ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИАСРЕДСТВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья

Кравченко Галина Борисовна

В статье рассматривается проблема реализации работы по смысловому чтению в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к обучению младших школьников в рамках нормативно-правовых документов. Также подробно проанализированы планируемые результаты выпускника начальной школы и особенности их достижения с учетом обращения учащихся к области медиа. Работа представляет собой аргументацию использования медиасредств в процессе освоения смыслового чтения, дается определение смыслового чтения в начальной школе, его типология, описаны основные составляющие этого чтения, их связь с областью медиа, обосновано внедрение медиасредств в содержание обучения младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnosti_ispolzovanie_media_sredstv.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИАСРЕДСТВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Современное образование сегодня должно становиться новой системой эффективного, удобного и динамичного взаимодействия всех ее участников. Это связано с требованиями национального проекта «Цифровая экономика» [1], содержанием Указа Президента Российской Федерации (РФ) от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» [2], внедрением во все отрасли жизнедеятельности человека различных медиасредств, а также огромным объемом информации, постоянно увеличивающимся в Интернет-пространстве. Изменения, обозначенные в содержании этих нормативно-правовых документов, должны происходить в первую очередь в начальной школе. Чтобы конкретизировать их, необходимо обратиться к требованиям, предъявляемым к выпускнику начальной школы в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) [3]. Так как область медиа окружает человека с самого его рождения, а использовать медиасредства он начинает еще с дошкольного возраста, то в начальной школе необходимо сформировать определенный уровень медиакомпетенции. В содержании ФГОС НОО обозначено, каких результатов должен достигнуть выпускник начальной школы. Отметим те, которые сегодня связаны и с областью медиа: поиск и выделение необходимой информации, в том числе с использованием общедоступных в начальной школе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) источников информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение и др. [3]. Эти требования можно напрямую соотнести с областью медиа, так как каждый ученик, заходя на тот или иной сайт, уже потребляет контент; осознанно или произвольно младший школьник строит речевое высказывание не только при непосредственном общении, но и опосредованно, в социальных сетях, применяя смысловое чтение в ходе изучения произведений, работая с содержанием учебников по различным предметам, а также при просмотровом знакомстве с информацией на сайтах или страницах социальных сетей, решая задания проверочных работ разного уровня не только в классе, но и на онлайн-платформах (Учи.ру, Олимпиада «+» и др.). Таким образом, чтение младших школьников постоянно осуществляется и в области медиа, где это оно также должно реализовываться. Кроме этого, в ФГОС НОО и Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) представлена ИКТ-компетентность, содержание которой доказывает необходимость преемственности работы с областью медиа между начальной и основной школой, а в дальнейшем – высшим образованием и профессиональной деятельностью человека [4]. Таким образом, учитель начальных классов должен быть ориентирован на работу с медиасредствами. Однако использование медиасредств должно быть органичным и соответствовать логике урока, а также являться эффективным при достижении предметных и метапредметных результатов. Одним из важнейших результатов, которыми должен обладать младший школьник к концу обучения в начальной школе, является достижение определенного уровня смыслового чтения. В проекте новой редакции ФГОС НОО большое внимание уделяется именно ему [5], так как оно способствует развитию таких качеств, как понимание содержания информации, ее анализ, сравнение, видоизменение, генерирование, классификация, детализация и т.д. Поэтому в рамках формирования смыслового чтения важно использовать возможности медиасредств, ведь в современных условиях жизни ребенок уже с дошкольного возраста начинает использовать их только в качестве развлечения. Учитель должен продемонстрировать младшим школьникам эти возможности, обучить использованию медиасредств в учебной деятельности, чтобы учащиеся могли применять навыки смыслового чтения не только в рамках чтения произведения, но и при работе с информацией в области медиа. Такая работа способствует переводу смыслового чтения младшего школьника на новый уровень (область медиа) и повышению интереса к чтению (новый формат чтения). В этой связи считаем неверным говорить о смысловом чтении только в контексте работы с текстами печатных вариантов (работа с заданиями, оценка и интерпретация прочитанного, использование разных типов смыслового чтения, определение основной и второстепенной информации и др.) без обращения к медиасредствам. Задача данной работы – не вытеснить традиционное чтение, а преобразовать работу над смысловым чтением в соответствии с современным уровнем жизни и требованиями нормативно-правовых документов, реализуемых сегодня в системе начального образования. Для формирования смыслового чтения особенности медиасредств имеют огромное значение, так как способствуют более мобильному, познавательному изучению предметов, работе с информацией, текстами в новых форматах. Необходимость их использования для формирования навыков смыслового чтения также связана с современными требованиями образовательной системы государства, а также с условиями жизни современного общества, где чтение осуществляется в основном в виртуальном пространстве. Возможности использования медиасредств для формирования смыслового чтения рассматриваем на примере предмета «Литературное чтение». Это связано с тем, что без определенного уровня навыка чтения, читательской и языковой компетентности, читательской грамотности и др. невозможно дальнейшее обучение по любому предмету. Работа по формированию смыслового чтения в начальной школе представляет собой сложный процесс, так как противоречия между формируемым навыком механического чтения и пониманием прочитанной информации возникли еще в середине XIX века и до сих пор обсуждаются такими учеными и методистами, как Лавлинский С.П. [6], Пранцова Г.В., Романичева Е.С. [7]. Проанализировав их взгляды, мы определили общую технологию смыслового чтения в рамках предмета «Литературное чтение», включающую три этапа работы с информацией: 1. Работа до чтения. 2. Работа во время чтения. 3. Работа с информацией после чтения [8]. С учетом современных требований информационного общества в содержании работы над этими этапами можно использовать современные медиасредства, доступные учителю начальных классов. Первый этап включает работу по антиципации. На примере виртуального пространства предлагаем следующую работу с учащимися: рассмотреть скриншот входящих сообщений в социальной сети и предположить, как будем общаться с каждым собеседником. Задача этой работы – сформировать у учащихся понимание о том, как необходимо общаться с тем или иным собеседником в виртуальном пространстве. Следующий вариант работы по предугадыванию предлагаем проводить на примере сайтов для учащихся начальной школы. Для этого на экран интерактивной доски можно вывести страницу браузера с поисковым запросом по теме урока литературного чтения, прочитать с учащимися названия сайтов и определить, что может быть представлено на каждом из них, а также предположить, какой из сайтов будет полезен младшим школьникам для работы по теме урока. Задача этого задания состоит в том, чтобы младшие школьники научились выбирать нужную для выполнения заданий информацию быстро и правильно. На втором этапе формирования смыслового чтения обращаемся к анализу информации (текста). Предлагаем здесь работать с поисковым запросом браузера: младшим школьникам предлагается задание, направленное на нахождение дополнительной информации об авторе произведения в интернете (общая биография была озвучена раннее). Учащимся в кабинете (компьютерном классе) выдаются карточки с заданиями следующего типа: Найдите информацию о том, где родился автор / названия 3 произведений / где учился автор произведения / годы жизни автора / что повлияло на написание произведения и др. Задание выполняется младшими школьниками в паре с постоянной консультацией учителя. Ребята открывают браузер, вводят поисковый запрос, предварительно обсудив, как его нужно сформулировать, чтобы найти необходимую информацию, открывают сайты и ищут там ответ на вопрос. В этой работе важно научить младших школьников правильно формулировать поисковый запрос, т.е. выделять ключевые слова и грамотно его строить, а также осваивать параллельно с другими видами чтения еще и просмотровое. На третьем этапе работы после чтения текста (информации) предлагаем просматривать фильмы/мультфильмы/ чтение стихотворения и сравнивать то, как представлена информация в искусстве, мультипликации и др. Рассматривая распространенную в настоящее время проблему Интернета с точки зрения детского возраста, а именно использования медиасредств только для развлечения и просмотрового чтения, можно сказать, что организация работы по формированию навыков смыслового чтения и их применение на уроке может решить проблему использования медиасредств в учебных целях и развития интереса учащихся к обучению, а также ознакомительного и обучающего чтения. В статье смысловое чтение рассматривается в рамках начального образования, поэтому базой, на которой строится просмотровое чтение, является работа с ознакомительной и обучающей его разновидностями. Не имея представления о грамотной работе с медиаспространством, учащиеся используют любой девайс для просмотрового чтения. Учитель может создать определенные правила и законы нахождения младшего школьника в виртуальном медиапространстве и обучить правильной учебной работе с информацией в сети. В рамках предметов может осуществляться учебная деятельность с языковой информацией виртуального мира, определенными сайтами, предназначенными для учащихся начальной школы. Младшие школьники могут научиться находить нужную информацию при выполнении задания или упражнения с помощью браузера, (научившись правильно и грамотно вводить поисковый запрос), исключать второстепенную или лишнюю иформацию, осуществлять грамотное взаимодействие в медиамире под руководством учителя, реализовывать творческую деятельность в рамках предмета и т.д.), ориентироваться в современном языковом медиапрстранстве, тем самым развивая смысловое чтение. На сегодняшний день во многих городах России (Москве, Екатеринбурге и т.д.) область медиа присутствует в учебных методических комплексах начального образования многих школ. Издается большое количество учебных материалов, на обложках которых присутствует qr-код, с помощью которого можно скачать электронный вариант рабочей тетради или учебника. Во всех школах сейчас на законодательном уровне используется система «Сетевой город. Образование», где в виртуальном пространстве задействованы все участники образовательного процесса. Все это доказывает важность использования возможностей медиасредств при формировании смыслового чтения в системах начального общего и основного общего образования, так как девайс является одним из адекватных медиасредств, способствующих позитивным изменениям процесса языкового обучения, развитию интереса к чтению, эффективной работе с информацией, плодотворной учебной деятельности младших школьников, реализуемой ими в реальном времени.

