Доклад «Формирование мотивационной сферы в учебно-воспитательном процессе. Из опыта работы».
статья на тему

Антоненкова Татьяна Леонидовна

Материал предназначен учителям начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование положительной мотивации к учению является сейчас одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена быстрыми  изменениями социально-экономических условий жизни, развитием производственной сферы, требующей высококвалифицированных специалистов. Современные ученики должны усвоить большой объем информации, владеть компьютером, а это возможно только с помощью самостоятельного овладения знаниями. Опыт моей работы показал, что формирование мотивации к учению необходимо начинать с 1 класса. Особенно это актуально для сельских школ. На селе нет детских садов, родители самоустраняются от воспитания детей и сформированность учебной мотивации находится на низком уровне. Первые недели детей привлекает новое положение ученика, новые вещи. Но через несколько недель при столкновении с первыми трудностями у многих малышей пропадает желание идти в школу.

Поэтому учителю начальных классов нужно с первых дней поддержать у малышей желание учиться, создать положительный эмоциональный фон для развития мотивов учения, а потом развивать и формировать положительную мотивацию к учению. Работая много лет с малышами, я убедилась, что только традиционными методами обучения сформировать мотивацию трудно. Именно активизация познавательной деятельности помогает мне поддерживать у учащихся  устойчивый интерес к учебной деятельности, развивает их внутреннюю мотивацию. Я стараюсь так строить процесс обучения, чтобы ученики учились потому, что им хочется учиться, нравится процесс учения, самостоятельного овладения знаниями. Я применяю на уроках различные приемы и методы, вовлекающие детей в разнообразную деятельность, чтобы ребёнок мог думать, рассуждать, сам добывать знания, наблюдая, делать выводы. В своей работе с детьми я ставлю  цель с вытекающими задачами: активизировать познавательную деятельность учащихся с целью формирования положительной мотивации к учению. Для этого:

  • формировать у учащихся умение самостоятельно ставить цели своей деятельности и намечать пути их достижения;
  • обучать способам учебной деятельности;
  • формировать  умение самостоятельно планировать и выполнять учебные действия;
  • обучать приёмам самоконтроля и самооценки;
  • формировать навыки работы в группе;
  • развивать активность и самостоятельность учащихся.

Считаю, что урок должен не только активизировать познавательные способности учащихся, но и ставить их перед ситуацией выбора, самостоятельного принятия решения, что является основой формирования мотивов учения младших школьников. Урок должен зажечь учащихся, вызвать такой интерес к деятельности, чтобы уч-ся испытали огорчение от прозвучавшего звонка.

В своей работе для поддержания  интереса к учению, формирования мотивов учения я использую различные виды наглядных пособий: таблицы, занимательные упражнения, фигурки  литературных героев и сказочных персонажей, чередование видов деятельности, а так же нетрадиционные формы проведения урока. Всё это активизирует деятельность учащихся, развивает  их желание учиться, поддерживает интерес к учебной деятельности, повышает работоспособность.

Наглядность  очень важна для младших школьников, так как воображение у них ещё развито недостаточно. Все наглядные пособия, раздаточный материал я выполняю с помощью компьютера. Делаю её яркой для малышей и более содержательной для ребят 3-4 классов

По возможности вместо иллюстраций животных, растений печатаю фотографии, чтобы дать детям реальное представление об изучаемом объекте.

Многие наглядные пособия придумываю сама. Вместо надоевших цветов-молчанок у нас появились свои «молчанки-клоуны», перфокарты на фигурных карточках. Придуманный мною Цифровичок стал любимцем детей на устном счёте с 1 по 4класс.

Помогает в построении урока и использование занимательного материала. Это ребусы, кроссворды, загадки, правила в стихах.

Но одним из действенных методов формирования п. мотивации у младших школьников является игра. Интерес младших школьников к игре является  важным стимулом учебной деятельности. В игре учащиеся учатся ставить цели и учатся их достижению, у них развивается самооценка, мотивы товарищества и коллективизма, мотивы успеха и самоутверждения, умение преодолевать трудности. Именно в игре  развиваются основные навыки и умения.

Формирование мотивации представляет собой поэтапный процесс и состоит из 3 компонентов: мотивационный, операционный и рефлексивно-оценочный. Расскажу коротко о  работе по формированию мотивации на каждом из этапов.

 На первом этапе учащиеся учатся ставить цели урока, в результате которых появляется мотив деятельности. Особенно важен эмоциональный  настрой учащиеся в начале урока. До урока, наблюдая за учащимися, вижу перемены в настроении детей. Выясняю причины, стараюсь  шуткой, интересной историей отвлечь ребёнка от грустных мыслей, успокоить, если он перевозбуждён. Мои ребята любят выбирать цвет своего настроения. Для этого использую элементы быстрого тестирования Лютера. Знание настроения детей помогает мне корректировать  ход урока.

