Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Грамотный читатель" 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Шалаева Нина Васильевна

Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Срок реализации - 1 год, 34 часа.Содержит разделы: "Результаты освоения курса внеурочной деятельности", "Соержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности", Тематическое планирование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gramotnyy_chitatel_4klass_shalaeva_nv.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                               

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждено»

Руководитель МО

Заместитель директора по ВР  

_______________/Рахматуллина А.С./

______________

 Директор МОУ СОШ №1

 п.Пангоды  »

_______________/Дружинина Г.В../

п. Пангоды

_______________/_______/

Протокол № 1                                                           от «31» августа 2021 г.

                             «31» августа 2021 г.

__________________/Тимяшева Е.Р./

Приказ    № 222                                                                          от «30» августа 2021 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

общекультурного направления

                                              практикум «Грамотный читатель»

                                                                                                                                          Возраст обучающихся: 10-11 лет,

                                                                                                                                           Срок реализации: 2021/2022

                                                                                                                                                                                                   Автор – составитель:

                                                                                                                                                                                       Шалаева Нина Васильевна,

                                                                                                                                                                                       учитель начальных классов

п. Пангоды, 2021

I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

  • осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя;
  • осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение;
  • осознание значения литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия.  

Метапредметные результаты

Регулятивные:

  • формулировать учебную задачу, принимать её, сохранять на протяжении всего занятия, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
  • читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
  • составлять план работы по решению учебной задачи занятия в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы занятия;
  • выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
  • оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.).

Познавательные:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;
  • владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью, позволяющей понимать прочитанное;
  • правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы);  
  • в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное).  
  • воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал.  

Коммуникативные:

  • высказывать свою точку зрения на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • понимать цель своего высказывания;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
  • участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;  
  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • владеть монологической и диалогической формой речи.
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.  

Предметные результаты

  • Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к различным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное, просмотровое).
  • Воспринимать фактическое содержание художественного, научно-познавательного и учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному. Различать автора произведения, его героя и того, кто о нём рассказывает, определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.
  • Определять   в   произведении   хронологическую   последовательность   событий, находить и самостоятельно составлять портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера. Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато), включая в свой ответ повествования, описания или рассуждения. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный).
  • Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по предложенным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения.
  • Находить в тексте средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении; использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного.
  • Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации.

Целью работы практикума «Грамотный читатель» является формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей.

     Основная задача программы: полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности.

                Прогнозируемые результаты:

-   рост познавательной активности школьников;

-   доля учащихся, задействованных в литературных конкурсах, творческих мероприятиях различного уровня – 50 %;

-  увеличение победителей и призеров из числа обучающихся в творческих конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровней. 

Прогнозируемые результаты достигаются посредством технологии коллективно-творческой деятельности, которая позволяет учитывать индивидуальные способности учащихся.

       Механизм отслеживания результатов

-   отзывы преподавателя и родителей учеников;

-   коллективная социально - значимая деятельность;

-   мониторинг удовлетворённости родителей (законных представителей) качеством предоставления образовательных услуг.


II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

(34 часа)

Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Основная форма организации — практические занятия познавательной направленности, которые  имеют комплексный характер и включают разнообразные виды деятельности детей — познавательные, практические, поисковые, игровые:

  1. Познавательная деятельность:

— познавательные беседы;

— познавательные игры;

— дискуссии;

— дидактический театр;

— экскурсии.

  1. Игровая деятельность: игры, связанные с техникой речи и чтения («Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем одновременно», «Марш — пауза» и др.).
  2. Проблемно-ценностное общение: дискуссии, посвященные морально-этическим проблемам, поднимаемым в произведениях.

4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировки (постановки).

Важное место в развитии навыка смыслового чтения у обучающихся отводится сопровождающему чтению. Тексты произведений, вошедших в учебные пособия, были записаны профессиональными актёрами с соблюдением всех необходимых условий, определяемых дидактическими задачами.

Деятельность обучающихся предполагает сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы.

Тема 1. Стихотворение Г. Ляховицкой «Осеннее чудо». (1 ч.)

Анализ содержания стихотворения. Словарная работа. Анализ средств художественной выразительности. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка

Тема 2. Стихотворение Г. Ладонщикова «Рисунок». (1 ч.)

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры «Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем перевёрнутый текст». Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка.

Тема 3. Занятие в компьютерном классе. (1 ч.)

Поиск нужной информации в сети Интернет. Работа на сайтах: www.slovari.ru,   www.gramota.ru, www.academic.ru  (словари и энциклопедии); www.ya-uznayu.ru,  www.poznaiko.ru, www.potomy.ru  (энциклопедии для школьников)

Тема 4. Рассказ Е. Пермяка «Сказка о большом колоколе». (3 ч.)

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа. Поиск в тексте необходимой информации. Анализ средств художественной выразительности: описание, метафора. Словарная работа. Определение темы и главной мысли рассказа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». Выразительное чтение отрывка из сказки. Взаимная оценка.

Тема 5. Экскурсия в библиотеку. (1 ч.)

Работа со словарями и энциклопедиями. Поиск словарей и энциклопедий в каталоге. Поиск нужной информации в словарях и энциклопедиях.

