Статья "ОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ С УЧЕНИКАМИ – ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА"
статья по теме

Общение учителя с учениками таит в себе всегда много неожиданного. Постоянный духовный рост, формирование характера при относительно спокойном развитии в младшем школьном возрасте до резких скачков и срывов в подрастковом не дают учителю возможности самоуспокаиваться даже при видимом благополучном общении с учащимися. Развитие общения с подростками значительно усложняется из-за перепадов их настроения – от легкости и свободы до резкости, раздражительности, ранимости. Все эти перепады настроений с трудом поддаются сиюминутному анализу, но педагог обязан не только их распознавать, но и достаточно умело, тактично управлять настроениями в процессах общения. Он должен уметь в каждом конкретном случае найти единственно правильное направление общения либо для усиления, либо, наоборот, смягчения тех или иных качеств своего ученика. Педагогу нужно своих воспитанников научить управлять своими чувствами, с тем чтобы они могли осознанно воспринимать действительность, трезво оценивать и контролировать себя в общении с другими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_novikovoy.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Общение учителя с учениками – творческое начало воспитательного процесса. 

Новикова М. Н.

Средняя общеобразовательная школа-гимназия №17 г.Актобе

     Общение учителя с учениками таит в себе всегда много неожиданного. Постоянный духовный рост, формирование характера при относительно спокойном развитии в младшем школьном возрасте до резких скачков и срывов в подрастковом не дают учителю возможности самоуспокаиваться даже при видимом благополучном общении с учащимися. Развитие общения с подростками значительно усложняется из-за перепадов их настроения – от легкости и свободы до резкости, раздражительности, ранимости. Все эти перепады настроений с трудом поддаются сиюминутному анализу, но педагог обязан не только их распознавать, но и достаточно умело, тактично управлять настроениями в процессах общения. Он должен уметь в каждом конкретном случае найти единственно правильное направление общения либо для усиления, либо, наоборот, смягчения тех или иных качеств своего ученика. Педагогу нужно своих воспитанников научить управлять своими чувствами, с тем чтобы они могли осознанно воспринимать действительность, трезво оценивать и контролировать себя в общении с другими людьми.

     Перестройка общественных отношений поставила перед учителем новые сложные проблемы. Поведение ребят в школе, на улице, дома, взаимоотношения с учителями, вообще взрослыми стали более свободными, порой даже чересчур раскованными. Свойственная их возрасту горячность, нетерпение, нигилизм подчас, казалось бы, совсем не имеют сдерживающих границ, выплескиваются в совершенно неожиданные для учителя формы поведения, поступков. В этой связи нередко возникают ситуации, при которых, к сожалению, привычные авторитарные, силовые, приемы воздействия не только перестают действовать, инициатива свидетельствует о том, что необходимо помочь им занять свое место в обществе. Поэтому необходимо предельно внимательное, крайне осторожное отношение к сумятице мыслей ученика. Нельзя проигнорировать даже малейшие позывы своих учеников отстоять во что бы то ни стало свою точку зрения. Надо вникнуть в их суждения, в чем-то постараться переубедить ребят, в чем-то помочь разобраться, но в любом случае учитель обязан дать верный выход их инициативе и активности.

     Все дети отзывчивы к добру, ласке, вниманию, им свойственны бурные всплески переживаний: гордость, ревность, стремление быть сильной, необходимой людям личностью. Они легко забывают неприятности, но зато долго помнят успехи. Однако, чем старше ребенок, тем более он склонен прятать свои чувства, стыдится проявлять их, выдавать свою доброту, любовь, нежность. Отсюда – часто напускная грубость, бравада, откровенное пренебрежение к возвышенным и глубоким эмоциям, стремление к самоутверждению любой ценой. Это требует от учителя в общении со своими учениками высокой педагогической культуры, выдержки, такта, а главное, понимания того, что и почему происходит с его воспитанником.

     Общение учителя со своими учениками представляет собой цепочку взаимосвязанных и взаимообусловленных друг с другом, осуществляемых в различных формах (видах) и обстоятельствах, контактов. Особую роль в этой цепочке имеет, конечно, преподаваемый учителем учебный предмет. Любой предмет школьной программы уже содержит определенные основания для воспитательного воздействия, для духовных контактов, обстоятельного обмена мнениями,серьезного разговора о жизни. Однако, для того чтобы содержание урока всегда могло выливаться в запоминающееся и яркое общение учителя с учениками, необходима постоянная работа над качеством преподавания. Качество преподавания имеет особое значение не только в формировании интереса к науке, но и в утверждении авторитета, уважения, любви и доверия к учителю. Для того чтобы наука, которую вы преподаете, постоянно возбуждала интерес ваших учеников, укрепляла бы стремление заниматься ею, необходимо всячески разнообразить формы ее преподнесения на уроках. Пусть это будет, например, лекция и семинар, диспут и пресс-конференция, экскурсия и практическое задание, зачет и конкурс, деловая игра – словом, все, что можно найти в самой жизни, в многообразных формах взаимоотношений людей. Главное, чтобы урок всегда нес в себе творческое начало, был средством заинтересованного общения ученика и учителя. Чем больше инициативы, изобретательности, новаций и меньше застывших однообразных схем в организации общения на уроке, тем скорее и лучше учитель сможет выполнять свою профессиональную задачу. В целях стимулирования интереса к учебному материалу уместно использовать разнообразные игры, диафильмы, слайды, книги – в общем, все то, что оживляет общение на уроке, вызывает удивление, притягивает внимание.          