Следующий этап:  формирование мотива деятельности в результате постановки цели и задач  урока. Младшие школьники не умеют это делать сами, поэтому важно научить их этому с 1 класса. Любая деятельность должна быть целенаправленна. Ученик должен ясно представлять себе результаты деятельности, знать, каким способом этого достичь. Ребёнок только тогда начнёт выполнять работу, когда  поставленные цели будут ему понятны и  внутренне им приняты. Для обучения постановке целей использую учебно-проблемную ситуацию в сочетании с игровыми ситуациями для самых маленьких и  занимательными упражнениями (ребус, кроссворд, элементы игры поле чудес)  для детей постарше. Выполняя предложенное учителем или сказочным персонажем задание, решая создавшуюся проблему,  учащиеся сами учатся ставить цели предстоящей деятельности.

Формирование нового мотива деятельности происходит на основе имеющихся мотивов. Ученик  анализирует, что он умеет и что надо узнать для предстоящей работы, происходит актуализация знаний учащихся, самоанализ своих знаний.

Формирование поставленного мотива и его развитие происходит на основном, втором этапе урока в процессе усвоения содержания нового материала, овладения новыми учебными действиями для его закрепления. На этом этапе я использую различные приёмы и методы активизации познавательной  деятельности учащихся, с целью вызвать интерес к предстоящей деятельности, желание её выполнять с использованием разных способов. Кроме названных ранее приёмов и методов я использую групповую форму работы, дифференцированное обучение, проблемные ситуации.

Создание проблемной ситуации необходимо для формирования положительной мотивации учения. Дело в том, что формирование мотивов происходит в результате учебной деятельности. Но сколько бы ученик ни слышал о необходимости учиться, о важности приобретения знаний,  пока он не столкнётся сам с этой необходимостью в процессе учебной деятельности,  у него не возникнут соответствующие мотивы и не сформируется устойчивая мотивация. Созданная на уроке проблемная ситуация сталкивает уч-ся с трудностями, которые не могут быть решены с помощью уже имеющихся знаний. Ученики убеждаются в необходимости получения новых знаний. По-прежнему ведущим видом деятельности на этом этапе является игра в сочетании с занимательностью и наглядностью. Для формирования мотивации учения и привития интереса к деятельности использую приёмы: «Удивляй», «Привлекательная цель», «Отсроченная отгадка», «Лови ошибку».

Важным моментом в развитии мотивов учения является создание успеха. Только уверенность в своих силах поможет детям успешно самостоятельно овладевать знаниями. Здесь важно поощрение учителя, его положительный  настрой учащихся на работу.

Чтобы произошло становление, укрепление мотива деятельности, важна самооценка и самоанализ своих сил и знаний через решение посильных задач максимальной трудности. Я учу учащихся грамотно анализировать свои успехи и неудачи, объясняя их не только внешними причинами (трудное задание), но и внутренними причинами (своими способностями, приложенными усилиями). Учу анализировать, делать выводы, убеждаю в главном - не отступать перед трудностями.

При формировании адекватной самооценки важно словесное поощрение учителем, оценка труда ученика. Она повышает мотивацию, так как относится к тем усилиям, которые приложил ученик. Всегда сравниваю успехи ученика и его неудачи с собственными успехами и неудачами, а не с успехами его товарищей. Главное, добиваюсь, чтобы  мои ученики видели  свои результаты, своё движение вперёд, свое обогащение знаниями. Они должны четко понимать, чему научились, и что предстоит узнать в предстоящей деятельности.

В первый день прохождения темы я ставлю долговременные цели, которые ориентируют учащихся на конечный результат, что предстоит узнать. Видя результаты своего труда (написал диктант хорошо, потому что научился писать клички животных), дети понимают, что они не просто ходят в школу для кого то, а учатся для себя, совершенствуют свои знания в процессе учебы. У них развивается внутренняя мотивация.

Конечно, невозможно привить интерес к учению только традиционными  формами урока. Я провожу уроки-путешествия, уроки-викторины, уроки-экскурсии, уроки-игры, практические работы. В результате чередования различных видов деятельности, использования игровых ситуаций, учащиеся овладевают  многими умениями и навыками, не испытывая усталости, формируя  при этом учебно-познавательные мотивы.

