Мастер класс "Смысловое чтение при работе с текстом"
методическая разработка по чтению (4 класс)

На мастер классе  идёт ознакомление с эффективными приёмами смыслового чтения на примере работы с текстом,  способствующих  формированию  учебных  универсальных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx69.84 КБ
Office presentation icon master-klass.ppt1.13 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Смысловое  чтение  при работе  с текстом»

Цель: ознакомление с эффективными приёмами смыслового чтения на примере работы с текстом,  способствующих  формированию  учебных  универсальных действий.

Задачи: содействовать непрерывному профессиональному самообразованию педагогов;

показать практическую значимость использования данных приёмов работы с текстом, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках;

создать условия для активного педагогического взаимодействия

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки  с текстами и  маршрутные  листы.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания по работе с текстом на уроках в начальной школе,; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход мастер-класса

I. Ориентировочно - мотивационный этап

(Слайд)  Ведущий рассказывает притчу:

            Жил-был один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад. Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ю-щей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к монаху местный служащий (судя по всему черт) и кричит: - Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай. Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.

- Сегодня на мастер-классе мы будем работать и в группах, и в парах и индивидуально. Надеюсь, вы также будете помогать друг другу.

А вот еще несколько правил, которых надо придерживаться: (Слайд)

  • обязательное участие каждого в работе;
  • открытость и доброжелательность в общении;
  • чёткое и ясное выражение своих мыслей, чтобы быть полезным для себя и других.

Современный образовательный процесс характеризуется обновлением программ по всем предметам, а также изменением содержания общего среднего образования с учётом практикоориентированной направленности. Содержание образования предполагает в первую очередь формирование ключевых компетенций учащихся, что возможно реализовать средствами компетентностно-ориентированных заданий.

В структуре компетентностно-ориентированных заданий есть такой этап, как работа с источником информации. Обычно эта информация текстовая. Как же разнообразить и активизировать деятельность на данном этапе работы? Как сделать так, чтобы ребёнок не погас на этом сложном и непростом этапе? Задача учителя сделать эту работу интересной и привлекательной для ребёнка, сделать так, чтобы он был активен на этом этапе.

II. Актуализация субъектного опыта

Практически на каждом уроке мы обращаемся к учебнику. Чтобы научить детей работать с книгой, нам надо научить их читать, и читать так, чтобы они понимали прочитанное, чтобы умели извлекать из текста нужную информацию, интерпретировать и оценивать её. Нам необходимо воспитывать грамотного читателя.

-Что такое «смысловое чтение»?

Смысловое чтение – вид чтения, который направлен на понимание читающим смыслового содержания текста.

Смысловое чтение – один из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы общего среднего образования.

Смысловое чтение – универсальное учебное действие.

Цель смыслового чтения: максимально точное и полное понимание содержания текста, всех деталей и практического осмысления извлечённой информации.

- Какие же современные педагогические технологии помогают учителю организовать работу с текстом?

А иллюстрация подтверждает это?» Возникает мотивация к чтению.

Осмысление
· получение новой информации;
· корректировка поставленных учеником целей обучения.

Во время чтения текста  Читаем и ведем диалог с автором: задаем вопросы, прогнозируем ответы. Проверяем себя по тексту, возникает читательская интерпретация.

Рефлексия 
· размышление, рождение нового знания;
· постановка учеником новых целей обучения.

После чтения  Беседуем и уточняем позицию автора.

III. Освоение новых знаний

- Сегодня я вам представлю фрагмент, практическую часть урока «Водоёмы  Пермского  края»  в  4 классе с использованием элементов технологии критического мышления и коуч - инструментов для развития учебно-познавательной компетенции.

- Перед вами маршрутный лист. (Приложение 1)

Задание №1. Прочитайте слова, выделите корень.

Как называются эти слова? Какой корень? (-вод-)

О чём будем говорить на уроке?

Задание №2.  Какие  ассоциации  у  вас  возникли,  связанные  с  водой. Запишите   все понятия, которые вам приходят на ум.

(Слайд)

Задание №3. Посмотрите на слайды. О каком именно источнике пресной воды мы будем говорить? (Озеро Кумикуш). Запишите своё предположение.

Задание №4. Возьмите лист с текстом (Приложение 2), прочитайте . Вставьте пропущенное слово. (Кумикуш). Совпал ли ответ с вашим предположением? Как вы написали это слово? Почему?

Задание №5. Заполните таблицу с опорой на содержание текста. Для этого выберите из текста данные и запишите их в нужный столбик.

Задание №6. Используя информацию из текста, запишите, что такое «Тимшор»?

Задание №7. Запишите факт, который доказывает, что озеро  Кумикуш – крупный водоём.

Задание № 8. Работа в парах. Запишите 1 тонкий и 1 толстый вопрос.

Педагогический приём «Толстый и тонкий вопрос» направлен на формирование умения задавать корректные вопросы и грамотно отвечать на них. Задайте друг другу эти вопросы.

Задание №9.  Запишите ответ:  «Если ты с  родителями  побываешь  на  озере  Кумикуш.. Если  ты нырнёшь в озере на глубину 2 метра, смогут ли понаблюдать твои родители, как ты плаваешь под водой?»   Докажи. Опасно  или  безопасно  купаться  в  таком  водоёме?

Задание №10.  Запишем, как сохранить воду в водоёмах  пермского  края  прозрачной и чистой.

Используется коуч - инструмент «Стратегия Уолта Диснея». (Слайд)

          (Коучинг – это метод управления, консультирования, способ мышления)

          Уолт Дисней – один из признанных гениев ХХ столетия, осуществил в своей жизни гигантское количество проектов,. У Диснея была собственная стратегия творчества, которая помогала ему достигать своих целей! Эта стратегия предназначена для «работы с мечтой».

 hello_html_54947ca7.jpg


В процессе творчества он использовал три роли: роль Мечтателя, роль Реалиста и роль Критика.

