урок "Мировое сообщество государств"
методическая разработка

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе по программе "Школа 2100"

ТЕМА УРОКА: "Мировое сообщество государств"

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить обучающихся с понятием "мировое сообщество";
  • с деятельностью ООН, её историей, функционированием, структурой и задачами;
  • с главными документами ООН - Устав ООН, "Декларация прав человека".

Развивающие:

  • научить объяснять, как международные организации объединяют всех людей на Земле в единое человечество;
  • как главные документы ООН защищают каждого человека.

Воспитательные:

  • научить замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат правам человека

На уроке формируются следующие УУД:

Регулятивные:

определять цель учебной деятельности и планировать её осуществление с помощью учителя, контролировать свои действия.

Познавательные:

самостоятельно анализировать и отбирать полученную информацию из различных источников и представлять её в виде опорных слов.

Личностные:

стремление к созидательной деятельности, уважительное отношение к мнению других, умение оценивать свои и чужие действия.

Коммуникативные:

умение работать в группах, договариваться, слушать учителя и одноклассников.

Метапредметные:

литература (работа с текстом,со словарём), история, обществоведение (понятия: "мировое сообщество", ООН, Устав ООН, декларация).

Планируемые результаты обучающихся:

  • усвоить какая международная организация объединяет всех людей на Земле;
  • знать, какие документы защищают права и интересы всего человечества;
  • понимать, какие поступки противоречат правам человека.

Оборудование:

мультимедийныйпроектор,экран,ноутбук(дляучителя);
видеофрагмент"ПоследствияземлетрясениявАрмении";
презентация,
карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы,
толковые словари;
учебник "Окружающий мир" 4 кл. часть 2 , А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов и др.;
карточки для доски (тема, цель, опорные слова);
листы для ответов, маркеры для работы в группах.

План урока (45 минут)
1. Организационный момент. (1 мин)
2. Сообщение темы урока. Постановка проблемы. Мотивирующий приём – просмотр видеосюжета. (3 мин)
3. Целеполагание. Приём – подводящий диалог. (2 мин)
4. Актуализация знаний. (4 мин)
5. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). Работа в группах. (12 мин)
6. Физминутка. (2 мин)
7. Работа в группах. (5 мин)
8. Применение нового знания. Решение задач в группах. (5 мин)
9. Общая проверка решений задач. (5 мин)
10. Итог урока. Рефлексия. (2 мин)
11. Самооценка. (2 мин)
12. Дифференцированное домашнее задание. (2 мин)

Примечание: если обучающимся требуется больше времени для работы в группах (5, 7 этапы урока), то учитель увеличивает время работы и не проводит 8 и 9 этапы урока.

Ход урока:

1. Организационный момент. (1 мин)

Учитель: Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Улыбку соседу,
Улыбку гостям
Подарим и сядем за парты.

2. Сообщение темы урока. Постановка проблемы. (3 мин)
Мотивирующий приём – просмотр видеосюжета.

Учитель: - Сегодня на уроке мы продолжим изучать историю человечества.
-Тема нашего урока: 
«Мировое сообщество государств». (Тема на доске.)
- Как понимаете выражение – мировое сообщество?
Обучающиеся: - Объединение людей всего мира.
Если обучающиеся затрудняются ответить на вопрос, учитель задаёт несколько наводящих вопросов: - Подберите однокоренные слова к слову сообщество.
- Что такое общество?
- Кого объединяет мировое сообщество?

Учитель: - Сегодня на уроке мы рассмотрим, кто и как управляет мировым сообществом. (Вопрос фиксируется на доске.)
- А сейчас посмотрим фрагмент видеофильма и проанализируем ситуацию. 
(Просмотр видеосюжета «Последствия землетрясения в Армении».)

3. Целеполагание. (2 мин)
Приём – подводящий диалог.

Учитель: - Что произошло?
Обучающиеся: - Землетрясение. (Слайд 1 - фотографии последствий землетрясений.)
Учитель: - В каком положении оказалось государство и его жители?
Обучающиеся: - Тяжёлом. Бедственном. Ужасном.
Учитель: - Как думаете, что нужно сделать?
Обучающиеся: - Помочь.
Учитель: - Какая помощь требуется?
Обучающиеся: - Медицинская помощь, нужны лекарства. Строительство жилья, магазинов, школ и т.д. Продукты питания, чистая питьевая вода.
Учитель: - Кто будет помогать?
Обучающиеся: - Другие государства, страны.
Учитель: - Сегодня на уроке мы будем искать ответ на вопрос: «Почему государства помогают друг другу?»(Вопрос фиксируется на доске.)

