ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК МЕТОД ОЦЕ-НИВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕ-НИЙ УЧАЩЕГОСЯ
статья

Матафонова Наталья Николаевна

В статье речь идет о том, что портфолио является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов. Представлены цели, задачи, оформление портфолио учащегося начальной школы. Описывается модель портфолио, состоящая из пяти разделов: диагностико-мотивационный, проектировочный, презентационный, результативный, аналитический. Статья раскрывает методику ведения портфолио ученика. Предложены критерии оценивания портфолио при переходе в 5 класс.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igu.docx127.15 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 371

ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК МЕТОД ОЦЕНИВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩЕГОСЯ

Матафонова Наталья Николаевна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Северобайкальска,

учитель начальных классов,

РФ, Северобайкальск,

E-mail: Tashenka-88@mail.ru

A PRIMARY SCHOOL  STUDENT PORTFOLIO AS AN ASSESSMENT METHOD OF INDIVIDUAL STUDENT ACHIEVEMENT

Matafonova Natalia

MBEI (Municipal Budgetary Education Institution),

 «Secondary school No. 1»

Severobaykalsk,

Primary school teacher,

 RF, Severobaykalsk,

E-mail: Tashenka-88@mail.ru

В статье речь идет о том, что портфолио является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов. Представлены цели, задачи, оформление портфолио учащегося начальной школы. Описывается модель портфолио, состоящая из пяти разделов: диагностико-мотивационный, проектировочный, презентационный, результативный, аналитический. Статья раскрывает методику ведения портфолио ученика. Предложены критерии оценивания портфолио при переходе в 5 класс.

Ключевые слова: портфолио учащегося;  оформление достижений учеников; рефлексия результатов ребенка; оценивание портфолио; метод оценивания индивидуальных образовательных достижений; средство мотивации личностного развития.

The article is about  portfolio management, that is required for all primary school student.  Goals, objectives, primary school student portfolio design  are presented in the article. A portfolio sample  is described, consisting  of five sections:  motivation, project, presentation, efficiency, analysis. The article concerns the management method  of the student  portfolio. Proposed criteria for portfolio assessment for fifth grade  students.

Keywords: student portfolio; registration of achievements of student; child  introspection results; portfolio assessment; мethod of assessment of individual educational achievement; means of motivating personal development.

В соответствии с ФГОС НОО портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования. Портфолио ученика начальных классов включен как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов.

Общие положения

Портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся, его характеристика, доказательство прогресса в обучении по результатам приложенным усилий, по материализованным продуктам учебно-познавательной дятельности, включая самооценку [2, 22].

Таким образом, из определения понятия становится ясно, что портфолио является сборником информации о младшем школьнике, его работ и результатов.

Достаточно часто возникает спорный вопрос: какого рода слово «портфолио»? Для того, чтобы узнать на него ответ обратимся к словарю.

В русском орфографическом словаре Российской академии наук (отв. ред. В.В.Лопатин) — указан мужской и средний роды (т.е. допустимо говорить как «мое портфолио», так и «мой портфолио») [3, 543].

Цель и задачи портфолио

Цель портфолио - обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном    контексте.

Задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексии;
  • формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.» [2, 23].

Мой девиз по работе с портфолио ребенка: "Интеллектуально-творческий процесс школьника должен быть проанализирован и зафиксирован учащимся".

Оформление портфолио

Как может выглядеть портфолио ученика начальной школы? На данный момент государственного образца нет, поэтому разработка и создание портфолио  - творческий процесс. Однако, следует обратить внимание на то, что необходимо делать акцент на работу с разделами, в которых учащиеся выкладывают свои творческие, интеллектуальные  работы, рефлексию к ним, а не достижения и награды. Такая работа способствует формированию внутренней, а не внешней  учебной мотивации младшего школьника.

Таким образом, создание портфолио – это творческая работа, которая объединяет классного руководителя, учеников и их родителей.

Более подробно хочу остановиться на модели портфолио, которую я разработала и использую со своими учениками. Портфолио состоит из 5 разделов:

1 Раздел. «Диагностико-мотивационный».

2 Раздел. «Проектировочный».

