Мой опыт работы наставника с молодым специалистом
статья

Наставничество - одна из форм передачи педагогического опыта, форма индивидуального обучения и воспитания молодого педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мой опыт работы наставника с молодым специалистом

Гафарова И.Н., учитель начальных классов

Наставничество - одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера.

Наставничество в образовании - форма индивидуального обучения и воспитания молодого педагога в одной из сложных областей интеллектуально- эмоционального творчества. При осуществлении наставничества теоретический курс сведен к минимуму, акцент ставится на формирование практических умений и навыков планирования и организации учебной деятельности.

Практика показывает, что очень часто даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности молодые учителя испытывают трудности, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Процесс профессиональной адаптации молодого специалиста может продолжаться длительное время и зачастую сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Всё для них новое: взаимоотношения с людьми, социальная роль, ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают учителя, ученики, родители.  Именно в этот момент начинающему учителю необходима помощь опытного коллеги, готового ввести начинающего педагогического работника в педагогическую профессию и способствующего закреплению молодого специалиста в школе.

Имея опыт работы в школе (более 20 лет) в 2015 году взяла на себя обязанности наставника. Согласно Положению о наставничестве в мои обязанности входило не только ознакомление начинающего учителя со школой, классом, основными обязанностями и требованиями, предъявляемыми к учителю, но и изучение деловых и нравственных качеств молодого специалиста. Кроме того, необходимо было проводить обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым педагогом учебных занятий и внеклассных мероприятий. Словом, оказывать молодому специалисту помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.

Могу отметить, что наибольшие сложности у моих подопечных вызывали вопросы организации урока, дисциплины и порядка на уроке, методическая сторона урока, оформление школьной документации, организация работы с родителями обучающихся, осуществление классного руководства. Всегда старалась при работе с начинающими педагогами не выявлять недостатки, а обучать, направлять, корректировать деятельность молодого учителя в разных аспектах его деятельности.

За годы работы в роли наставника, сформулировала для себя ряд правил, которые стали базовыми в моей работе:

  1. С уважением относиться к мыслям и чувствам молодого специалиста.
  2. Быть примером. Призывая наставляемого к дисциплине и ответственному отношению к себе, наставническому взаимодействию и программе, самой следовать этому правилу.
  3. Никогда не осуждать и не критиковать, а предлагать решение и поддерживать.
  4. Стараться работать в диалоге, быть дипломатичной.
  5. Хвалить наставляемого как можно чаще, при условии, что проделанная им работа заслуживает одобрения.
  6. Не решать проблему самой, а помогать решить ее наставляемому.
  7. Не отрываться от практики.
  8. Не разглашать конфиденциальную информацию.
  9. Не бояться признавать своих ошибок.
  10. Всегда помнить, что во многом от наставника зависит, насколько удачно молодой специалист вольется в коллектив и каким учителем станет.

В качестве наставника систематически провожу для молодого специалиста консультации, на которых вместе анализируем учебные программы, рассматриваем методические и дидактические аспекты современного урока. Помогаю определиться с выбором методической литературы, даю рекомендации по вопросам самообразовательной деятельности, оказываю помощь в подготовке и подборе дидактического материала, наглядных пособий, упражнений, контрольных работ.

Основной же частью своей работы как наставника при реализации плана развития молодого специалиста считаю оказание методической помощи при составлении и проведении уроков. Важно не только давать советы по составлению плана урока, но и регулярно посещать занятия, следить за тем, как выполняются рекомендации, отмечать динамику развития молодого специалиста. Считаю, что посещение занятий должно быть систематическим и осуществляться в течение достаточно длительного времени. За год стараюсь посетить 10-15 занятий педагога, разбирая вначале отдельное занятие, а затем систему занятий.

Во время просмотра урока всегда целенаправленно наблюдаю за взаимодействием между молодым педагогом и учениками. Стараюсь дословно записывать примеры характерного поведения учителя во время урока: используемые фразы, вопросы, приемы; а также то, как на это реагируют учащиеся. Отмечаю, как ученики демонстрируют свои знания, чтобы далее вести конструктивный разговор, опираясь на доказательства. В ходе наблюдения урока выделяю не только те моменты, над которыми нужно ещё поработать, но и стараюсь записать положительные моменты в уроке, чтобы отметить и простимулировать молодого специалиста при обсуждении урока.

В ходе обсуждения урока в первую очередь стараюсь побудить молодого педагога к самоанализу урока. Для этого задаю следующие вопросы:

  • Понравился ли Вам урок?
  • Что на уроке получилось, на Ваш взгляд, а над чем ещё предстоит поработать?
  • Как Вы думаете, что можно сделать, чтобы улучшить это?
  • Какая часть урока особенно запомнилась и почему?
  • Чему Вы научились?

Считаю, что обсуждение после урока должно быть своевременным, конфиденциальным, сфокусированным на собранных данных, не оценочным/не осуждающим, мотивирующим подопечного к рефлексии.

Как показывает опыт, посещение наставником уроков молодого специалиста позволяет своевременно выявлять возникающие у него затруднения и способствует устранению недостатков.

Подводя итог, хочется отметить, что систематическая, целенаправленная и правильно спланированная работа педагога-наставника способствует раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, развитию общекультурного и профессионального кругозора, помогает молодому специалисту преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Учителем.

Источники:

  1. Пасынок Ю.Ю. Работа с молодыми специалистами в начальной школе//ИД «Педагогический поиск»: научно-практический журнал «Завуч начальной школы», 2019 г., № 6.
  2. Пасынок Ю.Ю. Программа методического сопровождения молодых специалистов согласно ФГОС нового поколения «Школа педагогического мастерства».

http://festival.1september.ru/articles/643600/        

  1. Лизинский В.М. О методической работе в школе. – М.: Центр "Педагогический поиск", 2001. -160 с.
  2. Руководство по наставничеству молодых педагогов республики Татарстан, г.Казань, 2017, 82 с. 6. Соколюк Л. Д. Система работы с молодыми учителями // Интернет-журнал «Все для администратора школы!» 2015 г., № 8.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА – НАСТАВНИКА С МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

Молодой специалист СОЛОВСКАЯ КСЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНАНаставник ШИНШАЛИЕВА Г.В....

План работы педагога - наставника и молодого специалиста на год

Содержание и формы работы педагога - наставника...

План работы наставника с молодым специалистом

Являясь учителем первой квалификационной категории, я курирую молодых учителей. Перед вами - планы работы с молодым специалистом за последние 3 года....

План работы наставника с молодым специалистом

План работы наставника с молодым специалистом...

План работы наставника с молодым специалистом.

План работы учителя-наставника с молодым специалистом, воспитателем ГПД....

Опыт работы педагога-наставника с молодым специалистом.

Одной из наиболее острых проблем в образовании России на сегодняшний день является создание условий для успешной социализации и полноценной самореализации молодых кадров. Система образования нуждается...

Перспективный план работы наставника с молодым специалистом

Перспективный план работы наставника с молодым специалистом...