Методическая мастерская "Игровые технологии как способ повышения мотивации к учению у младших школьников"
методическая разработка

Ложкина Ирина Александровна

Методическая мастерская "Игровые технологии как способ повышения мотивации к учению у младших школьников"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Ложкина Ирина Александровна

 учитель начальных классов

Средней школы № 15

2 слайд Игровые технологии как способ повышения мотивации

к учению у младших школьников

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский)

3 слайд В рамках реализации ФГОС, приоритетной целью современного школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Таким образом, происходит формирование умения учиться. Это становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Инновационный подход к организации обучения — одно из приоритетных направлений усовершенствования предметной методики. Он предполагает создание условий для ценностно-ориентированного воспитания и развития основных сфер личности ученика. Основой для этого является внедрение в практику современных образовательных технологий, активизирующих познавательную деятельность и творческую самостоятельность учащихся.

4 слайд Классификация педагогических игр:

 

1. по области деятельности

Физические

Интеллектуальные

Трудовые

Социальные

Психологические

 

2. по характеру педагогического процесса

Обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие

Познавательные, воспитательные, развивающие

Репродуктивные, продуктивные, творческие

Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические

 

 

3. по игровой методике

Предметные

Сюжетные

Ролевые

Деловые

Имитационные

Драматизации

 

4. по предметной области

Математические, химические, биологические, физические, экологические

Музыкальные, театральные, литературные

Трудовые, технические, производственные

Физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные

Обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие

 

5. по игровой среде

Без предметов – с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности

Компьютерные, телевизионные, ТСО

Технические, со средствами передвижения

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность педагогической игры в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей.

5 слайд В жизни детей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

  • развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативную: освоение диалектики общения;
  • самореализации (в игре как на «полигоне человеческой практики»);
  • терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей.
  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Вместе с тем, игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий или как элемент более обширной технологии; в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

6 слайд Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам.

7, 8 слайды На своих уроках я часто использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-исследование и другие.

9 слайд Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики младших классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь помогают яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк.

10 слайд Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь: “Не навреди!”. Поэтому, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить. И ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Планируя урок, я тщательно продумываю цель, место и способ использования ИКТ.

11 слайд Подводя итог, хочется сказать, что актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

12 слайд В любом возрасте дети любят играть. Правильно подбирая игру или игровой момент, я повышаю у детей мотивацию к учению, а, следовательно, повышается успеваемость. Также, игра помогает детям проявить свои лучшие личностные качества. Всё это влияет на формирование благоприятного микроклимата класса.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.

В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Мл...

Личностно-ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.

В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Мл...

Методические приёмы формирования читательских навыков и повышения мотивации к чтению у младших школьников

В публикации представлены методические приёмы повышения мотивации сознательного чтения, формирования читательских навыков, упражения, способствующие беглому чтению учащихся начальной школы....

Инновационные образовательные технологии как средство повышения мотивации и развития личности младших школьников

Новый ФГОС ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально- экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди кот...

Доклад по теме: «Игровые технологии как способ повышения мотивации к изучению предмета на уроках и во внеурочное время»

В материале дается определение понятию "мотивация" и её уровни. Дается определение понятию "педагогисеские игры" и их классификация....

Доклад по теме: «Игровые технологии как способ повышения мотивации к изучению предмета на уроках и во внеурочное время»

В материале дается определение понятию "мотивация" и ее уровни. Также раскрывается понятие "педагогические игры" и их классификация....

Интерактивные методы, формы и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения, как способ повышения мотивации и познавательной активности младших школьников.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны...