Сообщение: «Технология критического мышления на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования»
материал

Мандалак Ирина Леонидовна

Представлено сообщение на тему "Технология критического мышления на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования" и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сообщение910.01 КБ
Файл презентация2.5 МБ

Предварительный просмотр:

РМО учителей начальных классов

г. Людиново Калужской области

Сообщение:

«Технология критического мышления
на уроках в начальной школе
как условие повышения качества образования»

Подготовила

учитель начальных классов

МКОУ «Средняя школа № 1»

Мандалак И.Л.

25.08.2021.

Современная ситуация в образовании требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения.

Одним из таких методов является использование технологии развития критического мышления  на уроках в начальной школе. 

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

( РКМЧП) была разработана американскими педагогами Дженни Стил,  Куртис Мередис, Чарльзом Темплом ,Скоттом Уолтером в Америке в 80-е годы ХХ столетия.

В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ).

 В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К.Поппера и Р.Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э.Браун и И.Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др.

Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии ЧПКМ, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.

Базовые идеи технологии РКМЧП:

  • Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
  • Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
  • Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами.

Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. 

Критическое мышление– не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

Параметры критического мышления:

  • Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
  • Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
  • Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.
  • Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
  • Критическое мышление есть мышление социальное.

Задачи обучения в технологии критического мышления:

  • научить умению работать с текстом –   научным, художественным;
  • научить создавать собственные творческие письменные работы;
  • при встрече с новой информацией уметь рассматривать ее вдумчиво и критически;
  • представлять новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Технологию ЧПКМ можно использовать на уроках окружающего  мира, литературного чтения, русского языка,
математики.

Технологические этапы урока (стадии, фазы):

I фаза 
Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
Что я знаю?

II фаза
Осмысление содержания (получение новой информации) Что хочу знать?

III фаза
 
Рефлексия (осмысление, рождение нового знания) Что узнал?

Функции этапа вызова:

  • Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе)
  • Информационная (актуализация (вызов «на поверхность» уже имеющихся знаний)
  • Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

ПРИЁМЫ:

  • «Верите ли Вы, что…?»
  • «Проблемный вопрос»
  • «Загадка»
  • «Корзина идей»
  • составление таблицы «ЗУХ»
  • «Мозговой штурм»
  • «Кластер»
  •  «Ассоциации»
  • «Дерево предсказаний»
  • «Перепутанные логические цепочки»
  • «Верные и неверные утверждения»
  • «Тонкие и толстые вопросы» и другие.

Приём «Корзина идей»

1) Озвучивание темы.

2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос:

   «Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?»

3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний.

4) Все идеи записываются    учителем на доске или листе ватмана.

 5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.

Приём «Кластер»

Кластер – графическая организация материала. Слово «кластер» означает «пучок», «созвездие», «гроздь». Составление «кластера» позволяет свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Кластер может быть использован на разных стадиях урока:

  • вызов – для стимулирования мыслительной деятельности.
  • осмысление - для построения материала.
  • рефлексия - при подведении итогов.

Приём «Ассоциация»

1) Озвучивание темы.

2) Ответы на вопросы:

     - О чём может пойти речь на уроке?

     - Какая ассоциация у вас возникает, когда   вы слышите словосочетание: «---»?

3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.

Приём «Верите ли вы, что…»

1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме.

2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным и знак «-» там, где, по их мнению, оно не верно.

Урок «Окружающий мир» 3 класс, «Почва»

Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой столбике плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Второй столбик у вас пока останется пустой.

Вопросы

Начало урока

Конец урока

Ветер может разрушить горы?

 Опавшие осенью листья вредят почве?

1см почвы образуется за 300 лет?

Норы животных, живущих в почве, разрушают её?

Растения участвуют в образовании почвы?

Почва и камень родственники?

Почва – наша кормилица?

Приём «Верные – неверные высказывания»

Окружающий мир.

Тема урока: «Глаз  орган зрения». 4 класс.

Высказывание

До чтения

После чтения

1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным

2. Форма глаза напоминает яблоко

3. Глаза в сильные морозы мерзнут

4. Зрачок – это отверстие в глазу

5. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым

6. Полезно смотреть на солнце без защитных очков

Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Вопросы – основная движущая сила мышления. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы.

