Доклад «Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся»
учебно-методический материал
Доклад «Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_tsifrovye_tehnologii.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
г. Сергиев Посад
Доклад по теме:
«Использование возможностей
цифровой образовательной среды
для повышения познавательного
интереса обучающихся»
Подготовила:
учитель начальной школы
Колесова А.Н.
Декабрь 2021
На федеральном портале проектов нормативных правовых актов Минпросвещения России опубликован проект постановления правительства РФ о проведении эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды. Этот эксперимент по внедрению в российских школах и колледжах цифровой образовательной среды было запланировано начать с сентября 2020 года. Также постановлением утверждена целевая модель цифровой образовательной среды.
Как сказано в документе:
Провести с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2022 г. эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых.
«Цифровая образовательная среда» — один из федеральных проектов национального проекта «Образование». В его рамках еще в 2019 году запланировали выделить 3 миллиарда рублей на развитие необходимой для эксперимента инфраструктуры в 1,7 тысячи российских школ. По проекту федерального бюджета, финансирование проекта составит более 44 миллиардов рублей в 2020-2022 годах.
Что такое цифровая образовательная среда?
Из проекта следует, что цифровая образовательная среда (ЦОС) – это совокупность условий, созданных для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Иными словами, это все те инструменты, которые уже есть у российских школ, и которых еще нет (их сильно не хватало при дистанционном обучении):
· электронные журналы и дневники;
· платформы для получения и обмена информацией;
· сервисы для связи с учителями и учениками в чатах и в режиме видеоконференций;
· инструменты для создания проектов и презентаций;
· платформы для выполнения заданий в режиме онлайн.
Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды направлено на расширение доступа российских школ и учеников к качественным программам обучения и применения новых современных технологий. Но он не предполагает ухода от традиционных занятий в школах. Цифровая образовательная среда предполагает высокоскоростной интернет в школах, обеспечение соответствующей техникой и широкий набор сервисов, расширяющих интерактивность процесса обучения, но "не подменяющих собой живое общение с педагогом на уроках".
Вынужденный переход всех российских школ на дистанционное обучение "высветило зоны, требующие существенного улучшения в техническом и материальном оснащении". Внедрение цифровой образовательной среды должно исправить ситуацию и защитить от неожиданностей при таких вынужденных мерах, если они потребуются в дальнейшем. Кроме того, само дистанционное обучение также может быть востребовано, но не глобально, а тотально: например при объявлении карантина по инфекционному заболеванию в отдельно взятом классе или школе или для учеников, которые из-за травм не могут длительное время посещать занятия.
Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности.
Одна из важнейших задач современного учителя – это умение организовать профессиональную деятельность в условиях электронной образовательной среды. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного и воспитательного процесса и определяет успешность учебной и воспитательской деятельности.
Каждый из нас в педагогической практике использует различные пути активизации познавательного интереса.
« А что же такое - познавательный интерес? В чём он проявляется? » Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников, залог успеха. Он проявляется в активности и внимании детей на уроках, в их эмоциональных реакциях, в вопросах учителю, в чтении дополнительной литературы и т. д. Интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения. Многие думают, что у ученика на первом месте должны быть такие понятия как долг, обязанность, прилежание. Конечно, это очень важные стимулы обучения, но ведь заинтересованность предметом не противоречит им, а, наоборот, помогает привести ученика к успеху.
В современной школе одним из эффективнейших и действенных способов активизации познавательного интереса является использование на уроках цифровых образовательных ресурсов. (ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, соответствующие поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.)
Благодаря современным технологиям мы можем внести не только в урок незабываемый материал, но и дать возможность своим ученикам самостоятельно в игре при помощи различных тренажеров усовершенствовать свои знания.
Ни для кого не является секретом, что сейчас большинство учащихся свое свободное от школы время проводят в сети Интернет. Виртуальная жизнь, которую проживают дети, становится их реальностью.
Вовлечь в процесс обучения «рожденного в цифре ребенка» без естественной для него среды, становится все сложнее и сложнее. Но учитель, как никто другой понимает, что самое эффективное обучение - это обучение, связанное с жизнью. Поэтому развитие современной цифровой образовательной среды, которое сегодня имеет уникальные возможности для повышения качества обучения, стало весьма актуальным. Для учителя электронная среда даёт наибольший эффект при использовании:
– в проектной деятельности, при создании материалов к урокам, повышается наглядность предъявляемого материала, расширяются рамки урока за счёт использования всего богатства электронной среды;
– в качестве контроля, применяя различные виды тестирования;
– при выступлении на родительских собраниях, педсоветах, методических объединениях, семинарах, появляется возможность обмениваться актуальной информацией, и т.д.
