Смысловое чтение и работа с текстом - важнейший метапредметный результат: пути достижения доклад к заседанию РМО начальных классов
учебно-методический материал (3 класс)

Макридичева Надежда Петровна
  • современных условиях реализации ФГОС педагогический коллектив школы понимает важность формирования у обучающихся не только предметных знаний и умений, но и компетенций. Под компетентностью мы понимаем способность и готовность учащихся применять знания на практике. Основам компетентностного подхода к обучению был посвящён педагогический совет 2014 года, о формировании предметных компетенций шла речь на семинаре в октябре 2016 года. На сегодняшний день практически все участники образовательных отношений ощутили важность достижения метапредметных результатов обучения, что немыслимо без формирования читательской компетенции, составляющей фундамент все ключевых компетенций.

 

Заявленная тема педагогического совета не случайна. Существуют объективные и субъективные причины, побудившие педагогов школы вынести рассматриваемый вопрос на педагогический совет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnoy_doklad_.docx337.37 КБ
Файл osnovnoy_doklad_.docx337.37 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «ЖЕМЧУЖНИКОВСКАЯ ООШ»

Смысловое чтение и работа с текстом - важнейший метапредметный результат: пути достижения

доклад к заседанию РМО начальных классов

«Работа с текстом – необходимое условие формирования

компетенций обучающихся»

Учитель начальных классов Макридичева Н.П.

с.Ильинское, 2019г.

Повестка дня

  1. Смысловое чтение и работа с текстом - важнейший метапредметный результат: пути достижения (Каравашкина А.И.)

  1. Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ (Белянинова Н.Б.)

  1. Формирование познавательных УУД через технологи продуктивного чтения

(МурашоваЛ.И.)

  1. Работа с текстом на уроках истории (Шишкина Н.Б.)

Ожидаемые результаты

Знакомство с теоретическими аспектами

Посещение учителями вебинаров, изучение

работы с текстом, научными

статей по теме педсовета

направлениями

Конкретные методические рекомендации по

Учителя будут строить работу на основе

работе с текстом

теории, повысится научно-методический и

методологический уровень уроков

Ссылки на Интернет- ресурсы для

Корректировка педагогами тем

инициации самообразовательной

самообразования, их конкретизация

деятельности по теме педсовета

Примеры уроков с использованием

Внедрение методик работы с текстом в

разнообразных технологий работы с

практику преподавания педагогов школы,

текстом

повышение эффективности обучения

Актуальность темы педагогического совета

«Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение».

Д.С. Лихачев

  • современных условиях реализации ФГОС педагогический коллектив школы понимает важность формирования у обучающихся не только предметных знаний и умений, но и компетенций. Под компетентностью мы понимаем способность и готовность учащихся применять знания на практике. Основам компетентностного подхода к обучению был посвящён педагогический совет 2014 года, о формировании предметных компетенций шла речь на семинаре в октябре 2016 года. На сегодняшний день практически все участники образовательных отношений ощутили важность достижения метапредметных результатов обучения, что немыслимо без формирования читательской компетенции, составляющей фундамент все ключевых компетенций.

Заявленная тема педагогического совета не случайна. Существуют объективные и субъективные причины, побудившие педагогов школы вынести рассматриваемый вопрос на педагогический совет.

Во – первых, данная тема актуально на глобальном уровне. Приведу аргументы. Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых

2

требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки – поставили теоретиков и практиков в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению. Происходит информационный взрыв и вместе с тем информационный кризис. Проявляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Необходимо подготовить учеников к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологиями работы.

Во-вторых, актуальность темы подтверждают ежегодно анализируемые в ОУ результаты итогового сочинения, ЕГЭ и ОГЭ. Ни для кого ни секрет, что задания, требующие осмысленной работы с текстом, грамотного функционального чтения, вызывают затруднения у наших выпускников. Грамотного прочтения требует на сегодняшний день не только учебный материал в процессе подготовки к экзаменационным испытаниям, но

  • сами задания КИМ. Лишь в единичных случаях выпускники демонстрируют освоение предмета на высоком уровне (более 70 баллов), т.е справляются с заданиями второй части, в основе которой лежит работа с текстом. Педагоги школы, у которых работа с текстом приведена в систему, добиваются результатов в данном направлении педагогической деятельности. В рамках сегодняшнего педсовета собственную методическую систему работы по подготовке к ЕГЭ представит Белянинова Н.Б.

В конце прошлого учебного года 4 класс принял участие во всероссийских проверочных работах, где проверялся уровень овладения обучающимися не только предметных, но и метапредметных умений. Проверялись умения, относящиеся к познавательной и информационно- коммуникативной деятельности, которая была представлена: - чтением и пониманием печатного текста; - работой с информацией (поиск и преобразование информации, работа с рисунками, схемами, таблицами, диаграммами).

Согласно результатам тестирования при работе с текстом у учащихся возникали трудности:

в элементарном обосновании высказанного суждения,

нахождении в тексте примеров,доказывающих приведенное утверждение, высказываний, поясняющих смысл неизвестных слов; в формулировании простых оценочных суждений на основе текста.

При работе с информацией были трудности в: работе с «несплошными» текстами, то есть работа с рисунком, таблицей, диаграммой, схемой; преобразовании информации из одного вида в другой, то есть из сплошного текста в таблицу.

Такие результаты ВПР определяют поле деятельности для каждого учителя с целью минимизации рисков снижения качества обучения в более старших классах. Многолетний опыт работы педагогов нашей школы подтверждает, что из-за неумения ученика понимать прочитанное часто возникают учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию. Поэтому одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.

