"Использование межпредметных связей на уроках в начальной школе как способ формирования устойчивого познавательного интереса ученика."
материал

Князева Каролина Игоревна

Материал для сообщения на МО или семинаре или педагогическом совете учителя начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование межпредметных связей на уроках в начальной школе как способ формирования устойчивого познавательного интереса ученика.

Князева К.И.

ГБПОУ ВО "Губернский педагогический колледж"

Учитель начальных классов

Тема: Использование межпредметных связей на уроках в начальной школе как способ формирования устойчивого познавательного интереса ученика.

Цель: Рассмотреть, как использование межпредметных связей на уроках в начальной школе влияет на познавательный интерес учащихся.

Задачи:

  1.  Рассмотреть проблему отсутствия познавательного интереса младших школьников и использование межпредметных связей на уроках, как способ ее решения.
  2. Сформировать представление о межпредметных связях и их влияние на учащихся.
  3. Доказать необходимость введения интеграции на уроках в начальной школе.

План выступления:

  • Проблема отсутствия познавательного интереса у младших школьников.
  • Что такое межпредметные  связи,  и почему их следует учитывать при построении современного урока?
  • Интеграция на уроках в начальной школе.
  • Выводы по выступлению.

Изменения, происходящие в настоящее время в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников. С этой целью рассматривается содержание школьного образования, создаются новые учебные планы, программы и учебники, совершенствуются методы и формы организации обучения.

С учетом возрастных особенностей младших школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения. А самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира.

Объективно заложенные внутрипредметные связи между различными областями могли бы способствовать естественному установлению межпредметных связей с целью интеграции знаний при рассмотрении определенных объектов, явлений, процессов.

В современной педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют различные подходы к их обоснованию и классификации.

На мой взгляд, наиболее точное определение категории «межпредметные связи» дано Г.Ф. Федорцом: «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их органическом единстве».

В определении обращается внимание на цель установления межпредметных связей, исходя из этого, отмечается необходимость иного подхода к отбору содержания, выбору методов и форм обучения. В свою очередь изменения в содержании и методах обучения обеспечивают качественно новый уровень в решении задач образования, развития и воспитания младшего школьника.

 Для обоснования необходимости использования межпредметных связей в процессе обучения привожу следующие аргументы:

  • «возможность изучения материала по разным предметам как единого целого»,
  • «широкая возможность для развития речи учащихся, для расширения кругозора младших школьников»,
  • «развивается умственная деятельность»,
  • «появляется желание учиться»,
  • «формируются положительные нравственные качества».

Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому. А мы все более отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.

«Интеграция - есть процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения».

Интеграция выполняет ряд функций в обучении:

  • Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.
  • Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания.
  • Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.
  • Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.
  • Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.

Представляется важным деление интегрирования на вертикальное и горизонтальное.

  • Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение школьных предметов данного класса обучения.
  • Вертикальное интегрирование охватывает однородный материал из программы разных лет обучения.

Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Сорокапятиминутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, это «кусок истории личностной судьбы ребенка.

Я пришла к выводу, что наиболее эффективными, интересными для педагога и детей, являются интегрированные уроки. На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей. Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом, способствуют более прочному усвоению знаний, побуждают к поисковой и исследовательской деятельности. За методикой интегрированного преподавания большое будущее.

Список используемой литературы:

  1. https://kopilkaurokov.ru/zavuchu/prochee/ispol_zovaniie_miezhpriedmietnykh_sviaziei_v_formirovanii_poznavatiel_noi_samost
  2. https://uchitelya.com/pedagogika/158520-mezhpredmetnye-svyazi-na-urokah-v-nachalnoy-shkole.html

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование межпредметных связей на уроках в начальной школе как способ формирования устойчивого познавательного интереса ученика. Выполнила студентка 4 курса группы 44Н Князева Каролина Игоревна ГБПОУ ВО "Губернский педагогический колледж"

Слайд 2

Цель и задачи выступления: Цель: Рассмотреть, как использование межпредметных связей на уроках в начальной школе влияет на познавательный интерес учащихся. Задачи: 1. Рассмотреть проблему отсутствия познавательного интереса младших школьников и использование межпредметных связей на уроках, как способ ее решения. 2. Сформировать представление о межпредметных связях и их влияние на учащихся. 3. Доказать необходимость введения интеграции на уроках в начальной школе.

Слайд 3

План выступления: Проблема отсутствия познавательного интереса у младших школьников. Что такое межпредметные связи, и почему их следует учитывать при построении современного урока ? Интеграция на уроках в начальной школе . Выводы по выступлению.

Слайд 4

Определение межпредметных связей. « Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их органическом единстве » Г.Ф. Федорец

Слайд 5

«Интеграция - есть процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения ». Функции в обучении : • Методологическая функция • Образовательная функция • Развивающая функция • Воспитывающая функция • Конструктивная функция

Слайд 6

Интеграция:

Слайд 7

Выводы: Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом, способствуют более прочному усвоению знаний, побуждают к поисковой и исследовательской деятельности. За методикой интегрированного преподавания большое будущее.

Слайд 8

Список используемой литературы: https:// kopilkaurokov.ru/zavuchu/prochee/ispol_zovaniie_miezhpriedmietnykh_sviaziei_v_formirovanii_poznavatiel_noi_samost https:// uchitelya.com/pedagogika/158520-mezhpredmetnye-svyazi-na-urokah-v-nachalnoy-shkole.html Межпредметные связи в процессе обучения : Учеб. пособие / Г. Ф. Федорец . - Л. : ЛГПИ, 1983. - 88 с.; 22 см.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение пед опыта. Тема:«Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как средство формирования познавательной активности учащихся»

Данный материал содержит: актуальность проблемы, ее новизну. Ставятся задачи и раскрываются условия для решения проблемы....

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»...

межпредметные связи на уроках в начальной школе

Межпредметные связи на уроках в начальной школе      Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целост...

Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников

Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стре...

Статья "Нетрадиционные формы урока в начальной школе как способ повышения эффективной познавательной деятельности в условиях ФГОС"

В статье идет речь об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям,обеспечивающих быстроту запомин...

Методический семинар: "Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников"

Обобщение опыта работы по теме: "Использование игровых технологий на уроках математики в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников."...