Для себя считаю важным проанализировать, какими стали дети в процессе развития и воспитания, как влияет активизация познавательной деятельности на мотивы учения у детей. С первого класса слежу за динамикой развития мотивов учения и самовоспитания с тем, чтобы своевременно корректировать свою педагогическую деятельность, свое индивидуальное воздействие на отдельных учащихся. Для этого периодически провожу обследование всех учащихся с целью выявления характера мотивации их учения, установления доминирующего мотива, провожу  анализ состояния учебной деятельности (анализ успеваемости, поведения, посещаемости). Для этого применяю метод наблюдения и индивидуальные беседы с детьми и родителями. В них содержатся прямые и косвенные вопросы о мотивах и целях учения для учащихся, об их интересах и занятиях; о распределении свободного домашнего времени; о причинах перегрузки, если возникли опасения. Результаты наблюдений фиксирую в дневнике учителя  и использую для составления характеристик учащихся. Для того,  чтобы составить более полное  и точное представление о ребятах, их интересах, возможностях и мотивах учения я пользуюсь  различными диагностические методики: методику "Свободных заданий", «Методику прерывания процесса решения задач», методику «Солнце, дождик, тучка», методику «Выявление учебной и игровой мотивации»,« Анкету по оценке уровня школьной мотивации учащихся начальных классов»(автор Лусканова).

Эти и другие приемы активизации познавательной деятельности младших школьников играют важную роль для формирования положительной мотивации учения. Работая с учащимися, я вижу результаты влияния такой работы на детей. К выпускному 4 классу ребята стали самостоятельными и в учебной и во внеурочной деятельности. Значительно увеличился объем работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей. Наличие познавательных мотивов учения активизирует деятельность учащихся; они испытывают стремление к поиску решения учебной задачи. Дети с интересом берутся за решение сложных логических задач, дополнительных заданий. Они легко вступают в диалог, высказывают свою точку зрения, испытывают интерес к тому, что происходит на уроке. Имея внутренний мотив к деятельности, учащиеся с большим вниманием относятся к заданиям учителя, стараются качественно их выполнить. К концу 4 класса многие ученики умеют ставить конечные и промежуточные цели, планировать свою деятельность, владеют разными способами выполнения деятельности, свободно переключаются с одного вида деятельности на другой. У них развита самооценка и самоконтроль на должном их возрасту уровне. Мои ребята с увлечением читают дополнительную литературу и художественные книги, причём этот интерес не угас в среднем звене. Техника чтения у учащихся при выпуске значительно выше нормы. Это сказывается на грамотности письма, на развитии связной речи. Наряду с этим, проводимая работа позволяет не только формировать у учащихся положительные мотивы учения, но и развивать их.  Так,  у детей развиваются познавательные процессы (память, внимание, мышление) и личностные качества (самостоятельность, целеустремленность,  сознательность, активность). Наличие положительной мотивации учения способствует улучшению общего психологического климата в классе: ребята не боятся ошибок, учатся рассуждать, доказывать, высказывать и отстаивать своё мнение. К четвертому классу сформировался дружный деятельный коллектив, который динамично развивается в старших классах. Сформированные в начальных классах положительные мотивы учения помогают им в среднем звене.

Опыт моей педагогической работы и описанные выше результаты дают мне право утверждать, что формирование мотивации учения необходимо проводить с первых дней обучения в школе, так как младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребёнка. В этот период происходит становление мотивации учения.  От уровня сформированности положительной мотивации учения в начальных классах  зависит судьба  учащихся в течение  всего школьного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование природоособразной технологии обучения чтению А.М. Кушнира в учебно-воспитательном процессе (из опыта работы школ Бугульминского муниципального района Республики Татарстан)

Чтение – это труд, и труд тяжелый. Вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал педагогов, так как чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие д...

Формирование мотивационной сферы средствами проектной деятельности.

       Именно мотивация к учению – это та грань личностных качеств, которая способствует осуществлению учебной деятельности учащимся не по принуждению, а из осознания ...

ИКТ в учебно-воспитательном процессе (обобщение опыта работы)

Информационные технологии современны. С их внедрением в образовательный процесс  появляются новые виды учебной деятельности, характерные для современной информационной среды. Являясь универсальны...

Роль игры в учебно-воспитательном процессе( из опыта работы воспитателя ГПД) Тип: Статья

Описание:     Закончились уроки, дети, усталые и возбужденные приходят к воспитателю группы продленного дня. Нужно сделать уроки, покормить ребят, погулять с ними, поговорить, наст...

Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе (Из опыта работы)

Из опыта работы учителя по современным образовательным технологиям в начальной школе....

Формирование мотивационной сферы гигиенического поведения и физического воспитания на занятиях «Уроки здоровья» по внеурочной деятельности в начальной школе

Перед педагогом стоит задача сформировать  мотивационную  сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания на занятиях по внеурочной деятельности «Уроки здоровь...

Доклад: "Современные образовательные технологии в учебно- воспитательном процессе"

Доклад: "Современные образовательные технологии в учебно- воспитательном процессе"...