Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников
статья

Богданова Екатерина Сергеевна

 Понятие «познавательный интерес» 

Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Богданова Екатерина Сергеевна ,

учитель начальных классов ,

ГБОУ школа № 351

Московского района Санкт-Петербурга.

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников.

     Одним из главных мотивов учебной деятельности является познавательный интерес. Это особый вид интереса в обучении, а точнее интерес к познанию. Он направлен не только на процесс познания, но и на его результат, а это всегда связано со стремлением к цели, с ее реализацией, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.  Познавательным интересом активизируются все процессы психики личности, побуждая личность постоянно искать возможность преобразовать действительность через деятельность. Особенность познавательного интереса – его способность к обогащению и активизации не только познавательной, но и других типов человеческой деятельности, так как познавательный интерес присутствует в каждой из них.

     выражается в своем развитии через различные состояния. Условно принято выделять следующие стадии его развития:

  • Любопытство – это элементарный этап избирательного отношения, обусловленный исключительно внешними, зачастую неожиданными обстоятельствами, которые привлекают внимание человека;
  • Любознательность – это стремление человека выйти за пределы увиденного;
  • Познавательный интерес – характеризует познавательная активность, явная избирательная направленность учебных предметов, ценная мотивация, в которой основное внимание отводится познавательным мотивам;
  • Теоретический интерес – связывают со стремлением познать сложные теоретические вопросы и проблемы рассматриваемой науки, а также использование их в качестве инструмента познания. Данная ступень предполагает активное воздействие человека на мир, его переустройство, что напрямую связано с человеческим мировоззрением и его убеждениями в силе и возможностях науки.

    Процесс формирования познавательного интереса происходит под влиянием многих факторов: содержания предмета, форм и методов обучения, деятельности учащихся, личности учителя. Особенно важен процесс формирования познавательного интереса в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, учеба становится ведущей деятельностью, в процессе которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).

    Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы.

    Игровые технологии – это основная часть педагогических технологий, направленных на развитие познавательных интересов детей младшего школьного возраста. Это одна из уникальных форм обучения, которая позволяет не только работать с детьми интересно, увлекательно на творческом, поисковом уровне, но и совершать повседневные шаги в изучении того или иного предмета. Удовольствие от обусловленного мира игры делает монотонную деятельность запоминания, повторения, закрепления или усвоению информации позитивно эмоционально окрашенной, а эмоции игрового действия активизируют психические процессы, функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. 

    В этом и заключается ее феномен, что выступая как развлечение или отдых, она может перерастать в обучение, творчество, тип терапии, модель отношений между людьми и проявляется в трудовой деятельности или воспитании.

    В современной школе игровую технологию используют:

  • Как самостоятельную технологию для освоения понятий, тем и даже разделов учебного предмета;
  • Как элемент более обширной технологии;
  • Как технологию проведения занятия или его фрагмента – введения, объяснения, закрепления, упражнения и контроля;
  • Как технологию внеклассной работы.

    Игровые технологии не только помогают воспитывать познавательные интересы и активизировать деятельность учеников, но и выполняют другие функции:

  • Игра, организованная с учетом специфики изучаемого материала, направлена на тренировку памяти, помогает ученикам вырабатывать речевые умения и навыки;
  • Игра стимулирует умственную деятельность учеников, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
  • Игра выступает в качестве одного из приемов преодоления пассивности учащихся.

   Игра на уроке хорошо подойдет для:

  • Метапредметного погружения.
  • Выявления истинных способностей учеников и избавления страха оценочности.
  • Тренировки навыков принятия решений у детей.
  • Вовлечения учеников в изучение предмета.
  • Организации группового взаимодействия.
  • Развития социального и эмоционального интеллекта детей.
  • Организации параллельных действий. В игре участники могут совершать действия одновременно, а не ждать, когда выступит кто-то один.

     Структура игровой технологии в качестве метода развития познавательного интереса включает целеполагание, планирование, реализацию целей, а также анализ результатов, в которых личность может полностью реализовать себя в качестве субъекта.

   Структура игровой технологии в качестве процесса включает:

  • Роли, которые принимают на себя играющие;
  • Игровые действия в качестве средства реализации этих ролей;
  • Игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми;
  • Реальные отношения между игроками;
  • Сюжет – область действительности, которая условно воспроизводится в игре.

   Все игры так или иначе имеют в основе следующие компоненты:

  • динамика переживания (построена на игровом конфликте);
  • механика игры (Способ взаимодействия с элементами игры в рамках установленных ограничений);
  • сеттинг (декорации игры);
  • физические компоненты (то, что нужно подготовить заранее);
  • правила игры (четко передавать информацию, без которой игры не будет, но не перегружать игроков).

При создании игры важно помнить о следующих шагах:

Шаг 1: Продумать образовательную цель

   Зачем вы будете играть с учениками? Какие знания у них должны остаться после игры?