На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.

ТОНКИЕ ?

ТОЛСТЫЕ?

     Кто... Что...

Когда...        

Может...        

Будет...

Могли...        

Как звали...        

Было ли...

Согласны ли вы......        

Дайте объяснения, почему...

Почему вы думаете...

Почему вы считаете...

В чем разница...

Предположите,что   будет,

если...

Что если...

Приём «Мозговой штурм»

Используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».

1 этап. Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают по данной теме.

2 этап. Обмен информацией.

Рекомендации:

– лимит времени на первом этапе – 5–7 минут;

– при обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

– оперативная запись высказанных предположений.

Возможны индивидуальная, парная и групповая формы работы.

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения.

Функции этапа осмысления:

  • Информационная (получение новой информации)
  • Систематизационная (классификация, соотнесение новой информации с собственными знаниями)

Приёмы:

  • Инсерт или «Пометки на полях»
  • «Кластер»
  • «Чтение с остановками»
  • «Толстые и тонкие вопросы»
  • «Знаю-Хочу узнать -Узнал»
  • «Взаимоопрос»
  • «Взаимообучение»
  • «Дневник двойной записи» и другие.

Приём «Инсерт» («Условные значки»)

I – interactive  самоактивизирующая 

N – noting       диалоговая

S – system      системная разметка

E – effective   для эффективного     

R - reading &   чтения и                       

T – thinking  размышления

«» – уже знал

«+» – новое

«–» – думал иначе

«?» – есть вопросы

«V»

«+»

«-»

«?»

«!»

- если то, что вы читаете, соответствует  тому, что вы знаете, или думали, что знаете

- если то, что вы читаете, является для вас новым

- если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете

- если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

- если то, что вы читаете, вас удивило

Приём «Взаимоопрос»

Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала.

Приём «Взаимообучение»

В группах по очереди ученики играют роль учителя:

  • суммируют содержание абзаца;
  • придумывают вопрос и предлагают другим ответить на него;
  • разъясняют, что непонятно;
  • дают задания для чтения следующего абзаца (процесс взаимообучения, желательно, начинать с включения в роль сильных учеников).

Приём «ЗУХ»
Особое требование - записывать сведения, факты или понятия только своими словами.

  З

(знаю)

 У

(узнал новое)

  Х

(хочу узнать)

Окружающий мир, 3 класс, «Разнообразие растений»

Знаем

Хотим узнать

Узнали

1. Растения – часть живой природы.
2. Растения выделяют в воздух кислород.
3.Животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений.
4. Растения делятся на несколько групп: деревья, кустарники, травы

 

Почему?

 
Какие ещё есть группы растений?
Что такое  виды растений? Какие названия дают им учёные?

Растения делятся на несколько групп.
В каждой группе растений много видов.
Науку о растениях называют ботаникой.
Существует 350 тысяч видов растений.
Названия видов дают им учёные.
Растения выделяют в воздух кислород: если бы не было растений, не было бы и нас.
Нужно заботиться о растениях, беречь их, как можно больше сажать растения и ухаживать за ними.
Охранять растения- значит заботиться о живом.

Приём «Кластер»                                                                                                                                                                                                        

Кластер: «Свойства воздуха»

Прием «Сводная таблица»

Линии сравнения

Дикие животные

Домашние животные

Сами добывают пищу

             +

   _

Сами устраивают себе жильё

            +

    _

Выводят потомство и ухаживают за ним

               +

_    +

Защищаются от врагов

               +

  _

Линии сравнения

      Холм

Гора

подошва

         +

      +

склон

          +

      +

вершина

          +

      +

высота

           до 200 м

       более 200 м

Прием «Фишбоун» («Рыбная кость»)

Прием “Лови ошибку”

Время выполнения: 5-6 минут

Описание приема

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

Б  - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Русский язык

  • Прочитать текст и исправить в нём ошибки. Списать текст в тетрадь.
    В диревне санино новая школа. Утром Аня Чяйкина и Витя щюкин идут туда. Их учит Даря ивановна. После уроков чудов Юра убрал класс. Ребят ждёт сабака пальма.