Таким образом, рассматриваемая сегодня тема дает подсказки и ответ на вопрос, как достичь планируемых результатов, закреплённых во ФГОС.

3

  • конце ноября – декабре 2016 года педагоги школы давали открытые уроки, раскрывая свой методический потенциал в плане организации на уроке работы с текстом. Открытые уроки провели:

Ленькова Т.А. – урок английского языка в 7 классе

Жаркова Т.Г. – урок геометрии в 10 классе «Перпендикуляр и наклонная»

Белянинова Н.Б. – урок литературы в 6 классе по теме «Мотив одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова» Перевезенцева Р.А. – урок географии в 8 классе по теме «Моря России»

Архипова Н.А. – урок русского языка в 5 классе по теме «Слово и его лексическое значение» Каравашкина А.И. – урок биологии в 5 классе по теме «Голосеменные растения».

Посещение уроков с их последующим самоанализом и анализом показали, что педагоги владеют отдельными приёмами организации работы с текстом, а обучающиеся способны

  • самостоятельному изучению с помощью учебника какого-либо элемента содержания урока. Приведём примеры. На уроке геометрии (учитель Жаркова Т.Г) десятиклассники самостоятельно изучали свойства перпендикуляра.

Необычно начала урок Архипова Н.А., предложив пятиклассникам оценить правильность написания пар слов: спеши- спиши, черкни-чиркни и т.п. «Чем объяснить такое написание? Может быть, в каком-то случае я ошиблась?» Но пятиклассники не посчитали записи ошибочными, а самостоятельно пришли к выводу о разном лексическом значении слов. В процессе работы со словарной статьёй они узнали о происхождении слов на зимнюю тематику: позёмка, вьюга и др.

На высоком научно-методическом уровне проведён открытый урок Беляниновой Н.Б. Сравнение произведений двух поэтов, установление аналогий между произведениями музыки, живописи, литературы, работа с буклетами – вот далеко не полный перечень приёмов, использованных учителем в целях формирования познавательных УУД. О личностной значимости уроков литературы для шестиклассников свидетельствовало стихотворение ученицы собственного сочинения, являвшегося продолжением стихотворения М.Ю. Лермонтова.

Молодой педагог Ленькова Т.А. ставит перед собой задачу развития у обучающихся умений понимать смысл иностранного текста и успешно добивается её решения. На уроке она предложила семиклассникам в группах проанализировать текст на английском языке и понять, какие правила поведения в природе нарушили туристы. Не каждый опытный педагог отважился бы организовать работу в группах в классе, где уровень учебной мотивации не так высок, как хотелось бы.

Перевезенцева Р.А. качественно организовала деятельность учащихся перед чтением текста, ассоциативный ряд, выстроенный обучающимися органично был дополнен использованием медиа-файлов, что позволило позволило участникам урока побывать на берегу моря:услышать шум прибоя, крики чаек, созерцать морские пейзажи. Результатом работы с текстом явились качественные ответы даже слабо успевающих учащихся.

На уроке биологии по теме «Голосеменные растения» основными задачами работы с текстом были:

- выявить различия между сосной и елью

- научиться видеть в явлениях природы биологические закономерности

4

Решались эти задачи через использование пейзажей великого русского художника И.И.

Шишкина.

Вместе с тем использование различных форм и методов работы с учебным и оригинальным текстами на уроках позволило выделить ряд проблем.

  • деятельности обучающихся

  1. Учащиеся недостаточно владеют навыками и умениями осуществлять поиск необходимой информации, анализировать и обобщать неупорядоченную информацию.

  1. Учащиеся не владеют достаточным умением использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности (в большей степени это касается решения задач на уроках математики, химии, физики)

  1. Учащиеся не владеют достаточным умением осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма).

  1. Учащиеся не владеют достаточным умением извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, исторических. научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам. Не случайно на совещании учителей русского языка и литературы в НИРО в начале текущего учебного года было отмечено, что лучшая подготовка к итоговому сочинению – это качественное прочтение произведения.
  • деятельности педагогов

  1. Урок продолжает оставаться информационным. Знания обучающимся просто сообщаются в готовом виде.

  1. Работа с текстом сводится лишь к поиску прочитанного в учебнике, предтекстовая и послетекстовая деятельность строятся исключительно в форме беседы.

  • этой связи перед педагогами школы встаёт задача выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы учащийся овладел неким комплексом, связывающим воедино знания, умения и действия, развить способность мобилизовать умения в конкретной ситуации, т.е развивать компетенции обучающихся. Как решить эту задачу? В первую очередь уделить внимание обучению грамотному чтению.

Сейчас вашему вниманию я предлагаю небольшой теоретический блок по теме педсовета, поскольку наши педагогические советы являются методическим ресурсом повышения квалификации.

Теоретические аспекты организации работы с текстом Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией, но не главным. С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя.

5

Рассмотрим этапы осмысления текста

Первый этап – собственно восприятие информации, содержащейся в тексте (непосредственное восприятие значений, прием сообщения).

На этом этапе важно понимание значение встречающихся в тексте слов, высказываний, фрагментов. Они служат средством выражения смысла. Для разного контекста он может быть разным. И осмыслить языковые средства текста (т.е. вскрыть их значения) еще не значит понять смысл текста.

Второй этап – понимание (осмысление сообщения через анализ внешней формы).

