«Выявление и профилактика деструктивного поведения учащихся общеобразовательных организаций»
учебно-методический материал (1 класс)

Гевейлер Яна Александровна

Деструктивное поведение в психологии рассматривается как дезадаптивно направленный процесс взаимодействия личности со средой, характеризующийся отклоняющимися от конвенциональных (общепринятых) норм ситуационными реакциями, психологическими состояниями, приводящими к дезадаптации в обществе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.razrabotka.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

 «Выявление и профилактика деструктивного поведения учащихся общеобразовательных организаций»

Введение

Деструктивное поведение в психологии рассматривается как дезадаптивно направленный процесс взаимодействия личности со средой, характеризующийся отклоняющимися от конвенциональных (общепринятых) норм ситуационными реакциями, психологическими состояниями, приводящими к дезадаптации в обществе.  Психологический фактор деструктивного поведения в младшем школьном возрасте (равно как и его задатки в более раннем возрасте) во многом обусловлен тем, что ребенок не научен тому, как контролировать свои импульсы и проявление эмоций.
Также важно учитывать, что в этом возрасте еще не до конца сформировано критическое мышление, соответственно, ребенок еще не в состоянии полностью правильно оценить свои поступки и их последствия. 
Немаловажную роль здесь играет и воспитание в семье. Если ребенок растет в атмосфере вседозволенности, то, попадая в среду, вводящую правила и ограничения, он будет испытывать дополнительный стресс и дискомфорт, что также может стать причиной проявлений девиантного поведения в разных его формах.

Впервые цели деструктивного поведения детей начал изучать Альфред Адлер, а в дальнейшем — его ученик и последователь Рудольф Дрейкурс. В настоящее время можно выделить целый ряд известных специалистов — практиков, серьезно разрабатывающих данную тему как основу для воспитания современных детей — О. Крисченсен, У. Николл, Л. Алберт, Д. Динкмайер-мл., М. Попкин и др.  Исследователями в чистом виде выделено четыре ведущие цели деструктивного поведения, проявляющиеся в дошкольном и младшем школьном возрасте(привлечение внимания; борьба за власть;  месть; демонстрация несостоятельности, или избегание неудачи). Один из видов деструктивного поведения – агрессия. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.

Причин агрессивного поведения несколько:

1. Это выраженные эмоциональные нарушения, являющиеся следствием различных проблем перинатального или натального периода. Это ослабленные дети, подвижные, неустойчивые.

2. Это семейное неблагополучие.

3. Это стрессы, перемены или любые изменения.

4. Это излишне строгое воспитание, постоянные запреты или отказы

5. Или наоборот, это излишняя опёка, потакание любым прихотям.

6. Это повторение стиля поведения одного из родителей.

Таким образом, детская агрессивность имеет определённую причину, которую важно понять и принять. Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. В раннем подростковом возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек она выражена незначительно - они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии.

Приведем конкретный пример:

Ученик 1 дополнительного класса коррекционной школы систематически нарушает дисциплину во время учебных занятий (занимается посторонними делами, качается на стуле, говорит на посторонние темы, отвлекает одноклассников) и правила поведения в учебном заведении; периодически наблюдаются вспышки физической и вербальной агрессии (обзывается, дерется, кусается, переворачивает парты, кидается стульями)  по отношению к одноклассникам и педагогам, которые не коррегируются замечаниями и другими психолого-педагогическими  мерами воздействия 

Технология диагностики и профилактики агрессивности

Работа с педагогами ОУ

1.Информирование администрации школы

2. Информирование социального педагога

Запрос на беседу о правах и обязанностях, об ответственности, правилах поведения в коллективе, социуме

3.Консультация  для классного руководителя

Особенности  МЛО с учителями, сверстниками

Опросник «Ребенок глазами взрослых» А.А.Романова или анкета «Критерии агрессивности у ребенка» (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко)

Рекомендации  «Как работать с агрессивными детьми»

4. Консультация для воспитателя ГПД

5.Психолого-педагогический консилиум

6.Совет по Профилактике с представителем органов полиции

Работа с родителями(законными представителями) обучающегося

1.Консультация для  родителей обучающегося

Анамнез семьи(состав, межличностные отношения, интересы,досуг, состояние здоровья)

Рекомендации обращения к узким специалистам( неврологу, психиатру) для исключения проблем в данной области Ппмс-центр (Отечественная 10)

Памятки, рекомендации  по преодолению агрессивности у детей

2.Диагностика

Тест родительского отношения (А.Я.Варга,В.В.Столин)

3.Выступление на родительском собрании

Возрастные особенности младших школьников

«Причины агрессивного поведения детей»

«Роль сказок в воспитании детей»

Работа с обучающимися

1.Проведение классных часов совместно с кл.руководителем

«Толерантность», игры на взаимодействие, сплочение; «Личные границы» с показом видеороликов, презентаций

2.День здоровья

Станция «уголок радости»

3.Групповые занятия (включить в группу со спокойными детьми)

Программа «Тропинка к своему я» О.В.Хухлаева

Игровая терапия

Индивидуальная работа

4. Наблюдение в классе, на перемене, в группе продленного дня

Изучение поведенческих особенностей обучающегося

5 Изучение адаптации в классе

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики»(О.А.Орехова),

Уровень самооценки - «Лесенка » (В.Г.Щур)

Методика на определение трвежности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки)

Изучение мотивации :

Пределение мотивов учения(М.Р.Гинзбург)

6.Диагностика семейных взаимоотношенияй

Методика Рене Жиля

«Кинетический рисунок семьи»(Р.Бернс,С.Кауфман)

7. Диагностика агрессии

«Кактус»  графическая методика М.А. Панфиловой

Проективная методика «Несуществующее животное»

Тест руки Вагнера

8. Индивидуальные занятия

Занятия,беседы, направленные на изучение эмоций и чувств; контроль и способы выражения негативных эмоций, конфликты

Психогимнастика, 

Релаксация

Сказкотерапия(тест «Сказка»Л.Дюсс и  др.)

Проектное рисование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание" « Профилактика суицидального поведения учащихся» Подготовила учитель начальных классов МОУСОШ№6 города Петровск_Забайкальского Сизых Елена Викторовна

"СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ ДО 10 ЛЕТ СОВЕРШАЮТСЯ НЕЧАСТО. ЧЕМ МЕНЬШЕ ВОЗРАСТ РЕБЕНКА, ТЕМ БОЛЕЕ ТРАВМАТИЧНЫМИ БЫВАЮТ ПОПЫТКИ".Е.М. ВРОНО. Цель: Оказание профилактической помощи родителям по проблемам...

Девиантное поведение учащихся: причины, признаки, организация работы по его профилактике

Основные причины девиантного поведения школьников Понятие девиантного поведения учащихся в свете социологии, психологии и педагогики. Характеристика основных признаков  девиантного пове...

Профилактика деструктивного поведения

Буклет "Я выбираю жизнь". Творческая работа учеников под руководством классного руководителя. Пропаганда ЗОЖ...

План профилактических мероприятий направленных на выявление предотвращений и профилактику суицидного поведения несовершеннолетних

СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ ДО 10 ЛЕТСОВЕРШАЮТСЯ НЕЧАСТО. ЧЕМ МЕНЬШЕ ВОЗРАСТРЕБЕНКА, ТЕМ БОЛЕЕ ТРАВМАТИЧНЫМИ БЫВАЮТПОПЫТКИ....