Окружающий мир

  • Рассказ мальчика-фантазера: «И тут на меня налетела пчела, ужалила меня 100 раз, и полетела дальше» (Пчела жалит только однажды, после этого умирает)

Литературное чтение

  • «А.С. Пушкин - величайший поэт серебряного века русской литературы» (золотого века)

Математика

  • 10 – 4 × 2 = 12. Так будет, если сначала вычесть, а потом умножить — типичное «ошибкоопасное» место. Сначала умножение, потом вычитание. Правильный ответ: 2.

Третий  этап – РЕФЛЕКСИЯ 

Функции стадии рефлексии:

  • Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
  • Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
  • Информационная (приобретение новых знаний)
  • Оценочная (выработка собственной позиции)

Приёмы:

  • «Метод 6 шляп»;
  • «Авторский стул»
  • «Кластер»;
  • «Синквейн»;
  • «Толстые и тонкие вопросы»;
  • «Ромашка вопросов  или ромашка Блума»и другие

Приём «Шесть шляп» МЕТОД ЭДВАРДА ДЕ БОНО (БРИТАНСКИЙ ПСИХОЛОГ).

Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением

и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.

Цель метода - научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.

Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.

Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.

При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления.

Это простой и удобный инструмент, чтобы научиться лучше:

  •  работать с информацией;
  •  использовать интуицию;
  •  критически анализировать проблему;
  •  генерировать творческие идеи;
  •  организовывать свое мышление.

Приём «Шесть шляп»

БЕЛАЯ ШЛЯПА – расскажут, что изучили на уроке, оперируют фактами.

ЖЁЛТАЯ ШЛЯПА – расскажут, что полезного и интересного узнали на уроке.

ЧЁРНАЯ ШЛЯПА – поделятся своими трудностями, расскажут, что было непонятно на уроке.

КРАСНАЯ ШЛЯПА – расскажут, какие эмоции испытывали на уроке, какое настроение у них было в течение урока.

ЗЕЛЁНАЯ ШЛЯПА – предложат, где могут пригодится полученные знания сегодня на уроке.

 СИНЯЯ ШЛЯПА – должны внимательно всех выслушать и сделать вывод по изученной теме.

Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые»

Используется метод «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями.  После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.

Белая шляпа. Факты. Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные.

Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека и производства необходима добыча полезных ископаемых.

Черная. Проблема. При добычи полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды.

Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства.

Зеленая. Творчество. Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно.

Синяя. Философия. Обобщают высказывания каждой группы.

Приём «Кластер»

        Используется как средство для подведения итогов, систематизации полученных знаний.

1. Записывается ключевое слово;

2. Записываются слова и предложения по теме;

3. Происходит разделение материала на отдельные блоки;

4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками.

Приём «Синквейн»

  Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

Правила написания:

  1. Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)
  2. Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)
  3. Третья строчка – описание действия в трёх словах (глаголы или деепричастия)
  4. Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме.
  5. Синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Приём «Письмо другу»

Дети могут написать письмо любому сказочному персонажу, инопланетянину, маме, и т.д.

 Перед этим раздают памятки:

  1. Я прочитал(а) рассказ(стихотворение)
  2.  Больше всего запомнилось
  3.  Понравилось
  4.  Не понравилось
  5.  Мое эмоциональное состояние
  6.  Этот рассказ (стихотворение) учит меня …

Приём «Архивариус»

Учащиеся получают домашнее задание -«любопытный вопрос», на который им необходимо самостоятельно найти ответ.

        Например, что означает фразеологизм «Бить баклуши», «Держать нос по ветру».

         Являются ли однокоренными слова: Родина, род, родители?        

        Обязательное условие: указание на то, откуда сведения получены. Ценится информация, полученная из энциклопедий, справочников, словарей, художественной литературы.

Критическое мышление учит:

  • работать самостоятельно;
  • задавать вопросы;
  • анализировать и классифицировать;
  • выслушивать чужое мнение;
  • иметь своё мнение и защищать его;
  • критически относиться к мнению оппонентов;
  • осуществлять рефлексию своей деятельности.

Недостаток технологии - нехватка времени на уроке для прохождения всех трёх стадий в обучении, что является непременным условием.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сообщение: «Технология критического мышления на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования» подготовила учитель начальных классов Мандалак И.Л.

Слайд 2

Современная ситуация в образовании требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одним из таких методов является использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.

