Роль игры в учебно-воспитательном процессе( из опыта работы воспитателя ГПД) Тип: Статья
статья на тему

Володина Т.Ю.

Описание:     Закончились уроки, дети, усталые и возбужденные приходят к воспитателю группы продленного дня. Нужно сделать уроки, покормить ребят, погулять с ними, поговорить, наставить, научить.

Если дети устали от занятий и им нужна разрядка, если расшалились и их надо успокоить, если надо сделать интересным какое-либо задание, трудовой процесс в этих и во многих других случаях игра может быть незаменимым помощником воспитателя.

Тема моей статьи Игровые технологии в практике работы воспитателя группы продленного дня является актуальной в условиях современной школы. Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным надоевшим.

Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель лучше узнает своих воспитанников их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволяет ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

Игры существуют разные: подвижные, сюжетно-ролевые, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные и др. Все они нужны и по-своему полезны детям, все используются воспитателем в работе.

Игровые технологии формируют в ученике такие качества как: умение организовать себя на самостоятельную деятельность; умение планировать свой труд, контролировать и корректировать свои действия, развивать познавательные интересы и творческие способности; доброжелательные отношения в коллективе, уверенность, чувство уважения и требовательность к себе, терпимость к другим; уважение и любовь к таким общественным ценностям, как Родина, семья, народные традиции; умения и навыки самообслуживающего труда, бережного отношения к результатам труда, к школьному имуществу; интерес к природе, к искусству, к музыке; творческие способности в изобразительной деятельности; выполнение санитарно-гигиенических норм, правил дорожного движения и обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Существует множество игровых технологий позволяющих сформировать вышеперечисленные качества. В данной статье приводится пример лишь некоторых из них.

Сюжетно-ролевые (подражательные) игры - правила в которых существуют неявно. Они в нормах поведения воспроизводимых героев. Сюжетно ролевая (подражательная) игра, учит детей ориентироваться, четко формулировать названия, адекватно реагировать в непредвиденной ситуации; формирует чувство товарищества. Учит элементам этикета, вежливому обращению; отрабатывает различные роли в общении. В игровой ситуации развиваются различные виды памяти и внимания, формируются углубленные знания по основным предметам.

Ролевые игры позволяют ученикам ассоциировать себя с бесчисленным количеством персонажей и определить, что нравится или не нравится в них, что притягивает или отталкивает, раскрыть собственные способности и таланты, а возможно, найти свое призвание.

Дидактические игры. Если во время занятия воспитатель осуществляет так называемое прямое обучение, то в дидактической игре познавательные задачи (например, определение свойства и качества предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться и др.), что и делает дидактическую игру особой формой обучения легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. Дидактические задачи в играх на материале природы могут быть самые разнообразные: закрепление представлений о предметах и явлениях природы; упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т. д.

Подвижные игры. Как показали специальные исследования. 85% времени бодрствования школьники проводят в сидячем положении, а это пагубно сказывается на их здоровье. Подвижные игры - самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода гиподинамии.

Подвижные игры просты в организации, всегда интересны детям и эффективны не только для физического развития, но и социального и интеллектуального, так как многие из них требуют смекалки, скорости реакции, внимательности, выработки стратегии.

Подвижные игры с правилами, как и занятия физкультурой, вырабатывают у детей сосредоточенность внимания при запоминании движений, точность движений и ориентировки в окружающей обстановке, ловкость и скорость движений, умение выполнять движения в одном темпе с коллективом, волевые качества: выдержку, смелость, умение преодолеть трудности, умение не уклоняться от правил, переживать поражение и победу, умение выслушивать замечания и корректировать свои движения. Все это дает основание ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для учебной деятельности, и для полноценной жизни в коллективе.

В заключении следует отметить, что использование игровых методов в обучении формирует у детей такие необходимые для становления учебной деятельности качества, как общее положительное отношение к школе и учебному предмету, желание постоянно расширять свои возможности и способности, строить себя в соответствии с учителем и одноклассниками, осознание способов, самоконтроля и самооценки.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_uchebno.docx15.38 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в учебно-воспитательном процессе( из опыта работы воспитателя ГПД)

Тип:        Статья

Автор:        Володина Татьяна Юрьевна воспитатель ГПД, ГБОУ ЛИЦЕЙ №408

Описание:        Закончились уроки, дети, усталые и возбужденные приходят к воспитателю группы продленного дня. Нужно сделать уроки, покормить ребят, погулять с ними, поговорить, наставить, научить.

