«Роль физкультминуток в учебно-воспитательном процессе для ученика»
статья по теме

Ларионова Татьяна Николаевна

 

Основная задача начальной школы – так организовать учебный процесс, чтобы каждый ребенок, независимо от своих возможностей, мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельности. Правильно организованный урок дает детям возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx96.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Комитет по народному образованию

Администрации  Солнечногорского района Московской области

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Тимоновская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов

                     

«Роль физкультминуток в учебно-воспитательном процессе для ученика»

        

                                     

                                                                                    Учитель нач. классов

                                                                            Ларионова Т.Н.

г. Солнечногорск–7

2013 г.


       Сегодня, как никогда, остро стоят проблемы снятия утомления школьников в процессе урока и повышения их двигательной активности. Недостаток двигательной активности в нашей стране характерен для большинства городского населения и, особенно, для лиц, занятых умственной деятельностью. К ним относятся не только работники умственного труда, но также школьники и студенты, основной деятельностью которых является учёба.

      Основная задача начальной школы – так организовать учебный процесс, чтобы каждый ребенок, независимо от своих возможностей, мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельности. Правильно организованный урок дает детям возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне.

     Поэтому одним из обязательных условий организации урока являются  физминутки.

Физическая активность учащихся в школе должна быть организована при взаимодополняющем сочетании двух направлений:

• уроков физкультуры и работы спортивных секций во внеурочное время (так называемые большие формы занятий);

• малых форм, вводимых в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения.

         К малым формам относятся: вводная гимнастика до учебных занятий; физкультминутки и физкультпаузы; физические упражнения на удлиненной перемене; микросеансы отдельных упражнений. За счет малых форм физического воспитания можно удовлетворять ежемесячную потребность в движениях и реализовать около 40% суточной нормы двигательной активности.

      Термином «физкультминутка» принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха на уроке.

       Отдых действительно играет огромную роль, поскольку помогает получить новый заряд энергии. В современной школе уже пришли к пониманию правильной организации не только учебной части урока, но и своевременному и правильному восстановлению сил  школьника, особенно школьника младшего возраста.

Можно представить процесс восстановления сил ученика на уроке по следующей схеме:  

Цель: восстановление физических и духовных сил —› Средство достижения цели: физминутки —› Конечный результат: восстановление физических и духовных сил ученика.

На уроках необходимо следить за появлением первых признаков утомления.

О развитии переутомления у школьника свидетельствуют:

1. снижение продуктивности труда: увеличивается число ошибок и время выполнения заданий;

2. ослабление внутреннего торможения: наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;

3. появление чувства усталости.

Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, ориентируясь на то, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление.

Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:

а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;

б) активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;

в) эмоциональную «встряску» учащихся, возможность сбросить накопившийся (например, во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний.

Основные требования к проведению физкультминуток:

- проводятся на начальном этапе утомления (8-я, 13-я, 15-я минуты урока, в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т. д.);

- в 1 классах проводятся 2 физминутки через 15 минут после начала урока и на 25 минуте рабочего времени. В остальных классах начальной школы одна после 20 минут от начала урока.

-подбираются хорошо знакомые детям, простые и занимательные упражнения;

- отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц;

- комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида урока и его содержания;

- необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним а, следовательно, и результативность;

-проводить физкультминутки необходимо в чистом, хорошо проветриваемом и освещенном помещении;

- при выполнении упражнений нужно сохранять правильную осанку и не задерживать дыхание при движениях ;

- продолжительность всего комплекса 2-3 минуты. Комплекс упражнений целесообразно менять каждые 2-3 недели;

- во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около неё, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах и т. д.

-  во время проведения контрольных и некоторых практических уроков (труд, физкультура, ритмика и др.) физкультминутку не проводят;

- обязательное условие эффективного проведения физминуток – положительный эмоциональный тон.

          Любой учитель начальных классов может сказать о важности физкультминутки на уроке, но не все учителя знают способы, как действительно провести интересную и увлекательную физминутку.

Классификация физминуток.

           Физминутки делятся на группы, каждая группа содержит определенные упражнения, направленные на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе урока? На эти вопросы должен ответить учитель, прежде чем предложить детям проведение физминутки.

          Гимнастика до уроков (вводная гимнастика) на протяжении 5-10 минут не заменяет, а дополняет утреннюю гимнастику. Эти упражнения способствуют организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся. Все мы понимаем, как важен настрой на рабочий день.

  1. Танцевальные.

Эти физминутки особо любимы детьми, так как выполняются под веселую детскую музыку, движения произвольные.

  1. Оздоровительные

Оздоровительные физминутки для активизации мыслительной деятельности, с применением точечного массажа.

Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия, принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении.

Мозговая гимнастика

         Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы):

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд.

 Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.

Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

 «Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания):

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

 «Наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

Гимнастика для глаз.

         Физминутки не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Рекомендуемые упражнения:

1. Вертикальные движения глаз вверх-вниз;

2. Горизонтальные вправо-влево;

3. Вращение глазами по часовой стрелке и против;

4. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;

5. На доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломанную). Предлагается глазами « нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

6. Письмо носом.

7. Упражнение  “Сладкий сон” – дети засыпают под счет от 1 до 10 и под обратный счет просыпаются, сопровождая отдых глаз с потягиванием и имитацией засыпания и просыпания. Таким образом, отдыхают не только глаза, но и расслабляется позвоночник, который устает быстрее всего.

8. Растереть ладони, закрыть глаза и положить ладони рук на глаза так, чтобы центр ладони совпадал со зрачками.

          Постараться ощутить тепло, которое выходят из ваших ладоней (1-2мин).

Эти упражнения и массаж можно показывать не только детям, а и взрослым. Если так делать систематически,  то ощутим быстрый результат.

Пальчиковая гимнастика.

Это воздействие на мелкую моторику рук, развитие и коррекция зрительно-моторной координации, пространственно-образного мышления. Сюда можно отнести упражнения:

-  “Ленивые восьмерки” – рисование в воздухе, на листочке, рисуем то правой рукой, то левой, то одновременно двумя руками, начиная от серединной точки.

- “Двойные рисунки”– рисуем двумя руками одинаковые удивительные формы.

- “Постукивание пальчиками” – имитация игры на пианино,

- “Пальчики замерзли”– растираем каждый пальчик в отдельности либо все одновременно.

-“Салютик”– пальчики сжаты в кулачок, резким движением их расправляем, - -“Замочек”, “Здравствуй, пальчик” – большой пальчик левой руки здоровается с большим пальчиком правой руки, с соседними пальчиками, с ладошкой, также указательный, средний, безымянный и мизинчик; письмо букв и цифр в воздухе.

- «Солим капусту»

  1. Ритмические.

В отличие от танцевальных, движения в ритмических физминутках должны быть более четкими, отработанными. Часто ритмические физминутки выполняются под счет.

  1. Общеразвивающие упражнения.

Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

  1. Подвижные игры

Это могут быть игры с мягким мячом. Игра может проходить в виде закрепления изученного материала по аналогии игры “Съедобное – несъедобное”, упражнения на координацию движения.

  1. Двигательно-речевые физминутки.

В эту группу входят дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Это упражнения на чередование звуков, чередование дыхания, длительный вдох и выдох, упражнения “Задуй свечу”, “Надуй шарик”.

Пантомимическая гимнастика.

Связана с подражанием животным, птицам, например: “Петушок гордый, важный; кошка ласковая, она умывается; лиса хитрая, она крадется”…

“Сова” – релаксационное упражнение на снятие напряжения со зрительного аппарата и мышц шеи.

И.п.– захватите и сожмите мышцу левого плеча правой рукой, поверните голову и посмотрите через плечо. Изображаем сову, хлопаем глазками, делаем вдох, на выдохе произносим “ух”.

При выполнении этого упражнения происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, снижение напряжения, расслабление мышц шеи, плечевого пояса, позвоночника, восстановление голосовых связок и снятие утомления со зрительного аппарата.

А также в эту группу относим инсценировку небольших стишков.

Дети коллективно читают небольшие стишки и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон и два – наклон!

Зашумел листвою клен! (Дети показывают и изображают шум листьев)

  1. Дидактические игры с движениями.

