Презентация педагогического опыта. Доклад "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения посредством технологии развития критического мышления" и конспект урока
методическая разработка

Кривцова Лариса Владимировна

В работе расрыт смысл понятия "Критическое мышление", что способствует его развитию, этапы реализации технологии развития критического мышления. На примере урока продемонстрированы различные приемы работы с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krivtsova_l.v._doklad_dlya_gmo_mart_2019.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 15 г. Феодосии Республики Крым»

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения посредством технологии развития критического мышления

Учитель начальных классов

Кривцова Л. В.

Феодосия, 2019

  Человек достигнет результата, только делая что-то сам...

Александр Пятигорский

Российское образование в последние годы претерпевает множество изменений. Правительство проводит многочисленные реформы в этой сфере. Значительно расширяется объем информации, которую получают обучающиеся, а также изменяется методологическая основа педагогики

Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения

Государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает   воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям   информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой. В этом особая роль отводится школе, которая совместно   с другими государственными и общественными структурами должна способствовать формированию читательской компетентности школьников, как основы полноценного нравственно-эстетического воспитания.

Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Такой подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, а точнее, по- иному определяется система методов обучения. Каждый учитель начальных классов строит собственную профессиональную деятельность, цель которой найти педагогические средства, методы, способы повышения качества образования.

 Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких методов и приёмов, которые формировали бы умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Поэтому одна из важнейших моих задач состоит не в том, чтобы «снабдить» обучающихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять.

Именно на уроках литературного чтения происходит формирование базовых компетенций: общекультурной, информационной, коммуникативной.

Поэтому на первый план для меня на уроках литературного чтения выступают две проблемы:

- формирование читательской компетентности;

- формирование важнейшего коммуникативного умения: умения связно высказываться о восприятии, оценивать художественный текст, умения добывать, критически осмысливать и использовать различную информацию, потребность и умение самореализовываться и самообразовываться.

Для решения этих проблем я в своей практике использую одну из педагогических инноваций – это технология развития критического мышления посредством чтения.

Обучение приобретает деятельный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование метапредметных связей, развитие самостоятельности обучающихся и личной ответственности за принятие решений.

Современная психология трактует критическое мышление, как мышление, которое способствует формированию определенных суждений. Критическое мышление выступает как нестандартное мышление, которое основывается на способности взвешивать и оценивать альтернативы, приоритеты, определять достоверность фактов, явлений, событий.

Это практическое мышление, которое с помощью теоретических знаний позволяет достичь необходимых решений. Критическое мышление есть способ коррекции и ликвидации ошибок в процессе собственного мышления личности, которая пребывает в непрерывном поиске.

Параметрами критического мышления есть оригинальность, стремление найти свое решение проблемы, способность выдвигать разнообразные идеи.

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление (англ. critical thinking) – это система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов. Критическое мышление позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем просто мышление.

Развитию критического мышления способствуют умения и навыки анализировать, синтезировать, сравнить, обобщать факты, события, явления и делать выводы.

Достичь этого можно, применяя на уроках активные методы обучения. Известно, что традиционные методы, такие как словесные, наглядные недостаточно стимулируют деятельность учащихся на уроке. В тоже время, как дидактическая игра, лабораторно – практическая работа, метод дискуссии, проблемный, частично – поисковый метод являются более эффективными. Рациональное использование активных методов позволяет перейти от репродуктивного уровня использования знаний к реконструктивному, а потом к творческому.

Технология развития критического мышления

Основные цели занятия с применением технологии развития критического мышления:

• развитие критического мышления

• развитие творческого потенциала будущего исследования

• развитие умений сотрудничать и работать в группе

• развитие умений самостоятельно систематизировать информацию

• развитие умения решать учебные проблемы

Учебное содержание, изучаемое при помощи данной технологии:

• информационные учебные тексты

•повествовательные тексты

• проблемные тексты

Этапы реализации технологии развития критического мышления.

1. Вызов.

Учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения), систематизируют информацию до ее изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируют собственные цели.

2. Осмысление.

Учащиеся читают (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изученным материалом, активно конструируют (корректируют) цели своего учения.

3. Рефлексия.

Учащиеся соотносят получаемую новую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуально цели учения. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.

Уточнение: важно, что бы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию.

На уроках литературы с использованием технологии критического мышления я осознанно отказываюсь от традиционного авторитарного подхода в процессе обучения. Вместо этого осуществляю личностно-ориентированное обучение, при котором ученик не просто получает очередной объем готовых знаний, а вовлекается в процесс конструирования знаний на основе равноправных партнерских отношений. Данная технология позволяет вовлечь каждого ученика в процесс обучения и вырабатывать умения не только овладеть информацией, но и критически оценивать, осмыслить и применить.

Вот несколько приемов развития критического мышления на уроках литературного чтения:

Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

Приём «Синквейн». Одной из форм работы на уроках литературного чтения может быть работа с синквейном. Слово синквейн происходит от франц. слова «пять». Синквейн-это стихотворение, состоящее из 5 строк. Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жесткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).

