Формирование мотивационной сферы средствами проектной деятельности.
статья на тему

Юнг Светлана Алексеевна

 

         Именно мотивация к учению – это та грань личностных качеств, которая способствует осуществлению учебной деятельности учащимся не по принуждению, а из осознания важности и необходимости данного процесса, понимания его смысла и значимости для дальнейшего саморазвития, самоутверждения и самореализации в жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Формирование мотивационной сферы средствами    проектной  деятельности.

            Начало XXI века характеризуется бурным развитием всех областей жизнедеятельности человека. В первую очередь – это темпы и объёмы получения и обработки информации, её анализа и практического применения. Таким образом, тот «мир», который ещё вчера был нам известен и в достаточной степени понятен, сегодня становится совсем иным. Постоянно ускоряющаяся переменчивость мира – это то жизненное пространство, в которое попадает современный человек. И он не просто вынужден с этим считаться, но и должен научиться быстро и адекватно на это реагировать. Постоянные изменения жизненного пространства влекут за собой изменения стиля и образа мышления, непрерывное познание нового, а также изменения в характере деятельности, связанной с познанием и преобразованием окружающего мира, общества и себя. Человек, не способный позитивно реагировать на подобные изменения, находится в некоей неопределённости, растерянности, в состоянии пассивного бездействия, которое очень часто приводит к неуспешности и жизненной неудовлетворённости. Подобное состояние может только усугубляться, если отсутствует или не в достаточной степени сформирована мотивационная сфера, связанная с самоутверждением и самореализацией личности в жизни, а также с познавательно- преобразовательной деятельностью.

         Принято рассматривать образование как процесс, направленный на саморазвитие личности учащихся, расширение возможностей компетентного выбора ими жизненного пути. В соответствии с требованиями новой парадигмы образования главной задачей школы является подготовка образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию, обладающую сформированной в достаточной степени мотивацией к самоутверждению. Ключом к решению поставленных задач является формирование и развитие сферы внутренних мотивов учащегося к учебной деятельности в целом.

         Именно мотивация к учению – это та грань личностных качеств, которая способствует осуществлению учебной деятельности учащимся не по принуждению, а из осознания важности и необходимости данного процесса, понимания его смысла и значимости для дальнейшего саморазвития, самоутверждения и самореализации в жизни.

Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Её значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Пути решения этой проблемы искало не одно поколение педагогов, ученых.

Так, по мнению А.К. Марковой, «формировать мотивацию - значит  не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить в такие условия и ситуации развёртывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика».

В свою очередь И.А. Зимняя установила, что учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов, в которую она включена. Учебная мотивация, как и любой другой её вид, системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Так,  в работах  Л.И. Божович и её сотрудников, на материале исследования учебной деятельности школьников отмечалось, что она побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и её выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребёнка занять определённую позицию в системе общественных отношений. Соответственно при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель (мотив), но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека. Рассматривая эту сферу применительно к учению, А.К. Маркова подчёркивает иерархичность её строения. Так, в неё входят: потребность в учении, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющим для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

     Поэтому перед начальной школой стоит увлекательная двуединая и сложная задача: сохранив природную детскую любознательность, направить ее в русло устойчивой, последовательно развивающейся учебно-познавательной деятельности; помочь преобразовать «импульсивный, ситуативный, неустойчивый характер естественной детской любознательности в целостную мотивационную систему личности», обусловленную познавательной активностью. Однако реализация этих задач в школьной практике будет оставаться проблемой до тех пор, пока в массовой школе сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; необходимостью дифференциации образования и единообразием технологий обучения; преобладающим объяснительно- иллюстративным способом  преподавания и деятельностным характером  учения. Сложившуюся практику характеризуют однообразие форм контроля. Слабая обратная связь, однообразие, а иногда и отсутствие средств наглядности, отсутствие элемента новизны, деятельность носит репродуктивный характер, недостаточная коммуникативность обучения. Мы приходим к выводу, что нуждается в изменении стиль обучения.

