Интегрированный урок как средство межпредметного взаимодействия в начальной школе.
статья

Осиновская Алла Анатольевна

Интегрированный урок как средство взаимодействия межпредметных связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannye_uroki.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированные уроки

Ни для кого не секрет, что с приходом ребенка в школу, его жизнь претерпевает значительные изменения. Уже меньше времени на игры, и все больше требований к самодисциплине, к концентрации, к запоминанию различных правил, да и к поведению, в том числе в общении со сверстниками и преподавателем.  

Отдельно следует выделить отношение ребенка к предметам, какие-то ему нравятся, в силу личных предпочтений или более легкому восприятию, а какие-то даются куда сложнее, а потому формируют негативное отношение или полное отвержение. Именно поэтому возникают у детей вопросы «зачем мне этот урок».

Проведение отдельного тематического урока дает лишь ограниченные сведения, связанные только с темой отдельно взятого урока и общей направленностью предмета. Общие современные требования, предъявляемые к проведению учебного процесса, не могут в силу своей общности учитывать подготовленность учеников, объем их знаний, а также характерные особенности отдельно взятых детей класса.

Опираясь на свой опыт, а также опыт своих коллег считаю очень важным процесс формирования у детей межпредметной связи, которая позволяет сформировать у детей уже на начальном этапе взаимосвязи между отдельными частями предмета (урока) с целым явлением, способствует укреплению причинно-следственных связей и позволяет сформировать видение целостного объекта и отношения к нему.  

Предметы школьной системы образования в настоящее время достаточно самостоятельны, и их зачастую слабая взаимосвязь порождает достаточно трудностей в формировании у учеников целостной картины миры, создает фрагментарность в восприятии, и, как следствие, ограниченность в восприятии.

Разделение естественных и гуманитарных наук, к сожалению, в настоящее время не приводит к необходимым результатам, а наоборот снижает интерес у учащихся. Как показывает практика, одни и те же понятия, термины, явления, следствия правил, законов и принципов рассматриваются в рамках различных предметов, тем самым создавая путаницу и противоречия у учеников.

Между тем современная жизнь все настойчивее требует интегрированной информации. За последние годы появился целый ряд специальностей, требующих не только компетенций по специальности, но и знаний в смежных дисциплинах.

В рамках одного изучаемого предмета приводятся лишь дробные части знания о нем, и концентрация внимания на отдельных знаниях не позволяет полностью осмыслить предмет в целом, ограничивая знания о нем.

Окружающий мир не является разрозненными частями целого, именно поэтому детям следует изначально изучать его в его многообразии, в том числе чтобы дать более широкое представление об изучаемом предмете.

Сегодня все дисциплины, как правило, преподаются по единым правилам и методикам и практически не отличаются от предмета к предмету, а учитывая огромный поток информации, поступающий к ученикам, становится важным наличие навыков и умений анализировать, обобщать, систематизировать знания.  

Таким образом, резюмируя, можно отметить, что появление интегрированных уроков обусловлено не только необходимостью, позволяющего облегчить восприятие и к более полному осмыслению изучаемого предмета, пробуждают искренний интерес, повышают мотивацию у учащихся, так как за счет переключения внимания снимается чрезмерное переутомление, формирует навыки к обобщению, к развитию логики, мышлению, причинно-следственных связей, но и способствует научению анализировать гораздо больший объем информации.

Проведение интегрированных уроков занятие достаточно трудоемкое и энергозатратное, так как требует взаимодействия нескольких преподавателей, с обязательным определением «ролей», где участие может быть, как равным, так и с разделением на «ведущего – ассистента», а то и вовсе один из преподавателей может оставаться гостем или наблюдателем. Между тем и для преподавателя начальных классов, который один преподает детям большую часть проведение данного урока требует определенной подготовки и выполнение ряда условий.

Интегрированный урок объединяет знания из различных предметов, таким образом необходимо определить основную цель и содержание блоков из смежных дисциплин.

Основными идеями интегрированных уроков являются создание более глубокого изучения предметной области, определение междисциплинарных взаимосвязей для более целостного восприятия, а также активное участие самих учеников.

Учитывая, что интегрированный урок требует переключения внимания на различные виды деятельности в ходе урока, то следует более тщательно подойти к вопросу определения оптимальной нагрузки у учащихся, тем более, когда речь идет об учениках младших классов. Совокупность знаний по различным предметам предполагает не только предъявление материала учащимся, но и «обратную связь», когда ученики высказывают свое мнение, делятся своим опытом об уже известных им фактах или о вновь полученных. Именно поэтому при проведении интегрированного урока следует более половины времени урока отвести самостоятельности учеников, их творческому проявлению, выражающемуся не только в озвучивании аргументов, но и в подтверждении озвученных ими мнений или знаний.