Приём «Дерево предсказаний».

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте.

Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Прием «Корзина» идей, понятий, имен…

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собранно все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей схеме:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение ли факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей.

В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношения к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Прием «Составление кластера».

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знаний по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по - поводу какой – либо теме. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях уроках.

Прием «Какография»

Какография (от греческих слов kakos – плохой, grapho – пишу) – запись с преднамеренными ошибками. Учащимся необходимо найти их и исправить. И хотя этот прием известен еще со второй половины XYIII века, он очень полезен и сегодня на уроках литературного чтения.

Прием «Заполни таблицу»

Заполнение таблицы «Характеристика литературного героя» дает возможность учащемуся подобрать материал, который касается внешности героя, его положительных и негативных качеств характера, его мыслей и чувств, поступков, впечатлений от людей о нем. Это помогает дать оценку состояния его души.

Приемы и средства создания образа-персонажа

Примеры из текста

Комментарии

Выводы (характер героя, отрицательные и положительные качества героя)

1.Внешний вид

2.Речь

3.Поведение, поступки героя

4.Отзывы о герое других действующих лиц

5.Оценка критиков

6.Авторская оценка

В ходе работы над характеристикой героя учащиеся совершенствуют навык чтения; учатся анализировать характер героя через его поступки, портрет, речь; учатся выделять эпизоды, определять их роль в произведении. Идет расширение словарного запаса учащихся.

При каждом ответе я вывожу учеников на связный текст, прошу аргументировать свое мнение, что развивает устную речь учащихся; параллельно развиваются восприятие, мышление, память, внимание.

Прием «Толстых» и «тонких» вопросов»

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните почему…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет если…?

Кто? Что? Когда? Где? Как?

Может…?

Будет ли…?

Было ли…?

Согласны ли вы…? Верите ли вы…?

Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

В результате формирования у учащегося критического мышления, у него развиваются способности и появляется возможность решать не только ученические проблемы, но и жизненные, что, собственно говоря, и является перспективными целями компетентностного подхода в образовании. Я считаю, что сформировать настоящее критическое мышление школьников можно только в том случае, если учить их подвергать сомнению какие – либо суждения, с которыми они сталкиваются в учебном процессе, в повседневной жизни, то есть могут критически оценивать правильность этих суждений.

Я пришла к выводу, что технология критического мышления на уроках литературного чтения актуальна, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.

В качестве примера предлагаю разработку урока литературного чтения в 1классе по теме «Из старинных книг. Уважение к родителям и старшим» с использованием технологии развития критического мышления.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Школа № 15 г. Феодосии Республики Крым»

Конспект урока по литературному чтению в 1-А классе по теме

«Из старинных книг. Уважение к родителям и старшим»

с использованием технологии

развития критического мышления

Разработала и провела:

учитель начальных классов

МБОУ школа № 15

Кривцова Лариса Владимировна

Феодосия, 2018

Тема: «Из старинных книг. Уважение к родителям и старшим».

Цели деятельности учителя: создать условия для работы над развитием нравственных качеств личности, знакомства с древнерусской литературой, расширения словарного запаса обучающихся.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые результаты:

Предметные: осознавать цель чтения в соответствии с содержанием урока; читать целыми словами и понимать прочитанное; ориентироваться в информационном содержании урока.

Личностные: осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений между людьми (уважение, любовь, взаимопонимание).

Метапредметные:

Регулятивные: умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность выполнения.

Познавательные: умение выделять существенную информацию из текста и осуществлять анализ текста.

Коммуникативные: умение задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал, сигнальные карточки, иллюстрации по теме.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  1.  «Мозговая гимнастика» - упражнения:
  • «Шапка для размышлений»;
  • «Гром небесных барабанов»;
  • «Кошечка».
  1. Разминка.

А. Прочитай-ка – логопедическое упражнение.

Б. Размышляй-ка. Прочитайте заголовок слайда. Сколько вы видите предложений? Как могут быть связаны предложения? Предположите о чем мы будем говорить на уроке? На доске крепятся слова: старинная книга, уважение. 

Чтение слогов в разных направлениях, составление слов из слогов, выделение темы из данных слов. Работа в группах.

Из старинных книг. Пергамент, буквица, азбука, звуки.

  1. Стадия «Вызов»

А. Прием «Мозговая атака». С чем ассоциируются слова: пергамент, буквица, азбука, Кирилл и Мефодий? (Старинная книга). Что представляет собой старинная книга? Какой имеет вид?

Б. Прием «Верные и неверные утверждения». Приготовьте ладошки. «Верно» - хлопаем, «Неверно» - топаем.

+ В старинных книгах писали на пергаменте.

‒ Пергамент это бумага.

+ Пергамент делали из овечьих и телячьих шкур.

+ Обложки для книг изготавливали из дощечек и обтягивали кожей.

‒ Книгу мог иметь каждый человек.

‒ Первую книгу напечатали Кирилл и Мефодий.

Исправьте неверные утверждения. Хватит ли знаний? 

 В. Прием «Дерево предсказаний». Оформляется на доске цветными маркерами и иллюстрациями.

Перед нами дерево предсказаний. Ствол дерева – это наша тема. Назовите ее. «Из старинных книг». Предположите с какими книгами мы будем знакомиться. Высказывают свои предположения. 

Одна из книг является сокровищем древнерусской литературы «Поучения Владимира Мономаха детям». Мы познакомимся с небольшим отрывком из нее. Этой книге около 10 веков (1000 лет). Поучение – совет, наставление, наказ, учебник.

Вторая книга моложе. Автор написал рассказы чуть более 100 лет назад. Посмотрите на портрет. Кто назовет автора? Л. Н. Толстой.

Подсказки: «Правда всего дороже», «Филипок», «Два товарища», «Три калача и одна баранка».

Прочитайте название рассказа Л. Н. Толстого – «Старый дед и внучек». 

Г. Прием «Предположение». 

Можете ли вы определить о ком будет рассказ, его тему?

О чем может быть рассказ с таким названием?

Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный или серьезный, поучительный? (Зафиксировать предположения на доске).

Рассказ надо прочитать, чтобы понять главную мысль.

ПЕРЕД НАМИ ДВЕ КНИГИ. ОДНОЙ- МЕНЕЕ 1000 ЛЕТ, А ДРУГОЙ – ЧУТЬ БОЛЕЕ 100 ЛЕТ. ЧТО ЖЕ ОБЪЕДИНЯЕТ ЭТИ КНИГИ? МЫ ПОПРОБУЕМ ДАТЬ ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС В КОНЦЕ УРОКА.

  1. Стадия «Осмысление». Первичное чтение учителем.

А. Прием «Чтение с остановками». Владимир Мономах – Великий киевский князь. Он мудро правил на Руси и решал споры. В народе любили и почитали его. Владимир Мономах стал одним из первых русских писателей.

Словарь: поучение – совет, наставление, наказ, учебник.

Обучающиеся читают отрывок из старинной книги «Поучения Владимира Мономаха». После каждого абзаца делают остановку и задают вопросы друг другу по прочитанному. Уточняют смысл непонятных слов.

Б. Прием «Тонкие и толстые вопросы».

- Кто автор поучения?

- Из какого произведения отрывок?

- Какие наставления детям дает Владимир Мономах?

- Какими советами ты воспользуешься в жизни?

- Предположи, что ты сделаешь, если встретишь пожилого человека на улице?

В. Физкультминутка.

Г. Прием «Работа с полным текстом». Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек».

Словарь: лоханка – круглая или продолговатая посуда для стирки белья или сливания жидкости; что- то слаживает – мастерит, делает.

Обучающиеся читают текст целиком и возвращаются к «Предположениям». Какие предположения сбылись? Анализируют текст при помощи вопросов.

  1. Стадия «Рефлексия». Пословицы на слайде.

А. Работа с пословицами. Прочитайте пословицы. Какие пословицы подойдут к рассказу Л. Н. Толстого, обоснуйте свой выбор.

Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Б. Прием «Дерево предсказаний» - возвращение.

ПЕРЕД НАМИ ДВЕ КНИГИ. ОДНОЙ- МЕНЕЕ 1000 ЛЕТ, А ДРУГОЙ – ЧУТЬ БОЛЕЕ 100 ЛЕТ. ЧТО ЖЕ ОБЪЕДИНЯЕТ ЭТИ КНИГИ? МЫ ПОПРОБУЕМ ДАТЬ ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС В КОНЦЕ УРОКА.

Какой мы ставили перед собой вопрос? Что объединяет «Поучения Владимира Мономаха» и рассказ «Старый дед и внучек»?

К родителям, старшим, пожилым людям надо относится с уважением.

В. Прием «Незаконченное предложение».

Новым для меня было…Что я возьму с собой… Что я могу рассказать своим друзьям…

Приложение.

«ПОУЧЕНИЯ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА»

Что знаете хорошего, того не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь. А леность – мать всему дурному: ленивый, что умеет, забывает, а чего не умеет, тому не учится.

Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил:

- Что ты это делаешь, Миша?

А Миша и говорит:

- Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании

Краткое описание педагогического опыта по использованию технологии развития  критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе...

Инновационные технологии. Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.Особе...

Использование технологий развития критического мышления на урок литературного чтения во 2 классе. В.Осеева "Волшебное слово"

Урок с использованием технологии развития критического мышления. На уроке использованы технология развития критического мышления, в частности прием синквейн, прием чтение с остановками, кластеры. Такж...

«Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения во 2 классе при изучении жанра «сказка»

Формирование читательской компетентности младшего школьника на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности....

Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании»

Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании...

Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения"

Описание опыта работы по теме "Применение технологии  развития критического мышления на уроках литературного чтения для  формирования навыка  осознанного чтения" (описание и презе...

«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)

Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на  группы по интере...