Библиографический список 1. Абдрахманова Г.И. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: доклады к ХХ-й апрельской Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, 9 – 12 апреля, Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019 г.

2. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203. Available at: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/ 

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Available at: http://standart.edu.ru

 4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Available at: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc 4ddb4c33/

 5. Корпорация «Российский учебник». Available at: https://rosuchebnik.ru/ 

6. Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие для студентов-филологов. Москва: Прогресс-Традиция: ИНФРА-М, 2003.

7. Романичева Е.С., Пранцова Г.В. Методика обучения литературе: практикум: учебное пособие. Москва: Флинта, 2017.

 8. Миронов А.В. Теория и технология преподавания интегрированного курса «Окружающий мир»: учебник и практикум для академического бакалавриата. Москва: Юрайт, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование навыка смыслового чтения в начальной школе"

В качестве объекта исследования аттестационной работы стал процесс обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе. В качестве гипотезы автор обосновывает использование сис...

Приёмы формирования навыков смыслового чтения в начальной школе.

В статье приведены приёмы текстовой деятельности(т.е. деятельности во время чтения и работы с текстом), которые позволяют учителю существенно повысить некоторые позиции по основным качествам чте...

Использование приемов смыслового чтения в начальной школе

Фундаментом всего последующего обучения в школе является образование, которое дети получают в начальной школе. В первую очередь это отражается в сформированности универсальных учебных действий, обеспе...

Статья на тему "Работа по формированию смыслового чтения в начальной школе"

Статья на тему "Работа по формированию смыслового чтения в начальной школе"...