4. Актуализация знаний. (4 мин)

Учитель: - Давайте вспомним, что такое государство?
Ответы обучающихся.
Учитель: - Прочитайте в толковом словаре точное определение. Так что же такое государство?
Обучающиеся: - Государство управляет обществом в какой-либо стране. В государстве есть правительство, законы, службы охраны порядка, армия.
Учитель: - Назовите самое большое общество на земле.
Обучающиеся: - Человечество. (Слайд 2.)
Учитель: - Что объединяет людей в общество?
Обучающиеся: - Общие интересы. (Ответ фиксируется на доске.)
Учитель: - Какие общие интересы могут быть у всего человечества?
Обучающиеся: - Мир. Безопасность. Жизнь без войн. (Слайд 2.)
Учитель: - Что нужно сделать человечеству для сохранения мира на Земле?
Обучающиеся: - Объединиться.
Учитель: - Как можно объединить людей?
Обучающиеся: - Создать организацию.
Учитель: - Кто будет входить в эту организацию?
Обучающиеся: - Все люди мира.
Учитель: - Значит, для объединения всех людей нужна 
всемирная организация(Фиксируется на доске.)
Учитель: - Какую всемирную организацию вы знаете?
Обучающиеся: - ООН(Фиксируется на доске.)
Учитель: - Что можете рассказать об этой организации?
Обучающиеся: - ООН была создана после второй мировой войны в 1945 г.24 октября. (Слайд 3 – ООН, дата образования.)
Учитель: - После Второй мировой войны в ООН входило 51 государство. В 1996 г. 185 государств. В настоящее время в ООН входят все государства мира.
Здания ООН находятся в штаб-квартире Нью-Йорка в Америке, но её территория считается международной. 
(Слайд 4 – фотографии Штаб-квартиры ООН.)
Перед входом установлены флаги всех государств мира.
 (Слайд 5 – фотографии с флагами стран мира у здания ООН.)
А над главным зданием развивается голубой флаг ООН.
 (Слайд 6 – флаг ООН.)

5. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). (12 мин)
Работа в группах.

Учитель: - Хотя ООН является мировой организацией, но многие не знают, как она устроена и работает. Сегодня на уроке мы с этим познакомимся.
Сейчас вы прочитаете текст на странице 103; каждый ответит на вопросы задания 1; обсудите свои ответы в группе; выберите самый точный ответ и запишите его на листках для ответов и зафиксируете на доске. 
(Слайд 7 – план работы.)

Работая в группе, обучающиеся отвечают на вопросы задания 1 (Приложение 1)

Ответы группы фиксируют на доске. Учитель читает вопросы, обучающиеся проговаривают ответы. Если в ответах групп есть расхождения, то обучающиеся находят верный ответ в тексте и зачитывают его.

Учитель: - У каждой организации есть свои символы.
- А что такое символ?
Ответы обучающихся.
Учитель: - Прочитаем значение этого слова в толковом словаре.
Обучающиеся: - Условный знак чего-нибудь, выражающее какое-нибудь понятие, идею, мысль.
Учитель: - Посмотрите на символы ООН и попробуйте их расшифровать. (Слайд 8 – фотографии символов ООН: пистолет с «завязанным дулом», флаг ООН, круглый стол.)
- Что является первым символом?
Обучающиеся: - Пистолет с «завязанным дулом» - это запрет войнам, мирная жизнь.
Учитель: - О чём говорит следующий символ?
Обучающиеся: - Флаг ООН – это объединение всех государств мира.
Учитель: - Следующий символ. Что он значит?
Обучающиеся: - Круглый стол – это равноправие всех членов ООН.
Учитель: - Все символы ООН подтверждают главную идею этой организации – сохранение мира на Земле, сохранение общих интересов и прав.
- В каком документе записаны все правила ООН?
Обучающиеся: Устав ООН(Ответ фиксируется на доске.) (Слайд 9 – фотография Устава ООН) 
Учитель: - Давайте вместе прочитаем основные правила Устава ООН. (Слайд 9 - основные правила)
Обучающиеся вместе с учителем читают основные правила Устава ООН:
• Равноправие всех государств и народов.
• Свобода и независимость каждого государства.
• Отказ от войн как средств решения споров.