Не все дисциплины или темы предмета следует интегрировать, но близкие по своему содержанию, вполне допустимы. Следует напомнить, что любой интегрированный урок подразумевает под своей сущностью не только внутрипредметную область, но и межпредметную, однако само по себе включение дисциплин не заменяет их, а является лишь их дополнением.

Так, например, объединение урока русского языка, музыки и изобразительного искусства не заменят каждого отдельного предмета, но могут позволить подготовить детей к написанию сочинения, закрепить отдельные правила написания, обогатить знания детей, в том числе и новыми словами, а также позволит детям учиться самовыражению собственных мыслей, эмоций...

   Что касается частоты проведения таких уроков, то здесь также следует сохранять умеренную частоту, чтобы не потерять ощущение новизны у учащихся и, как следствие, утратить интерес с их стороны.

 Если смотреть различные словари, то суть интеграции остается неизменной и результатом любой интеграции является объединение частей, целостность и единство, благодаря чему выход за рамки одной дисциплины позволяет расширить знания, углубить уже имеющиеся, взглянуть на изучаемый предмет, явление, закон и т.п. с иной точки зрения.

Сейчас, когда наиболее остро стоит проблема отсутствия интереса к учебе, которая чаще всего базируется на отторжении авторитарного режима и бездоказательных заключений, поиск новых решений и методик, как никогда, актуален.

Таким образом преимущества интегрированных уроков очевидны:

  1. Отдельные предметы (или темы предмета) воспринимаются не как отдельные элемент явления или сухие дробленые факты, а как нечто целое, позволяя увидеть многогранность изучаемого, его взаимосвязь с окружающим миром или оказывающим на него влиянием.
  2. Интегрированный урок при его грамотном построении позволяет раскрывать потенциал учащихся. Приводит к формированию таких навыков как сравнение, анализ, обобщение. Способствуют развитию речи и коммуникативных навыков, мышлению и логике, к большей осмысленности.
  3. Проведения интегрированных уроков позволяет удерживать внимание учащихся на достаточно высоком уровне, так как допустимы различные формы проведения, и активное включение учащихся способствует гораздо большему объему запоминаемого материала, что в свою очередь позволяет говорить об эффективности таких уроков.
  4. За счет нестандартного подхода и включения различных видов деятельности на интегрированных уроках снижается утомляемость и перенапряжение у детей, а это в свою очередь не только снижает негативное отношение к отдельному предмету, но и учебе в целом, дают толчок к желанию познавать, способствуют развитию памяти, воображения, мышления, позволяют обогатить речь ребенка.
  5. Нестандартный подход и межпредметная взаимосвязь дает возможность к безоценочному самовыражению, являются дополнительной возможностью для раскрытия способностей ученика.

Резюмируя изложенное, интегрированный урок можно считать необходимым изменением для более качественного усвоения материала, также способствующего такому уровню образования, который позволит ребенку в дальнейшем подходить к решению проблем комплексно, с умением рассматривать проблему с разных сторон и обоснованием принятого решения.

Для преподавателя интегрированный урок это не только возможность показать многогранность предмета или сохранения творческого потенциала учителя, но и возможность увидеть учеников в новой роли, возможность улучшения коммуникации, как внутригрупповой, так и с отдельными учащимися.

Воспитание здоровой зрелой и разносторонне развитой личности разве не лучшая награда учителю?

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Цикл интегрированных уроков чтения с изобразительным искусством в начальной школе», методическое пособие, 22 стр.

«Цикл интегрированных уроков чтения с изобразительным искусством в начальной школе», методическое пособие, 22 стр....

План - конспект интегрированного урока физической культуры и основных предметов начальной школы На тему «Закрепление изученного материала по основным предметам». Для 2 класса

Целью интрегрированного  урока по физической культуре и основным предметам начальной школы, было закрепление изученного материала. Учащиеся с удовольствием выполняли задания,  старались, сог...

«Интегрированный урок как средство успешного обучения в начальной школе».

   В работе обоснована актуальность темы «Интегрированный уроккак средство успешного обучения в начальной школе», определены конкретные цели и задачи.    Зн...

Технологическая карта интегрированного урока в 1 классе по УМК «Начальная школа 21века»

Данный материал приемлем для педагогов, работающим по различным УМК. Урок построен в форме интеграции нескольких предметов и современных технологий. Технологическая карта может быть полезна для участи...

Приёмы работы с текстом на уроках как средство формирования УУД обучающихся начальной школы.

Выступление на тему: Приёмы работы с текстом на уроках как средство формирования УУД обучающихся начальной школы.Цель:  знакомство с приёмами работы с текстом как средство формирования УУД обучаю...