Повышение уровня мотивации обучающихся через организацию исследовательской деятельности на основе уроков окружающего мира
материал (3 класс)

Сереброва Татьяна Александровна

Из практики работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление19.01 КБ
Файл Презентация1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Повышение уровня мотивации обучающихся через организацию  исследовательской деятельности

на основе уроков  окружающего мира ( 1 слайд)

"Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, - я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому,

и это станет моим навсегда"

древняя мудрость ( 2 слайд)

Я считаю , что каждый учитель хочет, чтобы его ученики  хорошо учились, с интересом и желанием занимались  в школе. В  этом заинтересованы и родители. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать «не хочет учиться». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Как замотивировать учащихся к процессу обучения? Этот вопрос особенно актуален для меня, как учителя. Можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоение знаний не произойдет. Я считаю, что одним из самых действенных шагов в этом направлении является активное использование исследовательской деятельности на уроках. Уже с первого класса  в своей работе я стараюсь  использую игры и задания позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, тренировочные занятия с классом. На уроках мы обсуждаем откуда можно получит информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт и т.д. Например: приготовить рассказ о необычном животном. Определяем последовательность выполнения работы. Выясняем, что всем ещё трудно делать много записей, поэтому ищем выход из этой проблемной ситуации – сделать рисунок и записать лишь опорные слова.

( 3слайд) Главная  Цель исследовательской деятельности - это организация и обеспечение более осознанного и глубокого усвоения учебного материала, приобретение учащимися навыков исследовательской работы.

Работа над исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

Я как учитель стараюсь  использовать различные формы и методы работы на уроках, способствующих развитию исследовательских умений учащихся. К ним мы относим:

  1. умение видеть проблему.   ( 4 слайд)

Для развития умений видеть проблему на уроках окружающего мира  я использую такую методику:

Посмотри на мир чужими глазами”. Я предлагаю ребятам:

 «Попробуй составить рассказ вместе с товарищем. Пусть один начнёт, а другой продолжит».

«Нарисуй на листке бумаги что-нибудь вместе со своим соседом по парте. Пусть каждый по очереди добавляет к рисунку по одной линии. Постарайся угадать, что задумал твой сосед и помоги ему».

  1. умение задавать вопросы;

В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей. Для развития умения составлять вопросы, я предлагаю учащимся следующие задания:

Задание “Найди загадочное слово”

Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов “что”, “как”, “почему”, “зачем”. Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не “Что это за фрукт?”, а “Что это за предмет?”.

Возможен и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: “Это то, что находится в доме?”; “Этот предмет оранжевого цвета?”; “Используется ли этот предмет в перевозке грузов?”; “Это не животное?”. Ребенок, загадавший слово, отвечает “да”, “нет”.

  1. умение выдвигать гипотезы. ( 5 слайд)

Делая предположения, обычно используются слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное.

На уроке мы выполняем такое задание “Давайте вместе подумаем”

Например: На уроке по теме «Природа и мы» я разработала  викторину, где ребятам нужно выбрать один из трёх предложенных вариантов ответа на вопрос, т.е. решить, какая из предлагаемых гипотез – верная.

4. умение давать определение понятиям.  ( 6 слайд)

Чтобы узнать. Как развита у ребенка способность к обобщению и формулированию понятий, используются разные методы. Один из самых эффективных и простых – метод определения понятий. Ребенку предлагается предмет или слово и просят дать определение этому предмету: “Что это?” Например: “Что такое семья?” « Кто такой учитель?» Для того чтобы учиться определять понятия, можно воспользоваться простыми приёмами: описание, характеристика, разъяснения посредством примера, наблюдения, сравнения, различия, обобщение, загадка как определение понятий и другие.

Важным средством развития умений давать определения являются обычные загадки. Я смотрю на них не просто как на забаву, а как на весёлое, но всё же вполне серьёзное задание. Отгадка загадки – это её определяемая часть, а формулировка – это вторая половина определения, его определяющая часть.

Предлагаю детям загадки в виде игры «Доскажи словечко»:

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь – лесной…..

Дети не просто отгадывают загадку, но затем я прошу чтобы они объяснили по каким признакам они определили слово.

( 7 слайд) Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий.