Тема 6. Рассказ Н. Богданова «Фюнфкиндер». (5 ч.)

Анализ содержания рассказа. Анализ средств художественной выразительности. Поиск в тексте необходимой информации. Подготовка к пересказу. Формирование и осмысление эмоциональной оценки поступков героев рассказа. Озаглавливание частей рассказа. Характеристика героев рассказа, наблюдение за изменениями в их характере и поведении на протяжении повествования. Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры «Читаем цепочкой». Сопровождающее чтение. Выразительное чтение отрывка из рассказа. Взаимная оценка.

Тема 7. «Воробей-весельчак». Калмыцкая сказка. Научно – познавательный текст «Воробей» (3 ч.)

Характеристика героев сказки. Поиск в тексте главной мысли сказки. Словарная работа. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры «Марш — пауза». Сопровождающее чтение. Чтение по ролям отрывка из сказки. Взаимная оценка.

Тема 8. Рассказ Н. Носова «Когда мы смеёмся». (3 ч.)

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа. Анализ средств художественной выразительности. Характеристика героев рассказа. Определение темы и главной мысли рассказа. Словарная работа. Критическое осмысление выводов, сделанных автором. Составление плана текста и подготовка к его пересказу. Сопровождающее чтение. Игры «Читаем одновременно».

Тема 9. Рассказ Н. Сладкова «Подводные ежи». (3 ч.)

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Прогнозирование содержания рассказа. Формирование и осмысление эмоциональной оценки рассказа. Анализ средства художественной выразительности: описание. Словарная работа. Составление плана и подготовка к пересказу. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». Выразительное чтение рассказа. Взаимная оценка.

Тема 10. Стихотворение Тима Собакина «Подводная песня». Научно-познавательные тексты «Акулы» и «Медузы». (5 ч.)

Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Поиск информации в энциклопедии или в Интернете о планктоне и медузах. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Кто дальше?». Выразительное чтение стихотворения наизусть. Взаимная оценка. Сравнение научно-познавательных текстов. Чтение учебного текста. Применение на практике знаний, полученных из учебного текста.

Тема 11. Рассказ А. Саломатова «Его последний день». (4 ч.)

Анализ содержания рассказа. Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение отрывка из рассказа.

Тема 12. Стихотворение В. Капустиной «Обиженный портфель». (2 ч.)

Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Анализ средств художественной выразительности: олицетворение. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения наизусть. Взаимная оценка.

Тема 13. Стихотворение Н. Анишиной «Чем пахнет лето». (2 ч.)

Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения наизусть. Взаимная оценка.

III. Тематическое планирование.

Дата проведения

Тема занятия

Кол-во часов

В том числе

по плану

фактически

аудиторные

внеаудиторные

1

Стихотворение Г. Ляховицкой «Осеннее чудо»

Готовимся к выразительному чтению стихотворения.

1

1

2

Стихотворение Г.Ладонщикова «Рисунок»

Готовимся к выразительному чтению стихотворения.

1

1

3

Занятие в компьютерном классе.

1

1

4 - 5

Рассказ Е. Пермяка «Сказка о большом колоколе»

2

1

1

6

Экскурсия в библиотеку.

1

1

7

Готовимся к выразительному чтению отрывка из «Сказки о большом колоколе»

1

1

8 - 11

Рассказ Н. Богданова «Фюнфкиндер»

4

1

3

12

Готовимся к выразительному чтению отрывка из рассказа «Фюнфкиндер»

1

1

13

Калмыцкая сказка «Воробей-весельчак»

1

1

14 - 15

Научно – познавательный текст «Воробей».  Готовимся к выразительному чтению отрывка из сказки «Воробей-весельчак»

2

1

1

16 - 17

Рассказ Н. Носова «Когда мы смеёмся»

2

2

18

Готовимся к выразительному чтению рассказа «Когда мы смеёмся»

1

1

19

Рассказ Н. Сладкова «Подводные ежи»

1

1

20 - 21

Научно – познавательный текст «Ёрш». Готовимся к выразительному чтению рассказа «Подводные ежи»

2

1

1

22 - 24

Стихотворение Т. Собакина «Подводная песня». Научно – познавательные тексты «Акула» и «Медузы»

3

1

2

25 - 26

Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Подводная песня»

2

1

1

27 - 28

Рассказ А. Саломатова «Его последний день»

2

2

29 - 30

Готовимся к выразительному чтению отрывка из рассказа «Его последний день»

2

1

1

31 - 32

Стихотворение В.Капустиной «Обиженный портфель»

Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Обиженный портфель»

2

1

1

33 - 34

Стихотворение Н. Анишиной «Чем пахнет лето»

Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Чем пахнет лето»

2

2

ИТОГО:

34

12

22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс

Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 4 класс

Рабочая программа составлена по программе Л.Н.Михеевой "Праздники, традиции, ремёсла народов России"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Клуб будущих отличников" 1 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Школа дорожных наук»

Рабочая программа кружка «Школа дорожных наук» для 2 класса составлена на основеавторской программы Н.Ф.Виноградовой "Я - пешеход и пассажир"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Занимательная математика»

Рабочая программа кружка «В гостях у математики» составлена на основе авторской программы Е.Э.Кочуровой «Занимательная математика»...