Если дети устали от занятий и им нужна разрядка, если расшалились и их надо успокоить, если надо сделать интересным какое-либо задание, трудовой процесс в этих и во многих других случаях игра может быть незаменимым помощником воспитателя.

Тема моей статьи Игровые технологии в практике работы воспитателя группы продленного дня является актуальной в условиях современной школы. Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным надоевшим.

Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель лучше узнает своих воспитанников их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволяет ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

Игры существуют разные: подвижные, сюжетно-ролевые, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные и др. Все они нужны и по-своему полезны детям, все используются воспитателем в работе.

Игровые технологии формируют в ученике такие качества как: умение организовать себя на самостоятельную деятельность; умение планировать свой труд, контролировать и корректировать свои действия, развивать познавательные интересы и творческие способности; доброжелательные отношения в коллективе, уверенность, чувство уважения и требовательность к себе, терпимость к другим; уважение и любовь к таким общественным ценностям, как Родина, семья, народные традиции; умения и навыки самообслуживающего труда, бережного отношения к результатам труда, к школьному имуществу; интерес к природе, к искусству, к музыке; творческие способности в изобразительной деятельности; выполнение санитарно-гигиенических норм, правил дорожного движения и обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Существует множество игровых технологий позволяющих сформировать вышеперечисленные качества. В данной статье приводится пример лишь некоторых из них.

Сюжетно-ролевые (подражательные) игры - правила в которых существуют неявно. Они в нормах поведения воспроизводимых героев. Сюжетно ролевая (подражательная) игра, учит детей ориентироваться, четко формулировать названия, адекватно реагировать в непредвиденной ситуации; формирует чувство товарищества. Учит элементам этикета, вежливому обращению; отрабатывает различные роли в общении. В игровой ситуации развиваются различные виды памяти и внимания, формируются углубленные знания по основным предметам.

Ролевые игры позволяют ученикам ассоциировать себя с бесчисленным количеством персонажей и определить, что нравится или не нравится в них, что притягивает или отталкивает, раскрыть собственные способности и таланты, а возможно, найти свое призвание.

Дидактические игры. Если во время занятия воспитатель осуществляет так называемое прямое обучение, то в дидактической игре познавательные задачи (например, определение свойства и качества предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться и др.), что и делает дидактическую игру особой формой обучения легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. Дидактические задачи в играх на материале природы могут быть самые разнообразные: закрепление представлений о предметах и явлениях природы; упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т. д.

Подвижные игры. Как показали специальные исследования. 85% времени бодрствования школьники проводят в сидячем положении, а это пагубно сказывается на их здоровье. Подвижные игры - самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода гиподинамии.

Подвижные игры просты в организации, всегда интересны детям и эффективны не только для физического развития, но и социального и интеллектуального, так как многие из них требуют смекалки, скорости реакции, внимательности, выработки стратегии.

Подвижные игры с правилами, как и занятия физкультурой, вырабатывают у детей сосредоточенность внимания при запоминании движений, точность движений и ориентировки в окружающей обстановке, ловкость и скорость движений, умение выполнять движения в одном темпе с коллективом, волевые качества: выдержку, смелость, умение преодолеть трудности, умение не уклоняться от правил, переживать поражение и победу, умение выслушивать замечания и корректировать свои движения. Все это дает основание ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для учебной деятельности, и для полноценной жизни в коллективе.

В заключении следует отметить, что использование игровых методов в обучении формирует у детей такие необходимые для становления учебной деятельности качества, как общее положительное отношение к школе и учебному предмету, желание постоянно расширять свои возможности и способности, строить себя в соответствии с учителем и одноклассниками, осознание способов, самоконтроля и самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование природоособразной технологии обучения чтению А.М. Кушнира в учебно-воспитательном процессе (из опыта работы школ Бугульминского муниципального района Республики Татарстан)

Чтение – это труд, и труд тяжелый. Вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал педагогов, так как чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие д...

Роль учителя в учебно-воспитательном процессе

Какая роль умелостьотводится учителю в учебно-воспитатеотном процесе, его педагогическая структура, умелость, мастерство, творчество....

ИКТ в учебно-воспитательном процессе (обобщение опыта работы)

Информационные технологии современны. С их внедрением в образовательный процесс  появляются новые виды учебной деятельности, характерные для современной информационной среды. Являясь универсальны...

РОЛЬ ИГРЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

РОЛЬ ИГРЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ...

Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе (Из опыта работы)

Из опыта работы учителя по современным образовательным технологиям в начальной школе....

Проектная деятельность :роль проектных задач в развитии мышления младших школьников (из опыта работы воспитателя ГПД)

Одним из важных направлений работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...