Роль учителя в учебно-воспитательном процессе
статья по теме

Какая роль умелостьотводится учителю в учебно-воспитатеотном процесе, его педагогическая структура, умелость, мастерство, творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Статья по теме:

Личность и роль учителя в учебно-воспитательном процессе.

Учитель начальных классов

МОУ СОШ № 92

Рябоваа Людмила Степановна

       Социальная значимость педагогической деятельности предъявляет особые требования к личности  педагога , его интеллектуальному потенциалу и моральному облику. Исторически любая теория обучения и воспитания  обучающихся выдвигает свои собственные требования к личности и деятельности учителя. Так, одним из этапов современного  образования важно  научить не только  известному (определенному) количеству знаний, сколько воспитать желание,  умение приобретать эти знания и пользоваться ими. Это актуальное требование кардинально меняет роль педагога в учебном процессе. От преподавателя  школы сегодня требуется больше, чем быть носителем и «передатчиком» научной информации . Целесообразно стать организатором познавательной активности  обучающихся, их самостоятельной работы,

          Педагогический процесс – это  взаимодействие личностей, то и основным средством воздействия  учителя становится он сам как личность, а не только как специалист, владеющий необходимыми знаниями и умениями.

          Психологический портрет педагога любой учебной дисциплины включает следующие структурные компоненты:

1) индивидуальные качества человека;

2) личностные качества;

3) коммуникативные  качества;

 4) статусно-позиционные;

 5) деятельностные (профессионально-предметные);

 6) внешнеповеденческие показатели.

       В структуре общих педагогических способностей выделяют три группы:

1) личностные способности, связанные с осуществлением воспитательной функции учителя - перцептивные способности, педагогическое воображение, способность саморегуляции психических процессов, эмоциональной сферы и поведения;

2) организационно-коммуникативные  способности, связанные с осуществлением организаторской функции и общением - коммуникативные способности, педагогический такт, организаторские, суггестивные способности;

3)  дидактические способности, связанные с передачей информации обучаемым, формированием у них активного, самостоятельного, творческого мышления  - способность передавать информацию детям, экспрессивно-речевые способности,  распределение внимания.

           Педагогическая умелость — это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе.

         Педагогическое мастерство как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя есть не что иное, как доведенная им до высокой   степени   совершенствования   учебная   и   воспитательная   умелость, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

         Педагогическое творчество характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализацией методов и поисков обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.

         Новаторство — новое в созидательной деятельности людей, деятельность новаторов. Новатор —  вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы идеи, приемы в той или иной деятельности. Это относится и педагогическому новаторству. Оно практически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процессе обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.

        Существуют так же профессионально-обусловленные требования к педагогу, они подразделяются на две группы. В первую входят психологическая, психофизиологическая и физическая готовность, а ко второй относятся научно-теоретическая и практическая компетентность как основа профессионализма.

         Профессиональная готовность учителя определяется соответствием его личностных и профессиональных качеств в профессиограмме, которая объединяет их идеализированный вариант в три взаимосвязанных комплекса: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету.

            Важнейшую роль в деятельности педагога играет его личностная направленность, отраженная в профессиограмме и характеризующая его социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

          Основой всех видов деятельности педагога является его идейная убежденность, определяющая его нравственную основу. Выбор профессии педагога должен, прежде всего, основываться на любви к детям, желании помочь им в самосовершенствовании и самореализации путем открытия для них путей достижения этих целей. Профессиональная направленность учителя выступает в роли стержня, вокруг которого формируются все его профессиональные качества. Важным и неотъемлемым качеством достойного педагога является его самоотверженность, готовность работать вопреки временным и территориальным рамкам, ставя превыше всего свой профессиональный долг.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль физкультминуток в учебно-воспитательном процессе для ученика»

Основная задача начальной школы – так организовать учебный процесс, чтобы каждый ребенок, независимо от своих возможностей, мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельно...

Роль семьи в учебно-воспитательном процессе в рамках ФГОС.

Школа играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения.Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи...

Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий учителем в учебно-воспитательном процессе.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образов...

Роль сказки в учебно-воспитательном процессе

Статья. Подготовлена к МО учителей начальных классов....

Роль игры в учебно-воспитательном процессе( из опыта работы воспитателя ГПД) Тип: Статья

Описание:     Закончились уроки, дети, усталые и возбужденные приходят к воспитателю группы продленного дня. Нужно сделать уроки, покормить ребят, погулять с ними, поговорить, наст...

РОЛЬ ИГРЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

РОЛЬ ИГРЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ...

Родительское собрание "Роль семьи в учебно-воспитательном процессе в рамках реализации ФГОС"

Разработка содержит информацию для родителей о требовниях  ФГОС учащихся с интеллектуальными нарушениями, структуре АООП, направлениях внеурочной деятельности, об условиях созданных в школе с цел...