в собственную исследовательскую практику. [3] Можно использовать несколько способов включения младших школьников в самостоятельную исследовательскую деятельность.

  •  Мини-курсы в практике исследовательского обучения. Приглашается специалист (чаще родители), в течение двух-трёх занятий прослушивается краткий курс, освещается круг интересов. Это расширяет кругозор детей и создаёт базу для их собственных изысканий. Такую практику можно применять в третьих и четвёртых классах. Мини-курсы проводятся в рамках внеурочной деятельности, внеклассной работы.
  • Экскурсия – эффективный путь активизации исследовательской, поисковой активности младших школьников. Экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, даёт материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления. Это формирует прекрасную базу для аналитической работы мысли, выработки суждений, умозаключений и выводов.
  • Коллективные игры как средство развития исследовательского поведения. Исследовательская работа, выполненная вдвоём или втроём, формирует личностные качества, учит работать вместе, активизирует внимание детей, пробуждает интерес к выработке собственных идей и возможности прийти к результату.
  • Методика «Продолжи исследование» - предлагаем отрывки из научно-популярных журналов и газет, немного редактируем их для того, чтобы лучше воспринимались детьми, и предлагаем продолжить работу в данном направлении. Отрывок выступает как площадка для старта детских исследований. Требуется собрать материал по теме, обобщить, обдумать, дать определения основным понятиям, высказать суждения, сделать необходимые умозаключения.
  • Коллекционирование как исследовательская практика. В работах по детской одарённости часто подчёркивается, что увлекаются коллекционированием именно одарённые дети. Это замечательное занятие действительно служит важным показателем уровня развития интеллекта ребёнка. Стремление к коллекционированию это поисковая активность, интеллектуальная способность к классифицированию и систематизации.

Перечислим основные этапы исследовательской работы младших школьников:

  1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
  2. Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые надо найти).
  3. Выбор темы исследования (обозначить границы исследования).
  4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу).
  5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбор методов исследования).
  6. Определение последовательности проведения исследования.
  7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
  8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурирование материала).
  9. Подготовка отчёта (дать определения, подготовить сообщение).
  10.  Доклад (презентация, публичная защита, ответы на вопросы).

Для педагога главный результат учебно-исследовательской работы не просто красивая, детально проработанная тема, подготовленное сообщение, рисунок, макет… Педагогический результат – это в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, психические новообразования, отличающие настоящего творца от простого исполнителя.

Список литературы:

1.Пономарёв Я.А. Психология творчества. – М., 1976.

2.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.

3. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. – М., 2003.

4.Яновский С.А. Технология исследовательской деятельности учащихся: Методическое пособие.– Сыктывкар, 2006.

5. http://chimik.ucoz.ru/publ/kak_napisat_issledovatelskuju_rabotu/1-1-0-6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация научно-исследовательской работы с младшими школьниками»

Начальная школа - важная ступень не только базового образования. Оно является основой для формирования азов исследовательской культуры.Учителю очень важно не упустить этот сензитивный период и п...

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Исследовательская работа для младших школьников на тему "Рождение мыльного пузыря"

В данной работе представлена следующая информация: история создания мыльных пузырей, рецепты для приготовления растворов для мыльных пузырей, а также опыты по созданию мыльных пузырей...

Исследовательская работа для младших школьников на тему "Рождение мыльного пузыря"

В данной работе представлена следующая информация: история создания мыльных пузырей, рецепты для приготовления растворов для мыльных пузырей, а также опыты по созданию мыльных пузырей...

Исследовательская работа с младшими школьниками

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, н...

Исследовательская работа с младшими школьниками

СодержаниеВведение..................................................................................................................3 1.  Исследовательская работа классных коллективов под ру...

Исследовательская работа "Глаза современного школьника"

Исследовательская работа "Глаза современного школьника"...