Понять текст означает:

  • выбрать в словах контекстуально актуализированные значения

  • выявить поверхностный смысл на базе этих значений.

Третий этап – интерпретация. Чтобы разобраться в тексте, требуется активный анализ, сличение элементов текста друг с другом. Мало понять непосредственное значение сообщения в тексте, необходим процесс перехода от текста к выделению того, в чем состоит внутренний смысл – интерпретации. Осознание внутреннего смысла происходит с учетом контекста и мотивации читателя.

Степень и глубина восприятия внутреннего смысла зависит от многих причин, связанных с личностью читателя (они отражены на слайде):

  • эрудированность,

  • уровень образования,
  • интуиция,
  • чуткость к слову,
  • интонации,

  • умение эмоционально переживать,
  • духовная тонкость.

6

Современные технологии работы с текстом

  • методической литературе представлено немало технологий работы с текстом. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Информационно-ценностный подход в обучении чтению А.М. Кушнира Этот подход позволяет решить многие проблемы, с которыми сталкиваются учителя

начальной школы, работающие по традиционной программе обучения чтению.

Как установили ученые, на успеваемость ученика, влияет около 200 факторов. Фактор № 1

  • это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все остальные вместе взятые. И как показывают исследования, младший школьник, чтобы быть компетентным по всем предметам начальной школы и в дальнейшей своей жизни, должен читать 120-150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учеником. Чтение 120-150 слов минуту - это тот диапазон, к которому приспособилось мышление человека и его артикуляционный аппарат.

Технический признак технологии - чтение со «звуковым ориентиром» и слежение глазами за этим ориентиром. Это часто можно встретить в домашних условиях, когда взрослый читает вслух, а ребенок следит по книге. В школе «звуковым ориентиром» служит живой голос учителя или голос диктора, представленный в виде аудиофайла. Современное оснащение учебных кабинетов начальной школы позволяет на сегодняшний день педагогам применять данную технологию.

А.М.Кушнир доказал, что вместе с речедвигательными функциями в чтении участвуют движения глаз. Младший школьник при слабой технике чтения часто возвращается к началу слова, пытаясь прочесть, правильно, или осмыслить прочитанное. В результате формируется устойчивый стереотип обратных движений глаз - регрессия, действующая всю жизнь, исокращающая полезное время чтения. При чтении по технологии Кушнира этой проблемы не возникает. В результате чего возрастает качество чтения про себя.Ребенок, обученный по данному пособию, читает быстрым темпом весь текст, осознает, сопереживает содержанию, использует большой объем дополнительного материала, развитый, умелый. Технология Кушнира эффективна и даёт положительные результаты для качества образования и соответствует требованиям ФГОС. В связи с этим рекомендована для более детального изучения и использования в практике преподавания учителями начальной школы.

  • мировой практике можно выделить интересный опыт реализации различных программ защиты и поддержки чтения в Норвегии, Германии, Великобритании и США, - это страны, в которых на сегодняшний день ситуация с развитием читательского интереса подрастающего поколения выглядит намного лучше, чем в нашей стране. Доказано, что чем раньше начинается приучение ребѐнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима система. Принято считать, что начало этой системы - в семье. Родителям предлагается создать такую

атмосферу, в которой общение с книгой у ребѐнка вызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения. В связи с этим

предлагаю внести в решение педагогического совета создать рабочую группу в составе: воспитатель ДГ Рыбина Т.В., библиотекарь Коробова Е.И., и учителя начальной школы (Мурашова Л.И., Агафонова Е.А., Кишечникова А.В., Кочетова М.И.) по разработке

7

памятки для родителей по формированию читательского интереса у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Продуктивное чтение (Н.Н. Светловская)

Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умениеосознанночитать вслух и про себя тексты учебников, умениеизвлекать информацию из текста. Технология продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на трех этапах работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения

2 этап. Работа с текстом во время чтения

3 этап. Работа с текстом после чтения

Хочу обратить особое внимание на один из основных приёмов работы с текстом во время чтения, который обеспечивает, на мой взгляд,наиболее короткий и доступный «путь к автору» - это диалог с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора. Способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста. ( В этом заключается отличие стратегии от технологии. Первая предоставляет учителю больше свободы и не является сторого регламентированной.

При обучении диалогу с автором необходимо соблюдать такую последовательность действий: научитьребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые; включать творческое воображение учащихся; научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения; помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. Авторы технологии рекомендуют при таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять втексте (в конце предложений) сигналы:

В – вопрос (найди, задай),

О –ответ (ответь на этот вопрос),

  • – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), Как показывает практика применения информационно-ценностного подхода к

обучению чтению А.М. Кушнира, уже к концу 1-го класса ребенок овладевает элементами самостоятельного диалога с автором.

Место смыслового чтения в ФГОС

Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.

Ведущей целью общего образования является развитие мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности учащегося в условиях системно-деятельностного подхода к организации обучения.

8

  • мотивационные ресурсы – это ценностные ориентации, образовательные потребности и интересы, которые определяют мотивы деятельности;

  • операциональные ресурсы включают в себя освоенные универсальные и специальные способы деятельности;

  • когнитивные ресурсы – это, прежде всего, знания, составляющие основу научного представления о мире, предметные умения и навыки.

Развитию мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности соответствуют личностные, метапредметные и предметные результаты образования.

На схеме представлены группы метапредметных результатов, относящихся к смысловому

чтению

Во ФГОС, отражающем социальный заказ современного общества школе, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. В 21 веке проблема чтения привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире.

  • основе основ всех эффективных реформ (например, в Великобритании, Финляндии, и в других успешных образовательных системах) лежит смысловое чтение. А значит, эта стратегия при грамотном и регулярном использовании может повысить эффективность труда учителя.

9

Смысловое чтение (Н.Н. Сметанникова)

  • концепции универсальных учебных действий АсмоловаА.Г. выделены действия смыслового чтения, связанные с:

  • осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

  • определением основной и второстепенной информации;

  • формулированием проблемы и главной идеи текста.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

  • в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

  • в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

  • в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря. /+-+

  • в коммуникативные УУД – диалог с автором текста, умение формулировать вопросы По мнению Н.Н. Сметанниковой, стратегия — это план-программа совместной деятельности, в которой очень много учащийся работает самостоятельно под руководством учителя. В целом насчитывается около ста стратегий чтения, и согласно статистике, около 30- 40 применяется в школе. Право выбора остается за учителем.

Все существующие стратегии чтения можно разделить на три группы:

  • стратегии предтекстовой деятельности;

  • стратегии текстовой деятельности

  • стратегии послетекстовой деятельности

Каждая стратегия реализуется через систему приёмов. Остановлюсь лишь на некоторых из них.

Стратегии предтекстовой деятельности

10

Реализуются через хорошо известные педагогам мозговой штурм, верные – неверные утверждения, перепутанные логические цепочки

С тратегии текстовой деятельности

«Чтение с остановками». Основная цель данной стратегии - управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая ее с содержанием текста.

По результатам исследования Международной ассоциации чтения, проведенного в 2006-2007 году, данная стратегия была признана учителями многих стран одной из самых эффективных в работе со слабочитающими детьми.

Стратегии послетекстовой деятельности

Кубик (ромашка) Блума

Замечательный американский педагог Бенджамин Блум известен как автор известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких стратегий педагогической техники, одна из которых - «Кубик Блума».

На гранях кубика написаны начала вопросов: 🖯 «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».

Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

Так, вопрос, начинающийся со слова «Назови…» нацелен на уровеньрепродукции, т.е. на простое воспроизведение знаний.

Вопросы, начинающиеся со слов «Почему…» соответствуют так называемым процессуальным знаниям. Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определённым предметом или явлением.

Отвечая на вопрос «Объясни…»ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

Задания «Предложи…», «Придумай…», «Поделись…» направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным.

Технология критического мышления

  • стратегиям смыслового чтения относится и технология развития критического мышления, о которой уже шла речь на семинаре в ноябре. Критическое мышление означает процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом возникают ситуации, когда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новым знаниям. Методологические основы критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания: вызов (побуждение), осмысление (реализация), рефлексия (размышление). Технологии развития критического мышления, как и стратегии развития смыслового чтения направлены на формирование вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию.

11

  • нашей школе уже накоплен опыт по работе в режиме технологии критического мышления. Этим занимались учителя Дюдькова А.В., Мурашова Л.И. (она остановится на данной технологии в своём докладе), Перевезенцева Р.А. Например, в рамках темы «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме. Пищеварение» в 8 классе на уроке биологии, Римма Александровна применяет стратегию «Инсерт», которая предполагает чтение учебного текста с карандашом и маркировку текста: V – я это знал/а, «-» - это противоречит моим знаниям, «+» - новые знания, «?» - есть вопрос. Использование технологии чтения с заполнением такой таблицы показывает, что ученики выходят на качественно иной уровень понимания текста. Знания приобретают личностную значимость.

Заключение

Сегодня, когда одним из главных критериев успеха становится доступ к информации, умение эффективно ее переработать, мы, педагоги, особо нуждаемся в развитии тех качеств, которые еще вчера казались естественными и не требующими специального внимания. Именно сейчас умение быстро обучаться и переобучаться в любом возрасте, развитие своих потенциальных и расширение имеющихся способностей, а также формирование навыков стратегиального чтения могут стать залогом успеха не только ученика, но и каждого учителя.

Позвольте зачитать красивую притчу.

«Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка. Человек остановился и велел ребенку подать старику воды и кусок хлеба.

  • Что ты делаешь, старик? – спросил человек.

  • Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание? - Верно! – удивился человек.

  • Так бери с собой мудрость: Если отважился воспитать ребенка, верни его крылатым.

  • Как я это сделаю, если сам не умею летать?

  • А ты попробуй! – сказал старик и закрыл глаза. Прошли годы. Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит: летит ребенок, а за ним – его учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.

  • Я возвращаю ребенка крылатым! – сказал учитель и гордо посмотрел на своего питомца. А старик посмотрел на крылья учителя и произнес: - А меня больше радуют твои крылья…»

Вашему вниманию предлагается видеофрагмент занятия внеурочной деятельности по смысловому чтению в 7 классе (ведёт учитель литературы). Задание группам. « Мозговой штурм». Ценность современных образовательных технологий (стратегий) в их воспроизводимости, транслируемости. Рассмотрим возможность использования представленной стратегии смыслового чтения на других предметах. Предложите тему урока, которую можно было бы изучить в режиме стратегии смыслового чтения.

12

Решение:

  1. Учителям – предметникам изучать технологии работы с текстом в режиме самообразования и шире применять их в практике преподавания.

  1. Рассмотренный вопрос отразить в планах самообразования на 2017/18 учебный год.

  1. Одобрить и распространить накопленный в коллективе опыт по организации работы с текстом

  1. Создать рабочую группу по разработке памятки для родителей по формированию читательского интереса у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

13



Предварительный просмотр:

МКОУ «ЖЕМЧУЖНИКОВСКАЯ ООШ»

Смысловое чтение и работа с текстом - важнейший метапредметный результат: пути достижения

доклад к заседанию РМО начальных классов

«Работа с текстом – необходимое условие формирования

компетенций обучающихся»

Учитель начальных классов Макридичева Н.П.

с.Ильинское, 2019г.

Повестка дня

  1. Смысловое чтение и работа с текстом - важнейший метапредметный результат: пути достижения (Каравашкина А.И.)

  1. Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ (Белянинова Н.Б.)

  1. Формирование познавательных УУД через технологи продуктивного чтения

(МурашоваЛ.И.)

  1. Работа с текстом на уроках истории (Шишкина Н.Б.)

Ожидаемые результаты

Знакомство с теоретическими аспектами

Посещение учителями вебинаров, изучение

работы с текстом, научными

статей по теме педсовета

направлениями

Конкретные методические рекомендации по

Учителя будут строить работу на основе

работе с текстом

теории, повысится научно-методический и

методологический уровень уроков

Ссылки на Интернет- ресурсы для

Корректировка педагогами тем

инициации самообразовательной

самообразования, их конкретизация

деятельности по теме педсовета

Примеры уроков с использованием

Внедрение методик работы с текстом в

разнообразных технологий работы с

практику преподавания педагогов школы,

текстом

повышение эффективности обучения

Актуальность темы педагогического совета

«Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение».

Д.С. Лихачев

  • современных условиях реализации ФГОС педагогический коллектив школы понимает важность формирования у обучающихся не только предметных знаний и умений, но и компетенций. Под компетентностью мы понимаем способность и готовность учащихся применять знания на практике. Основам компетентностного подхода к обучению был посвящён педагогический совет 2014 года, о формировании предметных компетенций шла речь на семинаре в октябре 2016 года. На сегодняшний день практически все участники образовательных отношений ощутили важность достижения метапредметных результатов обучения, что немыслимо без формирования читательской компетенции, составляющей фундамент все ключевых компетенций.

Заявленная тема педагогического совета не случайна. Существуют объективные и субъективные причины, побудившие педагогов школы вынести рассматриваемый вопрос на педагогический совет.

Во – первых, данная тема актуально на глобальном уровне. Приведу аргументы. Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых

2

требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки – поставили теоретиков и практиков в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению. Происходит информационный взрыв и вместе с тем информационный кризис. Проявляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Необходимо подготовить учеников к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологиями работы.

Во-вторых, актуальность темы подтверждают ежегодно анализируемые в ОУ результаты итогового сочинения, ЕГЭ и ОГЭ. Ни для кого ни секрет, что задания, требующие осмысленной работы с текстом, грамотного функционального чтения, вызывают затруднения у наших выпускников. Грамотного прочтения требует на сегодняшний день не только учебный материал в процессе подготовки к экзаменационным испытаниям, но

  • сами задания КИМ. Лишь в единичных случаях выпускники демонстрируют освоение предмета на высоком уровне (более 70 баллов), т.е справляются с заданиями второй части, в основе которой лежит работа с текстом. Педагоги школы, у которых работа с текстом приведена в систему, добиваются результатов в данном направлении педагогической деятельности. В рамках сегодняшнего педсовета собственную методическую систему работы по подготовке к ЕГЭ представит Белянинова Н.Б.

В конце прошлого учебного года 4 класс принял участие во всероссийских проверочных работах, где проверялся уровень овладения обучающимися не только предметных, но и метапредметных умений. Проверялись умения, относящиеся к познавательной и информационно- коммуникативной деятельности, которая была представлена: - чтением и пониманием печатного текста; - работой с информацией (поиск и преобразование информации, работа с рисунками, схемами, таблицами, диаграммами).

Согласно результатам тестирования при работе с текстом у учащихся возникали трудности:

в элементарном обосновании высказанного суждения,

нахождении в тексте примеров,доказывающих приведенное утверждение, высказываний, поясняющих смысл неизвестных слов; в формулировании простых оценочных суждений на основе текста.

При работе с информацией были трудности в: работе с «несплошными» текстами, то есть работа с рисунком, таблицей, диаграммой, схемой; преобразовании информации из одного вида в другой, то есть из сплошного текста в таблицу.

Такие результаты ВПР определяют поле деятельности для каждого учителя с целью минимизации рисков снижения качества обучения в более старших классах. Многолетний опыт работы педагогов нашей школы подтверждает, что из-за неумения ученика понимать прочитанное часто возникают учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию. Поэтому одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.

Таким образом, рассматриваемая сегодня тема дает подсказки и ответ на вопрос, как достичь планируемых результатов, закреплённых во ФГОС.

3

  • конце ноября – декабре 2016 года педагоги школы давали открытые уроки, раскрывая свой методический потенциал в плане организации на уроке работы с текстом. Открытые уроки провели:

Ленькова Т.А. – урок английского языка в 7 классе

Жаркова Т.Г. – урок геометрии в 10 классе «Перпендикуляр и наклонная»

Белянинова Н.Б. – урок литературы в 6 классе по теме «Мотив одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова» Перевезенцева Р.А. – урок географии в 8 классе по теме «Моря России»

Архипова Н.А. – урок русского языка в 5 классе по теме «Слово и его лексическое значение» Каравашкина А.И. – урок биологии в 5 классе по теме «Голосеменные растения».