         Создавая новый фильм, вначале Уолт Дисней разрешал себе абсолютно свободные фантазии, мог придумывать любые глупости и повороты сюжета, отпускал себя по полной - и в этом состоянии создавал у себя полное видение всего фильма.

         Затем Уолт Дисней подходил к своему плану как реалист. Он взвешивал финансы, время, ресурсы и собирал всю нужную информацию для того, чтобы убедиться, что фильм можно сделать удачно, что мечта может стать реальностью.

       А потом он включал Критика и смотрел на свое творение с точки зрения критически настроенного зрителя: кто где заскучает? не поймет? обидится?

Работа  по  группам

1группа -   Мечтатели      Какие  идеи   вы  выдвинете  по охране воды

2   группа  -   Критики         «+»  и   «-»   данных  идей

3  группа – Реалисты     Какие   идеи    реально    воплотить  в  жизнь

-Я думаю, что такое сочетание приёмов при работе с текстом позволит нам сделать работу с текстом более продуктивной и более интересной для учащихся.

IV.     Этап рефлексии

Синквейн (Слайд)

Работа с текстом

Интересная   Нужная

Понимают Составляют Прогнозируют

Работать с текстом нужно на всех уроках.

Идеальный читатель

Приложение  1

Маршрутный  лист  

Задание 1   Водопад,  подводный,  водичка,  водяной.

Задание 2.

Задание 3.

Задание 5.

Площадь (кв.м)

Длина  береговой  линии

Средняя  глубина

Максимальная  глубина

Дно  озера

Количество  вытекающих  рек

Высота  над  уровнем  моря

Населённые  пункты

Обитатели

Задание 6.  Тимшор – это..

Задание 7.

Задание 8.

Тонкий  вопрос: Кто?  Что?  Когда?      Толстый  вопрос: Почему?  Что,  если… ?

Задание 9.

Задание 10.

 Приложение  2. Текст

   Площадь  ……………………...............................  17, 86 кв. км. Это  второе  по  величине   озеро  Пермского  края.  Расположено  в  юго – западной  части  Чердынского  района,  между  реками  Кама  и  Тимшор,  в  центре  Дикого  болота.  С  севера  на  юг  вытянулось  оно  больше  чем  на  7  км,  а  ширину  около  5  км.  Высота  над  уровнем  моря:  130,7 м.      

            Средняя  глубина:  3м – 3,5 м.  Дно  озера  Кумикуш:  торф  и  растительные  остатки. Подъезды  к  воде  для  выгрузки  плавсредств  -  нет.  В  юго – восточной  части  озера  вытекает  протока  в  озеро  Челвинское.  Населённые  пункты  на  берегу:  деревни  Средние  Ворцева,  Нижние  Ворцева,  Пальники.

            При  сильном  ветре  озеро  бушует,  как  настоящее  море,  плыть  по  нему  в  такую  погоду  опасно.  Максимальная  глубина  озера  достигает 6 м,  но  под  торфяным  дном  чувствуется  ещё  большая  глубина.  Дно  озера  очень  илистое.  Берега  болотистые,  с  чахлыми  елями,  около  них  кустарники,  много  ягод. Озеро  Кумикуш  имеет  неправильную  округлую  форму.  Из – за  илистого  дна   вода  в  нём  темная,  но  чистая.

             В  озере  Кумикуш  водится  окунь,  щука  и  ёрш.  В  утренней  тишине  хорошо  слышно  чавканье  крупной  рыбы  в  прибрежных  зарослях.  Окунь  здесь  очень  разный  по  окраске.  Он  хорошо  ловится  на  блесну. Иногда  попадает  окунь  размером  до  58 – 60 см. Из – за  сильной  заболоченности  и  нехватки  кислорода  на  водоёме,  рыбачить  здесь  можно  только  зимой. Летом  добраться  до  этих  мест сложно,  зимой    можно  это  сделать  по  льду.

               На  озере  гнездятся  гуси,  утки  и  гагары. Из  Тимшера  сюда  переселились   бобры. От  озера  к  речке  Тимшер (Тимшор)  проложена  тропа (5 км)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Работа с текстом и информацией на уроках»

Слайд 2

обязательное участие каждого в работе; открытость и доброжелательность в общении; чёткое и ясное выражение своих мыслей, чтобы быть полезным для себя и других

Слайд 7

Работа с текстом Интересная, Нужная Понимают Составляют Прогнозируют Работать с текстом нужно на всех уроках. Идеальный читатель

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы смыслового чтения и работа с текстом 1-4 классы

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Основы смыслового чтения и работа с текстом для 1 – 4  классов...

Мастер-класс "Смысловое чтение.Приемы работы"

В данной работе приводятся приемы работы над смысловым чтением на примере работы с притчами....

презентация к мастер-классу "Смысловое чтение, приёмы работы с художественным текстом"

пРЕЗЕНТАЦИЯ ДОПОЛНЯЕТ МАСТЕР- КЛАСС ПО ТЕМЕ "СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ"...

презентация к мастер-классу "Смысловое чтение, приёмы работы с художественным текстом"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОПОЛНЯЕТ МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ "СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ"...

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...

Смысловое чтение и работа с текстом - важнейший метапредметный результат: пути достижения доклад к заседанию РМО начальных классов

современных условиях реализации ФГОС педагогический коллектив школы понимает важность формирования у обучающихся не только предметных знаний и умений, но и компетенций. Под компетентностью мы понимаем...