«Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования».
статья по русскому языку (4 класс)

Есмагулова Татьяна Викторовна

«Формирование и развитие функциональной грамотности  обучающихся

на уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmo_2023g_funktsion._gramotnost.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Сергиев Посад

Доклад по теме:

«Формирование и развитие функциональной грамотности  обучающихся

на уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования».

4 класс

                                                                                  Подготовила: учитель  

                                                                             высшей квалификационной                                      

                                                                                 категории: Есмагулова Т.В.

     Моя тема самообразования — «Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования». Я считаю, что данная тема является актуальной в нынешнее время, т.к. современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Важнейшей задачей каждой школы является формирование грамотных людей. Основы функциональной грамотности закладываются в школе. Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: впервые термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 году ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». Грамотность — это навыки чтения, письма, счета и работы с документами.

Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии. Работа школьного учителя-словесника заставляет искать пути, позволяющие сделать изучение русского языка и литературы интересным и востребованным. Необходимо соответствовать новому времени. «Взволновав, заставить задуматься» — вот формула выражения сущности преподавания русского языка и литературы. Современный учитель, ежедневно входящий в класс, твердо знает, что он хочет. Но желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия знаний у учителя, сколько от умения сделать эти знания достоянием учеников.

Формирование языковой функциональной грамотности  на уроках русского языка

        Проблема формирования функциональной грамотности школьников приобрела в последние годы особенную актуальность и значимость. Часто уровень сформированности функциональной грамотности определяют как индикатор общественного благополучия. С первых шагов школьного обучения деятельность детей становится общественно значимой и общественно оцениваемой. Именно со школой связан наиболее интенсивный и личностно значимый для каждого обучающегося этап становления его функциональной грамотности.

Что же такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач.

Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов.

На уроках русского языка и литературы мы формируем не только читательскую, но и языковую ФГ. Так в чем же различие языковой и читательской ФГ? Давайте разберемся.

    Читательская функциональная грамотность - способность человека понимать текст, использовать информацию из текста, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

     О  читательской  функциональной грамотности мы уже давно наслышаны и формируем ее на каждом уроке, работая с текстом, а также на уроках смыслового чтения. И если в будущем наш выпускник сможет разобраться в инструкции или правильно понять условия заключаемого договора, значит, в школе была сформирована функциональная ЧИТАТЕЛЬСКАЯ грамотность!

      А вот если тот же выпускник сможет составить инструкцию, правильно и грамотно ее сформулировав, или успешно пройти собеседование при устройстве на работу, правильно и без ошибок оформив заявление, следовательно, у него была сформирована ЯЗЫКОВАЯ функциональная грамотность.

Так что же такое языковая функциональная грамотность и как она формируется в школе?

Языковая функциональная грамотность – это владение нормативным, эстетическим и этическим аспектами культуры речи.

    Уместно будет вспомнить, что Культура речи, языковая культура — распространённое в советской и российской лингвистике понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения».

Сформированность языковой  функциональной  грамотности проявляется в:

– умении пользоваться фактами языка для реализации целей общения;

– соблюдении норм современного русского языка (орфоэпических, морфологических, словообразовательных, лексических, синтаксических и стилистических);

– соблюдении этикетных норм, правил речевого поведения, характерных для конкретных социальных условий, регулирующих употребление тех или иных речевых единиц;

– умении с помощью языковых средств грамотно выражать собственные мысли, решать конфликты с помощью слова;

– умении работать с лингвистической информацией, применять полученные знания в жизни.

       Если мы проанализируем все вышеперечисленное, то придем к выводу, что эти умения и навыки перекликаются с УУД, которые являются требованиями ФГОС.

        Таким образом, если мы будем работать в соответствии с Приказом Министерства Образования науки и культуры РФ № 413 об утверждении Федерального Государственного образовательго стандарта среднего общего образования, мы и будем формировать языковую функциональную грамотность. Не изобретая ничего нового, лишь используя инновационные образовательные технологии, мы формируем функциональную грамотность, в том числе языковую.

       Добиться вышеперечисленных результатов поможет учителю использование современных инновационных технологий, которые позволят обучающимся саморазвиваться, самосовершенствоваться, самореализоваться путём осмысленного и деятельного усвоения нoвого социального опыта.

       В своей педагогической практике активно применяем РАЗЛИЧНЫЕ инновационные технoлогии: технологии проектно-исследовательской деятельности, технологии развивающего обучения, информационно-коммуникационные технологии, технологии проблемного обучения,  игровые технологии, технологии критического мышления и другие. О них говорим и знаем мы все очень много, поэтому мы не останавливаемся на этом.

      Анализ содержания заданий  УМК по русскому языку   позволяют  сделать вывод, что курс «Русский язык» разработан в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта и нацелен на развитие функциональной языковой грамотности школьника, прежде всего, на основе освоения предметных знаний, понятий, ведущих идей предмета.

      В данной программе реализован коммуникативно- деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не столько в знаниевой, сколько в деятельностной  форме.  Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты в данном УМК является важнейшими условиями формирования функциональной грамотности  (в том числе языковой),  способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

      В авторском курсе  усиливается речевая направленность. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

   На своих уроках мы используем приемы, заложенные в учебнике,  при введении новых знаний. Они основаны на технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний.

Как в настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.

    Таким образом, в материале УМК уже заложено в решении одной из задач языковой функциональной грамотности: умение работать с лингвистической информацией, применять полученные знания в жизни.

      Важнейшей задачей формирования языковой функциональной грамотности является соблюдение обучающимися  этикетных норм, правил речевого поведения, характерных для конкретных социальных условий, регулирующих употребление тех или иных речевых единиц; умение с помощью языковых средств грамотно выражать собственные мысли.

       Таким образом, в заключение нашей темы, хочется отметить, что функциональную грамотность, в том числе языковую, мы формируем практически на каждом своем уроке, построенном в соответствии с ФГОС, просто не задумываемся об этом.

«У языка две основные функции: он является орудием человеческого мышления и орудием общения людей друг с другом. И сам язык может развиваться только потому, что он одновременно выполняет обе эти функции»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Данный материал показывает на практических примерах использование ИКТ-технологий на уроках в начальных классах....

Представление педагогического опыта по теме: "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования".

В течении ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г.А.Бакулиной. Она направлена на повышение  качества устной и письменной речи де...

Деятельностный метод на уроках русского языка как фактор повышения качества образования

           Деятельностный метод – метод обучения, при котором ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавател...

Презентация "Формирование познавательных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках русского языка как способ повышения качества образования в условиях ФГОС НОО"

Презентация "Формирование познавательных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках русского языка как способ повышения качества образования в условиях ФГОС НОО"...

«Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования». 4 класс

laquo;Формирование и развитие функциональной грамотности  обучающихсяна уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования».4 класс...