Обучающимся электронная среда дает:
-доступ к электронному образовательному контенту;
- обучение в комфортной цифровой среде;
- повышение интереса к обучению;
-улучшение результатов освоения образовательной программы;
-развитие проектно – исследовательской деятельности;
- формирование осознанного выбора профессии на основании полученных цифровых компетенций и т.д.
Интернет предоставляет такое огромное количество программных и коммуникационных возможностей, что иногда теряешься в этом океане современных сервисов. Использование цифровых технологий вызывает все больший интерес у всех участников образовательных отношений. Они позволяют удовлетворять самые разные интересы школьников и выстраивать индивидуальные образовательные траектории. Хорошими помощниками для учителя стали различные образовательные платформы, с помощью которых можно существенно сократить рутинную работу учителя, и это очень важно.
Например— это сборник заданий по русскому языку и математике для 2-4 классов. Все задания Яндекс.Учебника составлены с учетом ФГОС и примерных рабочих программ по предметам. Можно быстро подбирать упражнения, как для всего класса, так и для отдельных групп и учеников, что позволяет формировать индивидуальные образовательные траектории. Проверять задания тоже не нужно — система делает это автоматически и показывает статистику: сколько времени каждый ребенок потратил на решения задания, сколько попыток он использовал, где ошибся. Задания сформулированы интересно и понятно, но самое главное — дети сами могут моментально увидеть свой результат. Для них очень важна обратная связь.
Учи.ру.
Для поддержания интереса к учебе важно давать ребенку то количество времени и заданий, которые необходимы для усвоения материала именно ему. Именно поэтому принципу построена работа на платформе «Учи.ру». Выстраивается индивидуальная траектория для каждого ребенка в классе и позволяет осваивать знания с оптимальной скоростью и количеством повторений и отработок. Мои ученики работают на данной платформе дома, при выполнении домашнего задания, созданного мной с помощью множества карточек по предметам. Очень удобно, что я могу отследить, что уже пройдено, в каких заданиях ученик допустил ошибку, сколько попыток было использовано, а самое главное при создании проверочной работы, автоматически выставляется оценка, также могу выдать работу над ошибками ученику, который не справился с данной работой. Учи.ру это еще и возможность нам участвовать как во внутренних, так и во всероссийских олимпиадах. А самое главное принять участие в марафоне между участниками образовательного учреждения, как ребята радуются, когда класс занимает первое место в школе, а особенно когда обходят даже старшеклассников. Это позволяет не только проверить знания, но и заслужить титул интеллектуального и образованного ученика. Дети, проявившие себя и показавшие лучшие результаты, получают сертификаты, грамоты или дипломы. Также на данном сайте есть возможность подготовки к ВПР, много тренировочных заданий.
«Российская электронная школа» – это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование. В «Российской электронной школе» можно учиться постоянно, а можно заглянуть, чтобы повторить пропущенную тему или разобраться со сложным и непонятым материалом. Это отличная возможность для учителей побывать на «открытых уроках» своих коллег и перенять лучший опыт или подобрать к своим урокам разнообразные дидактические и методические материалы.
Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart.
Новый инструмент для учителей — интерактивные задания на основе пособий для самостоятельной работы, разработанных АО «Издательство "Просвещение"» к учебникам из федерального перечня.
Задания по школьной программе: Вы отправляете ученикам ссылку на задания — прямо на уроке или как домашнюю работу. Они могут заниматься с любого устройства — компьютера, планшета или смартфона. Нужен только интернет.
Автоматическая проверка
Интерактивная рабочая тетрадь Скайсмарт оценивает выполнение заданий, учитель сразу получает результаты и экономит до 2 часов в день на проверке. Вы видите статистику по всему классу и баллы конкретных учеников.
Одной из форм использования компьютера во внеклассной работе является создание презентаций, докладов, учебных программ самими обучаемыми. При этом учащиеся не только углубляют и расширяют знания по теме, но и активно мыслят, привлекают для решения проблемы ранее полученные знания, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие всестороннему самостоятельному рассмотрению поставленной задачи.
Таким образом, уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...
Доклад "Использование современных образовательных технологий в начальной школе."
Доклад на тему:" Использование современных образовательных технологий в начальной школе"...
Приемы использования современных образовательных технологий, способствующих повышению эффективности образовательного процесса в условиях введения ФГОС второго поколения
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные з...
Доклад РМО_Повышение профессиональной компетентности учителей физической культуры путем самообразования через использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
Доклад РМО_Повышение профессиональной компетентности учителей физической культуры путем самообразования через использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения...
Презентация к докладу "Использование современных образовательных технологий на уроках математики в коррекционных классах"
Презентация к докладу "Использование современных образовательных технологий на уроках математики в коррекционных классах"...
Доклад «Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся».
quot; Научить человека жить в информационном мире"- важнейшая задача современного образования . Академик Андрей Петрович Семенов...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательны...