путешествие в историю брянского края
презентация к уроку (3 класс)

Ушкова Юлия Александровна

Путешествие в историю Брянского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_istoriyu_bryanskogo_kraya.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в историю Брянского края.

Цели: 1. Формировать знания об истории родного края, творчестве, природе.

          2. Развивать познавательный интерес, способности, умение самостоятельно добывать знания.

          3. Обеспечение возможности проявить себя каждому ребёнку.

Предварительная работа: деление на группы, подготовка с группами декораций, выступлений, выставки книг, подбор костюмов.

План занятия:  1. Вступительное слово учителя.

                         2. Выступление групп

                              а) «Историки»

                              б) «Память»

                              в) «Краеведы»

                              г) «Творчество»

                       3. Заключительное слово учителя.

Ход занятия:

  Учитель:     Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодняшнее занятие посвящено родному для нас брянскому краю. А начать его мне хотелось бы словами известного писателя Валентина Распутина:

   «Удивительно и невыразимо чувство Родины. Какую светлую радость и, какую сладчайшую тоску дарит оно, навещая нас то ли в часы разлуки, то ли в час проникновения и отзвука. И человек, который в обычной жизни слышит мало и видит недалеко, волшебным образом получает в этот час предельные слух и зрение, позволяющие ему опускаться в самые заповедные дали, в самые глухие глубины истории родной земли».

         Родина… невозможно полюбить её, не зная истоков своего народа, его героического прошлого, славных традиций.  

         Поэтому сегодня мы совершим интересное путешествие в историю, творчество, природу родного края, которое подготовили группы ребят «Историки», «Творчество», «Краеведы», «Память».

         Итак, наше путешествие начинается, и мы переносимся в далёкое прошлое нашего Брянского края вместе с группой «Историки».

 

1 группа: «Историки».

(Декорации: изображение крепостной стены, картина «Три богатыря», герб Брянска, костюмы витязя и славянки.)

         Под фрагмент «Богатырской симфонии» выходят девочка и мальчики в костюмах славянки и витязя.

М.:  Издавна территорию нашего края населяли славянские племена. Щедрым и приветливым был в те далёкие времена этот лесной край: леса дремучие, дубравы вековые. Десна с её притоками вдоволь снабжала дарами своими храбрых и свободных славян – вятичей. Не признавали вятичи власть Киевской Руси, не платили дань Киеву.

Д.:     Положить конец воле вятичей решил Владимир, князь Киевский. Приказал он ставить по Десне города – крепости. В их числе была и крепость Брянская. Неприступная стояла она на крутой горе, охраняли её от врагов река и дебри тёмные. Вот от этих дебрей и дали городу название - Дебрянск. В летописи Дебрянск впервые упоминается в 1146 году, на год раньше самой Москвы.

М.:      Без малого полтора века платили брянцы дань матери городов русских Киеву. Но пришла беда на Русь – застонала земля под копытами коней ордынских. Запылали города и деревни, а Брянск уцелел – защитили его от врагов леса заповедные.

Д.:      Здесь и укрылся князь Роман Черниговский, сделал город столицей Российского княжества. Храбрым воином, мудрым правителем был князь, и памятью о нём стоит над Десной Свенский монастырь.

М.:      Славную страницу в историю вписала Брянская дружина на поле Куликовом. Герой битвы – Александр Пересвет был брянским боярином, выросшим на тихих берегах красавицы Десны.

Д.:      Многое повидал Брянск на своём веку. Видел он у стен своих захватчиков ордынских, литовских, польских. Не раз бывал сожжён до тла, но вновь возрождался из пепла.

М.:      К началу 17 века Брянск теряет значение военной крепости. Сняв доспехи воина, город применяет кафтан купца и фартук ремесленника.

Д.:      По приказу Петра Первого была построена судоверфь, на которой строились суда для русско– турецкой компании.

М.:      По указу Екатерины Второй в городе был заложен Арсенал. А когда грянула война 1812 года четвёртая пушка, имевшаяся на вооружении русской армии, имела клеймо Брянского Арсенала.

Д.:      В его честь герб Брянска украшает изображение мортиры и две пирамиды ядер. Сегодня Брянск – крупный промышленный и культурный центр.

Учитель: Спасибо, ребята! Брянщина – это наша малая родина! Многие важные события русской истории, а так же легенды и сказания связаны с этой землёй. И мы продолжим дальше знакомится с историей нашего родного края.

2 группа: «Память»

Учитель:

“Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь это память — наша совесть.

Она, как сила, нам нужна…”

Горькую чашу пришлось испить в годы войны детям. Они гибли под бомбами и умирали от голода, но нередко сражались рядом со взрослыми, становились настоящими героями. Их воспитала война. Они сейчас стали ветеранами — дети войны. А память хранит всё в сердце. Есть в нашем селе и священные для жителей места, памятник – Скорбящей Матери. Воздвигнут он в память павшим воинам-односельчанам в годы ВОВ.  Долгие годы застывшая в печали мать, провожающая на Великую Отечественную войну своего сына, символизирует для жителей поселка величие подвига земляков и их вклад в победу нашей страны над фашизмом. Памятник был возведен весной 1995 года. 

        Группа ребят «Память» расскажет нам, что пришлось пережить тем девчонками и мальчишкам в те страшные годы войны.

Ученик 1 Июнь. Клонился к вечеру закат, 

 И теплой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь! Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров домой шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

Ученик 2:Война прошлась по детским судьбам грозно, 

 Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…

Ученик 3: В огне войны сгорело детство,

Но не прошло бесследно, нет,

И носим мы в себе наследство –

И боль, и радость грозных лет…

Ученик4:  Мы дети войны. Нам с пелёнок досталось познать беспределы невзгод.

Был голод. Был холод. Ночами не спалось. От гари чернел небосвод.

От взрывов и плача земля содрогалась. Не знали мы детских забав.

А сколько отрочеству горя досталось… Девчонки, солдатками став,

Просились на фронт и без страха сражались, держа налегке автомат.

Победа руками девчонок ковалась. Их воля не знала преград.

Ученик 5:

Ночами стояли на вахтах заводов. Им был по плечу всякий труд.

Красу их девичью щадила природа. И не было праздных минут.

Влюблялись они. Их мальчишки любили. Была их любовь родником.

Из чаши любви чистоту они пили. Глаза зажигались огнём.

Нутром оставались они недотроги. И рвались их души в полёт.

Их гнали фашисты по пыльным дорогам. И в рабство везли их, как скот.

Ученик 6

Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
"Кусочек хлеба- это очень мало,
Но крошечка достанется тебе..."

Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля.
"Была семья, был дом... Теперь остались
Совсем одни на свете - ты и я..."

... А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом...

"Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят..."

Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне...
И выбежала из дому девчонка:
"Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!.."

... Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна...
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!..

Танец: «Дети войны»

Учитель: Спасибо, ребята! Да, есть у каждого людского поселения своя история. Одна – долгая, уходящая в глубину веков. Другая – совсем короткая, ни примечательная. Важно, чтобы каждый из вас от поколения к поколению нёс тепло любви к заветному уголку.

3 группа: «Краеведы»

Учитель:     С чего начинается Родина?

         Родина начинается с уголка, где ты родился и рос, где купался и загорал. С заветной скамейки у ворот родного дома. И, конечно, с города, с села. У каждого из них своё название. Часто ли мы задумываемся, как они возникли?

Голубовка, Синьковка, Красновка,

Белый Ключ, Зелёная Лоза.

Радуга разбилась на осколки,

Расцвела и вспыхнула роса!

На листве, на летних травах лета,

На цветах, названьях деревень…

Был, наверно, тот в душе поэтом,

Кто придумал их в счастливый день!

         Учитель:  А поможет разобраться в этом группа ребят – «Краеведы», которые расскажут об истории возникновения названий некоторых мест на карте Брянской области.

        1.Брянск – это звоны минувших столетий,
           Брянск – это летопись славных побед,
         Брянск – ты хранитель российских наследий,
           Брянск – отчий край, ты надежда и свет.

Город Брянск принадлежит к числу старейших русских городов, история которых тесно связана с охраной и укреплением границ нашей Родины. Его возникновение уходит в далекое прошлое. Брянск был одним из укрепленных пунктов на реке Десне, а земли вокруг Брянска были покрыты непроходимыми дебрями. Отсюда происходило название – Дебрянск от древнерусского слова «дебрь», что означает горный склон, ущелье, поросшее лесом, а позже преобразовалось в современное – Брянск. 

Годом основания Брянска считают – 985 г.

  1. Говорят , что все красивы реки,

Только не на все, ни на одну

Променять я не хочу вовеки

Сквозь леса текущую Десну.

Десна – главная водная артерия нашей области. Имя этой реки уходит в глубину веков. Когда с юга плыли вверх по течению Днепра ладьи с людьми, то они видели справа от себя большую реку. «По правую руку» по–старославянски – «на десна». Отсюда и пошло название – Десна.

Учитель:                                                

Светит на небе луна,
Светит и неги полна.
И притаилась меж звезд.
Путь ее долог. Непрост.
Где-то летучая мышь
Чуть потревожила тишь,
Спит над Госомкой село
ГЛИНИЩЕВО

         

      Наша маленькая родина – село Глинищево.

А в нашем селе живёт замечательный человек, выпускница нашей школы, учитель географии, ветеран труда, поэтесса, Алла Григорьевна Денисова, которая написала очень много стихотворений о нашем селе, о природе. И сегодня, Алла Григорьевна, присутствует на нашем мероприятии. Алла Григорьевна, просим вас пройти и рассказать нам, как появилось название нашего села Глинищева и о своём творчестве стихах.

Вопросы:

  1. Как и когда были написаны первые строки вашего стихотворения.
  2. Ваше любимое стихотворение.

Спасибо, Алла Григорьевна.

4 группа: «Творчество»

Учитель:    Прошли века. Много воды утекло в красавице Десне. Но никогда не иссякают родники творчества народного. Исстари славился наш край своими мастерами – умельцами, традиции которых живы до сих пор. Всё, что сделано ими, до сих пор радует глаз, согревает душу. О народных промыслах и творчестве Брянщины расскажут ребята, группа которых так и называется – «Творчество».

(Под фрагмент рус. нар. мелодии выходят девочка и мальчик в народных костюмах)

Д.:      Разве можно не заметить

Удивительный узор?

Ярких нитей разноцветье

Разукрасило подзор.

Чудо, чудо, чудеса -

Рукотворная краса!

М.:      Ванька – встанька и матрёшка,

Деревянный петушок,

Среднерусское лукошко,

Берестовый туесок.

Чудо, чудо, чудеса -

Рукотворная краса!

Д.:     Сувениры из Брянщины

Славят испокон веков.

Чудо – руки золотые

Славят русских мастеров.

М.:      Мужчины занимались резьбой по дереву, плели лапти, корзины, вырезали необходимые в домашнем хозяйстве ступки, делали деревянные станки для прядения и ткачества, то есть русские мужчины были богаты на выдумку и являлись замечательными мастерами. Сейчас многие эти вещи мы не используем в быту. Но остались игрушки с которыми и сейчас играю дети.

Д.:      Русская женщина испокон века считалась хранительницей домашнего очага, а в свободные зимние вечера занималась творчеством, необходимым для жизни и быта. Она пряла шерсть и лён, ткала скатерти и вышивала рушники и рубахи, плели чудо – кружева. Из толстых льняных и шерстяных ниток пряли половики. Все эти вещи были нами собраны, которые хранятся в семьях наших ребят.

 

Учитель: Давайте совершим экскурсию по нашей экспозиции. В центре находится русский народный костюм. Украшенный затейливым  орнаментом.  Из села Кабаличи к нам прибыли рушники с любовью вышитые умелыми мастерицами. А жители Староселье взяв свои лукошка не раз обходили свои луга и поля в поисках грибов и ягод. Деревня Опахань поддерживала уют в своём доме. В каждом доме можно было увидеть яркие сотканные половики. Практически во всех деревнях изготавливали деревянные игрушки, куклы-обереги. Старались любые предметы украсить различными вышивками, кружевами.

Так же было производство по изготовлению хрусталя, которое и по сей день выпускает свою продукцию – это Дядьковский хрустальный завод.  

М.: Знаменитый Дятьковский хрусталь прославил Брянщину далеко за её пределами. Основным материалом для изготовления стекла служит кварцевый песок, сода, мел, известняк, доломит. Звон стеклу придаёт – свинец. Красителями служат: марганец, хром, медь, золото. Техника изготовления – это прессование с доработкой. Чист он как свежий иней, как воздух над чистой речкой прозрачен.

И нам удалась побывать на этом производстве и увидеть всё своими глазами.

         Русский народ издавна славился не только ремеслами, но и своими песнями и танцами, частушками.

Частушки:

1.Эх, вы люди расступитесь

 Брянские просторы

Заплясали и запели

Русские узоры.

2.Дарим вам свои частушки

Русские народные.

Озорные, боевые,

Плясовые, модные.

3.Золотые чашки, ложки,

Словно солнышко горят.

Трав затейливы узоры

Радость людям всем дарят!

4.Мы игрушки знатные, складные да ладные,

Мы повсюду славимся, мы и вам понравимся!

       (проигрыш)

С лентами да с бантами, да под руку с франтами

Мы гуляем парами, проплываем павами.

М. Проделав данную работу, мы убедились, что наши предки, оставили нам бесценный дар – это свой богатый опыт, искусное мастерство и трудолюбие!

Учитель: Спасибо, ребята!

- Вот и подошла к концу наша встреча. Мы попытались раскрыть красоту просторов, вызвать стремление побывать в столь близких и дорогих сердцу каждого человека местах родного края. Формировать любовь к родной природе, уважительное отношение к истории и культуре своего народа.

 Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в историю родного края»

Открытое занятие по теме «Путешествие в историю родного края» ...

История Брянского края

История Брянского края . Презентация....

Рабочая программа по курсу Брянский край. История родного края 3 класс

Рабочая программа по кружку  «Брянский край. История родного края» для 3-го класса  разработана в соответствии с программой курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядо...

Внеурочная деятельность. Курс Брянский край. Азбука Родного края. 1 класс.

Рабочая программа по предмету внеурочной деятельности «С азбукой по родному краю» составлена в соответствии с  учебным планом, на основе учебного пособия «С Азбукой по родному к...