Учитель: - Так же в Уставе ООН говорится и о правах человека, которые вы хорошо знаете.
Сейчас вы в группе обсудите и вспомните права человека и 2-3 запишите на листках для ответов. 
(Слайд 10 – знак групповой работы.)

Обучающиеся обсуждают задание в группах, записывают ответы на листках. По одному представителю от группы выходят к доске.

Учитель: - Какие права человека вы вспомнили? (Слайд 11 – картинка «Твои права».)
Обучающиеся читают ответы и фиксируют их на доске в виде лучиков солнца.
Учитель: - Все права человека записаны во «Всеобщей декларации прав человека»(Фиксируется на доске в центре между «лучами».) (Слайд 12 – фотография с изображением ВДПЧ)
Учитель: - Что такое декларация?
Предположения обучающиеся.
Учитель: - Прочитайте значение этого слова в толковом словаре.
Обучающиеся: - Название некоторых официальных документов.
Учитель: - Сейчас вы прочитайте абзац на странице 104 и подчеркнёте дополнительные сведения о Всеобщей декларации прав человека.(Слайд13)
Что нового узнали?
Обучающиеся: - Декларация была принята 10 декабря 1948 г. (Слайд 14 – фотография ВДПЧ, дата создания.) 
- Основные слова : «признание достоинства всех людей и равенства их прав – это основа справедливости».
 (Слайд 14.)

6. Физминутка. (2 мин)

Учитель: - Хорошо поработали, а сейчас отдохнём. (Слайд 15 – знак физминутки.)

7. Работа в группах с тестом. (5 мин)

Учитель: - Давайте вспомним, какие документы защищают интересы и права всего человечества.
Обучающиеся: - Устав ООН. (Слайд 16.)
- Всеобщая декларация прав человека.
 (Слайд 16.)
Учитель: - А что будет, если кто-то нарушит права, записанные в таких важных документах?
Ответы обучающиеся.
Учитель: - Какие действия предпримет ООН к нарушителям, вы узнаете из текста «Миротворцы». План работы: 1 - прочитать текст на стр.104-105.
2 – решение теста 
(Приложение 2) всей группой. (Слайд 17 – знак групповой работы.)

Проверка теста по эталону на доске. Учащиеся сигнализируют о своём согласии (несогласии) с ответами эталона.

8. Применение нового знания. (5 мин)
Решение задач в группах.

Учитель: - Итак, мы познакомились с устройство и работой ООН.
- Сейчас каждой группе будет дана задача, которую вы должны внимательно прочитать, обсудить и предложить решение. 
(Приложение 3) (Слайд 18)

9. Общая проверка решений задач. (5 мин)

Представители групп читают задачу, предлагают свой ответ на вопрос. Обучающиеся сигнализируют о своём согласии (несогласии), предлагают своё решение или делают добавления к ответу.

10. Итог урока. Рефлексия. (2 мин)

Учитель: - Итак, как мы ответим на вопросы урока?
Обучающиеся: - ООН управляет мировым сообществом. (Слайд 19)
Государства помогают друг другу, потому что мы единое человечество, все хотят жить в мире, у нас общие интересы и права и т.д.
Учитель: - И в настоящее время многие нуждаются в помощи ООН, так как человечество беззащитно перед лицом болезней, голода и нищеты, стихийных бедствий. А что можете сделать вы, ребята, чтобы наша жизнь стала лучше?(Слайд 20)
Обучающиеся: - Помогать старым и больным; не обижать малышей; охранять природу; защищать животных и т.д.
Учитель: - Вы сказали много добрых и хороших слов. Хочется верить, что ваши слова не будут расходиться с вашими делами и поступками. И каждое ваше доброе дело будет делать нашу планету Земля краше и добрее.
«Мы – жители большого корабля,
Который во Вселенной пролетает.
Корабль наш зовут Земля,
А Солнце путь нам освещает!»
 (Слайд 21 – стихотворение.)

11. Самооценка. (3 мин)

Учитель: - Ребята, оцените свою работу на уроке.
- 5 – отлично! Всё запомнил и могу помочь другим!
 (Слайд 22)
- 4 – хорошо! Работал с интересом, но нужно ещё повторить. 
(Слайд 23)
- Было трудно, потому что… 
(Слайд 24)
Обучающиеся показывают карточки с самооценкой.