Слайд 3

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо » ( РКМЧП ) была разработана американскими педагогами Дженни Стил , Куртис Мередис , Чарльзом Темплом ,Скоттом Уолтером в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» ( ЧПКМ ).

Слайд 4

Базовые и деи технологии ЧПКМ звучат следующим образом: Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления. Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить. Ответим на вопрос: « Что же такое критическое мышление? »

Слайд 5

Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Слайд 6

Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений , которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания.

Слайд 7

Параметры критического мышления : Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критическое мышление есть мышление социальное.

Слайд 8

Задачи обучения в технологии критического мышления: н аучить умению работать с текстом – научным, художественным; н аучить создавать собственные творческие письменные работы; п ри встрече с новой информацией уметь рассматривать ее вдумчиво и критически; п редставлять новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Слайд 9

ЧПКМ можно использовать на уроках: окружающего мира литературного чтения русского языка математики

Слайд 10

I фаза Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации) Что я знаю? II фаза Осмысление содержания (получение новой информации) Что хочу знать? III фаза Рефлексия (осмысление, рождение нового знания) Что узнал? Технологические этапы урока:

Слайд 11

Функции этапа вызова: Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе) Информационная (актуализация (вызов «на поверхность» уже имеющихся знаний) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Слайд 12

ПРИЁМЫ: «Верите ли Вы, что …?» «Проблемный вопрос» «Загадка » « Корзина идей» составление таблицы «ЗУХ » «Мозговой штурм » «Кластер» «Ассоциации » «Дерево предсказаний » «Перепутанные логические цепочки » «Верные и неверные утверждения » «Тонкие и толстые вопросы » и другие

Слайд 13

Приём«Корзина идей» 1) Озвучивание темы. 2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос: «Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю ?» 3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний. 4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана . 5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.

Слайд 14

Приём « К ластер » Кластер – графическая организация материала. Слово «кластер» означает «пучок», «созвездие», «гроздь» Составление « кластера» позволяет свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Кластер может быть использован на разных стадиях урока: вызов – для стимулирования мыслительной деятельности. осмысление - для построения материала. рефлексия - при подведении итогов.

Слайд 16

Приём «Ассоциация» 1) Озвучивание темы. 2) Ответы на вопросы: - О чём может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «---»? 3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.

Слайд 17

Приём «Верите ли вы, что… » 1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме. 2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным и знак «-» там, где, по их мнению, оно не верно.

Слайд 18

Урок «Окружающий мир» 3 класс. Тема:«Почва » Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой столбике плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Второй столбик у вас пока останется пустой. Вопросы Начало урока Конец урока Ветер может разрушить горы? Опавшие осенью листья вредят почве? 1см почвы образуется за 300 лет? Норы животных, живущих в почве, разрушают её? Растения участвуют в образовании почвы? Почва и камень родственники? Почва – наша кормилица?

Слайд 19

Приём «Верные – неверные высказывания» Окружающий мир, 4 класс. Тема урока: « Глаз – орган зрения » . Высказывание До чтения После чтения 1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным 2. Форма глаза напоминает яблоко 3. Глаза в сильные морозы мерзнут 4. Зрачок – это отверстие в глазу 5. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым 6. Полезно смотреть на солнце без защитных очков

Слайд 20

Приём «Толстые и тонкие вопросы» Вопросы – основная движущая сила мышления. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления. На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.

Слайд 21

ТОНКИЕ ? ТОЛСТЫЕ? Кто ... Что... Когда... Может... Будет... Могли... Как звали... Было ли... Согласны ли вы... Дайте объяснения , почему... Почему вы думаете... Почему вы считаете... В чем разница... Предположите, что будет, если... Что если...

Слайд 22

Приём «Мозговой штурм» Используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии « вызова ». 1 этап. Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают по данной теме. 2 этап. Обмен информацией. Рекомендации: – лимит времени на первом этапе – 5–7 минут; – при обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются; – оперативная запись высказанных предположений. Возможны индивидуальная, парная и групповая формы работы.

Слайд 23

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения.