-  Игра “Умный светофорик” – красный цвет – дети стоят, желтый – сидят за партой, зеленый – шаг на месте,

- “Зверь-птица-рыба”

Физминутка включает в себя элементы мыслительной деятельности и упражнения, направленные на снятие усталости с определенной группы мышц, например: “Сколько будет 3+2, столько раз присесть, а 9 – 5, столько раз наклонить голову влево…”

  1. Психогимнастика.

- “Энергетическая зевота” – расслабление голосовых связок, имитация зевоты.

-  Чередование веселья и грусти при помощи мимики, выражение различных эмоциональных состояний, упражнение.

Релаксация для снятия напряжения (включается музыка для релаксации).

- Приведу пример урока по УМК «Перспектива» по теме «Мы в семье».

«Ребята, закройте глаза и представьте себе, что в жаркий день, после долгого, утомительного пути по пыльной дороге вы оказались в тени этого дерева. Вы садитесь к его корням, прислоняетесь спиной к крепкому теплому стволу, ветви и листва закрывают вас от палящих лучей и овевают легким ветерком. В ветвях поют птицы. Отдохнули? Теперь сорвите с веток по яблоку. Яблоко утолит ваш голод и жажду, которая так измучила вас в пути. Вы чувствуете благодарность, чувство покоя, отдыха, защищенность. Может быть, придет мысль, что яблоня заботится о вас, как в сказке «Гуси-лебеди» или «Крошечка-Хаврошечка».

       Учитель дает детям возможность некоторое время побыть наедине с музыкой, а затем говорит: «А сейчас я расскажу вам еще об одном дереве, которое есть в жизни каждого человека и частью которого является каждый из нас: и ты, и ты, и ты, и я, и каждый не только в нашем классе, но и во всем мире. Посмотрим на это дерево. Вот это дерево. Оно называется «родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом». Родословное древо — что это значит?

- Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам некоторые приемы проведения физминуток.

Эффективная реализация профилактических и оздоровительных технологий с учащимися в школе возможна только при целенаправленной систематической деятельности педагога. И хотелось бы в конце вспомнить слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий»

Источники информации

  1. Авилова С. А., Калинина Т.В.

Игровые и рифмованные формы физических упражнений

Волгоград: изд. «Учитель», 2008.

  1. Ковалько В.И.

Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер

Москва: изд. «Вако», 2007.

  1. Ежемесячный научно-методический журнал  Министерства образования РФ. «Начальная школа», 2005.№4, №11.
  2. «Начальная школа», 2008 №9.
  3. Богословский В.П., Мейксон Г.Б.

Методические рекомендации по организации занятий физической культурой и спортом в группах продлённого дня

Москва, 1983.

  1. Интернет
  2. Исаева С.А.

Физкультурные минутки в начальной школе

Москва: изд. «Айрис-пресс», 2003.

  1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н.

Дошкольник: обучение и развитие воспитателям и родителям

Ярославль: изд. «Академия развития», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя в учебно-воспитательном процессе

Какая роль умелостьотводится учителю в учебно-воспитатеотном процесе, его педагогическая структура, умелость, мастерство, творчество....

Роль семьи в учебно-воспитательном процессе в рамках ФГОС.

Школа играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения.Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи...

Роль сказки в учебно-воспитательном процессе

Статья. Подготовлена к МО учителей начальных классов....

Роль игры в учебно-воспитательном процессе( из опыта работы воспитателя ГПД) Тип: Статья

Описание:     Закончились уроки, дети, усталые и возбужденные приходят к воспитателю группы продленного дня. Нужно сделать уроки, покормить ребят, погулять с ними, поговорить, наст...

РОЛЬ ИГРЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

РОЛЬ ИГРЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ...

Родительское собрание "Роль семьи в учебно-воспитательном процессе в рамках реализации ФГОС"

Разработка содержит информацию для родителей о требовниях  ФГОС учащихся с интеллектуальными нарушениями, структуре АООП, направлениях внеурочной деятельности, об условиях созданных в школе с цел...

Презентация к родительскому собранию "Роль семьи в формировании мотивации учения". Анализ успеваемости и учебно-воспитательного процесса за I полугодие 2019-2020 учебного года.

Презентация к родительскому собранию. Тема: Роль семьи в формировании мотивации учения.Анализ успеваемости и учебно-воспитательного процесса за I полугодие 2019-2020 учебного года....