Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках.
учебно-методический материал (1 класс)

Формирование у каждого ребенка личной способности и потребности в самостоятельном инициативном чтении, т.е. в чтении по собственному побуждению и по общепринятым правилам. Такая способность и потребность при новой системе обучения развивается в детях постепенно, но обязательно с первого класса.

Приобщение младших школьников к художественной литературе как к искусству, развитие учащихся средствами художественной литературы - одна из важных и сложных проблем современной школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chitatelskoy_samostoyatelnosti.pptx2.45 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках. Учитель начальных классов МАОУ «Гимназия № 1 Октябрьского района города Саратова» Харьковская О.Н.

Слайд 2

В нашей стране, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения в целом, и интерес детей к чтению не исключение. Зачастую в настоящее время чтение книг заменяется просмотром телепередач, компьютерными играми, общениями в соц. сетях. Поэтому вопрос формирования читательской грамотности школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе. Перед начальной школой стоит сложная задача - формирование у каждого школьника желания, умения и устойчивой привычки выбирать и читать книги, то есть формирование школьника-читателя. Идея формирования младшего школьника как читателя развивается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, согласно которому «приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования»

Слайд 3

Цель Задачи Приобщить младших школьников к чтению в целом, и обучить их вдумчивому чтению Определить этапы, виды и методы работы с текстом, которые можно использовать в обучении младших школьников на уроках литературного чтения. Определить значение применения технологии правильной читательской деятельности на уроках литературного чтения для повышения качества знаний учащихся.

Слайд 4

Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения предполагает использование разнообразных приемов, обеспечивающих успешное решение данной проблемы.

Слайд 5

Существует несколько особенностей формирования читательской грамотности: 1. Формирование навыка чтения. Оно строится на умение правильно прочитывать слова; понимать смысл текста; выразительно читать; 2. Овладение техникой чтения. 3. Формирование читательских интересов. Выбор приемов должен быть таким, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию .

Слайд 6

Для решения этих вопросов я использую, на мой взгляд, наиболее эффективные приемы:

Слайд 7

1. Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ

Слайд 8

2. Прочитай слова без лишнего слога тюсалень леонапард лягушлика дязател инжидюк кастфурюля скотывородка повабурёшка серчавиз кадыпуста уктюроп петщерушка Читай только первые слоги. канат лентяй дача рисунок сани ракета фантазия концерт феникс тарелка фикус аллея карандаш

Слайд 9

3”К” измеряет Критическое мышление: способность оценивать аргументы и данные, допущения, абстрактные понятия, чтобы вынести суждение, и сформулировать соответствующие вопросы для достижения решения. Коммуникацию: способность к обмену информацией с целью достижения взаимопонимания и других коммуникативных намерений в различных ситуациях общения. Кооперацию: способность к организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций.

Слайд 10

Этапы читательской деятельности Этапы до чтения В процессе чтения после чтения Цель Прогнозирование тематики, характера, количества и специфики произведений в книге, книгах На основе оценки книги, возникших образов и представлений ставить конкретную цель чтения и активно включаться в освоение литературного произведения Достижение понимания смысла,извлечение всей полезной информации Способы читательской деятельности Прогнозирование по внешним показателям содержания (средства текстовой и внетекстовой информации: название, подзаголовок, предисловие, послесловие, оглавление, иллюстрации, сноски…) - запоминание воссоздание картин анализ - перечитывание творческая интерпретация восприятие художественного слова - смысловое чтение обобщение оценка выразительное чтение творческое задание обращение к новым книгам проектная деятельность

Слайд 11

Этапы обучения читательской самостоятельности № п / п Этапы обучения Годы обучения Виды уроков чтения 1 Подготовительный этап обучения читательской самостоятельности 1 класс Обучение грамоте и занятия внеклассным чтением 2 Начальный этап обучения читательской деятельности 2 класс Уроки классного и уроки внеклассного чтения 3 Основной этап обучения читательской самостоятельности 3 класс Уроки классного и уроки внеклассного чтения 4 Заключительный этап обучения читательской самостоятельности 4 класс Уроки классного и уроки внеклассного чтения

Слайд 12

Правила самостоятельной читательской деятельности

Слайд 13

На подготовительном этапе (1 класс) учащиеся овладевают правилами самостоятельной читательской деятельности: -восприятие и воспроизведение прослушанного произведения с помощью учителя; -ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения учителем вслух; -освоение закономерностей: содержание книги - иллюстрации, заглавие, автор; -узнавание прочитанных на уроке книг по двум из этих показателей.