Посещение уроков с их последующим самоанализом и анализом показали, что педагоги владеют отдельными приёмами организации работы с текстом, а обучающиеся способны

  • самостоятельному изучению с помощью учебника какого-либо элемента содержания урока. Приведём примеры. На уроке геометрии (учитель Жаркова Т.Г) десятиклассники самостоятельно изучали свойства перпендикуляра.

Необычно начала урок Архипова Н.А., предложив пятиклассникам оценить правильность написания пар слов: спеши- спиши, черкни-чиркни и т.п. «Чем объяснить такое написание? Может быть, в каком-то случае я ошиблась?» Но пятиклассники не посчитали записи ошибочными, а самостоятельно пришли к выводу о разном лексическом значении слов. В процессе работы со словарной статьёй они узнали о происхождении слов на зимнюю тематику: позёмка, вьюга и др.

На высоком научно-методическом уровне проведён открытый урок Беляниновой Н.Б. Сравнение произведений двух поэтов, установление аналогий между произведениями музыки, живописи, литературы, работа с буклетами – вот далеко не полный перечень приёмов, использованных учителем в целях формирования познавательных УУД. О личностной значимости уроков литературы для шестиклассников свидетельствовало стихотворение ученицы собственного сочинения, являвшегося продолжением стихотворения М.Ю. Лермонтова.

Молодой педагог Ленькова Т.А. ставит перед собой задачу развития у обучающихся умений понимать смысл иностранного текста и успешно добивается её решения. На уроке она предложила семиклассникам в группах проанализировать текст на английском языке и понять, какие правила поведения в природе нарушили туристы. Не каждый опытный педагог отважился бы организовать работу в группах в классе, где уровень учебной мотивации не так высок, как хотелось бы.

Перевезенцева Р.А. качественно организовала деятельность учащихся перед чтением текста, ассоциативный ряд, выстроенный обучающимися органично был дополнен использованием медиа-файлов, что позволило позволило участникам урока побывать на берегу моря:услышать шум прибоя, крики чаек, созерцать морские пейзажи. Результатом работы с текстом явились качественные ответы даже слабо успевающих учащихся.

На уроке биологии по теме «Голосеменные растения» основными задачами работы с текстом были:

- выявить различия между сосной и елью

- научиться видеть в явлениях природы биологические закономерности

4

Решались эти задачи через использование пейзажей великого русского художника И.И.

Шишкина.

Вместе с тем использование различных форм и методов работы с учебным и оригинальным текстами на уроках позволило выделить ряд проблем.

  • деятельности обучающихся

  1. Учащиеся недостаточно владеют навыками и умениями осуществлять поиск необходимой информации, анализировать и обобщать неупорядоченную информацию.

  1. Учащиеся не владеют достаточным умением использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности (в большей степени это касается решения задач на уроках математики, химии, физики)

  1. Учащиеся не владеют достаточным умением осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма).

  1. Учащиеся не владеют достаточным умением извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, исторических. научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам. Не случайно на совещании учителей русского языка и литературы в НИРО в начале текущего учебного года было отмечено, что лучшая подготовка к итоговому сочинению – это качественное прочтение произведения.
  • деятельности педагогов

  1. Урок продолжает оставаться информационным. Знания обучающимся просто сообщаются в готовом виде.

  1. Работа с текстом сводится лишь к поиску прочитанного в учебнике, предтекстовая и послетекстовая деятельность строятся исключительно в форме беседы.

  • этой связи перед педагогами школы встаёт задача выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы учащийся овладел неким комплексом, связывающим воедино знания, умения и действия, развить способность мобилизовать умения в конкретной ситуации, т.е развивать компетенции обучающихся. Как решить эту задачу? В первую очередь уделить внимание обучению грамотному чтению.

Сейчас вашему вниманию я предлагаю небольшой теоретический блок по теме педсовета, поскольку наши педагогические советы являются методическим ресурсом повышения квалификации.

Теоретические аспекты организации работы с текстом Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией, но не главным. С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя.

5

Рассмотрим этапы осмысления текста

Первый этап – собственно восприятие информации, содержащейся в тексте (непосредственное восприятие значений, прием сообщения).

На этом этапе важно понимание значение встречающихся в тексте слов, высказываний, фрагментов. Они служат средством выражения смысла. Для разного контекста он может быть разным. И осмыслить языковые средства текста (т.е. вскрыть их значения) еще не значит понять смысл текста.

Второй этап – понимание (осмысление сообщения через анализ внешней формы).

Понять текст означает:

  • выбрать в словах контекстуально актуализированные значения

  • выявить поверхностный смысл на базе этих значений.

Третий этап – интерпретация. Чтобы разобраться в тексте, требуется активный анализ, сличение элементов текста друг с другом. Мало понять непосредственное значение сообщения в тексте, необходим процесс перехода от текста к выделению того, в чем состоит внутренний смысл – интерпретации. Осознание внутреннего смысла происходит с учетом контекста и мотивации читателя.

Степень и глубина восприятия внутреннего смысла зависит от многих причин, связанных с личностью читателя (они отражены на слайде):

  • эрудированность,

  • уровень образования,
  • интуиция,
  • чуткость к слову,
  • интонации,

  • умение эмоционально переживать,
  • духовная тонкость.

6

Современные технологии работы с текстом

  • методической литературе представлено немало технологий работы с текстом. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Информационно-ценностный подход в обучении чтению А.М. Кушнира Этот подход позволяет решить многие проблемы, с которыми сталкиваются учителя

начальной школы, работающие по традиционной программе обучения чтению.

Как установили ученые, на успеваемость ученика, влияет около 200 факторов. Фактор № 1

  • это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все остальные вместе взятые. И как показывают исследования, младший школьник, чтобы быть компетентным по всем предметам начальной школы и в дальнейшей своей жизни, должен читать 120-150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учеником. Чтение 120-150 слов минуту - это тот диапазон, к которому приспособилось мышление человека и его артикуляционный аппарат.

Технический признак технологии - чтение со «звуковым ориентиром» и слежение глазами за этим ориентиром. Это часто можно встретить в домашних условиях, когда взрослый читает вслух, а ребенок следит по книге. В школе «звуковым ориентиром» служит живой голос учителя или голос диктора, представленный в виде аудиофайла. Современное оснащение учебных кабинетов начальной школы позволяет на сегодняшний день педагогам применять данную технологию.

А.М.Кушнир доказал, что вместе с речедвигательными функциями в чтении участвуют движения глаз. Младший школьник при слабой технике чтения часто возвращается к началу слова, пытаясь прочесть, правильно, или осмыслить прочитанное. В результате формируется устойчивый стереотип обратных движений глаз - регрессия, действующая всю жизнь, исокращающая полезное время чтения. При чтении по технологии Кушнира этой проблемы не возникает. В результате чего возрастает качество чтения про себя.Ребенок, обученный по данному пособию, читает быстрым темпом весь текст, осознает, сопереживает содержанию, использует большой объем дополнительного материала, развитый, умелый. Технология Кушнира эффективна и даёт положительные результаты для качества образования и соответствует требованиям ФГОС. В связи с этим рекомендована для более детального изучения и использования в практике преподавания учителями начальной школы.

  • мировой практике можно выделить интересный опыт реализации различных программ защиты и поддержки чтения в Норвегии, Германии, Великобритании и США, - это страны, в которых на сегодняшний день ситуация с развитием читательского интереса подрастающего поколения выглядит намного лучше, чем в нашей стране. Доказано, что чем раньше начинается приучение ребѐнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима система. Принято считать, что начало этой системы - в семье. Родителям предлагается создать такую

атмосферу, в которой общение с книгой у ребѐнка вызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения. В связи с этим

предлагаю внести в решение педагогического совета создать рабочую группу в составе: воспитатель ДГ Рыбина Т.В., библиотекарь Коробова Е.И., и учителя начальной школы (Мурашова Л.И., Агафонова Е.А., Кишечникова А.В., Кочетова М.И.) по разработке

7

памятки для родителей по формированию читательского интереса у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Продуктивное чтение (Н.Н. Светловская)

Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умениеосознанночитать вслух и про себя тексты учебников, умениеизвлекать информацию из текста. Технология продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на трех этапах работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения

2 этап. Работа с текстом во время чтения

3 этап. Работа с текстом после чтения

Хочу обратить особое внимание на один из основных приёмов работы с текстом во время чтения, который обеспечивает, на мой взгляд,наиболее короткий и доступный «путь к автору» - это диалог с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора. Способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста. ( В этом заключается отличие стратегии от технологии. Первая предоставляет учителю больше свободы и не является сторого регламентированной.

При обучении диалогу с автором необходимо соблюдать такую последовательность действий: научитьребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые; включать творческое воображение учащихся; научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения; помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. Авторы технологии рекомендуют при таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять втексте (в конце предложений) сигналы:

В – вопрос (найди, задай),

О –ответ (ответь на этот вопрос),

  • – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), Как показывает практика применения информационно-ценностного подхода к

обучению чтению А.М. Кушнира, уже к концу 1-го класса ребенок овладевает элементами самостоятельного диалога с автором.

Место смыслового чтения в ФГОС

Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.

Ведущей целью общего образования является развитие мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности учащегося в условиях системно-деятельностного подхода к организации обучения.

8

  • мотивационные ресурсы – это ценностные ориентации, образовательные потребности и интересы, которые определяют мотивы деятельности;

  • операциональные ресурсы включают в себя освоенные универсальные и специальные способы деятельности;

  • когнитивные ресурсы – это, прежде всего, знания, составляющие основу научного представления о мире, предметные умения и навыки.

Развитию мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности соответствуют личностные, метапредметные и предметные результаты образования.

На схеме представлены группы метапредметных результатов, относящихся к смысловому

чтению

Во ФГОС, отражающем социальный заказ современного общества школе, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. В 21 веке проблема чтения привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире.

  • основе основ всех эффективных реформ (например, в Великобритании, Финляндии, и в других успешных образовательных системах) лежит смысловое чтение. А значит, эта стратегия при грамотном и регулярном использовании может повысить эффективность труда учителя.

9

Смысловое чтение (Н.Н. Сметанникова)

  • концепции универсальных учебных действий АсмоловаА.Г. выделены действия смыслового чтения, связанные с:

  • осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

  • определением основной и второстепенной информации;

  • формулированием проблемы и главной идеи текста.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

  • в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

  • в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

  • в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря. /+-+

  • в коммуникативные УУД – диалог с автором текста, умение формулировать вопросы По мнению Н.Н. Сметанниковой, стратегия — это план-программа совместной деятельности, в которой очень много учащийся работает самостоятельно под руководством учителя. В целом насчитывается около ста стратегий чтения, и согласно статистике, около 30- 40 применяется в школе. Право выбора остается за учителем.

Все существующие стратегии чтения можно разделить на три группы:

  • стратегии предтекстовой деятельности;

  • стратегии текстовой деятельности

  • стратегии послетекстовой деятельности

Каждая стратегия реализуется через систему приёмов. Остановлюсь лишь на некоторых из них.

Стратегии предтекстовой деятельности

10

Реализуются через хорошо известные педагогам мозговой штурм, верные – неверные утверждения, перепутанные логические цепочки

С тратегии текстовой деятельности

«Чтение с остановками». Основная цель данной стратегии - управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая ее с содержанием текста.

По результатам исследования Международной ассоциации чтения, проведенного в 2006-2007 году, данная стратегия была признана учителями многих стран одной из самых эффективных в работе со слабочитающими детьми.

Стратегии послетекстовой деятельности

Кубик (ромашка) Блума

Замечательный американский педагог Бенджамин Блум известен как автор известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких стратегий педагогической техники, одна из которых - «Кубик Блума».

На гранях кубика написаны начала вопросов: 🖯 «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».

Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

Так, вопрос, начинающийся со слова «Назови…» нацелен на уровеньрепродукции, т.е. на простое воспроизведение знаний.

Вопросы, начинающиеся со слов «Почему…» соответствуют так называемым процессуальным знаниям. Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определённым предметом или явлением.

Отвечая на вопрос «Объясни…»ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

Задания «Предложи…», «Придумай…», «Поделись…» направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным.

Технология критического мышления

  • стратегиям смыслового чтения относится и технология развития критического мышления, о которой уже шла речь на семинаре в ноябре. Критическое мышление означает процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом возникают ситуации, когда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новым знаниям. Методологические основы критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания: вызов (побуждение), осмысление (реализация), рефлексия (размышление). Технологии развития критического мышления, как и стратегии развития смыслового чтения направлены на формирование вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию.

11

  • нашей школе уже накоплен опыт по работе в режиме технологии критического мышления. Этим занимались учителя Дюдькова А.В., Мурашова Л.И. (она остановится на данной технологии в своём докладе), Перевезенцева Р.А. Например, в рамках темы «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме. Пищеварение» в 8 классе на уроке биологии, Римма Александровна применяет стратегию «Инсерт», которая предполагает чтение учебного текста с карандашом и маркировку текста: V – я это знал/а, «-» - это противоречит моим знаниям, «+» - новые знания, «?» - есть вопрос. Использование технологии чтения с заполнением такой таблицы показывает, что ученики выходят на качественно иной уровень понимания текста. Знания приобретают личностную значимость.

Заключение

Сегодня, когда одним из главных критериев успеха становится доступ к информации, умение эффективно ее переработать, мы, педагоги, особо нуждаемся в развитии тех качеств, которые еще вчера казались естественными и не требующими специального внимания. Именно сейчас умение быстро обучаться и переобучаться в любом возрасте, развитие своих потенциальных и расширение имеющихся способностей, а также формирование навыков стратегиального чтения могут стать залогом успеха не только ученика, но и каждого учителя.

Позвольте зачитать красивую притчу.

«Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка. Человек остановился и велел ребенку подать старику воды и кусок хлеба.

  • Что ты делаешь, старик? – спросил человек.

  • Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание? - Верно! – удивился человек.

  • Так бери с собой мудрость: Если отважился воспитать ребенка, верни его крылатым.

  • Как я это сделаю, если сам не умею летать?

  • А ты попробуй! – сказал старик и закрыл глаза. Прошли годы. Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит: летит ребенок, а за ним – его учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.

  • Я возвращаю ребенка крылатым! – сказал учитель и гордо посмотрел на своего питомца. А старик посмотрел на крылья учителя и произнес: - А меня больше радуют твои крылья…»

Вашему вниманию предлагается видеофрагмент занятия внеурочной деятельности по смысловому чтению в 7 классе (ведёт учитель литературы). Задание группам. « Мозговой штурм». Ценность современных образовательных технологий (стратегий) в их воспроизводимости, транслируемости. Рассмотрим возможность использования представленной стратегии смыслового чтения на других предметах. Предложите тему урока, которую можно было бы изучить в режиме стратегии смыслового чтения.

12

Решение:

  1. Учителям – предметникам изучать технологии работы с текстом в режиме самообразования и шире применять их в практике преподавания.

  1. Рассмотренный вопрос отразить в планах самообразования на 2017/18 учебный год.

  1. Одобрить и распространить накопленный в коллективе опыт по организации работы с текстом

  1. Создать рабочую группу по разработке памятки для родителей по формированию читательского интереса у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» в условиях введения ФГОС

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и привить две группы но...

Основы смыслового чтения и работа с текстом 1-4 классы

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Основы смыслового чтения и работа с текстом для 1 – 4  классов...

Мастер класс "Смысловое чтение при работе с текстом"

На мастер классе  идёт ознакомление с эффективными приёмами смыслового чтения на примере работы с текстом,  способствующих  формированию  учебных  универсальных действий....

Основы смыслового чтения и работы с текстом в начальной школе.

В стактье кратко ихложены основные цели и задачи  целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как обще учебного умения;приобщение младших школьников к чтению ...

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...

Доклад Смысловое чтение и работа с текстом

Доклад Смысловое чтение и работа с текстом...