Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников.
статья

Голованова Татьяна Геннадиевна

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры делает положительной и эмоционально-окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. П.Ф. Каптерев справедливо считает, что «обучение и игра не враги, цели которых противоположны и несогласимы, – это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогою и взаимно поддерживать друг друга».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golovanova_st.1.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               Голованова Т.Г., учитель начальных классов

                                                                               ГБОУ кадетская школа

                                                                               Пушкинского района Санкт-Петербурга

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников.

Формирование и развитие познавательных интересов является частью широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов в начальной школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.

Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры делает положительной и эмоционально-окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. П.Ф. Каптерев справедливо считает, что «обучение и игра не враги, цели которых противоположны и несогласимы, – это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогою и взаимно поддерживать друг друга».

Введение в процесс обучения игр способствует углублению познавательного интереса, повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений. Одна из существенных задач использования игр на уроках – формирование навыков самостоятельной работы, развитие познавательной активности младших школьников.

Учебные игры, разработанные на конкретных ситуациях, вводят младших школьников в сферу практической деятельности. Они также вырабатывают у них способность критически оценивать действующую ситуацию, находить решения по ее совершенствованию, являются мощным стимулом активизации самостоятельной работы по приобретению практических знаний и навыков. Приобретенные в процессе игры практические навыки позволяют младшим школьникам избежать ошибок, которые возникают при переходе к самостоятельной трудовой деятельности.

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе, педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития учащихся, в отечественной педагогике занимались известные российские ученые Л, С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

Д. Б. Эльконин в своих работах рассматривает историю возникновения ролевой игры [4; 59]. По его мнению, невозможно точно определить исторический момент, когда впервые возникает ролевая игра. Он может быть различным у разных народов в зависимости от условий их существований и форм перехода на более высокую ступень развития. На ранних этапах развития человеческого общества, когда производительные силы находились еще на примитивном уровне, и общество не могло прокормить своих детей, а орудия труда позволяли непосредственно, без всякой специальной подготовки включать своих детей в труд взрослых, не было ни специальных упражнений в овладении орудиями труда, ни ролевой игры. Дети входили в жизнь взрослых, овладевали орудиями труда и всеми отношениями, принимая непосредственное участие в труде взрослых. На более высокой ступени развития включение детей в наиболее важные области трудовой деятельности требовало специальной подготовки, которая проходила на уменьшенных по своим формам орудиях. Это и было так называемой ролевой игрой.

Таким образом, использование на уроках игровых методик является важным средством воспитания и обучения. Часто в результате таких занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к чтению, что очень важно в начальных классах. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность.

Литература.

1.Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике 
http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-igrovye-tehnologii-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnyh-interesov-mladshih-shkolnikov#ixzz6c9OeKcBQ

2.Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике 
http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-igrovye-tehnologii-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnyh-interesov-mladshih-shkolnikov#ixzz6c9Lhl1zW

3эБиблиотека авторефератов и диссертаций по педагогике 
http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-igrovye-tehnologii-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnyh-interesov-mladshih-shkolnikov#ixzz6c9Kt88Ug

4.Игровые технологии как средство развития ... - DsLib.net

www.dslib.net › obw-pedagogika › igrovye-tehnologii-...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников

. Теоретические основы исследования игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьниковПонятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературеОсобенност...

Статья "Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников"

Игра является основным видом деятельности ребенка, начиная практически от рождения. Именно она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способно...

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики....

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников

В статье раскрывается проблема развития познавательных интересов младших школьников...

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников

Понятие «познавательный интерес» Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрастеИгровые технологии как средство развития познавательных интересов детей...

«Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников»

По определению, игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправл...

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников

Игровые технологии — одна из уникальных форм обучения, которая позволяет не только работать с детьми интересно, увлекательно на творческом, поисковом уровне, но и совершать повседневные шаги в и...