Доклад на тему "Творческий учитель - творческий ученик"
статья

Ольга Валерьевна Ермолина

Доклад для педагогического совета на тему "Творческий учитель - творческий ученик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_uchitel_-_tvorcheskiy_uchenik.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

«ТВОРЧЕСКИЙ УЧИТЕЛЬ –  ТВОРЧЕСКИЙ УЧЕНИК».

                                                     Выполнила: Ермолина О.В.

                                                     учитель начальных классов

  Творческий учитель – творческий ученик.

 

 

        В периодической печати нередко можно встретить утверждение, что школа и ВУЗ готовят своих выпускников к выбору будущей профессии. Тогда можно довести подобное рассуждение до логичного вывода: значительная часть жизни человека уходит лишь на подготовку к жизни, к труду. Можно принципиально не согласиться с этим положением: любой школьник уже в стенах своего учебного заведения живет полноценной самостоятельной жизнью, нередко в значительной мере проявляя свои потенциальные склонности и способности. Задача учителя, преподавателя - создать условия для реализации каждым учеником своих возможностей. Школа - это своеобразная стартовая площадка, откуда ее воспитанники уходят в большую жизнь. И от того, какова будет эта площадка, во многом зависит их будущее. Здесь он учится, учится общению, раскрывается, самореализовывается и самоутверждается.. Здесь формируются наиболее ценные человеческие качества личности . Здесь он овладевает не только знаниями, но и способам добывания новых знаний. Таким образом, в каких условиях будет проходить формирование личности , зависит ее будущее.

             Современный этап развития общества проходит в сложном сплетении социальных, экономических ,экологических и др. процессов, существенно повышающих потребности общества в формировании интеллектуально развитых, творчески мыслящих личностей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы. Самые широкие и глубинные проблемы общественного развития не могут не затрагивать тему творчества, ибо всегда для их решения требуются люди, обладающие оригинальным мышлением.

Поэтому главную задачу образования можно сформулировать так:
максимально обеспечить развитие в каждом человеке его генетических детермированных   (
 Детерминированность (от лат. determinans — определяющий) — определяемость.  Под детерминированностью процессов в мире понимается однозначная предопределённость.Детерминированность в решении какой-либо практической задачи или в алгоритме означает, что способ решения задачи определён однозначно в виде последовательности шагов. На любом шаге не допускаются никакие двусмысленности или неопределённости.)

 способностей, развивать у людей рациональное критическое мышление, вооружать их точными знаниями современной науки, техники и технологии, которые бы позволили добиваться максимального эффекта от их использования в условиях изменяющейся природной ситуации.
       Творческую личность , в которой так нуждается современная общество, можно сформировать только в соответствующей творческой среде, окружающей ученика. Педагог в процессе обучения школьников должен и сам развиваться творчески и развивать учеников
.

 ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ТВОРЧЕСТВО?

В современной психологии существует две точки зрения на творчество.
1. Всякое мышление является творческим (нетворческого мышления нет)
2. творчество определяется как деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Данный критерий применим к оценке труда выдающихся ученых, художников, которые создают, общественно значимые продукты. Но элементы творчества проявляются и у детей в игре, труде, учебной деятельности, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли, инициатива, оригинальность суждений, творческое воображение. Поэтому такой критерий, как общественная значимость продукта деятельности, не совсем подходит для определения творчества.
Мышление всегда носит творческий характер, так как оно направлено на открытие новых знаний. (Например: Там, где нет образца, а ученик сам находит что-то новое, пусть субъективно новое (например, способ решения задачи), то здесь выступает творческое мышление.
В качестве основного критерия творчества часто рассматривается - оригинальность мышления - способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных. Оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений. Оригинальность рождается из преодоления "правильного", очевидного, общепринятого.
Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина мышления (отсутствие скованности, отсутствие стереотипности), подвижность.
Эти все качества характеризуют творческого человека. Противоположными качествами является инертность, шаблонность, стереотипность, поверхностность мышления. Они очень важны в жизни, так как они позволяют быстро решать стандартные задачи. Однако психологическая инерция очень вредит в творчестве и в развитии творческих способностей. В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности.
     

Метод, связанный с самостоятельным поиском и открытиями школьниками тех или иных истин - является метод проблемного обучения. Суть проблемного обучения заключается в следующем. Перед учениками ставят проблему, познавательную задачу, и ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения. Школьники строят гипотезы, аргументируют, рассуждают, доказывают. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.
Развитие творческого мышления при проблемно-диалогическом методе обучения выражается в том, что увеличивается творческая активность детей в форме вопросов. Такое обучение влияет на развитие гибкости мышления детей. Большое значение для развития поисковой активности имеет познавательная деятельность. А это значит потребность в новой информации, в новых впечатлениях, это положительные эмоции радости, интереса. Интерес способствует появлению творчества и инициативы в самостоятельном приобретении знаний.
Развивать творческие способности ребенка - это значит развивать его воображение.
Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других - поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат - уровень приобретенных знаний, умений и навыков.
        В теории и практике обучения вопросу развития творческих способностей уч-ся пока не уделено должного внимания, но понятно одно, что развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача - это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли. Однако в практике школьного обучения в большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие ученика на однозначные ответы, не активизирующие его мыслительной деятельности.
По данным некоторых исследователей лишь 10% задач вызывают сенсорные продуктивные процессы творческого видения, самостоятельного наблюдения, обращения внимания, быстроты охватывания. Среди них и те задачи, которые стимулируют познавательную активность школьников, содержат элементы неизвестности, противоречия, т.е. задачи творческого уровня.
Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Между тем еще немецкий педагог Дистервег (последователь) Песталоцци писал, что больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов одной стороны.
Разумеется, увидеть что-то по новому, не так, как все, и не так, ты видел раньше, - очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся системой познавательных задач, при решении которых у ребят появляется интерес не только к знаниям и к самому процессу поиска. Не надо готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Такой способ индивидуализации ставит детей в неравные условия и делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Американский ученый Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными. Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения в школе. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учит их рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства и т.д. Огромное значение для развития творческих способностей является уровень развития внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления, творческих способностей учащихся и повышает творческо-поисковую активность.


Роль учебных заданий в развитии творческого мышления младших школьников.
Разные виды заданий по-разному влияют на развитие мышления школьников. Творческое мышление предполагает осуществление нешаблонных способов действий, умение ставить новые цели. Например: сформулировать вопрос к содержанию текста, картины, задать дополнительный вопрос к отвечающему ученику. Для формирования гибкости мышления на одном уроке решать задачи и примеры различных типов, причем, обязательно разбирать их и обсуждать особенности решения. При решении новой задачи необходимом сравнивать ее со старыми задачами, выделять в ней новые элементы, которых не было в задачах, решенных раннее. Все это благоприятно сказывается на изменение приемов при решении новых задач. Развитию у учащихся нешаблонного анализа способствуют такие задания, как решение задач с недостающими (или вообще отсутствующими) данными.
С целью развития творческого мышления учителя должны побуждать учащихся и к самостоятельной проверке результатов работы. Ставить перед ним задачи - не сверить свои результаты с ответами учеников, с учебником, со словарем, с образцом учителя, а самостоятельно проверить задачу; кто догадался как надо проверить задачу, какое правило будете использовать при проверке упражнения?
                     Интересный, творческий учитель вызывает интерес и стремление к знаниям у своего воспитанника. Если же учитель не вызывает со стороны ученика положительного к нему отношения, то и творческие успехи и достижения учителя не оставляют никаких следов у этого ученика (даже на уровне учебных достижений). Если в педагогическом коллективе есть талантливый, влюбленный в свое дело преподаватель математики, среди учеников обязательно обнаруживаются способные и талантливые математики. Нет хорошего учителя математики — нет и талантливых учеников; в этом случае тот, кто обладает математическими способностями, никогда не проявит их. Учитель — это первый светоч интеллектуальной жизни...

 

Что значит воспитать творческую личность? Во-первых, создать условия для наиболее полного раскрытия возможностей и способностей каждого ученика, развития его неповторимой индивидуальности. Во-вторых, научить нетрадиционно подходить к решению поставленной проблемы. В-третьих, что, пожалуй, является самым главным, зажечь в глазах детей огонек желания творить, мыслить, делать добро. А осуществить это может по-настоящему творческий педагог, относящийся к званию «Учитель» не только как к профессии, а как к призванию и состоянию души.

 От того доброго, что дает педагог детям, добро рождается в них самих. Если учитель творческий и делится своим потенциалом с учениками, то они заряжаются его энергией.

Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света.

(В.А. Сухомлинский)

Есть жажда творчества,Уменье созидать.

На камень камень класть,Вести леса строений.

Не спать ночей, по суткам голодать,Вставать до звёзд и падать на колени.

Остаться нищим и глухим навек, Идти с собой, с своей эпохой вровень

И пить из тех целебных рек, К которым прикоснулся сам Бетховен.

Брать в руки гипс, склоняться на подрамник,Весь мир вместить в дыхание одно,

Одним мазком весь этот лес и камниЖивыми положить на полотно.

Не дописав,Оставить кисти сыну,

Так передать цвета своей земли,Чтоб век спустя всё так же мяли глину

И лучшего придумать не смогли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад" Творческий ученик. Какой он?"

Был слелан на научно - практической конференции учителей начальной школы ,совместно с МГПИ им. М.Е. Евсевьева, кафедрой педагогики и психологии МРИО" Развитие творческого потенциала учащихся посредств...

Выступление на МО по теме "1. Использование нестандартных форм обучения в начальном звене как средство развития творческого потенциала личности учителя и ученика"

Введение  в  школьную  программу  начальных  классов   нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и,  не  отрываясь от пробл...

Творчески работающий учитель - творчески работающий ученик

С раннего детства ребенок воображает придумывает какие-то немыслимые образы, присущие только его сознанию. Творческое воображение переносится на все сферы деятельности: рисование,  труд,...

Творческий отчет учителя начальных классов по теме: "Эффективность урока - стимул к успеху учителя и ученика".

План.1.     Теоретические исследования в области стимулирования с целью повышения эффективности урока.2.     Метод ассоциативного образа на ур...

Статья "ОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ С УЧЕНИКАМИ – ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА"

Общение учителя с учениками таит в себе всегда много неожиданного. Постоянный духовный рост, формирование характера при относительно спокойном развитии в младшем школьном возрасте до резких скачков и ...

Методическая работа. Доклад на педсовете по теме "Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика".

Чтобы эффективность урока была «отличной», надо создать увлекательный урок. Чтобы он приносил пользу, надо знать, в какой клеточке урока что уместно, а что – нет, как соединить привы...

Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах.

Презентация "Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах"....