3 Раздел. «Презентационный».

4.Раздел. «Результативный».

5. Раздел. «Аналитический».

Диагностико - мотивационный раздел

В этом разделе находится титульный лист и представляется информация о ребенке, которая раскрывает его познавательный интерес, склонности, особенности, успеваемость. Также в этот раздел кладутся итоговые контрольные, срезы, тесты, диагностики.

Приемы работы классного руководителя, психолога школы:

  • беседа;
  • мониторинг;
  • консультирование;
  • диагностика классным руководителем, психологом школы.

Результат данного раздела портфолио – осознание младшим школьником своих целей, интересов и планов.

Проектировочный раздел

Раздел направлен на то, чтобы ребенок учился проектировать свою предстающую работу. Ребенок собирает информацию для дальнейших проектов, работ.

Проектировочный раздел может включать в себя:

  • любопытные находки, вырезки из журналов, факты, трудности с которыми столкнулся учащийся;
  • статистические материалы;
  • схемы, таблицы, графики, используемые в работе.

На этом этапе ведется поиск новой информации, формулируются темы предстоящих исследований и проектов, выступлений.  Главное вовремя рассмотреть и обработать сложенные в раздел заготовки. Иначе они могут прийти в негодность.

Презентационный раздел

В данный раздел учащиеся кладут свои готовые проекты, рефераты, сообщения, творческие, исследовательские работы, фотоотчеты и т.п.

Результативный раздел

Данный раздел демонстрирует достигнутые результаты  - дипломы, грамоты, сертификаты, возможны также письменные рецензии педагогов, родителей, школьных товарищей, также интересующихся данной темой.

Аналитический раздел

Раздел направлен на то, чтобы младший школьник учился анализировать свои успехи и трудности.

Ученик совместно с педагогом, родителями, а к концу 4 класса самостоятельно проводит рефлексию своих работ.

Остановлюсь на некоторых способах рефлексии, которые использую в работе со своими учащимися.

 «Все у меня в руках».

«Тема работы, конкурса записывается на ладоне- мордашки. Вопросы для проверки результатов работы обозначаются с помощью пальцев:
•Большой палец – содержание;
•Указательный – оформление;
•Средний – полнота;
•Безымянный – без ошибок;
•Мизинец – аккуратность.

Красный цвет обозначает, что ребенку понравилось, как он выполнил работу. Зеленый – он доволен собой, но есть какие-то недочеты. Синий – много над чем еще надо поработать» [4, 27].

https://www.imgonline.com.ua/result_img/imgonline-com-ua-Black-White-d7LNH274OBRfAlIT.jpg

Рис.1. Способ рефлексии «Все у меня в руках»

Незаконченные предложения.

Ребенок берет карточку с незаконченными предложениями, подписывает тему работы и продолжает предложения:

Я узнал(а)…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял(а), что…

Меня удивило…

Теперь я могу…
Я научился (лась)…
У меня получилось …
Я попробую…
Мне захотелось…

Градусник.

Используя данный способ, определяю  эмоциональное состояние ребенка к проекту, исследованию. Ребенок подписывает тему проекта. Чем выше градусы, тем лучше ребенок относится к работе. [1].

Рис.2. Способ рефлексии «Градусник»

Дерево поощрений

На цветочках учащиеся записывают свои личные достижения и прикрепляют их на дерево поощрений.

Рефлексивные карты

Таблица 1

Индивидуальная работа

Тема

Самооценка

Оценка тьютора

Результат

Отл.

Хорошо

Могу лучше

Отлично

Хорошо

Могу лучше

Таблица 2

Групповая (парная) работа

Тема

Самооценка

Оценка группы (партнера)

Оценка учителя

Отл

Хорошо

Могу лучше

Отлично

Хорошо

Может лучше

Отлично

Хорошо

Может лучше

Самоанализ.

В 3 классе начинаю обучать ребят писать самоанализ своих работ, конкурсов.

По окончанию обучения в начальной школе классный руководитель совместно с завучем начальной школы анализируют и оценивают портфолио каждого учащегося. Затем  составляется справка-анализ, которая добавляется в первый раздел портфолио ребенка. На линейке «Прощай, начальная школа» портфолио торжественно вручаются каждому ребенку директором.