      Одним  из лучших способов организации активного общения на уроке считается деловая, или ситуационно-ролевая  игра (пресс-конференция, симпозиум, консультация, аукцион). В игре воспроизводится деятельность и отношения, которые складываются в некоторых реальных жизненных ситуациях. Следует иметь в виду, что такие игры необычайно оживляют урок именно как вид общения. В игре осуществляется психическая адаптация учеников друг к другу, что способствует улучшению психологического климата коллектива, помогает формировать одновременно дух состязательности и взаимопомощи, взаимоподдержки. Суть игры состоит в том, что новые знания получаются в результате постоянного диалога, столкновения разных мнений и позиций, взаимной критики предложений, их обоснования и закрепления.

    Важнейшим видом профессионального общения учителя наряду с уроком является внеклассное мероприятие (тематический утренник, вечер, экскурсия, культпоход, классный час и т. д.). Понятно, что эти виды общения никоим образом не должны напоминать урок, иначе школьники будут избегать этих мероприятий, рассматривая их как принудительное продолжение уроков. Воспитательные усилия этих видов общения должны быть «скрыты», их не должны обнаружить учащиеся. С этой целью все эти мероприятия должны стать формами общения самих учащихся, развития их инициативы, творчества, любознательности. Учитель может здесь использовать такие социально-психологические механизмы, стимулирующие общение, как заражение и внушение. Для этого необходимо прежде всего создать соответствующие условия, где могут быть использованы такие приемы, как таинственность, ожидание сюрприза, броское, яркое объявление, продуманная методика подготовки (музыка, плакат или картина, стенгазета, стенд, чаепитие и т. д.), которые оказывают значительное психологическое воздействие. Нужно, чтобы по форме такое мероприятие носило характер импровизации и оставляло место для приятных, веселых неожиданностей. Важно также, чтобы объявленые или ожидаемые сюрпризы имели свое реальное воплощение, иначе в другой раз будет очень сложно что-либо организовать и вызвать у ребят соответствующее к таким мероприятиям отношение. Классный час лучше использовать для разностороннего общения всего коллектива класса. Предоставьте возможность организовать такое общение и выбрать его форму самим ребятам. Ваше же участие и наставничество пусть будут неназойливыми, товарищескими.  

    Индивидуальное общение (школьное или внешкольное) учителя с учениками может быть осуществленно по любому поводу и в различных формах. Наиболее часто практикуемые формы общения: беседа после уроков, задушевный разговор в домашней обстановке, индивидуальная консультация, краткий обмен мнениями во время экскурсии, школьного вечера или какого-либо другого мероприятия. Индивидуальное общение предъявляет весьма высокие требования к учителю, к умению эффективно использовать его различные формы в реализации воспитательных задач. Традиционно индивидуальное общение учителя с учеником сводится к беседе, в которой, наверное, вполне справедливо высказываются претензии и пожелания учителя к тому или иному ученику. Такие беседы, справедливо называемые нотациями, когда некоторые педагоги прибегают к запугиванию (снизить отметку, нажаловаться родителям, директору) чаще всего создают напряженность во взаимоотношениях учителя с учеником, вызывают недоброжелательное отношение к учителю со стороны учеников. Беседа с учеником не обязательно проводится только из-за его плохой успеваемости или дисциплины. Поводов для таких бесед с каждым отдельным учеником очень много. Кстати, для этого совершенно не обязательно оставлять после уроков и вести продолжительные разговоры – достаточно 5 – 7 минут перемены, или совместной дороги из школы, или времени ожидания начала какого-либо мероприятия. Все такие беседы, естественно, преследуют воспитательные цели: закрепить дружеские отношения, пробудить любознательность, вызвать откровенность, интерес друг к другу. Индивидуальная беседа, разговор не должны строиться только по принципу: вопрос – ответ. Необходимо вовлекать ученика в разговор, стремиться сформировать у него потребность высказывать свое мнение.

    Кстати, следует обратить внимание на очевидное нежелание в последнее время детей, подростков идти за советом или вообще с какими-то своими проблемами к учителю. Более того, сейчас уже явно обнаружилась тенденция усиления замкнутости учеников и учителей, их отдаленности друг от друга. Сожаление вызывает не только то, что подростки не тянутся раскрыть свою душу учителю, не стремятся решить свои проблемы с ним, а то, что они нередко видят в учителях своих недругов, испытывают к ним неприязнь, страх.

      Залогом успешной работы общения с учениками, является постоянный объективный и самокритичный анализ своих взаимоотношений с воспитуемыми. Надо постоянно «проигрывать» варианты бесед, встреч, разговоров, искать и находить союзников и реальных помощников в борьбе за душу ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет учителя начальных классов по теме: "Эффективность урока - стимул к успеху учителя и ученика".

План.1.     Теоретические исследования в области стимулирования с целью повышения эффективности урока.2.     Метод ассоциативного образа на ур...

«Роль физкультминуток в учебно-воспитательном процессе для ученика»

Основная задача начальной школы – так организовать учебный процесс, чтобы каждый ребенок, независимо от своих возможностей, мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельно...

Статья "Взаимодействие педагога и членов семьи учеников коррекционной школы 7 вида в рамках воспитательного процесса"

Рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов школы с родителями детей с проблемами в развитии....

Учет типов восприятия учеников в учебно-воспитательном процессе

Задача учителя не просто преподать урок, а сделать так, чтобы ученик воспринял получаемую информацию наиболее понятным ему способом.Сегодня мы поговорим о том, какие типы восприятия бывают, и как пони...

Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах.

Презентация "Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах"....