Шаг 2: Выбрать механику

 Продумайте механику игры (Способ взаимодействия с элементами игры в рамках установленных ограничений). Например, механика открывающихся полей, механика дебатов и тд.

Шаг 3: Продумать динамику переживания

   Динамика переживания заставляет игрока включиться в игру и продолжить ее. Динамика построена на игровом конфликте. Какая задача замотивирует учеников играть? Быстрее всех дойти до конца поля или набрать как можно больше очков?

Шаг 4: Выбрать обстановку

    Подумайте над декорациями.

Шаг 5: Выбрать микромеханики, которые сделают игру интереснее.

     Продумайте, где будут взаимодействовать ваши игроки и как они будут влиять друг на друга. Что произойдет, если они встретятся на одной клетке (механика «кинь-двинь»)? Могут ли они помогать или мешать своим соперникам или коллегам?

Шаг 6: Перечислите все, что вам может понадобиться для игры: проектор, кубики и т. д.

    Игровые занятия создаются при помощи приёмов, ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучаемых к познавательной деятельности. В игровой деятельности важно не усвоение определённых знаний, умений, навыков, а построение личностного отношения и личностного понимания прожитых на игре событий. Игра - это продукт коллективного творчества, организатор влияет на ход игры, но не на саму игру. При помощи фантазии детей игра может поменять поле деятельности, изменить цель игры, но не образовательную. Отношение игроков к игре может быть не таким, как предполагали организаторы игры. Игры помогают заинтересовать детей, развивать фантазию, также они служат для сплочения коллектива, учат взаимопомощи друг другу. Метод игры можно включить в этап урока для объяснения новой темы. В игре преподаватель может занимать разные позиции: быть центром игры – ее руководителем и режиссёром; выполнять функцию одного из игроков; быть наблюдателем за ходом и действиями игроков. Результат игры оценивается по конечному результату: на сколько быстро и правильно игроки справляются с поставленными задачами. Но важно помнить, что оценка убивает игру и, если вам нужно оценить детей, то игра не подходит. Зато в игре хорошо работает рефлексия и обратная связь.

   Благодаря обратной связи игрок может увидеть и понять:

  • как его действия повлияли на игру;
  • какую реакцию они вызвали у других;
  • приблизился он к своей цели, стал от нее дальше или остался на месте;
  • как изменить свое поведение, чтобы достичь желаемого.

   Каких принципов нужно придерживаться, чтобы обратная связь была эффективной:

  • Безоценочность. Происходящее не хорошо и не плохо.
  • Конкретность. Обратная связь показывает, насколько хорошо выполнено действие.
  • Своевременность. Обратная связь должна приходить в ответ на действие — прямо в процессе игры. Не стоит давать отклик, когда человек и думать забыл о своей деятельности.
  • Актуальность. Обратная связь должна помогать человеку скорректировать свои действия, чтобы улучшить результат.

   Рефлексия в отличие от обратной связи позволяет ученику самому осмыслить свой опыт.

Принципы проведения рефлексии:

  • Безоценочность. Мнения игроков одинаково ценны.
  • Конкретность. Лучше говорить, не обобщая, и концентрироваться на этой игре, этом моменте,
  • этой реакции.
  • У учителя и учеников позиции равных. Никто никого не оценивает свысока.
  • Не вставать в позицию наблюдателя. Педагог-часть процесса. Если в кругу кто-то говорит, а кто-то занял отстраненную позицию, детям будет трудно искренне делиться своими эмоциями и мыслями.
  • Взгляд новичка. На все смотрим с позиции новичка - «ничего себе, как бывает»! Для каждого ученика важно, чтобы именно его ощущения были приняты с интересом.
  • Язык рефлексии должен быть простым. Когда мы говорим с детьми об их переживаниях, лучше говорить понятно и ясно, без сложных оборотов. 

    Выводы. Роль игровых технологии в развитии познавательных интересов младших школьников чрезвычайно важна. В педагогике она является неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся.  Применение в учебном познании игровых технологий стимулирует развитие всех сфер личности учащихся – мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной, деятельностной, морально-нравственной.

   Положительная сторона применения игровых технологий на уроках состоит и в том, что учебный процесс становится более ярким, насыщенным, формируется познавательный интерес, лидерские способности, и в игре дети лучше усваивают учебный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников

. Теоретические основы исследования игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьниковПонятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературеОсобенност...

Статья "Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников"

Игра является основным видом деятельности ребенка, начиная практически от рождения. Именно она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способно...

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изуч...

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики....

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников

В статье раскрывается проблема развития познавательных интересов младших школьников...

«Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников»

По определению, игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправл...

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников

Игровые технологии — одна из уникальных форм обучения, которая позволяет не только работать с детьми интересно, увлекательно на творческом, поисковом уровне, но и совершать повседневные шаги в и...