Одним из важных направлений решения названных проблем являются разработки и внедрение новых педагогических технологий, в частности, проблема, на наш взгляд, может быть решена за счет осуществления принципов личностно- ориентированного образования.

Концепция  модернизации российского образования предусматривает обязательное использование, наряду с традиционными, методов развивающего обучения, и в первую очередь метода проектов. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в самостоятельном освоении школьником методов инновационной деятельности в процессе выполнения проектов. Проектное обучение создаёт условия для творческой самореализации учащихся в познавательной и преобразовательной деятельности повышает мотивацию к учению, утверждая её в качестве смыслообразующего мотива деятельности, способствует развитию интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем в будущей самостоятельной жизни.

Является ли организация проектной деятельности сильным фактором формирования мотивации к учебной деятельности – тот вопрос, на который предстоит найти ответ.

       Проектная деятельность требует от учителя создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний, он становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность.

       Учителю – капитану предстоит работа не из лёгких. В море теоретического материала нужно выбрать оптимальные методы, добавить свои конкретные наработки с учётом психологических возможностей и особенностей младшего школьника.

      Мы начали свою работу совместно с психологом с тестирования учащихся для выявления уровня учебной мотивации. Для диагностики мотивации учения была взята группа прямых методик, предложенных для использования в повседневной работе со школьниками Н.В. Елфимовой (Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция учения у младших школьников. - М.,1991). По результатам  проведённых диагностических процедур дети разделились на 3 группы:

            - с высокой познавательной мотивацией;

            - с познавательной мотивацией, не превышающей среднего уровня;

            - с низкой познавательной мотивацией.

Также для диагностики мотивации учения были использованы данные школьной успеваемости и методика «Лесенка побуждений», которая позволила ранжировать два вида мотивов учения: социальные и познавательные. Результаты, полученные с помощью данных методик, свидетельствовали о доминировании у второклассников познавательных мотивов учения, что и  позволило наметить «стратегию» и «тактику» на корабле.

            Таким образом, начиная со 2-го класса, метод проектов целенаправленно начинаю применять. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование  в процессе обучения на воображение и мышление. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Ученые определили, что одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, узнать что-то новое. Учителю необходимо только вовремя стимулировать эту деятельность.

           Технология выполнения проектов представляет собой чередование следующих этапов проектной деятельности:

1. Исследовательский (подготовительный) этап.

На этом этапе осуществляется поиск проблемной области. Я ставлю перед учащимися проблемы, предлагаю банк проектов, раскрываю требования к проектам, технологию их выполнения и оценивания. Кроме вербальных методов (рассказа, объяснения) на этом этапе использую метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов, метод информационной поддержки (ознакомление учащихся с автоматизированным банком проектов), н-р, кроссворды.

Целесообразно использовать метод мозговой атаки с целью коллективного поиска проблем. Для этого создаю группу «генераторов идей». Группа «генераторов» предлагает проблемы, которые можно решить путем выполнения соответствующих проектов. «Эксперты» проводят экспертизу идей и выбирают наиболее актуальные и интересные из них. Таким образом, создается банк (список)  творческих проектов. Например, сказки, загадки, ребусы и т.д.

На следующем этапе учащиеся осуществляют мини-маркетинговые исследования, выявляют потребности в определенных продуктах или услугах, интеллектуальные возможности себя.

Используя метод информационной поддержки, предоставляю детям книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, рекламные буклеты. Справочники, компьютерные продукты, Интернет и другие источники.

Опираясь на собственные знания и анализ этих источников, каждый школьник формирует для себя конкретную задачу и выбирает тему проекта, или все это делаем коллективно. Затем осуществляем анализ предстоящей деятельности и разрабатываем «Звездочку обдумывания» – схематичное изображение составляющих творческого проекта. С помощью детей разрабатываем алгоритм выполнения творческого задания, включающим основные проблемы его реализации.

        На основе этой работы учащиеся выбирают из многих вариантов выполнения проекта наиболее подходящий  и составляют опорную схему размышлений. На данном этапе используется метод дизайна – анализа, который помогает учащимся выявить форму, размеры, стиль, цветовое решение продукта.

