Статья на тему "Работа по формированию смыслового чтения в начальной школе"
статья по чтению

Статья на тему "Работа по формированию смыслового чтения в начальной школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Работа по формированию  навыков смыслового чтения   в начальной школе.

    Современный мир заинтересован в квалифицированном читателе, так как мы живем в условиях изобилия информации. Извлечение  ее из текста и преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Способность извлекать информацию из текста, истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых образовательных стандартах.

      Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, основам работы с текстом – одна из основных задач начального образования.  С внедрением ФГОС появилась  необходимость сместить  акцент с наращивания темпа чтения к формированию осознанного чтения.

    Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной и решать её необходимо начать  в начальной школе, где   закладывается  навык смыслового чтения.

Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон прочитанного.

Систематическая и технологичная работа  по развитию смыслового чтения на уроках в начальной школе   является залогом успешного обучения  ребенка в средней школе.    

          Процесс, направленный на понимание текста, очень сложен: в него включены внимание, память, воображение  и мышление, эмоции и воля. интересы и много других психических особенностей , что является причиной трудностей формирования смыслового чтения у детей с задержкой психического развития.

При задержке психического развития у детей имеются нарушения всех сторон речевой деятельности: большинство из них страдают дефектами звукопроизношения, имеют ограниченный словарный запас, слабо владеют грамматическими обобщениями.

Нарушения речи при задержке психического развития носят системный характер, так как отмечаются трудности в понимании лексических связей, развитии лексико-грамматического строя речи, фонематического слуха и фонематического восприятия, в формировании связной речи. Эти  своеобразия речи и приводят к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом.

Понимая это, в курсе разработанных   коррекционно -развивающих занятий «Занимательный русский язык», большое внимание уделено нами развитию речи учащихся, формированию   умения работать с текстом.

В течение года учащиеся на коррекционно-развивающих занятиях работают в специально созданных рабочих тетрадях, содержащих комплекс упражнений и заданий, направленных на формирование различных сторон речи и формированию навыков умения работать с текстом.

Задачами, усвоения данного  курса являются

- необходимость научить ребенка :

-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых ребенку непонятны

-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

-определять эмоциональный характер текста;

-выделять опорные (наиболее важные для понимания  изучаемого текста) слова;

-уметь прогнозировать содержание изучаемого текста;

-формулировать тему небольшого текста;

-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

-находить главную мысль, сформулированную в тексте;

-определять характер текста  (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.

Желаемым результатом работы становится ситуация, когда ребенок

- начинает размышлять над текстом до чтения, анализируя заголовок, иллюстрации, которые продолжаются в ходе всего чтения;

- не пропускает непонятные слова и выражения;

- вычерпывает информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, задаёт себе вопросы по ходу чтения, задумывается над дальнейшем развитии событий, сверяет свои размышления с текстом;

- включает воображение, которое помогает воссоздавать происходящие картины, додумывать, придумывать, а через это и лучше запоминать текст;

Таким образом, основными методами и принципами нашей работы становятся:

 1. активная работа со словом;

2. применение метода «ведение диалога с текстом»;

3. развитие читательского воображения.

   Таким образом,  можно сказать, что курс коррекционно- развивающих занятий, ориентированный  на работу с текстом,  является основой формирования функциональной грамотности у учащихся, подготавливает ребенка к обучению в среднем звене, позволяет   ребёнку вычерпывать из большого объема информации нужную и полезную, а также позволяет  приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать и рассуждать, познавая окружающий мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование навыка смыслового чтения в начальной школе"

В качестве объекта исследования аттестационной работы стал процесс обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе. В качестве гипотезы автор обосновывает использование сис...

Статья "Реализация технология смыслового чтения в начальной школе"

Технология продуктивного чтения - это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приём чтения полноценное воспр...

Статья "Технология смыслового чтения в начальной школе"

Технология продуктивного чтения Н.Н.Светловской...

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИАСРЕДСТВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается проблема реализации работы по смысловому чтению в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к обучению младших школьников в рамках нормативно-правовых документо...

Статья на тему "Смысловое чтение в начальной школе"

Научить современных школников вдумчиво читать......