Слайд 14

На начальном этапе (2 класс) учащиеся уже должны ориентироваться в каждой из группы книг до чтения. Они должны воспринимать и воссоздавать произведения в процессе и после самостоятельного чтения избранной книги - с опорой на иллюстрации. Сопоставлять книги с другими известными книгами по сходству, контрасту и т.д. Освоить закономерности, упорядочивающие читательский кругозор учащихся: книга-тема, книга-автор, книга-жанр, автор-книги . Например, о чем книга Сутеева «Палочка-выручалочка?» (о дружбе, о том, как хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце). Или: кто написал книгу «Палочка-выручалочка?» ( Сутеев ).

Слайд 15

На основном этапе (3 класс) учитель отрабатывает умение ориентироваться в книгах, выбирать их, соотнося со своими возможностями и потребностями, и читать, пользуясь приобретенными знаниями, на максимально доступном уровне; а также сосредотачивает внимание детей на умении вчитываться в текст произведения, запоминать его, заучивать наизусть отрывки и формирует привычку читать способом изучающего чтения. Примерами такого подхода к обучению могут служить разработки цикла уроков по теме. « Б.Заходер и его книги», «Сказки датского сказочника Г.-Х.Андерсена»; «Книги Чарушина » и др.

Слайд 16

На заключительном этапе (4 класс) у учащихся формируются основы самообразования - самостоятельный в соответствии с индивидуальным интересом выбор книг по заданной теме или по собственной потребности по различным областям знаний. Чтение из цели превращается в средство решения образовательных и личностных задач ребенка (проведение исследования, подготовка проекта, помощь школьной библиотеке, проведение занятий с малышами, участие в конкурсах и др.).

Слайд 17

У детей формируются такие читательские умения: - Умение воссоздавать в воображении картины, нарисованные писателем; - Умение воспринимать мир чувств и переживаний литературных героев; - Умение видеть авторскую позицию во всех компонентах текста художественного произведения; - Умение давать самостоятельную оценку художественного произведения в единстве содержания и формы.

Слайд 18

Учитель становится консультантом, помощником, он поощряет, нацеливает каждого ребенка на продвижение в формировании квалифицированного читателя.

Слайд 19

Связь школы с родителями в вопросе воспитания интереса к чтению Процесс формирования читательской компетентности в младших классах будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и родителей . К родительским собраниям, посвященным вопросам детского чтения, организовывать книжные выставки. Необходимо передать опыт личностного чтения самого родителя - это фактор более мощный, чем какой - либо другой, он способен открыть ребенку путь к книге, обусловить радостную мотивацию чтения. Консультация родителей по выбору литературы для прочтения.

Слайд 20

Памятка для родителей : 1 . Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам. 2 . Воспитывайте читателя личным примером. 3 . Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь. 4 . Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия. 5 . Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре. 6. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье. 7. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О книгах любимых рассказывайте с восхищением. 8. Поручите школьнику составить каталог домашних книг. 9 .Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга. 10. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги. 11. Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух раз в месяц. Также учитель с удовольствием порекомендует интересные книги

Слайд 21

Хочется подчеркнуть, насколько важно включать каждого школьника в активный, самостоятельный познавательный процесс. Привлечение читательского опыта школьников, использование возможностей детских книг являются особенностью организации обучения и формирования основ читательской грамотности. Это поддерживает интерес учащихся к деятельности с книгой и развивает читательскую эрудицию .

Слайд 22

Формирование у каждого ребенка личной способности и потребности в самостоятельном инициативном чтении, т.е. в чтении по собственному побуждению и по общепринятым правилам. Такая способность и потребность при новой системе обучения развивается в детях постепенно, но обязательно с первого класса. Приобщение младших школьников к художественной литературе как к искусству, развитие учащихся средствами художественной литературы - одна из важных и сложных проблем современной школы

Слайд 23

« Читательская самостоятельность - это способность читателя понять образцовое произведение и почувствовать его. Самостоятельное чтение детей заключается не в раскодирование графических знаков, а в общении с книгами , в переживаниях, мыслях, чувствах, раздумьях.» Ушинский К.Д .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская работа по самообразованию на тему " Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС"

В авторской работе размещены методические рекомендации по формированию читательской самостоятельности младших школьников....

Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»

Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения, значимость процесса ч...

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС.

Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают.Полноценный навык чтения - эт...

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС

Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Цель этой работы в начальной школе - заложить основы грамотного чтения. На уроках литературного чтения, внеурочной деятельност...

Обобщение опыта работы по теме " Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках ФГОС"

Данный материал раскрывает методы работы по формированию читательской самостоятельности младших школьников...