Исследовательский (подготовительный) этап проектной деятельности заканчивается разработкой порядка изготовления спроектированного продукта. В младшей школе – это простое последовательное перечисление выполняемых действий. Я также уточняю критерии проверки и оценки качества творческого продукта.

2. Технологический этап.

На этом этапе происходит непосредственное выполнение работы. Основным методом обучения проектной деятельности выступает метод упражнений, с помощью которого отрабатываются действия и приемы выполнения отдельных операций, исправление допущенных ошибок.

Целесообразно использовать методы информационной поддержки, путем демонстрации готовых проектов.

3. Заключительный этап.

На этом этапе осуществляем корректировку деятельности, контроль, защиту проекта.

Корректировка помогает обнаружить на основе метода сравнения и метода мини – маркетингового исследования, несоответствия с задуманным. Метод мини – маркетингового сравнения можно организовать с помощью следующего алгоритма:

Когда проекты готовы, они допускаются к защите. В ходе защиты учащиеся представляют краткие выступления, отвечают на вопросы жюри и товарищей, делают самооценку проектов.

Чтобы объективно и всесторонне оценить творческую проектную деятельность школьников, целесообразно заполнять оценочные листы проектов по следующей форме:

Оценочный лист проекта

Группа №__

Тема проекта

Этапы выполнения проекта

Оценки

1. Исследовательский (Сбор информации)

2. Работа в группе

3. Защита проекта

Общая оценка

Первая четверть и часть второй четверти второго класса прошла в освоении этапов проектной деятельности. Во второй половине второй четверти мы с ребятами приступили к реализации намеченных проектов. И  «первенцем» стал краткосрочный проект  «Новый год: история, традиции и обычаи».

Результат работы учащихся над проектом предусматривал создание тематического альбома, отражающего разные культурные традиции и обычаи празднования Нового года. Процесс реализации проекта требовал от детей привлечения жизненного опыта, примеров из окружающей действительности, а стремление к выражению своего отношения к окружающему миру явилось источником развития образного мышления, творческой активности.

«На очереди стоит» информационно – творческий проект «Банк игр, способствующих формированию знаний о частях речи». Проект направлен на сбор информации о выше указанных играх с целью их анализа, обобщения и представления для широкой аудитории в виде буклетов. Также создание данного проекта ставит целью развитие коммуникативных, учебных компетенций, формирование мотивации успешности.

Итак, проектное обучение создаёт условия для творческой самореализации учащихся, в познавательной и пребразовательной деятельности повышает мотивацию к учению, способствует развитию интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения,
оценивать результаты. Учащиеся приобретают опыт разрешения реальных
проблем в будущей самостоятельной жизни.
Основываясь на закономерностях
формирования мотивации, можно вывести закономерность формирования
мотивации к учению: мотивация к учению будет тем выше, чем результативней
проектная деятельность влияет на самоутверждение учащихся. Таким образом,
организация проектной деятельности, направленной на самоутверждение
учащихся, является сильным фактором формирования мотивации к учебной
деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция мотивационной сферы у детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

Статья  содержит практические рекомендации по коррекции и развитию мотивационной сферы детей, попавших в трудную жизненную ситуацию....

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

Формирование потребностно-мотивационной сферы личности в учении

Развитие личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с соподчинением мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в других условия...

Формирование мотивационной сферы гигиенического поведения и физического воспитания на занятиях «Уроки здоровья» по внеурочной деятельности в начальной школе

Перед педагогом стоит задача сформировать  мотивационную  сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания на занятиях по внеурочной деятельности «Уроки здоровь...

Межличностное общение как фактор формирования положительной мотивационной сферы учащихся в рамках реализации ФГОС НОО. Смолка Л.В.

Межличностное общение как фактор формирования положительной мотивационной сферы учащихся в рамках реализации ФГОС НОО.Смолка Л.В....

Межличностное общение как фактор формирования положительной мотивационной сферы учащихся.

Межличностное общение как фактор формирования положительной мотивационной сферы учащихся....