Слайд 24

Функции этапа осмысления Информационная (получение новой информации) Систематизационная (классификация, соотнесение новой информации с собственными знаниями )

Слайд 25

ПРИЁМЫ: Инсерт или «Пометки на полях» «Кластер» «Чтение с остановками» «Толстые и тонкие вопросы» «Знаю-Хочу узнать -Узнал» « Взаимоопрос » « Взаимообучение » «Дневник двойной записи» и другие

Слайд 26

I – interactive самоактивизирующая N – noting диалоговая S – system системная разметка E – effective для эффективного R - reading & чтения и T – thinking размышления Приём «Инсерт» («Условные значки») «  » – уже знал «+» – новое «–» – думал иначе «?» – есть вопросы

Слайд 27

«Инсерт» или «Пометки на полях» « V » «+» «-» «?» «!» - если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете - если то, что вы читаете, является для вас новым - если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу - если то, что вы читаете, вас удивило

Слайд 28

Приём « Взаимоопрос » Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала.

Слайд 29

Приём « Взаимообучение » В группах по очереди ученики играют роль учителя: с уммируют содержание абзаца; п ридумывают вопрос и предлагают другим ответить на него; р азъясняют , что непонятно; д ают задания для чтения следующего абзаца (процесс взаимообучения , желательно, начинать с включения в роль сильных учеников).

Слайд 30

Приём «ЗУХ» Особое требование- записывать сведения, факты или понятия только своими словами. З (знаю) У (узнал новое) Х (хочу узнать)

Слайд 31

Окружающий мир, 3 класс. Тема «Разнообразие растений» Знаем Хотим узнать Узнали 1. Растения – часть живой природы. 2. Растения выделяют в воздух кислород. 3.Животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений. 4. Растения делятся на несколько групп: деревья, кустарники, травы Почему? Какие ещё есть группы растений? Что такое виды растений? Какие названия дают им учёные? Растения делятся на несколько групп. В каждой группе растений много видов. Науку о растениях называют ботаникой. Существует 350 тысяч видов растений. Названия видов дают им учёные. Растения выделяют в воздух кислород : если бы не было растений, не было бы и нас. Нужно заботиться о растениях, беречь их, как можно больше сажать растения и ухаживать за ними. Охранять растения- значит заботиться о живом.

Слайд 32

Приём «Кластер» Свойства воздуха Без вкуса Без запаха Без цвета Неосязаемый Сжимается Без формы Проводит звуки Упругий Сохраняет тепло Имеет вес

Слайд 33

Прием «Сводная таблица» Линии сравнения Дикие животные Домашние животные Сами добывают пищу + _ Сами устраивают себе жильё + _ Выводят потомство и ухаживают за ним + _ + Защищаются от врагов + _ Линии сравнения Равнины Возвышенности Плоскогорья Цвет на карте зелёный жёлтый Светло – коричневый Высота 0 – 200м 200 – 500м 500 – 800м Линии сравнения Холм Гора подошва + + склон + + вершина + + высота до 200 м более 200 м Окружающий мир

Слайд 34

Прием « Фишбоун » («Рыбная кость») Проблема: Выводы: Причина: Ф акты: Причина: Причина: Ф акты:

Слайд 36

Прием “Лови ошибку” Время выполнения: 5-6 минут Описание приема Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Слайд 37

Русский язык Прочитать текст и исправить в нём ошибки. Списать текст в тетрадь . В диревне санино новая школа. Утром Аня Чяйкина и Витя щюкин идут туда. Их учит Даря ивановна . После уроков чудов Юра убрал класс. Ребят ждёт сабака пальма . Окружающий мир Рассказ мальчика-фантазера: «И тут на меня налетела пчела, ужалила меня 100 раз, и полетела дальше» (Пчела жалит только однажды, после этого умирает) Литературное чтение «А.С. Пушкин - величайший поэт серебряного века русской литературы» (золотого века) Математика 10 – 4 × 2 = 12 . Так будет, если сначала вычесть, а потом умножить — типичное « ошибкоопасное » место. Сначала умножение, потом вычитание. Правильный ответ: 2.

Слайд 38

Третий этап – РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 39

Функции этапа рефлексии: Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Информационная (приобретение новых знаний) Оценочная (выработка собственной позиции)

Слайд 40

Приёмы: «Метод 6 шляп»; «Авторский стул» «Кластер»; «Синквейн»; «Толстые и тонкие вопросы»; «Ромашка вопросов или ромашка Блума » и другие

Слайд 41

Приём «Шесть шляп» ЭДВАРДА ДЕ БОНО

Слайд 42

Цель метода - н аучить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.

Слайд 44

Окружающий мир, 4 класс. Тема: «Полезные ископаемые» Используется метод «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей. Белая шляпа. Факты. Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные. Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека и производства необходима добыча полезных ископаемых. Черная. Проблема. При добыче полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды. Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства. Зеленая. Творчество. Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно. Синяя. Философия. Обобщают высказывания каждой группы.

Слайд 45

Приём «Кластер» 1 . Выписывается ключевое слово; 2. Записываются слова и предложения по теме; 3. Происходит разделение материала на отдельные блоки; 4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками. Используется как средство для подведения итогов, систематизации полученных знаний.

Слайд 47

Имя существительное Имя прилагательное Имя прилагательное Глагол Глагол Глагол Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме. Слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы. Приём «Синквейн» Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

Слайд 48

Синквейн «Воздух» Воздух. Бесцветный, прозрачный. Сжимается, перемещается, проводит (тепло). Невидимая одежда нашей планеты. Жизнь.

Слайд 49

Приём «Ромашка Блума » «Ромашка Блума » помогает научить детей задавать вопросы. "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

Слайд 50

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови … 2. Уточняющие вопросы . Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся . Вопрос следует начать со слова – объясни… 3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова " Почему ?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности .

Слайд 51

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".Вопрос следует начать со слова – придумай…. 5. Практические вопросы . Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".Вопрос следует начать со слова – предложи … 6. Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д . Вопрос следует начать со слова – поделись…

Слайд 52

Приём «Письмо другу» Дети могут написать письмо любому сказочному персонажу, инопланетянину , маме, и т.д. Перед этим раздают памятки: Я прочитал(а ) рассказ(стихотворение ) Больше всего запомнилось Понравилось Не понравилось Мое эмоциональное состояние Этот рассказ (стихотворение) учит меня …

Слайд 53

Приём «Архивариус» Учащиеся получают домашнее задание -«любопытный вопрос», на который им необходимо самостоятельно найти ответ. Например, что означает фразеологизм «Бить баклуши», «Держать нос по ветру». Являются ли однокоренными слова: Родина, род, родители? Обязательное условие: указание на то, откуда сведения получены. Ценится информация, полученная из энциклопедий, справочников, словарей, художественной литературы.

Слайд 54

Критическое мышление учит: Работать самостоятельно Задавать вопросы Выслушивать чужое мнение Иметь своё мнение и защищать его Критически относиться к мнению оппонентов Осуществлять рефлексию своей деятельности Анализировать и классифицировать

Слайд 55

Недостаток технологии Нехватка времени на уроке для прохождения всех трёх стадий в обучении, что является непременным условием.

Слайд 56

УДАЧИ ВАМ ВО ВСЁМ, КОЛЛЕГИ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 57

Чтение произведения (не доходя до кульминационного момента, до слов «Лев играл с ней…») – А теперь добавьте слова в столбики о льве и собачке, характеризующие этих животных, после прочтения текста: Лев Добрый Щедрый Дружелюбный – что заставило его стать таким? Какой оказалась собачка ? Пугливая Сообразительная Умная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образователь­ное пространство. Актуальность умения учиться для современного человека...

Эффективность урока как условие повышения качества образования в начальной школе

Одной из задач образования на современном этапе является повышение эффективности урока как условия повышения качества образования. При этом очень важно определить основные положения в оценке качества ...

Эффективность урока как одно из условий повышения качества образования в начальной школе.

Урок - это одна из главных составляющих качества образовательного процесса. Реальная эффективность урока - это результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приёмами н...

Презентация "Формирование познавательных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках русского языка как способ повышения качества образования в условиях ФГОС НОО"

Презентация "Формирование познавательных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках русского языка как способ повышения качества образования в условиях ФГОС НОО"...

«Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования».

laquo;Формирование и развитие функциональной грамотности  обучающихсяна уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования»....

«Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования». 4 класс

laquo;Формирование и развитие функциональной грамотности  обучающихсяна уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования».4 класс...