12. Дифференцированное домашнее задание. (2 мин)

Учитель: - Откройте дневники, запишите домашнее задание. (Слайд 25)
- Кто оценил свою работу на 5 – отлично, составляет задачи;
на 4 – хорошо, отвечает на вопросы параграфа на стр.105 и выполняет любые 2 задания в тетради;
кто испытывал затруднения сегодня на уроке, дома прочитает параграф (стр.102-105) и ответит на вопросы.

Учитель: - Вы хорошо потрудились. Молодцы! (Слайд 26 – смайлик.)
- Спасибо за работу! Урок окончен! 
(Слайд 27)

Приложение 1

Задание 1. Прочитай текст на странице 103. Ответь на вопросы, выбери верный ответ. Обсудите свои ответы в группе и запишите верные ответы на листках под №1.

1. О чём заботится ООН в первую очередь?
а) мирное сотрудничество государств;
б) сохранение мира;
в) не допускать войн;
г) о своём благополучии.
2. Какая организация является главным органом управления ООН?
а) Генеральная Прокуратура;
б) Главное Управление;
в) Генеральная Ассамблея;
г) Собрание членов ООН.
3. Что принимает Главное собрание?
а) решение;
б) закон;
в) наказание;
г) приказ.

Приложение 2

Тест

1. Какое специальное учреждение создано в ООН?
а) Совет Безопасности;
б) Совет Федерации;
в) Совет Президента;
г) Совет Наций.

2. Основная задача этого учреждения?
а) вести переговоры;
б) разрешать конфликты;
в) наблюдать за государствами;
г) сохранение мира на планете.

3. Сколько постоянных членов Совета Безопасности?
а) три;
б) четыре;
в) пять;
г) шесть.

4. Какие государства являются постоянными представителями?
а) Япония, США, Россия, Италия, Франция;
б) Россия, США, Великобритания, Франция, Китай;
в) Австралия, Великобритания, Китай, Германия, Япония.

5. Какое условие должно соблюдаться при вынесении наказания?
а) согласие всех государств мира;
б) согласие половины членов ООН;
в) согласие всех пяти постоянных членов.

6. Какие наказания могут быть наложены на провинившееся государство?
Ответы на 6 вопрос запишите на листках №3.

Приложение 3

Задача 1.

Реши задачу: Правители некоего государства «А» захватили маленькую страну «Б». По единогласному решению Совета Безопасности ООН государство «А» было признано захватчиком, с ним прервали все отношения, и объединённые войска нескольких государств нанесли поражение армии «А» и освободили страну «Б».
Вопрос: Кто нарушает международные законы, Устав ООН?

Задача 2.

Реши задачу:На части территории государства «В» разгорелся конфликт между разными народами, населяющие эту страну. По приказу правителей нескольких союзнических государств их объединённые войска без разрешения Совета Безопасности ООН и против мнения двух его постоянных членов решили вмешаться в этот спор и начали военные действия против государства «В».
Вопрос: Кто нарушает международные законы, Устав ООН?

Задача3.

Реши задачу: Соседние государства «С» и «Д» вступили в военные действия, захватывая территории друг друга. Государство «Д» обратилось за помощью к государству «М», которое без разрешения Совета Безопасности ООН ввело свои войска на территорию государства «С».
Вопрос: Кто нарушает международные законы, Устав ООН?

Оценка работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру по учебнику А.А. Вахрушева по теме: «Мировое сообщество государств». в 4 классе

Тема: Мировое сообщество государств  Цели: 1. Создать у учеников первичные представления о понятии...

Классный час для 3 - 4 классов "Мы живем в Российском государстве" об истории становления и развития символов государства и конституции

Об истории становления Российского государства, символах нашего государства и Российской конституциии....

"Мировое сообщество государств" презентация к уроку окружающего мира в 4 классе

Презентацию можно использовать на уроке окружающего мира в 4 классе . Учебник "Человек и человечество" , образовательная система "Школа 2100"...

Мировое сообщество государств

Материал к уроку по теме: "Мировое сообщество государств"...

Мировое сообщество государств

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме " Мировое сообщество государств". Программа "Школа 2100" 4 класс....

Московское государство. Первый русский царь. Преобразования в государстве. Старый английский двор.

Московское государство. Первый русский царь.  Преобразования в государстве. Старый английский двор....