Критерии оценивания портфолио учащихся по окончанию начальной школы представлены в таблице.

Таблица 3

Критерии оценивания портфолио при переходе в 5 класс

Раздел

Индикатор

Баллы

Диагностико-мотивационный

- красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, наличие положительных оценок учителя стараний ученика, наличие фото

- 5 баллов - индикатор полностью соответствует требованиям;

- 2 балла - незначительные замечания

 

-итоговые контрольные работы, тесты, диагностики.

-5 баллов – большинство работ выполнено на высоком уровне.

-2 балла – большинство работ выполнено на среднем уровне.

Проектировочный

-наличие подготовительных материалов для будущих проектов, исследований, конкурсов.

- 5 баллов - от 4 и больше подготовительных материалов;

- 3 балла – 2-3 подготовительных материалов;

- 1 балл – менее 2 материалов.

Презентационный

-наличие проектов, творческих, исследовательских работ, фото, сообщений и поручений т.п.

- 5 баллов - наличие фото, поручений, проектов, творческих работ (от 50 и больше)

- 3 балла – наличие фото, поручений, проектов, творческих работ (40-50);

- 1 балл – недостаточная информация, отсутствие фото, сообщений

Результативный

- наличие грамот, сертификатов, дипломов, благодарственных писем и пр.

5 баллов – российский, республиканский уровень;

4 балла – городской уровень;

2 балла – школьный уровень.

1 балл – уровень класса.

Аналитический

- наличие рефлексивных карт, самоанализов и т.д.

- 5 баллов – наличие рефлексивных карт, самоанализов по итогам творческих, исследовательских работ, проектов, конкурсов, поручений и т.д. Выполнены аккуратно и качественно.

- 3 балла- большинство рефлексивных карт, самоанализов выполнено аккуратно и хорошо.

- 1 балл – рефлексия проведена ребенком по незначительной части работ.

Таким образом,  работу младшего школьника с портфолио необходимо выстраивать таким образом, чтобы ученик сам активно участвовал в его формировании. Считаю, что работа с портфолио не должна создавать в детском коллективе дух соперничества, а должна быть направлена на развитие индивидуальных способностей каждого ребенка.

Итак, работа с портфолио ученика начальной школы  - это хороший метод оценивания индивидуальных образовательных достижений учащегося, также средство мотивации личностного развития учащихся.

Литертаура

1. Вакина Л. В. Приемы рефлексии в начальной школе.//Инфоурок.  2015. 25 сентября  [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/priemi-refleksii-v-nachalnoy-shkole-2246822.html (дата обращения: 10.05.19).

2. Голуб Г.Б.Технология портфолио в системе педагогической диагностики: метод. рекомендации для учителя по работе с портфолио проект. деятельности учащихся / Г. Б. Голуб, О. В. Чуракова ; М-во образования и науки Сам. обл., Британ. Совет. - Самара: Профи, 2004. С. 22-25.

3. Русский орфографический словарь. Ок. 200000 слов. /под ред. Лопатина В.В., Ивановой О.Е. 4-е изд., испр. и доп. М., 2013. 896 с.

4. Туринова А.И. Развитие рефлексивного сознания у младших школьников [Текст] / А.И.Туринова // Начальная школа плюс до и после. - 2004. №2.  С.25-28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста (в рамках внедрения ФГОС).

Пезентация. Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста ( в рамках внедрения ФГОС)...

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС

Портфолио - в переводе с французского означает "собрание листов", с итальянского "портфель", с английского - "папка с документами"....

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС НОО .

Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка:— созд...

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС НОО

Портфолио ученика начальной школыкак метод оценивания личностного ростав рамках внедрения ФГОС НОО...

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания индивидуальных образовательных результатов достижений учащегося

Представлена работа о том, что ведение портфолио является обязательным для всех обучающихся начальных классов. Птредставлены цели, задачи, оформление портфолио....

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста

Портфолио – это способ фиксирования достижений ребенка, его успехов и работ. Эта папка является общей характеристикой результатов работы ученика в  начальной школе....