  1. умение классифицировать. ( 8 слайд), ( 9 слайд)

Для развития умения классифицировать предлагаю такое задание: “Найди лишний”, “Продолжи ряд”, “Найди предметы и явления, которые можно поделить надвое”, “Найди ошибки и их прокомментируй”.

  1. умение наблюдать, проводить опыты или эксперименты;

( 10 -11 слайд)

Моя задача состоит  научить не просто смотреть на предмет, объект, а видеть его отличительные особенности, признаки, свойства, способствующие формированию образных представлений.

  1. умение делать выводы и умозаключения;
  2. умение доказывать и защищать свои идеи. ( 12 слайд)

Таким образом организация исследовательской деятельности учащихся является одним из важных  условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе – наличие у них потребности узнавать новое.  

Я считаю, что исследовательская деятельность  приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно.

Такие уроки-исследования вызывают интерес у учащихся. Исследовательская работа в изучении окружающего мира представляет собой такой способ организации процесса познания, который обеспечивает поисковую деятельность учащихся в открытии фактических знаний и взаимосвязей между ними. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повышение уровня мотивации обучающихся через организацию исследовательской деятельности на основе уроков окружающего мира.

Слайд 2

« Скажи мне , и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому. и это станет моим навсегда» древняя мудрость

Слайд 3

Цель исследовательской деятельности - это организация и обеспечение более осознанного и глубокого усвоения учебного материала, приобретение учащимися навыков исследовательской работы.

Слайд 4

1. Умение видеть проблему Посмотри на мир чужими глазами”. «Попробуй составить рассказ вместе с товарищем. Пусть один начнёт, а другой продолжит». «Нарисуй на листке бумаги что-нибудь вместе со своим соседом по парте. Пусть каждый по очереди добавляет к рисунку по одной линии. Постарайся угадать, что задумал твой сосед и помоги ему ». 2. Умение задавать вопросы: « Найди загаданное слово»

Слайд 5

3. умение выдвигать гипотезы. “Давайте вместе подумаем” Викторина « Природа и мы» 1. На какие группы можно разделить деревья? Хвойные лиственные. цветы 2. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? Птицы Рыбы Животные 3. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? Звери Рыбы Птицы 4. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? Рыбы Птицы Звери

Слайд 6

4. умение давать определение понятиям « Доскажи словечко» Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь. Этот зверь – лесной…..

Слайд 7

в а л п у а а а б щ о т е к к з с р е л и н к

Слайд 8

5. Умение классифицировать Найди лишние. Объясни – ПОЧЕМУ? 1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как … 2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как … 3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как. 4. Осина, липа, дуб, ель. Так как … 5. Липа, осина, клён, яблоня. Так как … 6. Груша, слива, тополь, вишня. Так как … 7. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

Слайд 10

6. Умение наблюдать, проводить опыты или эксперименты

Слайд 12

7. умение делать выводы и умозаключения. 8. умение доказывать и защищать свои идеи.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Повышение уровня мотивации школьников к учебной деятельности"

Актуальность-Позволяет проследить динамику успешности обучения.-Определить уровень достижений каждого ученика.-Возможность корректировать процесс обучения в случаях опережения или отставания.-Эффектив...

Педагогический проект "Повышение уровня мотивации школьников к учебной деятельности" (приложение)

Актуальность-Позволяет проследить динамику успешности обучения.- Определить уровень достижений каждого учащегося.-Возможность корректировать процесс обучения в случаях опережения или отставания.-Эффек...

Повышение уровня мотивации младших школьников к изучению английского языка средствами УМК серии «FORWARD» для 2 класса

Повышение уровня мотивации младших школьников к изучению английского языка средствами УМК серии «FORWARD» для 2 класса...

Статья "Повышение мотивации учащихся через внеурочную деятельность"

Статья "Повышение мотивации школьников через внеурочную деятельность. В статье отражены вопросы: что такое мотивация, почему она важна. показана взаимосвязь урочной и внеурочной работы. приведены...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме «Повышение учебной мотивации обучающихся начальных классов через игровую деятельность»

Учителя начальных классов часто сталкиваются с такой проблемой - как  нежелание ребенка учиться, то есть с   низкой учебной мотивацией обучающихся.Как правило, в начале первого класса р...

Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на базе МАОУ «СОШ № 1 с УИОП»

Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья  с тяжелыми нарушениями речи  при помощи развития мелкой моторики  через реализацию проекта «М...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проект...